Главный проект Бога часть 12

                Главный проект Бога.

                (часть двенадцатая)

     «Осанна Сыну Давидову!» Этот крик разносился по всему пути Иисуса, когда Он вошел через восточные ворота в Иерусалим по дороге, устланной пальмовыми ветвями.  Встречали Его с таким энтузиазмом единомышленники, сбегавшиеся со всех сторон, чтобы устроить Ему торжественную встречу.  Они преклонялись перед освободителем Израиля, который вскоре должен был стать их Царем, и даже сопровождавшие Его двенадцать апостолов сохраняли эту упорную мечту, несмотря на все предупреждения Учителя.

     Один Он, признанный Мессия, знал, что Его путь ведет к страданию и что Его ближайшие ученики могут проникнуть в Святилище Его мысли лишь после Его смертного часа. Он приносил себя в жертву непоколебимо,  с полным сознанием и твердой волей. Отсюда – Его покорность, Его кроткая ясность.

     Этим своим торжественным входом Иисус  всенародно  объявил духовным властям Иерусалима, что Он принимает на себя роль Мессии со всеми ее последствиями.

     На следующий день Он пришел в храм, где в преддверии толпились торговцы скота и меновщики денег, которые своими жадными криками и звоном монет оскверняли священные плиты храма. Обращаясь к ним, Он повторил слова Исаии: «Написано: дом  Мой  будет  домом молитвы, а вы делаете из него дом  разбойников». Торговцы, устрашенные приверженцами Иисуса, которые окружали Его плотным кольцом, и еще более Его власть имущим взором и повелительным движением руки, разбежались, унося  с собой столы и деньги.

     Пораженные священники удивлялись такой Его смелости и страшились такой власти. Посланные от синедриона подошли к Нему, требуя отчета и спросили: «Какой властью делаешь Ты все это?»  На этот лукавый вопрос Иисус ответил, по своему обыкновению, другим вопросом, не менее затруднительным для Его противников: «Крещение Иоанново откуда было: с небес или от человека?» Они же рассуждали между собой: «Если скажем – с небес, Он спросит, почему же мы не поверили ему, а если скажем – от человека, боимся народа, ибо все почитают  Иоанна за пророка». И сказали в ответ Иисусу: «Не знаем». Тогда Иисус произнес: «И Я не скажу вам, какой властью Я это делаю».

     Ответив таким образом на их нападение, Он перешел в наступление и прибавил: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в царство Божие». Затем, приведя притчу, Он сравнил их с дурным виноградарем, который убивает сына своего хозяина, чтобы завладеть его наследством, и кончил свою беседу с ними такими словами: «Камень, который отвергли строители и который сделался главою угла, на кого упадет, того и раздавит».

     Всеми этими действиями и словами Иисус отрезал Себе всякую возможность отступления. Уже давно во власти Его врагов было два главных обвинения, достаточных для того, чтобы погубить Его: Его угроза против храма и то,  что Он есть Мессия. Последние же нападения Иисуса на своих врагов раздражали их до последней степени, и с этой минуты Его смерть, уже решенная врагами, сделалась лишь вопросом времени.

     С момента Его появления в Иерусалиме наиболее влиятельные члены синедриона, саддукеи и фарисеи, которых общая ненависть к Иисусу соединила на время, сошлись в решении погубить «соблазнителя» народа. Но они еще колебались схватить Его при народе, так как боялись народного восстания.

     Борьба между Иисусом и фарисеями и саддукеями продолжалась тайным образом, с их стороны – с все усиливающейся ненавистью, а с Его стороны – с силой, стремительностью и энтузиазмом, возрастающим по мере приближения рокового часа. Это было последним нападением Иисуса на власть  мира сего. Он проявил в этой борьбе необыкновенную энергию и мужественную силу, облекшую, словно броней, божественную нежность Его души.
 
     Эта опасная битва закончилась громовыми обвинениями против лицемерных представителей религии: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятую часть из своего имения и оставляете важнейшее в законе: суд, милость и веру…  Горе вам, что уподобляетесь гробам крашенным, которые снаружи кажутся красивыми. А внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Матв. 33. 13,23, 27).

     Заклеймив таким образом на все времена религиозное лицемерие и лживый священнический авторитет, Иисус решил, что битва Его кончена. Он вышел из Иерусалима в сопровождении своих учеников и направился к горе Елеонской, откуда можно было увидеть храм Ирода во всем его великолепии.

     Ученики, терявшие надежду и предвидевшие катастрофу, обратили Его внимание на великолепие храма. В их словах должны были звучать грусть и сожаление, так как в тайниках души они до последней минуты надеялись заседать в Иерусалимском храме как судьи Израиля, окружая  венчанного в первосвященники-цари  Мессию. Иисус обернулся, измерил взором храм и сказал: «Видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне» (Матв. 24. 2).

     Он судил о продолжительности существования храма Иеговы по нравственной ценности тех, которые господствовали в нем. Он знал, что фанатизм, нетерпимость и ненависть не представляли достаточного оружия против язычества и против топоров римского Цезаря. Своим прозрением посвященного, ставшим еще более проникновенным благодаря приближающейся  смерти, Он видел как иудейская гордость, политика его царей, и вся история Израиля роковым образом двигалась к этой катастрофе.

     Торжество Израиля было не там; оно было в мысли пророков, во вселенской религии и в том невидимом храме, который Иисус один сознавал вполне в этот час.  Что же касается древней крепости Сиона и храма, построенного из камня, Он уже видел ангела разрушения, стоявшего у его дверей с факелом в руках.

     Иисус знал, что близится решительный час, но Он не хотел быть застигнутым врасплох синедрионом и удалился в Вифанию. Чувствуя особое влечение к горе Елеонской, Он приходил туда почти ежедневно беседовать со своими учениками. Там Иисус давал своим ученикам свои последние поучения о будущем принесенной Им религии и о грядущих судьбах человечества, завещая им свое земное и небесное обетование, глубоко связанное с Его эзотерическим учением.

     Речи Иисуса переданы нам редакторами синоптиков в такой сбивчивой форме, которая делает их почти неподдающимися толкованию. Их смысл начинает проявляться лишь в евангелии св. Иоанна. Если бы Иисус действительно верил в свое второе пришествие на облаках через несколько лет после смерти, как это допускается натуралистическим толкованием, или если бы Он воображал, что конец мира и последний суд над людьми произойдут в той форме, в какой их представляет ортодоксальная теология, Он был бы лишь несовершенным ясновидящим и фантастическим мечтателем, вместо того чтобы быть мудрым Посвященным  и  божественным Духовидцем, о чем свидетельствует каждое слово Его учения, каждый шаг Его жизни.

     Слова Иисуса должны быть понимаемы в аллегорическом смысле, соответственно высшему символизму пророков. Тот из четырех евангелистов, который передал лучше других эзотерическое учение Иисуса, подсказывает нам это толкование сам, когда передает следующие слова Учителя: «Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить… ДОСЕЛЬ Я ГОВОРИЛ ВАМ ПРИТЧАМИ, но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце» (Иоанн, 16. 12,25).

     Торжественное обетование Иисуса, данное апостолам, относится к четырем сферам: индивидуальной жизни отдельного человека; национальной жизни Израиля; земной эволюции человечества; его божественной эволюции.

     Рассмотрим одну за другой все четыре сферы:

     1. ПЕРВЫЙ СУД означает потустороннюю судьбу души после смерти физического тела. Он определяется сокровенной природой души и ее поступками в течение жизни.  На Елеонско горе Иисус сказал по этому поводу апостолам: «Смотрите же за собой, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и заботами житейскими и чтобы день тот не настиг вас внезапно» (Лука. 21.34). И еще: «Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын Человеческий» (Матв. 24. 44).

     2. РАЗРУШЕНИЕ ХРАМА И КОНЕЦ ИЗРАИЛЯ. «Ибо восстанет народ на народ… Тогда будут предавать вас на мучение… Истинно говорю вам: не перейдет род сей, как сие будет» (Матв. 24. 7. 9. 34).

     3. ЗЕМНАЯ ЦЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Она не определяется какой-нибудь указанной эпохой, но которая достигается рядом последовательных и постепенных совершенствований. Эта цель – пришествие социального Христа или Богочеловека на землю; т.е. воплощение Истины, Справедливости и Любви в человеческом обществе. И, как последствие, умиротворение всех народов. Исая предвидит эту эпоху такими словами: «Ибо я знаю деяния их и мысли их; и вот  приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение» (Исая. 66. 18-24).

     Довершая это пророчество, Иисус  объясняет своим ученикам, каково будет это знамение. Это будет пришествие Святого духа, которого Он называет также Утешителем или «Духом Истины, который поведет вас к полноте истины».
«И Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век, Духа истины, которого мир не может принять потому, что не видит Его; а вы знаете Его, ибо Он с  вами пребывает и в вас будет» (Иоанн. 14.16, 17).

     Апостолы будут иметь это откровение ранее, все человечество получит его позднее, в течение будущих веков. Но каждый раз, когда дух истины проникает в сознание отдельного человека или целой группы людей, он пронизывает его до самой глубины, «ибо как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Матв. 24. 27).
 
     Так бывает, когда зажигается великая духовная истина, она освещает все вытекающие из нее истины и светит на все миры.

     4. СТРАШНЫЙ СУД  означает конец космической эволюции человечества или его вступление в состояние духовное. Это то, что персидский эзотеризм  называл победой Ормузда над Ариманом, или духа над материей. Индусский эзотеризм называет это окончательным поглощением материи духовным началом, или концом «единого дня Брамы».  После тысячи веков должна появиться эпоха, когда путем длинного ряда воплощений, отдельные индивидуумы, составляющие человечество, перейдут окончательно в состояние духовности, или же будут поглощены и уничтожены – как сознательные души – началом зла, т.е. своими собственными эгоистическими страстями, символом которых и является «геена огненная и скрежет зубовный».

     «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся  все племена земные и увидят Сына Человеческого грядущего на облаках небесных с силою и славою великой. И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласной; и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Матв. 24. 30, 31).

     Сын человеческий – термин родовой, означает здесь человечество в его представителях, достигших совершенства, т.е. то небольшое число, которое воспитало себя до ступени Сына Божьего. Знак Сына Человеческого – Агнец и Крест, т.е. Любовь и вечная Жизнь. Облако – образ мистерий, ставших прозрачными, а также тонкой материи, преображенной духом, субстанции утонченной, которая не представляет более плотного и темного покрова, но легкое и прозрачное облачение души, не являющееся грубой преградой, но выражающее Истину; образ не обманчивой видимости, но самой духовной истины, внутреннего мира, беспрепятственно и непосредственно проявляемого. Ангелы, собирающие избранных, суть те совершенные духи, которые сами произошли из человечества. Призывная труба символизирует живое слово Духа, раскрывающее истинную суть человеческой души и разрушающее все лживые видимости материи.

     Иисус, зная себя накануне смерти, раскрывал перед апостолами все лучезарные перспективы, которые с самых древних времен составляли часть учения мистерий. Он изложил их в образах изумительной смелости и внутренней силы.

    Иисус знал, что Его идея не могла быть понятна немедленно,  и Он хотел запечатлеть ее огненными письменами в юной душе своих учеников, предоставляя будущим векам вызвать наружу скрытые силы, заключенные в Его слове. Он сказал своим ученикам эти гордые слова: «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Матв. 24. 35).

     Его судьба приближалась со страшной быстротой. Уже проходили совещания в Синедрионе, и решено было предать Его смертной казни; уже Иуда из Кариота обещал выдать своего Учителя.
 
     Надо думать, что эта черная измена была вызвана не низкой  жадностью к деньгам, но честолюбием и несбывшимися надеждами.  Иуда, отличавшийся холодным эгоизмом и духом позитивизма, не способный на малейший идеализм, мог сделаться  учеником Христа из одних лишь мирских побуждений. Он рассчитывал на немедленное земное торжество Пророка и на свое собственное возвышение. Он не мог понять глубокого значения слов Учителя: «Кто хочет сберечь душу свою, тот потеряет ее, а кто теряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее» (Лука. 9. 24).

     Иисус в своем безграничном милосердии принял его в число своих учеников, в надежде изменить его природу. Когда Иуда увидел, что дела принимают худой оборот, что Иисус погиб, Его ученики на дурном счету, и он сам обманут во всех своих ожиданиях, разочарование его превратилось в ярость. Несчастный предал Того, Кого считал неистинным Мессией, обманувшим все его надежды.

     Одного пристального взгляда было достаточно, чтобы Иисус угадал, что происходит в душе изменника и Он решил не избегать Своей судьбы.

     Был канун Пасхи Иудейской. Он велел ученикам приготовить Пасху в городе у одного из  Своих сторонников. Он предвидел, что она будет последней в Его жизни и хотел придать ей как можно больше торжественности.

     Здесь мы подходим к последнему акту мессианской драмы. В двух первых актах Его жизни, т.е. Его посвящении и Его публичном служении развернулась вся внутренняя драма Его сознания.

     Последний акт Его жизни, или драма Страстей Господних, есть последствие двух предыдущих; как все великое, она является в одно и то же время и простой и необъятной, и ясной и таинственной.

     Драма Страстей Господних содействовала могучим образом распространению христианства. Она исторгала слезы у всех, кто имел сердце. Она обратила миллионы душ.

     Все отдельные сцены этой драмы, рассказанные в Евангелиях, отличаются необыкновенной красотой.

     Каждый может возродить в себе божественную драму, но никто не смог бы переделать ее. 

                Конец двенадцатой части.

     1. Библия. Библейские общества, Москва, 1995 г.

     2.   Толковая библия или комментарии на все книги св. писания Ветхого и Нового Завета. Издание преемников А.П. Лопухина, 1905 г.
 
     3. Э. Шюре. Великие Посвященные, Репринтное воспроизведение издания.1914г.


Рецензии