Клопы на подводной лодке
Некоторое время назад весь мир облетела весть о непонятном столкновении под водой американской подводной лодки «Коннектикут». Естественно, как бывший подводник, хотя бывших подводников не бывает, я стал искать в интернете материалы об этом столкновении. Но о самом столкновении до последнего времени ничего не было, но зато я узнал об этой атомной субмарине много другого, не менее интересного.
P.S. Я заметил - начинаешь искать материалы на определённую тему - и наталкиваешься на кучу интересных фактов, которые в одну статью не влазят. Так что эта статья весьма большая и будет посвящена флотам в их нынешнем состоянии. Правда, эти сведения взяты мной из интернета, за их достоверность я не отвечаю, как говорится, за что купил.
И в этой часть заметки поведаю, о чем бы вы подумали? О клопах. Вот уж никогда не думал, что они бывают на подводных лодках. Я впервые с этим кровососущим столкнулся, когда жил в студенческом общежитии. До этого ни в нашем сельском дома, ни в частном доме бабушки не сталкивался. Не было их и в студенческом общежитии, которое заселялось зимой, сразу после сдачи здания к Новому году. А вот на следующий год после заселения клопы в общежитии появились, и пока летом в отсутствие студентов не провели борьбу с ними по всему общежитию, полгода мы мучались. Чтобы клопы не кусали, мы отодвигали кровати от стены, но эти паразиты нашли выход – забирались на потолок и падали сверху на кровати.
Знаю, что много клопов было в домах с земляными полами в западной части СССР, о них писали в своих воспоминаниях красноармейцы. Но оказалось, что не только в наших домах есть эти кровососущие, но и на американских субмаринах. На заставке фото заметки, где об этом написано.
Клопы оказались уже не на новой атомной подводной лодке "Коннектикут", заложенной на стапеле в 1992 году и до сих пор находящейся в строю. Именно она столкнулась под водой в Южно-Китайском море в начале октября этого года неизвестно с чем.
«Если кто-то недосыпает из-за того, что его заживо съедают клопы, он может заснуть на рулях и натолкнуть нас на подводную гору» - заявил один из петти-офицеров этой лодки. И оказался провидцем, эта лодка налетела таки на "подводное препятствие".
Однако обо всём по порядку. Кстати, всё, что будет написано ниже, есть переводы из англоязычных статей под названием: «Существа под водой: военно-морская подводная лодка «Коннектикут», захваченная клопами».
Итак, впервые о клопах личный состав "Коннектикута" заговорил ещё в марте 2020 года после учений во льдах Арктики ICEX, 2020
«У нас уже год постельные клопы», - сказал Navy Times один старшина . «Моряки жаловались на укусы в стойках». Стойки или стеллажи - это жаргонные названия коек на американском флоте.
«Людей заживо ели на стеллажах», - сказал изданию другой старшина. Однако при нахождении в море ничего поделать было невозможно. Попытки предотвратить распространение клопов путём герметизации всевозможных щелей ни к чему не привели, ведь клоп способен протиснуться в отверстие диаметром в зубочистку.
При этом коммандер Синтия Филдс, пресс-секретарь ВМС Тихоокеанского региона, сообщила, что командование лодки впервые сообщило о проблеме в декабре, и что «физическое присутствие» клопов на борту не было обнаружено до 19 февраля 2021 года. Меж тем моряки спали в креслах, на полу или в других местах на лодке, например, в кают-компании, чтобы избежать укусов.
Ну, начальство можно понять, расплодить клопов на подводной лодке - позорняк вообще-то. Старшина сказал, что сначала командование не поверило заявлениям матросов о клопах, потому что «у нас не было доказательств».
"Лучше всего это было бы назвать , вероятно, « жестокое обращение с персоналом», но я думаю, что всё же это не совсем так для ВМФ", - сказал другой старшина, который также попросил сохранить его анонимность из опасения возмездия. Потом доказательства в виде придушенных клопов и их снимков всё же появились.
По словам Филдс, начались ежедневные проверки, обысканы все места для сна и проверены матрасы.
После возвращения лодки постельное белье и занавески были выстираны или заменены, и энтомологи ВМС прибыли на борт. Одним из решений было пропарить стеллажи, чтобы убить клопов, но, по словам моряков, это не сработало.
В Университете Кентукки отмечают, что пар часто недостаточно проникает через ткани и другие материалы, в которых обитают клопы.
«Наши усилия в течение месяца стоянки оказались безрезультатными», - сказал старшина. После этого остававшийся на лодке персонал был выселен на причал в установленное на нём временное помещение:
После двух применений одобренных ВМФ инсектицидов и диатомового порошка длительного действия ... энтомологи рекомендовали переселить жителей причала снова на лодку.
"Наше высшее руководство заявило: Если мы очистим и продезинфицируем все это, и кто-то снова заговорит о клопах, это будет чертовская ложь" , - объяснил Navy Times один старшина . Часть команды была заменена. Срочно назначенные на подводную лодку моряки рассказали Navy Times, что теперь их используют как приманку для проверки успешности последних усилий по избавлению от клопов. «Они используют нас как живца… чтобы проверить, там ли еще (постельные клопы)», - заявил старшина. "Высшая инстанция не собирается спать на этих стойках. Они собираются заставить сделать это низшего состава ".
Кроме того, моряки сильно опасались, что занесут клопов в свои семьи. Я всё же думаю, что клопы были в итоге побеждены, но во второй половине дня 2 октября этого года "Коннектикут", находясь в подводном положении в Южно-Китайском море, столкнулась с неизвестным подводным препятствием.
В результате инцидента пострадали 11 моряков, они получили травмы лёгкой и средней степени тяжести, травмы пострадавших можно описать как «ушибы, синяки и глубокие порезы». При этом источник издания Military Times отметил, что топография местности в момент ЧП не указывала на наличие суши перед подлодкой, но вдобавок нет никаких признаков, что инцидент имел враждебный характер. Как будто мало происшествий, в том числе и при участии наших подлодок, когда сталкивались без всяких враждебных намерений.
Сообщается, что опасных повреждений лодка не получила и направилась на свою базу Гуам. Но не всегда такие происшествия имеют столь незначительные последствия В 2005 году USS San Francisco (SSN-711) на полной скорости врезался в гору на глубине более 500 футов ниже поверхности океана. Двадцать три члена экипажа были ранены, а помощник машиниста второго класса Джозеф Аллен Эшли (24 года) скончался от травм головы. Остальные получили различные травмы, такие, как переломы костей, рваные раны и травмы спины.
Итоги столкновения:
"Сан-Франциско" вернулся в состав флота только в 2009 году. Ремонт подлодки обошёлся в сумму до $100 миллионов.
А вот последние данные о столкновении субмарины «Коннектикут».
В американской прессе появилась информация о том, какие конкретные повреждения получила атомная подводная лодка «Коннектикут» во время инцидента в Южно-Китайском море. Информация эта опубликована со ссылкой на представителей военно-морской верфи Пьюджет-Саунд. Именно специалисты с этой американской верфи были срочно откомандированы на Гуам, где и находится повреждённая АПЛ USS Connecticut.
Первым делом заявлено, что повреждения ядерного реактора S6W при столкновении субмарины с подводным объектом не произошло. При этом установлены повреждения нескольких балластных цистерн подводной лодки ВМС США. Отмечается, что такого рода повреждения вызвали неспособность атомной субмарины осуществлять движение в подводном положении и погружаться вообще. В конечном итоге АПЛ USS Connecticut и пришлось отходить к ближайшей крупной базе ВМС США в положении надводном. Этой базой является один из портов острова Гуам.
Также сообщается о повреждении трубопроводов, входящих в систему всплытия и погружения подводной лодки.
Представитель подводного флота ВМС США Синди Филдс сообщает о том, что рассматривается несколько вариантов причин случившегося. Один из вариантов – столкновение субмарины с подводной скалой, которую по каким-то причинам не помогло отследить бортовое оборудование. Также проверяется, насколько оперативно действовал экипаж при учёте того, что бортовые датчики, возможно, могли своевременно проинформировать о предстоящем столкновении.
По словам Синди Филдс, на данный момент специалисты оценивают то, насколько сейчас «Коннектикут» способен самостоятельно покинуть Гуам и добраться до Гавайских островов (США) для дальнейшего проведения комплекса ремонтных работ. Там находится ближайший к Гуаму сухой док, который может использоваться для капремонта субмарин.
Также рассматривается вопрос транспортировки субмарины в Бремертон (штат Вашингтон), где находится упомянутая верфь Пьюджет-Саунд.
Расстояние от Гуама, где сейчас находится АПЛ «Коннектикут», до Гавайских островов составляет около 6 тыс. км. Столь протяжённый переход американская подводная лодка, получившая повреждения, самостоятельно может и не выполнить.
Тем временем в КНР продолжают требовать от США озвучить данные о точном месте получения повреждений АПЛ «Коннектикут». В Пекине считают, что США сознательно скрывают реальные причины инцидента.
Но вот в этих сообщениях ничего не говорится о клопах, которые так досаждали членам экипажа субмарины, а жаль.
Но не только клопы водятся на боевых кораблях, и на надводных, и на субмаринах. Постараюсь об этом поведать своим читателям, если они не очень брезгливы. Но вначале небольшое вступление для тех, кто не очень хорошо знает меня.
После шести лет обучения в Хабаровском медицинском институте я вместо какой-нибудь Тмуторакани по распределению вуза попал служить на Тихоокеанский флот. В нашем институте была военно-морская кафедра, где нас обучали основам оказания медицинской помощи на флоте. Со времен «реформ» Никиты Хрущева с резким сокращение армии и флота прошло не так много времени, поэтому быстро восстанавливающие свою численность Вооруженные силы столкнулись с нехваткой офицерского состава как в армии, так и на флоте. Причем было ряд специальностей, где этих офицеров можно было готовить в гражданских вузах, например, штурманов, механиков, медиков. Вот их и стали призывать на службу на 2 или 3 года, в зависимости от рода войск – в армию на 2 года, во флот – на 3 (кроме службы в морской пехоте). Поэтому я, как еще 48 моих сокурсников-мужчин, и оказался на военно-морской службе. Несколько человек послали служить на Северный флот, чуть больше – на Черноморский, но самое большое количество попало на Тихоокеанский. В их числе был и я.
На подводную лодку я попросился сам. Во-первых, был начитан о подвигах подводников в годы Великой Отечественной войны, во-вторых, прошел стажировку в бригаде подводных лодок в поселке Заветы Ильича и знал, что по приходу с плавания весь экипаж переходил в казармы на берегу, а офицеров отпускали по домам, за исключением стоящих на вахте. А на надводном корабле можно неделями болтаться на якоре после возвращения с плавания. Так я попал на дизель-электрическую подводную лодку 611 проекта Б-63, стоящую на капитальном ремонте с модернизацией в 178-м военном заводе во Владивостоке.
Перед тем, как выйти в море в качестве начальника медицинской службы субмарины, я должен был сдать зачет на самостоятельное управление медицинской службой. При сдаче зачета были вопросы про устройство подводной лодки и её отдельный систем, о борьбе за живучесть в отсеке и еще кое-что. Естественно, по оказанию медицинской помощи тоже. Но это я в общих чертах знал. А вот узнать устройство подводной лодки помогло то, что она в это время находилась в плавучем доке и на лодке менялось большая часть легкого корпуса. Моряки это знают, а для простых читателей скажу, что лодка напоминала рыбу, с которой ободрали шкуру, и были видны все кости (шпангоуты) и коммуникации, проходящие между легким и прочным корпусом. Наш командир БЧ-5 капитан-лейтенант Сайпулаев, с которым я подружился, все очень популярно мне показал и объяснил. Так что я был первым из молодых лейтенантов, пришедший на службу в 4-ю бригаду 6 эскадры КТОФ, кто получил разрешение на самостоятельное командование боевой частью.
К чему я все это пишу. Потому что далее речь пойдет о всяких тварях на военных кораблях, и в первую очередь на подводных лодках. Вначале расскажу о корабельных крысах. Эти твари хоть и не имеют мозгов, но очень сообразительные. Поэтому на лодке во время капитального ремонта их не бывает. По крайней мере, я в первый год службы их не видел, и никто из членов экипажа об этом не говорил. А вот на второй год службы на лодке появились крысы.
Первый раз с корабельными крысами я столкнулся через полгода после того, как одел морскую форму. Правда, не на своей, на чужой, куда меня отправили в кратковременное плавание. Без доктора ни одна лодка не может отойти от причала. Я это знал, и еще даже до того, как сдал зачет, успел побывать в плавании. Правда, мне, лейтенанту м/с дали в помощники курсанта из военно-медицинской академии в звании стершего лейтенанта (до поступления в академию он закончил военное училище, отсюда и звание). Проходили учения КТОФ под названием «Восток» (на следующий год после знаменитых учений всего ВМФ СССР под названием «Океан»), поэтому в море выгнали все, что держалось на воде. Лодка, на которой я вышел море, в свое время получила повреждения в столкновении с островом Аскольд в Японском море, поэтому не могла погружаться. Но зато на ней была установлена огромная антенна, и она называлась лодкой радиолокационного надзора. Всю неделю бушевал жестокий шторм, лодку с такой антенной над рубкой болтало как щепку, почти весь экипаж в лежку от морской болезни, включая моего помощника, который поднимался с дивана в офицерской кают-компании лишь во время приема пищи. Потом его пришлось эвакуировать через верхне-рубочный люк на талях, заодно я узнал, как это делать. Так же понял, что на у меня нет морской болезни, качку я переношу удовлетворительно.
А вот во время второго или третьего выхода на чужой лодке (меня посылали, потому что моя заканчивала ремонт), я столкнулся с этой заразой, имея которой корабельные крысы. Помощник командира субмарины, в каюте которого я жил во время выхода на лодке, предупредил о крысах. Меня еще замполит на нашей лодке капитан-лейтенант Кудлаев научил быть ближе к матросам, мол, над ними все офицеры строжатся, а лишь мы должны быть отцами-командирами. Поэтому я во время очередного обхода лодки заговорил с матросами о крысах. Вот что они рассказали.
Надо носки и форменные воротники-гюйсы на ночь класть под подушку, иначе крысы обязательно утащат для обустройства уютных гнёздышек своим крысятам. Меня это не касалось, в каюте помощника крыс не было, а вот в других местах совет был актуален, и позже уже на своей лодке я делился им.
Но по-настоящему с крысами я познакомился во время переподготовки уже после увольнения в запас. Меня отправили проходить её в 28 бригаду катеров отдельной дивизии, которая заменила знаменитую Краснознаменную Амурскую флотилию. Появилась эта дивизия во-время обострения пограничных отношений с Китаем. Когда у нас была с китайцами дружба, все корабли флотилии пустили на слом, а начались пограничные разборки, и создали эту дивизию. В Хабаровске дислоцировалась 12 бригада, а 28 бригаду организовали на реке Уссури в городе Бикине, где в качестве плавучих казарм использовали два старых парохода, еще с колесами по бортам. Позже всю бригаде передислоцировали в Хабаровск, в Кировский затон. Еще одна бригада была в Благовещенске.
В бригаде было при дивизиона. В одном были бронекатера, во втором катера на воздушной подушке, а третий состоял из так называемых МДК – малых десантных кораблей. Это действительно были корабли, с опускающейся носовой аппарелью, и брали на борт сразу три танка. А катер на воздушной подушке типа «Скат» или ДШК (десантно-штурмовой катер) мог взять на борт 40 десантников и доставить к месту высадки со скоростью до 80 км/ч. А вот бронекатера должны были перед десантированием обстрелять побережье противника из 76-мм танковых пушек. Потом ДШК доставляют десант первого броска, а уже МДК – пехоту и танки. Вполне сильная боевая единица была эта бригада на берегах Амура.
Меня поселили на плавбазе в каюту флагманского механика дивизиона бронекатеров. В каюте был один рундук, на котором и отдыхал механик в «адмиральский» час после обеда. Я днем спать так и не научился, поэтому прогуливался по палубе или шел в медпункт плавбазы. Но раз в три дня меня оставляли на плавбазе в качестве обеспечивающего порядок в ночное время. Вот тогда я познакомился с крысой. Она забралась во сне на грудь, стала обнюхивать, и я проснулся. Увидел крысу и чисто инстинктивно рукой сбросил её. Но больше в ту ночь я не уснул. Рассказал на утро механику, и он приказал принести в каюту вместо рундука двухярусную койку, сказав, что на второй ярус крыса не залезет. Заодно у меня появилось место для дневного отдыха. А на ночь я бросал сухарик в угол своей каюты и слышал сквозь дрему, как кто-то его катает по металлической палубе.
Полной темноты в кубриках не бывает, включается ночное освещение в виде синих плафонов. Не успеешь ещё заснуть, как по воздуховодам вентиляции и кабельным трассам заскользили горбатые тени - крысы вышли на ночной дозор. В кубриках матросов между крайними койками и бортом было отгороженное пространство, наверно, чтобы теплее было. Матросы между койками и бортом устроили крысиную «волейбольную» площадку. Что-нибудь съедобное подвешивалось на кончике (верёвочке) так, чтобы непросто было оторвать, и крысы азартно гоняли этот "мяч", периодически издавая противный свиристящий визг.
Вообще нагреть железное судно с тонкими бортами без утепления зимой невозможно, но есть и более теплые помещения. Это понимали и крысы. Видимо, поэтому самая протоптанная «тропа Хо Ши мина» была на воздуховоде камбуза, который нагревался за весь день и к ночи не успевал совсем остыть.
Вообще, корабельные крысы бывают серые, наши европейские, они же пасюки и чёрные, завезённые когда-то из Юго-Восточной Азии, Цейлона и тому подобных мест. На земле бывает, они уживаются, деля ареалы, но на корабле кормовая база ограничена и обычно соперник выживается, всё зависит от того, кто более многочислен.
Жрут они в том числе и некоторые виды изоляции кабелей. Как-то уже поздно осенью, из Керчи доставили в Хабаровске три бронекатера. Об этом мне рассказал один из командиров, с которым мы по вечерам, а часто и по ночам, играли в преферанс. Команда жила на плавбазе, катер новый, не плавал, никакой еды на обесточенном запертом катере не было. Тем не менее предприимчивая крыса решила проверить, так ли это. По утрам командир пришел на катер проверить, всё ли в порядке. Включает автомат на щите питания с берега, чтобы заработало освещение и спускается в машину.
В кормовом машинном отделении почуял какой-то гнусный запах, смесь горелого мяса и шерсти. Ходил-ходил, вынюхивал и понял, что смердит из главного распределительного щита №2. Вскрыл его - так и есть, между оголёнными токоведущими шинами сети 380 вольт зажат обугленный трупик. Она как раз шла по ним, когда я включил автомат. Снял питание и долго при свете переноски на 24 вольта удалял останки. Тьфу, зараза!
Травить их на кораблях неразумно, перед смертью они забиваются в труднодоступные места и отравляют атмосферу смрадом разложения. Хотя сейчас, слыхал, есть химикаты, которые наоборот, побуждают их перед гибелью выбираться на открытые пространства.
В старые же времена с ними боролись всякими ловушками, и особо удачливые ловцы поощрялись отпуском. Предъявил, скажем, сто хвостов или какая там норма была - можешь съездить домой. Один старый мичман рассказывал, как матросы подвесили под иллюминатором старпома брезент. Кандидат на отпуск приносил необходимое число хвостов, старпом после визуального подсчёта приказывал выбросить их в иллюминатор. Матросик аккуратно отправлял их в улавливатель и очередной претендент, добавив для правдоподобия энное количество, тащил их предъявлять довольному начальнику по второму кругу.
Ходили также страшные рассказы о "крысиных волках", когда в железную бочку кидали несколько крыс и не кормили. В итоге выживал один, свирепейший каннибал, и ничем другим, кроме собратьев, после того, как его выпускали, он питаться не желал. В итоге крысы в ужасе покидали корабль. Однако при обсуждении этой темы достаточно много было высказано сомнений в результативности такого мероприятия, ибо крысы размножаются быстрее, чем даже несколько "волков" могли бы их поедать.
Предчувствуют ли крысы гибель корабля? Мне рассказал один врач, который служил на плавбазе в Сомали, где одно время в советские времена базировался наш флот. Он был свидетелем, как со старого тральщика, назначенного быть мишенью во время ракетных стрельб, крысы среди бела дня массово бежали по трапу и швартовым концам, не обращая внимание на людей. Но там производился демонтаж кое-какого оборудования, выносили кое-что из жилых помещений. Как крысы связали это с предстоящим потоплением тральщика, остаётся загадкой.
А вот в Кировском затоне решили потравить их, устроив химическую атаку, вытащив плавбазу на середину затона. Естественно, из кубриков убирали все, что могло повредиться. И что вы думаете, эти крысы по швартовым концам сошли на берег перед тем, как плавбазу оттащили на середину затона. А через какое-то время вернулись, но этого я уже не видел, моя переподготовка закончилась.
А вот на гражданских судах крыс меньше. Хотя на причалах замечал неоднократно в тех местах, где грузят зерно. На угольных причалах и в грудах металлолома крысам делать нечего, а на элеваторах жрачки столько, что нет смысла в поисках её лезть на судно.
О любви к тараканам.
Фу, гадость какая, - поморщится кто-то. О какой любви вообще может идти речь? А вот не спешите. Засадим-ка вас в прочный корпус атомной подводной лодки на срок боевой службы - и на многие вещи, возможно, вам придётся взглянуть другими глазами.
По крайней мере, как-то развлечь тараканы способны. А это в подобных условиях ценный момент. В комментариях к предыдущим статьям бывалые подводники рассказывали, как в каждом отсеке подкрашивали своих тараканов определённым цветом, а потом следили за их миграцией по лодке. Кстати, и на надводных кораблях этим иногда забавляются. Вот выдержка из одной заметки на эту тему:
"... В каждом жилом помещении, на каждом боевом посту стояли тараканьи ловушки, тараканы отлавливались и окрашивались в геральдические цвета своего сюзерена. Моноцвета быстро закончились. Но тут кто-то из таракановладельцев вспомнил, что болеет за «Спартак» и его отряд приобрел красно-белые цвета любимой команды. После этого сразу же появились «зенитовцы», «локомотивцы» и т.д. Возникли и другие, неспортивные сообщества. Например, тараканы, покрашенные под пчел, с черно-желтыми полосками. Или «жовто-блакитные» тараканы-хохлы. Тараканы-крестоносцы, и так далее... "
А подводники жалостливо писали о белых тараканах из реакторных отсеков, которых старались не обижать из-за их нелёгкой доли. К слову, этот факт меня заинтересовал. Уж не радиация ли делает их альбиносами? Однако интернет поведал, что любой таракан периодически белеет, это происходит в момент замены хитинового панциря. Новая оболочка, пока не затвердеет, бесцветна. Однако она ещё и мягкая при этом, поэтому тараканы в этот период тщательно прячутся, чтобы не стать лёгкой добычей. Поэтому их почти и не видят в таком состоянии. Может, в реакторных отсеках им не от кого прятаться и поэтому они нагло разгуливают в неглиже, так сказать?
Другой вопрос, что они там жрут? Хотя жрать они способны всё. Вот один моряк с чутким сном написал мне, что как-то был разбужен раздававшимся в каюте смачным хрустом, немедленно прекращавшимся при включении света. И всё же нарушителя спокойствия удалось засечь. Это оказался здоровенный таракан, с аппетитом поедавший стручок перца чили!
Однако я лично, хотите верьте, хотите нет, отдав чуть больше десяти лет работе на судах "река-море" в двухтысячные годы, с тараканами на них не сталкивался. Тут видно и результат санитарного надзора береговых властей - коку несдобровать, если засекут эту живность, и особенности этих судов вообще. Например, в зимний период, несмотря на работающие двигатели, в машинном отделении довольно прохладно, даже в тёплых куртках иногда вахтить приходилось, во льдах на Дону или Азовском море.
Так же холодно было и на камбузе или в столовой в ночное время. Нет, это не жизнь... Там же, где им дают волю, и условия благоприятные, они чувствуют себя прекрасно. Но если оголодают, могут напасть и на человека. Приходилось наталкиваться, что кое-где спать ложились в перчатках, ибо озверевшие тараканы принимались грызть кожу между пальцами или вокруг ногтей. Да и лицо могут покусать. Бррр...
А могут и в ухо залезть. Вот на фото вверху немецкая подводная лодка U-178, на рубке которой было изображение таракана. Во время боевых действий в Индийском океане она заходила в пункты базирования на индонезийских островах. И заселились к ним местные неарийские тараканы, один из которых забрался в ухо старшине команды мотористов. Еле его оттуда вытащили.
Почему-то немцы сочли это поводом сделать героя этого приключения эмблемой своего корабля. А вообще, представьте себе - сегодня эта тварь бродит где-нибудь в гальюне и шуршит там бумажками в корзине, а завтра залезет к вам в постель, ухо или свалится в пищу на камбузе!
Кстати, именно тараканам мы должны быть благодарны за появление булочек с изюмом. Как-то в булке из пекарни Филиппова московский генерал- губернатор Закревский обнаружил запечённого таракана. Призвал пекаря к ответу, но тот моментально слопал своё произведение и заявил, что это изюминка попала, а вообще-то он создал новый рецепт и сейчас это докажет. Примчавшись в пекарню, вывалил решето изюма в доспевавшее тесто и через короткое время вновь заявился к губернатору с корзиной вкуснейших булочек.
А вообще-то тараканы являются переносчиками многих болезней и яиц глистов, а пыль из их сброшенных панцирей может вызывать приступы аллергии.
Есть ли опасность от них в техническом отношении? Опять обратимся к литературе. Помните ли рассказ Станислава (запомните это имя) Лема о том, как пилот Пиркс "летел" к Луне на имитаторе, но всё было обставлено настолько реально, что никаких сомнений в подлинности происходящего у него не возникало? И там по ходу дела муха, затесавшаяся на космический корабль, попадает между двумя неизолированными проводниками в электросхеме, сгорает, а её трупик, превратившийся в уголёк, закорачивает схему. И чего стоило пилоту произвести такой манёвр, чтобы в результате нечеловеческой перегрузки этот уголёк вышибло из схемы и "корабль" с пилотом был спасён. Правда, что потом сказал пилот своим инструкторам, автор умалчивает. Другой-то пилот во время этого испытания рехнулся полностью.
Способен ли таракан спровоцировать такую ситуацию? Может, специалисты отзовутся? По крайней мере, в различном электрооборудовании, где тепло и безопасно, они селятся нередко и там накапливаются их высохшие оболочки от яиц и помёт. Или навоз, как угодно. Кстати, ещё и смердит, простите за натурализм, но приходилось очищать сии авгиевы конюшни хотя бы в бытовых холодильниках, в компрессорном отсеке.
Рыжих домашних тараканов называют обычно прусаками. Считается, что за рыжий цвет и усы торчком. А вот почему в Пруссии или Чехии их называют "русскими" - хоть убей, не пойму :) На флоте же их чаще кличут "стасиками". Я нашёл четыре варианта происхождения этой клички. Один из них связан на этот раз с поляками за их любовь опять-таки к торчащим усам и распространённости имени Станислав, ласкательно-уменьшительным именно Стасик. Тараканы используются и в прикладном искусстве. Как вам серёжки такие?
Дома ни у меня, ни у будущей жены тараканы не водились. Помнится, после женитьбы и переезда в Севастополь на частную квартиру, она меня посмешила, сообщив утром, как встала ночью попить воды и включив свет на кухне, увидела массу разбегающихся рыженьких "жучков". А ведь и в самом деле, таракан - это жук, не так ли? Сам же я вплотную столкнулся с ними во время первой корабельной практики на паровом эсминце, равно как и с крысами. Вот уж где и тем, и другим было раздолье...
Вот что написано о тараканах на кораблях в интернете. Когда я жил в Хабаровске в доме, построенном для работников Амурского речного пароходства и судоремонтного завода, в квартирах были и тараканы, и крысы, и хотя с ними боролись, полностью вывести не могли. А вот когда переехал в Сибирь, в город Нефтеюганск в 2003 году, эта напасть в квартирах больше не встречалась. Ни в Тюмени, ни сейчас в Рошале тараканов в квартире нет. Хотя дом, в котором живу, старый, «сталинка» постройки начала 30-х годов, с деревянными перекрытиями и не несущими стенами.
Свидетельство о публикации №221103000439