The Crowd
Кинг Видор – один из ведущих голливудских режиссеров первой трети XX ст. Наиболее заметные картины этого деятеля американского кинематографа приходятся на середину – конец 20-х гг.
Антивоенный «Большой парад» (1925) снискал огромную популярность у зрителя и принес Видору мировое признание [1]. В 1928 г. в выходит «Толпа», явившаяся для режиссера очередной кинематографической удачей.
«Толпа» – одна из немногих картин 1920-х гг., затрагивающих социальную проблематику в преддверии надвигающейся экономической депрессии [2].
Это было странное, нетипичное явление для кинопроката тех лет. На волне коммерческого успеха предыдущей картины Видор может позволить себе снять фильм, сценарной основой которого выступает заурядная история «маленького», «среднего» человека [3].
Ирвинг Тальберг, один из «боссов» MGM, полагал, что развлекательный «киномусор», непрерывным потоком сходящий с «конвейера грез», следует изредка разбавлять подлинным произведением искусства. Ушлый делец от киноиндустрии, однако, не прогадал и здесь – кассовые сборы «Толпы» перекрыли затраты на производство вдвое [4].
Один из первых интертитров «Толпы» гласит: «Когда Джону исполнился 21 год, он был одним из 7 млн. человек, которые верили, что судьба Нью-Йорка у них в руках» [5].
«Толпа» задает своеобразный канон «демократического» кино [6]. Пресловутая «американская мечта» выступает здесь идеологическим пространством, в пределах которого герой Видора претерпевает всевозможные социальные коллизии.
Траектория судьбы мелкого клерка «у Видора обрамлена двумя хрестоматийными кадрами» [6]. В самом начале картины зритель обозревает панораму грандиозного мегаполиса с его величественными небоскребами. Кинокамера лифтом едет вверх – навстречу «ощетинившимся» высотками небесам [7].
Однако «бескрылым жукам», бесцельно снующим в безбрежном море житейской поденщины, не понять высоты неба. «Око» камеры» намеренно выхватывает один из домов, ползет по стене вверх, но, не достигая вершины, произвольно заглядывает в «глазницу» окна большой комнаты [1]. В просторном помещении сотни служащих корпят над своей бумажной работой, и режиссер словно «кладет руку» на плечо одному из них.
Многомиллионный город стремительно коллапсирует до пределов скромной коммивояжерской конторки. Атомизированные клерки в совокупности представляют определенный социальный тип, а посему главный герой «Толпы» Джонни Симс больше себя самого [8].
Такого рода экспозиции в кино в дальнейшем стали хрестоматийными [9, с.8-10]. Именно так работает киноязык, преодолевающий необходимость художественной выразительности при раскрытии характера героя. Сам Видор был убежден: «Фильм должен быть наглядным изложением авторской мысли. <…> Я считаю ошибочным создание фильма с помощью пера и бумаги. <…> Фильм должен создаваться перед оком камеры. Большинство недоразумений проистекает именно от того, что фильм рассматривается, как роман или драма» [5].
В заключительной сцене камера «убегает» от героя, постепенно поднимаясь все выше, и Джон неизбежно теряется во тьме кинозала среди сотен ему подобных [6]. Таким образом, Видор вновь хочет подчеркнуть подлинный масштаб истории, затрагивающей весь мир.
1. Е. Карцева. Видор, Кинг http://www.quitandwin.ru/vidor-king.php
2. Academy and Historian Kevin Brownlow Present King Vidor’s Striking Silent Classic ‘The Crowd’ https://www.indiewire.com/
3. Faces in ‘The Crowd’ https://www.dga.org/
4. The Crowd (1928) https://classicmovietreasures.com/the-crowd/
5. Кинг Видор и его фильм «Толпа»: проблема обезличивания современного человека https://www.youtube.com/watch?v=0xN9oGUZKBo&t=1938s
6. Алексей Гусев. Большое белое здание https://seance.ru/articles/bolshoe-beloe-zdanie/
7. Three Reasons: The Crowd https://www.youtube.com/watch?v=UKsF1cJmNU4&t=186s
8. La foule de King Vidor: Un quotidien mortel
http://cinerestor.canalblog.com/
9. Ахметов, Камил Спартакович. Кино как универсальный язык / К.С. Ахметов. – Москва: Издательство АСТ, 2019. – 464 с.
Свидетельство о публикации №221103001410