Апчхи!

Их было уже трое, когда папа ушел. Старшему было десять лет, младшему полтора года, а ей, средней дочке – Леночке – уже целых четыре года.
Папа ушел на работу, как обычно, но больше не приходил. Леночка это заметила, но сама по себе он была тихой девочкой, возраст почемучки у нее почти не проявлялся. Но она была внимательной и стала замечать, что с того дня, когда папа ушел и не пришел, все сильно погрустнели, и всё ждала, когда же он вернется, чтобы все стало как раньше.
***
Теперь дома в основном все молчали. Старший брат перестал скандалить из-за уроков и тихо плакал перед сном, когда мама закрывала дверь в детскую комнату и уходила на кухню.
Мама больше не улыбалась, не журила старшего, не шутила ни на д кем, не пела малышу песенки, не рассказывала ему стихи и не читала вечерами им вслух книжки. Мама ходила хмурая, задумчивая, даже перестала отчитывать старшего брата за не сделанные уроки.
Еще мама перестала наряжаться, чтобы отвести Леночку в садик. По утрам теперь она просто надевала куртку, почему-то папину, сапоги, шапку, и, чертыхаясь, подхватывала подмышку ноющего младшего брата, чтобы дотащить его с пятого этажа до первого, где стояла коляска. Всё время теперь торопила Леночку идти быстрее и даже не напоминала, что надо держаться за перила или чтобы Лена обходила лужи от подтаявшего, совсем грязного в марте снега. Теперь они шли в садик и из садика так: мама молча толкала коляску по слякоти, а Леночка старательно обходила лужи, грязь и очень торопилась, боялась, что упустит маму, потому что та про нее будто совсем позабыла. Только на пороге мама будто бы спохватывалась, начинала оглядываться, где дочь и бранила Леночку, что она отстаёт.
Леночке очень не хватало того, как папа привозил ее утром и иногда даже забирал вечером на машине.
***
Воспитатели тоже стали странные, но по-другому. Они наоборот улыбались Леночке, старались с ней поговорить, обнять и приласкать. Няня предлагала добавку и приходила специально перед тихим часом, наверное, хотела тоже послушать сказку, поэтому садилась на Леночкину кровать и гладила ее по ладошке или по голове. Однажды воспитательница закончила читать книжку, и они с няней стали шепотом беседовать. Леночка в полудрёме услышала:
- Как же она теперь-то? Трое детей, маленький там совсем, даже на работу не устроится.
- И квартира у них была в ипотеку, они же оба детдомовские, свои продали и вот, сюда переехали.
- Да, просто жуть.
Леночка ничего не поняла и уснула.
***
Пока Леночка была дома, мама все время с кем-то говорила по телефону. Много слов Леночка не знала: кремация, поимки, следователь, юристы. Но и знаковые слова встречались. Например, Леночка подслушала, что-то похожее на машина и мясо и что-то про венки. Думала потом перед сном, а как это машина и мясо вместе? Машина же железная, а мясо в магазине. И зачем взрослым венки? Это же детское.
***
Леночка заметила, что папы давно нет дома, и однажды, в субботу утром, пока мама готовила детский завтрак, спросила:
- Мама, а когда папа придет? Когда мы пойдем в зоопарк? Выходные же, а его нет.
Мама молча отвернулась, стала мешать кашу в кастрюле, сказала детям идти мыть руки, сама подняла с пола младшего, чтобы помыть ему руки на кухне.
Старший брат и Леночка сели рядом за столом, поставили на подставку планшет, брат включил какие-то мультики про стрелялки, и за время спора, что же смотреть, Лена уже и забыла про то, что спрашивала.
Мама молча поставила им с братом тарелки с кашей, взяла тарелку малыша и повернулась к его стулу, чтобы покормить с ложечки.
И тут Леночка неожиданно громко чихнула. Это было так внезапно, что она даже не успела отвернуться от брата и стола.
- Ааааа!!!! - заорал старший брат, вытирая руку другим рукавом – Фу!!!! Мама!!! Все ее сопли прямо мне в тарелку!

Мама медленно повернулась и посмотрела на них с братом страшным взглядом, то на него, что на нее.
  Вы что натворили?!
Леночка замерла и сидела с широко открытыми глазами, боялась как будто бы даже дышать. А мама продолжала тихим злым голосом.
- Вы что, обалдели, паршивцы? Ты чего орешь? А ты что? Тебе скоро 5 лет! Ты что не знаешь, что надо нос и рот прикрывать, когда чихаешь? Ты думаешь кому-то приятно твои сопли есть? Ты что, совсем глупая?
Леночка смотрела во все глаза на маму. И не понимала, почему мама просто не сказала как обычно «Будь здорова!», почему не посмеялась над братом или просто не убрала тарелки и не сделала им бутерброды? Этот голос и взгляд, эта мамина злость – всё это было так страшно и непривычно, что по грустному личику сами собой потекли крупные слёзы.
 - Вы понимаете, что у меня нет больше каши! И папы больше нет! И денег нет! А вы кашу выбрасываете! Мне где деньги взять? Вы понимаете, что нам жить не на что? Паразиты! Что мне с вами делать?!
Старший тоже заплакал и заголосил:
- Что мы тебе сделалиии?! За чтооо ты так с нами?!
Мама швырнула тарелку на стол младшему брату. Он этого испугался и тоже захныкал.
- Что вы мне сделали? Вы? Да ничего! Ничего вы не сделали! Вы просто есть! А его больше нет!
Мама схватила со стола испорченную кашу, швырнула их в мойку так, что они, наверное, разбились, села на корточки спиной к стене, привалившись к кухонному шкафу, и заплакала, уткнувшись лицом в ладони.
- Нет его! Нет! Нет! Он меня оставил одну! Говнюк! Взял и умер, чертов предатель! Бросил меня одну со всем этим!
Стало очень грустно. Леночка сползла со стула, тихонько подошла к маме, обняла ее и просто стояла рядом. Старший брат тоже подошел и обнял их. Младший успокоился, потому что все обнимаются, вытащил ложку и неловко пытался есть сам, размазывая кашу по себе и столу - пока никто не видит.
- Ладно, ладно... Простите меня, дети... Простите. Я вас очень люблю. Все будет хорошо. Я справлюсь, как-нибудь справлюсь. Всё нормально, я успокоилась, не плачьте – мама вытерла слёзы, приподнялась сама, обняла Леночку с братом, стала вытирать им щеки полотенцем, глянула на малыша.
- Боооже! Вы только посмотрите!
Дети повернулись к младшему и увидели, что он пытается вылизывать тарелку, прижимая ее дном ко лбу. Каша стекает во все стороны, и всё вокруг уже в ней. Малыш поймал их взгляд и так смешно и хитро заулыбался, что все - Леночка, старший брат и даже мама - захохотали.
- Что ж, товарищи. И с этим справимся. У меня есть яйца, сейчас яичницу пожарю – мама взяла полотенце и с прибаутками «а кто это у нас тут устроил хрю-хрю?» (как раньше, когда папа еще не ушел!) пошла к стулу собирать кашу. Дети уселись за стол, смотреть мультик и ждать новый завтрак. Но тут мама будто вспомнила что-то, остановилась, повернулась к детям и окликнула:
- Леночка, милая!
- Что, мам?
- Будь здорова!

Октябрь, 2021г.


Рецензии