За кулисами большого спорта

Сразу скажу, это мое чтиво на любителя… На любителя легкой атлетики вообще и прыжков с шестом в частности.

Я сам занимался легкой атлетикой  почти профессионально, тренировался очень много, и как сейчас понимаю, даже перебарщивал с этим, и теперь пожинаю плоды тренировок в молодости.  Не так давно прочитал, что даже в беге трусцой тазобедренные суставы испытывают нагрузку в 500-700 кг в зависимости от веса спортсменов.  А если делать многоскоки, пролетая в каждом  метр-полтора и приземляясь всем весом на одну ногу, какая будет нагрузка? Под тонну минимум. А если эти многоскоки делать метров 100-200, а то и 400, т.е. по кругу дорожки стадиона?  А потом с небольшим отдыхом прыгать на другой ноге?  И это обычная тренировки прыгуна тройным и в длину, видами прыжков, которыми я занимался.  Ну и что, что я стал однажды чемпионом края среди студентов? Вручили грамоту и небольшой значок, который можно было повесить на пиджак, но и это я не делал.  Ведь не ходят же олимпийские чемпионы со своими медалями по улицам, верно? Да, значок заслуженного мастера спорта или просто мастера спорта многие спортсмены носили, некоторые значок даже КМС, т.е. кандидата в мастера спорта цепляли на пиджак, но уж  точно не перворазрядника.  Так что далеко не все даже мои сокурсники знали, что я стал чемпионом ДСО «Буревестник» в Хабаровском крае.

Но такие тренировки помогают мне представлять, сколько надо тренироваться, чтобы стать самым сильным в данном виде в мире.  Правда, надо еще учитывать и талант. Все люди вроде одинаковые, имеют две руки, две ноги, одну голову, но все разные. У некоторых голова варит лучше, чем у других, и такая же разница в силе рук, ног, прыгучести и других качествах, необходимых для высоких результатов.

Я смотрел репортажа с Олимпийских игр в Токио по легкой атлетике, когда одновременно показывают сразу несколько видов легкой атлетике. Смотрю уже в течении пару лет репортажи с этапов Бриллиантовой лиги по легкой атлетике, когда в течение 2-х часов соревнуются спортсмены примерно в 15-16 видах легкой атлетики из 42, в которых разыгрываются медали на Олимпийских играх и чемпионатах мира.  Формат двухчасовых соревнований Бриллиантовой лиги не дает возможность показывать бег на 10 тысяч метров и марафон, спортивную ходьбу на 20 и 50 км, многоборья.   Не всегда показывают метание молота.  А все остальные виды включаются в этапы, на одном этапе есть, например, прыжки в высоту у мужчин и прыжки с шестом у женщин, на другом этапе – наоборот.  Лишь финальные этапы Бриллиантовой лиги продолжаются три часа.  Правда, самые продолжительные соревнования в программе этапов – прыжки с шестом, начинаются раньше, чем показывают по телевидению, но такая уж специфика этого зрелищного вида спорта.

Но два года назад стали записывать трансляции с каждого вида прыжков в высоту и с шестом.  Там у каждого спортсмена или спортсменки по три попытки на каждой высоте. А в прыжках в длину или тройным у всех по три попытки на все соревнование, лишь восемь лучших имеют еще три дополнительные попытки. Так что все соревнование продолжается максимум час, а чаще меньше. То же самое в метаниях, самый продолжительный бег на 5000 метров заканчивается в пределах четверти часа. И только прыгуны в высоту и с шестом соревнуются намного дольше.

Сам прыжок длится с разбегом меньше минуты, но тогда что делают спортсмены между попытками?  Мне стало интересно, и я посмотрел репортажи  прыжков с шестом с финалов Бриллиантовой лиги. Вначале почти 2 часа прыгали женщины, а после того, как они закончили, стали разминаться на этом же секторе и проводить свои соревнования мужчины. И этот репортаж длился без малого три часа.

Посмотрев его, я узнал, как завершают разминку спортсмены, прежде чем начать преодолевать планку. Оказывается, они какое-то время прыгают через резинку, это позволяет не устанавливать сбитую планку и повышает интенсивность разминки. Причем даже разминочные прыжки прыгуны делают с разными по жесткости шестами. В каждом кофре их минимум 6-8. Каждый кофр подписан, чтобы не перепутать шесты, хотя они выпускаются  всего лишь несколькими фабриками спортинвентаря, но различаются по окраске.  В прошлом году, когда действовали очень жесткие карантинные мероприятия на транспорте, иногда сервисные компании не успевали доставлять шесты к месту соревнований. Ведь их не сдашь в багаж как ручную кладь, они же негабаритные – около 4,5 метров у женщин и на  метр длиннее  у мужчин.

Вначале расскажу о соревнованиях женщин.  Финал Бриллиантовой лиги проходил примерно через месяц после Олимпийских игр в Токио.  Было проведено 2 этапа после Олимпиады, где были прыжки с шестом.  Их показывали по Интернету, я смотрел, но на один этап не допустили нашу Анжелику Сидорову, серебряного призера  игр в Токио (американцы не дали визу), но это не помогло американкам победить и получить по 10 тысяч долларов. Олимпийская чемпионка Наджетт, которая «выстрелила» на Олимпиаде, прошла пик формы и не взяла смехотворную для себя высоту в 442 см. Чуть лучше выступили и другие олимпийцы из Греции, Британии, Австралии.

На следующем этапе выиграла наша Сидорова,  показав хороший результат 482 см, опередив на 10 см других прыгуний. И вот Цюрих, где проходил финал и где я видел полный репортаж. На финал допускаются 8 лучших по итогам всех предшествующих этапов.  Были там призерки Олимпиады: Наджетт, Сидорова, Бредшоу из Англии, Стефаниди из Греции, которых разделили на Олимпиаде 15 см, и еще ряд прыгуний, но со своими результатами они не могли претендовать на победу. Но оказалось, что и Наджетт, и Бредшоу прошли пик формы, и сошли на небольших для себя высотах. Конкуренцию нашей Сидоровой оказала лишь гречанки Стефаниди, олимпийская чемпионка игр 2016 года.  Но и она ничего не смогла сделать с нашей Анжеликой, которая не только выиграла у Стефаниди  25 см, но и показала лучший результат в сезоне – 501 см.  Преодолев высоту, Сидорова бросилась к трибуне, где сидела ей тренер, и женщины обнялись. Потом обняла Сидорову и Стефаниди, а потом Анжелике вручил приз – большой бриллиант на подставке.

Как принято в прыжках, все сошедшие на предыдущих высотах спортсмены остаются в секторе, и лишь потом все вместе покидают сектор, а работники стадиона на большой телеге увозят их шесты в кофрах в подтрибунные помещения, а вместо них завозят в кофрах шесты для мужчин.  Никто не ожидал, что Сидорова заберется на такую космическую высоту, мужчины пришли на сектор, а там женщины.  Кое-кому достались места на скамейках под небольшими навесами, а кто-то сел прямо на землю, глядя, как Анжелика сражается с высотой.  И лишь потом все женщины покинули сектор. Но как оказалось, не все. Две прыгуньи, обе олимпийские чемпионки игр 2016 м 2020 годов остались на секторе, уютно уселись на землю (вернее, синтетическое покрытие сектора) рядом с тележкой с шестами и повели о чем-то беседу.  А мужчины продолжили разминку. Понятно, что беговые упражнения и на растяжку они выполнили в подтрибунных помещениях, а на секторе работали только с шестами.

Как и женщины, после Олимпиады мужчины участвовали в двух этапах Бриллиантовой лиги. Причем на одном из них фаворит, олимпийский чемпион швед Дуплантис совершенно неожиданно проиграл, не взяв высоту 480 см, смехотворную для него. Его опередил даже наш Моргунов, правда, по попыткам. Дуплантис во всех своих прыжках влетал намного выше планки, но потом падал на неё животом, не рассчитав  место установки стоек.  Чувствовалось, что Дуплантис не потерял формы, потому что на следующем этапе он взял высоту в 6 метров и пытался штурмовать мировой рекорд, но в Брюсселе стойки не были готовы для высоты в 619 см, и пока их наращивали, спортсмен остыл и попытки были неудачными.

И вот стадион Цюриха.  Все тот же сектор для прыжков с шестом, что и у женщин. Только планка установлена на метр выше.  В секторе шесть спортсменов, и среди них наш Моргунов.  Есть и не выступавший на Олимпиаде американец Кендрикс, который был в Токио, но его не допустили в сектор из-за положительного теста на ковид.  Не вступал там и наш Моргунов, по формальным причинам, ему поздно оформили паспорт нейтрального атлета. Вот эти два голодных до побед спортсмена и составили Дуплантису конкуренцию. А вот серебряный призер Нильсен из США, тоже прошел пик формы, а третий призер бразилец Браз, кстати, олимпийский чемпион в Рио 2016 года, не попал в финал, так как не выступал на других этапах Бриллиантовой лиги.  Но Дуплантис не повторил ошибки, он очень точно устанавливал стойки и все высоты брал с большим запасом. Опередив американца и нашего Моргунов на 12 см, он пошел на мировой рекорд, но снова неудачно. 

Телекамеры постоянно находили двух олимпийских чемпионов Наджетт и Стефаниди, которые наблюдали за попытками прыгунов, сидя у тележки с шестами. То один прыгун, то другой составляли им компанию, они смеялись, шутили. Так что обстановка на секторе была вполне дружелюбная. Вообще все ведущие шестовики мира поддерживают друг друга, аплодируют, когда соперник совершит удачный прыжок, а после неудачи подсказывают, где была ошибка и как её исправить.  Причем иногда это делают тренеры соперников, если чей-то тренер отсутствует. Снимают на смартфон прыжок и показывают прыгуну, который подходит к трибунам, где среди болельщиков сидят и тренеры.

Если у кого-то ломается шест (бывает и такое с синтетическими шестами), то всегда найдется прыгун, который одолжит свой шест. По завершению соревнований все подходят и обнимают победителя.  Примерно так же заканчивают свой марафон многоборцы, после завершения бега на 1500 метров, все вместе, обнявшись,  совершают своеобразный круг почета по стадиону. Прыгуны с шестом не совершают круг почета, но им, как обычно, последними закончившими соревнования, дружно аплодирует весь стадион.

Я видел большинство попыток Дуплантиса установить мировой рекорд на этапах Бриллиантовой лиги.  Известно, что в феврале 2021 года он прыгнул под крышей 618 см, это мировой рекорд для закрытых помещений и самая большая высота, которую преодолел человек с шестом. Официальный мировой рекорд для стадионов принадлежит ему же и равен 615 см, так он прыгнул в 2020 году. А вот в текущем году лучший результат 610 см, а вообще за 6 метров Дуплантис прыгал на всех соревнованиях за последние 2 года, в которых участвовал, за исключением конфуза после Олимпиады. На моей памяти такое доминирование атлета в прыжках с шестом было лишь во времена Сергея Бубки, чемпиона Олимпиады и многократного чемпиона мира. А вот Дуплантис  пока имеет лишь серебро на чемпионате мира 2019 года, тогда он проиграл Кендриксу, и золото Олимпиады Токио-2020.

Интересно было наблюдать, как наша Сидорова после каждого удачного прыжка снимала черную широкую изоленту с конца шеста, где у неё верхний хват, и наматывала новую, а перед прыжком еще брызгала на ладонь клейкую жидкость. А вот у многих других атлетов изолента на шесте белая, и ладонь не черная, как у Сидоровой и того же поляка Лисека, а обычного цвета, разве что покрыта магнезией, как у штангистов. И таких прыгунов становится все больше и больше.

Год назад заключительных этап прыжков с шестов у мужчин и женщин проходил вообще одновременно, и не на стадионе, а на городской площади в швейцарской Лозанне.  Выбрали место, где есть виадуки, на которых можно было собрать зрителей вместо трибун, построили два помоста для разбега, две пары стоек и двое мест для приземления. Сезон 2020 года был неполноценный, число этапов сократилось, вообще не выступали наши спортсмены и спортсменки, так что в Лозанне собрались далеко не все лучшие.  Поэтому и результаты в женском шесте были очень слабые. Победительница шведка Бенгстон преодолела всего 472 см, англичанка Бредшоу на 8 см ниже, а остальные еле-еле преодолели 544 и 534 см.  Но вот мужики порадовали.

Как и весь сезон, доминировал швед Дуплантис. Его прыжки отличались особенной  воздушностью, он не переваливался через планку, как другие, а пролетал, как на крыльях.  С ним пытался спорить чемпион мира 2019 года Кендрикс, и даже преодолел планку на высоте 602 см, но прыгнуть, как Дуплантис, на 607 см, ему оказалось не под силу. Уже в темноте, при свете прожекторов, Арманд совершил одну неудачную попытку установления мирового рекорда – 615 см, и прекратил прыгать, поблагодарив аплодисментами и поклонами многочисленных зрителей вокруг импровизированного сектора для прыжков с шестом. Вообще еще никогда зрители не были так близко к прыгунам, они могли даже касаться прыгунов, возвращающихся после прыжка.

После просмотра этих соревнований стало отчетливо ясно, что началась смена поколений прыгунов, особенно среди мужчин.  Имевшие в карьере прыжки на 605 см, как француз Лавелленьи, олимпийский чемпион 2012 года, на 600 см поляк Лисек, на 590 см поляк Войцеховский, уже на сходе, а немецкие прыгуны вообще  не выступают.  Но зато появилась парочка американцев, серебряный призер Олимпиады в Токио Нильсен с результатом 597 см, второй американец Лигтфотт,  прыгнувший на 590 см, наш Моргунов с результатом 595 см,  филиппинец, тренирующийся в США, Обиена с результатом 590 см, причем все высокие, поджарые, которые вытесняют ветеранов с верхних строчек протоколов  на крупных турнирах.  Так что думаю, ждать улучшение результатов в условиях жесткой конкуренции долго не придется.

А теперь я хочу поделиться своим мнение о других видах легкой атлетики.  Так уж повелось, что в отдельных странах сложились свои школы тренировок в разных видах. Например, в странах или в бывших республиках огромного Советского Союза, благодаря которому наши легкоатлеты завоевывали много призовых мест.  Давайте вспомним. Например, в России традиционно хорошо прыгали в высоту и с шестом и во времена существования СССР, и после.  Хорошо толкали ядро и метали молот в Белоруссии, причем как мужчины, так и женщины.  А вот на Украине отличались бегуны на короткие дистанции и метатели молота.  В Литве выросла школа метателей диска среди мужчин. Часто не школа определяет успехи спортсменов, а физические данные. Например, на Ямайке бегают очень быстро что мужчины, что женщины.  Кенийцы и эфиопы традиционно сильны в беге на средние и блинные дистанции.  А вот в США утратили секрет подготовки сильных дискоболов, но зато мужики у них всегда побеждают в толкании ядра. И прыгуны в длину и тройным среди мужчин у американцев побеждают на последних соревнованиях. А вот поляки, что мужчины, что женщины, умеют далеко метать молот и диск, толкать ядро.  В Венгрии традиционно сильны метатели молота. Немецкие метатели что диска, что копья всегда среди призеров, как и представители Чехии среди копьеметателей. В этих странах умеют находить молодые таланты и готовить для высоких результатов.

Но такое нельзя поставить на поток. Бывает более таланливое поколение, бывает менее талантливое. Сошли ямайские спринтеры Болт и Блейк, и атлеты других стран стали выигрывать. Правда, не доминировать, чаще стечение обстоятельств и удача помогают побеждать атлетам, тем же американцам или канадцам. Или вон итальянец выиграл 100 метров и ушел в тень.  Но это уже тема для другого повествования.


Рецензии