К лауреатам премии К. Хетагурова и не только

Сотрудники Института национального развития им. Царазон Ас-Багатара неоднократно в своих работах указывали на то, что непринятие должных мер по укреплению основных нациеобразующих признаков осетинского (иронского) народа приведет к крайне негативным последствиям. К сожалению, наши прогнозы в очередной раз оправдались, что, в частности,  выразилось в ряде событийных мероприятий, публикаций, напрямую ведущих к расчленению нашего народа.

Так, в газете «Свободный взгляд» от 06.03.2021 г. была размещена публикация доктора филологических наук Ф.М. Таказова, в которой было заявлено буквально следующее: «Статуса же языка дигорский приобрел не в 1994 году (хотя до сих пор в таком статусе ему отказывают национал-шовинисты), а в конце XIX столетия, с изданием Блашка Гурджибети первой книги на дигорском языке в 1898 г. (Цабаев В., Четиты Р. Осетинская книга. Библиография. Орджоникидзе: Ир, 1977. – С. 111), кстати, на год раньше «Ирон фандыра» Коста Хетагурова, на чье имя ссылаются депутаты в своем доказательстве статуса иронского диалекта как общенационального языка»…

«Почему-то национал-шовинисты считают, что народ может иметь только один язык»…

«Иронский диалект не обладает возможностями даже ингушского языка»…

«Когда в двух районах уроки дигорского заменили на иронский диалект, ни один дигорец не возмутился и не задался вопросом, если нашим детям не нужен дигорский диалект, то зачем им нужен иронский диалект? Когда ставили бюст Коста в Чиколе и собираются поставить в Дигоре, никто не задался вопросом: а почему Блашка Гурджибети или Георгию Малиеву не поставите? Вы предложите поставить бюст Г. Малиева или Б. Гурджибети в Алагире или Ардоне. Вы узнаете тогда, какие вопросы они вам зададут. Почему-то никто не задался вопросом, когда Озрекцам с барского плеча подарили (представив это еще, будто их облагодетельствовали) вместо дигорских учебников иронские, хотя сами озрекцы просили прислать им дигорские»…

«дигорцы смогут сами определить, кто они – осетины или дигорцы»…

Закономерным следствием этих и других откровений Ф.М. Таказова стало проведение 9-11 октября 2021 г., впервые со дня образования Северо-Осетинской АССР (1924 г.), «Дня дигорского языка» в здании «Национальной научной библиотеки» (г. Владикавказ). Последнее, безусловно, ведет к усилению разобщенности, недопонимания в нашей национальной среде, стимулирует национал-сепаратистские тенденции. Для большей ясности напомним, что «Сепаратизм рассматривается большинством политологов   как крайняя и радикальная  форма самоопределения, предлагающая и распространяющая идеи, поддерживаемые определенной политической партией или группой об отделении народа, территории, региона или сообщества, в основе которых лежат специфические обособленные (изоляционистские) формы национальной или региональной идентичности» [Сепаратизм. Электронный ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сепаратизм. Дата обращения 20.10.2021].

22 октября 2021 г. нами на странице общенациональной газеты «AJD;N» в Facebook была размещена публикация «Ощенародный аланский/иронский язык и его диалектология», в которой была представлена принципиально новая концепция по диалектологии нашего национального языка, ведущая к консолидации всего иронского (осетинского) народа. Несмотря на положительную реакцию на данную публикацию  подавляющего числа наших читателей, непонятно почему не на шутку возбудился другой доктор филологических наук, профессор В.Д. Таказов.

Не сформулировав ни одного весомого научного аргумента против представленной нами концепции, ее новаторского характера, он решил подойти к рассматриваемой проблеме в языкознании с несколько другого бока, заявив: «Мне представляется, что автор сам не понимает, что он хотел сказать в начале и запутался настолько, что его жаль. Время сейчас ковидное, а потому прощается таким многое, но если еще в состоянии отличать белое от черного, то перестаньте умничать, иначе по Вам плачет интересная статья. Догадайтесь, какая? Это самое доброе, что я желаю автору». Здесь невольно возникает ассоциация с 37-ым годом, когда плеяда осетинской интеллигенции стала жертвой подсуетившихся доносчиков, которые рисовали им расстрельные статьи.

Вы только оцените всю философскую глубину высказанных professore Таказовыми мыслей. Два заурядных выходца из селения Лескен взяли на себя роль ниспровергателей имени и наследия Коста Хетагурова, открыто издеваются над нашим родным языком, налево и направо расклеивают ярлыки типа – «национал-шовинист» и, плюс ко всему, угрожают расправой только им известной «статьей» тем, кто воспринимает критически их дремучую отсебятину и пошлятину. Действительно, какие Времена, такие и профессора.

Относительно представленной нами концепции по диалектологии осетинского/иронского языка, мы вынуждены сказать о том, что она более десяти лет назад получила одобрение и всемерную поддержку  специалистов Института социально-политических исследований РАН, Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Российского университета дружбы народов, Московского государственного института международных отношений МИД РФ, Института российской истории РАН и других ведущих научных учреждений России. По Таказову получается, что и они все «запутались» и их, он сердобольный, должен «пожалеть», а при случае привлечь по «интересной статье».  Срамота, да и только!

Сотрудники Института национального развития им. Царазон Ас-Багатар не единожды выступали в открытых информационных источниках по принципиальным вопросам развития Алании, давали отповедь тем, кто пытается всеми правдами и неправдами принизить наши национальные ценности, уничижительно трактует нашу национальную историю. Однако непонятную позицию по этим вопросам  занимают те, кто в первую очередь  должен был реагировать на подобного рода высказывания и действия. Мы согласны с тем, что «Слово – серебро, а молчание – золото», вместе с тем, нам представляется, что это не тот случай, когда надо отмалчиваться, стоя в сторонке. История учит тому, что если своевременно не остановить подобного рода поползновения, то очень скоро в Алании раздадутся призывы к сожжению на кострах книг Коста Хетагурова и других классиков иронской (осетинской) словесности.

Взять, к примеру, многочисленных лауреатов премии имени Коста Хетагурова, которые ежегодно, «не щадя живота своего», сражаются за ее присвоение. Каждый из них, став лауреатом, в последующем заслуженно ею гордится. Возьмем тех, кто по роду своей профессиональной деятельности призван сеять разумное, доброе, вечное – преподавателей школ, техникумов, вузов. Посмотрим в сторону тех, кто счел для себя возможным вершить судьбу нашего народа, заняв высокие должности в законодательной, исполнительной и судебной власти. Неужели им всем абсолютно безразлично, когда оскорбляют память о К. Хетагурове, разделяют наш народ по языковому и другим признакам?

В этой связи возникает целая ряд принципиальных вопросов, вытекающих из выше приведенных заявлений двух выходцев из селения Лескен с учеными степенями докторов наук, представителей фамилии Таказовых, на которые хотелось бы получить ответы, отныне здравствующих лауреатов премии имени Коста Левановича Хетагурова:

ПОЧЕМУ они (Таказовы), будучи в здравом уме и рассудке, позволяют себе в уничижительной форме публично высказываться о нашем родном государственном иронском (осетинском) языке, низводя его до диалекта?

ПОЧЕМУ они смеют оскорблять память об основоположнике современного иронского (осетинского) литературного языка – Коста Хетагурове?

ПОЧЕМУ они вбивают клин недопонимания и раздора между двумя ветвями единого иронского (осетинского) народа?

ПОЧЕМУ они смеют угрожать расправой тем, кто выступает за единство иронского (осетинского) народа, единство его языка, истории и культуры?

Данные вопросы мы так же адресуем членам Ученого совета, профессорско-преподавательскому составу Северо-Осетинского государственного университета, носящему имя К.Л. Хетагурова; Ученому совету, профессуре Северо-Осетинского института социальных и гуманитарных исследований, носящему имя выдающегося ираниста XX столетия В.И. Абаева, который констатировал следующее: «Я считаю, что каждый осетин в той мере может считаться достойным сыном своего народа, в какой он ценит и любит Коста»; Ученому совету, профессорско-преподавательскому составу Юго-Осетинского государственного университета, носящему имя А.А. Тибилова, внесшему неоценимый вклад в становление и развитие общенародного  литературного иронского (осетинского) языка; Ученому совету, профессуре Юго-Осетинского научно-исследовательского института, носящему имя патриарха иронской (осетинской) исторической науки З.Н. Ванеева.

Полагаем, что на поставленные вопросы должны дать публичные ответы: Глава РСО-Алания С.И. Меняйло, Председатель Парламента РСО-Алания А.А. Мачнев, Председатель Правительства РСО-Алания Б.Б. Джанаев и другие должностные лица, отвечающие за поступательное развитие Северной Осетии/Ц;гат Ирыстон, ее титульной иронской/осетинской нации, соблюдение Конституции Республики Северная Осетия-Алания/Республик; Ц;гат Ирыстон-Алани.


Рецензии