Тост чашей с хашем

 
               
                Другу юности Рефату Шакир-Алиеву



   Завтра другу моей юности исполняется 76 лет. Вряд ли он скрывает свой возраст и надеюсь, что я его не выдала.

   Пятьдесят пять лет назад, трудно поверить, вроде это было вчера, мы собирали хлопок в Голодной степи Узбекистана. Название это «говорящее», почвы там  засоленные и непригодные к выращиванию хлопка, да и чего-либо другого, но партия сказала «надо!» . Мой отец был одним из первых, кто занялся мелиорированием этих земель, их промывкой и дренажными работами и хлопок начал расти.
 
   Вода подавалась в специальные громадные бетонированные лотки, на бетонных же «козлах»-подпорках, а питьевую привозили в цистернах и сливали в высокий и узкий бетонированный колодец. Жили мы в двух бараках.

   Вот пишу эти строки и памятью сердца чувствую запах степных трав, смешанный с соляркой. Солярка была везде, и в воде, и в еде. Поскольку я собирала хлопка недостаточно, меня  в наказание отправили работать на кухню. Работа эта была адовой, никто не соглашался. Даже и в дождливую погоду, когда все оставались в бараках, мне надо было подниматься на рассвете, чтобы приготовить все к обеду, как говорится, дождь или нет, а есть все хотят. Поваром был назначен Неъмат-ака, наш студент, который был старше нас и в армии уже поваром отработал, а вот я и еще одна девочка болезненная были подмастерьями. Несколько ведер лука и картошки надо было начистить как к обеду, так и к ужину.  Моя курточка-ватник не теряла лукового запаха даже и за следующую зиму в кладовке моих родителей. Руки мои тоже приобрели луковый запах на долгое время, несмотря на мытье . Когда все после ужина отдыхали или танцевали под радиолу, я мыла котлы и фляги, в которых обед отвозился в обед на поля.

  Забирали нас на сбор хлопка в середине сентября, когда днем еще было более тридцати градусов, а ночные температуры резко падали, что и позволяло коробочкам хлопка трескаться и открываться. А назад автобусы приходили за нами предположительно ( точного срока до последней минуты мы не знали) ближе к 7 ноября.

   Хотя мы их и караулили, но  лучше праздника было не придумать, когда кто-то глазастый вдруг издавал вопль:

   -   Автобусы!!!

   Но уже за неделю до предполагаемого отъезда настроение у всех было приподнятое. А 31 октября – день рождения Рефата. А что же подарить-то , находясь в Голодной степи?
   Я решила сварить холодец, всеми нами любимый, который хоть как-то бы разнообразил  пресную пищу, ведь припасов, привезенных из дома, уже не осталось. С разрешения повара я несколько дней подряд собирала кости с остатками мяса ( наивная!), а с утра 31 октября, поставив кастрюлю на два кирпича, неустанно поддерживала под  ней огонь. Лавровый лист и одна головка чеснока.

   Конечно, это были не те части мяса, и не те кости, холодец мой не застыл, хотя запах был очень манящим.
 Я расстроилась, но ребята были в восторге, включая и виновника торжества:

   - Не расстраивайся, Ленка, очень вкусно, это же суп-хаш, самое-то под выпивку!

    И вот сегодня, спустя 55 лет, я сварила холодец и , пока он не застыл, я поднимаю  эту чашу хаша за твое здоровье, Рефатик, за мир в твоей семье и вокруг тебя!

 За то, чтобы ты много еще лет радовал  друзей  и читателей сайта своими искрометными афоризмами.

 И обнимаю тебя виртуально.

P.S. Льщу себя надеждой, что первой поздравила тебя.
   


Рецензии
Вкус твоего сказочного супа-хаша я помню до сих пор, милая подружка далекой нашей юности!
Мой день рождения на хлопке был переломным моментом, после которого у всех студентов наступало чемоданное, а точнее, фартучное настроение - сидели на фартуках и ждали вывоза домой. Поэтому меня друзья торопили, чтобы я скорее рождался))
Признайся Леночка, не от того ли ты выбрала профессию акушер-гинеколога по окончанию института?))
Большое спасибо, что ты есть у меня, такая верная подружка!

Рефат Шакир-Алиев   02.11.2021 23:20     Заявить о нарушении
Признаюсь. Чтобы помочь тебе быстрее родиться. Я с изумлением подсчитала: 55 лет назад.
Моя мама, земля пухом, рассказывала, что лежала в стационаре " полуправительственном", когда заглянула медсестра и спросила, не знают ли пациенты, куда Ахмедова делась. Ну, мама и призналась, что Ахмедова это она, как раз сегодня ( 26 июля день бракосочетания моих родителей) исполнилось 45 лет, как она стала Ахмедовой. А через некоторое время зашел главврач с открыткой и поздравлением с 45-м днем рождения! ( ей было 65 лет).
Так что с 55-м днем рождения, Рефатик.

Елена Ахмедова   03.11.2021 21:41   Заявить о нарушении
Как 55 лет? Ты с какого года считаешь, Леночка!

Рефат Шакир-Алиев   03.11.2021 22:06   Заявить о нарушении
Ну, кругло, с 1965 или 66-го, 3-й или 4-й курс, точно не помню.

Елена Ахмедова   04.11.2021 21:35   Заявить о нарушении
И было это в степи голодной...))

Рефат Шакир-Алиев   04.11.2021 21:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.