Вопрос о карме

Вопрос о карме.

   А всё начиналось с вопроса о карме. Так есть карма или нет?
Сколько уже читано и говорено! А вот же, снова к этому возвращаемся. И потекла беседа. И вот же чёрт, не дёрнулась рука включить диктофон или камеру, чтобы записать наш разговор, запечатлеть. Эх! А когда уже возник импульс, и рука начала дёргаться, то главное было проговорено, да и не хотелось прерывать течение волшебного потока размышления, когда ясномыслие течёт и изливается, а ты лишь наблюдаешь и удивляешься. Возможно, что кому-то наши рассуждения не покажутся волшебными, глядя на них со стороны, но в процессе общения наши переживания, вызванные нашим восприятием, ощущались нами, участниками процесса, как волшебство.

   Теперь вот попробую вернуться к фрагментам беседы по памяти и попытаюсь восстановить хоть что-нибудь. Беседа была долгой и затрагивала много вопросов, всплывали различные темы. Она была наполнена примерами, доводами, ответвлениями, но остановлюсь на одном вопросе и освещу его так, как увижу сейчас. Вопрос о карме.

   Возникло видение, что кармы нет, и полчаса я говорил об этом, убедительно, ярко, глубоко, вернее, говорилось через меня.
   Потом во мне что-то переключилось, и я начал говорить совершенно противоположное - о том, что она, конечно же, существует, чем является и как проявлена, чему служит. Не менее ярко, энергично, убедительно говорил ещё полчаса.

   Получается, что карма есть, и кармы нет. С моих слов и получается. Может я чего не понял, не разобрался полностью в этом явлении, не достаточно осведомлен или нахожусь в неведении? Всё может быть. Я же не просветлённый гуру и не философ, чтобы вещать истину. Как мне показали изнутри, что смог увидеть и понять из того Видения, которое возникло, то и озвучиваю. А язык у меня невнятный, заплетающийся, недостаточно структурированный, оттого возможна некоторая путаница в изложении.

Вот как это – карма есть и кармы нет? Ведь есть же такое явление и нарратив! Есть знания, концепции, умственные и словесные конструкции, тенденции. Есть целая система представлений о карме. Есть закономерности, из которых выведен закон кармы. Есть личный опыт каждого из нас и общечеловеческий опыт, есть наблюдения, эксперименты, это тысячи раз проверено и испытано на себе и на других. Можно находить проявления кармы во всём. Ведь всё проявленное и является следствием этой самой кармы, а значит, всё является подтверждением и доказательством существования кармы. Более того, она не умозрительна, а действует, о ней не только знаешь, но чувствуешь и проживаешь, испытываешь на себе. Когда «грабли» бьют тебя по лбу или жареный петух клюёт в попу, то ощущение кармы вполне конкретное, явственное. Всё проявленное имеет причину и следствия. Как тут возразить?
   Проявления кармы разнообразны и принцип её действий неоднозначен, она бывает разных видов и уровней сложности. Восприятие кармы тоже неоднозначное, и разными людьми она трактуется по-разному.
   Карма как наказание, воздаяние. Карма как последствие, как результат каких-то действий. Карма как причина, мотивация и побуждение к действиям, повод к чему-то, что должно случиться.
Ну, хорошо, допустим, мы имеем результат. Но ведь это минутный результат, который зафиксирован в уме, но который тут же превращается в нечто иное, становясь причиной для следующего действия. И мы цепляемся за результат и начинаем высасывать из него что угодно, зацикливаемся на результате. Но результат был и сплыл, поток мыслей, чувств, действий продолжает своё течение – жизнь течёт.
   Вот в этом месте хорошо бы остановиться и побыть в паузе. Некоторое время помолчать, чтобы уловить различие.
   Есть жизнь, которая течёт. Она при помощи ума оформляется в мир. Описание происходящего в мире и с миром является кармой. Карма – это продукт ума, как и всё остальное, что мы обнаруживаем в мире. И тогда, поняв это, мы объединяем противоречия: карма есть в уме и в мире, но кармы нет в жизни, которая осуществляется вне описаний. Жизнь – это чудо. В отсутствие описаний восприятие живого существа, его реакция и поведение, его форма и её проявления тоже из разряда чудесного. А уже всякие закономерности, законы, правила, схемы, порядок – это от лукавого (ума). В жизни действует Сила. Перефразируя киношное выражение: - В чём сила, брат? – В силе. Всё проявляется благодаря жизненной силе, а уж потом в нашем уме она разделяется на добро и зло, на созидание и разрушение, и на всё остальное. Сила никакая, пока она не произведёт человека, который вдруг осознает, что он – мера всех вещей и явлений, и всё происходит относительно него и ради него. И тут всё закружилось!

   О карме написано тонны макулатуры, поэтому мы указываем на карму, но не грузнем в ней. Можем её исследовать и наблюдать, но зачем же жить, будучи придавленными кармой? Знаем о ней, следуем ей, подчиняемся ей как неизбежному, как мировой силе и мировому закону, и тому, что выше, что над нами и над миром – Высшей Силе. Но в данном тексте я не собираюсь обсуждать карму и разбираться в её хитросплетениях.

   Карма, карма! Ну, карма, ну и что?
   При всей очевидности и ощутимости кармы вдруг возникает видение и связанное с ним переживание, что есть такое место или такое состояние, где кармы не существует. И вспыхивает понимание – кармы нет! Что действия случаются, состояния возникают, события происходят, а кармы нет, в том виде, как она концептуализирована и описывается, как преподносится в виде знаний. Сила-то существует, а закона нету! Законы в уме. Всё проявленное и случающееся предстаёт тогда, как данность и вызвано таковостью вещей, их природой и взаимосвязями. Вещи проявляются, а ум их описывает и даёт всему объяснения, чтобы выстроить из них схемы и системы, и, оказывается, что мы уже живём не в существовании, а в созданном умом мире.

   Так это отказ от разумности? Возвращение к первобытному восприятию природы? Назад в природу?
   Возможно, что это так и выглядит для ума. Но это возврат из искусственности к естественности. Я бы уточнил – это выход за рамки концептуального ума, выход из системы знаний, правил, предписаний, созданных умом для выживания людей в природе и в последующем возвышении над природой, доминированием, за счёт борьбы с природой, и создании исключительно для себя комфортных условий за счёт всех других существ и веществ. Выход из-под гнёта ума, иначе говоря, освобождение. Важно, чтобы был именно выход, а не отказ, отрицание, чтобы было расслабление и отпускание, а не борьба.
- Кому важно? – Сейчас не важно, кому. Важно Видение, а не тот, кто увидит.
   То, что кармы нет, тоже можно обосновать при помощи ума, ум сам себе и объяснит после того, как случится Видение отсутствия кармы. Скажем так – это иной способ и уровень восприятия.
И приходим к тому с чего и начали: карма есть, и кармы нет. Спорить не будем, оставим споры другим. Это вечные споры. Нам же нужен выход.
   Напомню о том, откуда, собственно, мы собираемся выходить – из ума. Опять же, я обращаюсь не ко всем, а к слышащим и ищущим. Не буду отвлекаться на тех, кто любопытствует, или на умников, желающих споров и продолжения борьбы, и на тех, кого это выражение «сойти с ума» напрягает, пугает. Что толку им объяснять, разъяснять, что же я имею в виду под выходом из ума. Этот текст не для них пишется. Идём дальше.

   Итак, возникает противоречие, противопоставление – одно и то же явление, понятие одновременно и есть, и нет. Это не логично, а значит для ума абсурдно. Ум протестует, возмущается, сомневается, спорит. Ну, что же, это тоже хорошо и полезно, тогда продолжим этим заниматься. Занимаемся столько, сколько нужно, чтобы износить ум. И не сможем перейти к поиску выхода пока не проверим все варианты, не попробуем пройти всеми линиями по лабиринту ума. Все тупики должны быть узнаны, и понята природа и схема лабиринта – из него нет выхода.
   Кстати, универсальный ум износиться и стереться не может, ибо он вечен, и коллективный ум не может, ибо он долгоиграющий в сравнении с отдельной конкретной человеческой жизнью. Ум не изнашивается нашим думанием, сомнениями, сравнениями, шараханием из крайности в крайность, внутренней борьбой или борьбой, вынесенной вовне – с другими, с миром, он только этим смазывается и сдабривается, подпитывается. Изнашивается только ограниченный индивидуальный ум, в конкретной голове, прикреплённой к конкретному телу. Хватка ума может ослабеть, и это при том, что качества ума никак не пострадают, разве что видоизменяться. Хватка слабеет, а ум сохраняется и его качества сохраняются. Выйдя из ума, если уж это происходит с искателем, человек не превращается в кретина, зомби, овоща. Наоборот, в нём обнаруживается больше человеческого, он становится освещённым божественным светом, в отличие от человеческого, повязанного с животными инстинктами или социальными программами. Это как новое рождение нового человека в той же форме, пробуждение, воскрешение. Возникает новое расширенное восприятие жизни и Бытия. В небе ума возникает просвет.
   Но пока что в уме конфликт. Одно представление борется с другим представлением. Что победит?
   Духовный искатель должен выскользнуть из борьбы. Прекратить бороться. Пусть все вокруг борются, а вот тебе надоело, ты устал и тебе приспичило выскочить. И не убежать, не спрятаться, не закрыться, не избегать борьбы, а освободиться. Сдаться. Не принимать чью-то сторону, а принять обе стороны. Не вовлекаться в думание, а принимать существующее не думая, с доверием и преданностью, посвящением. В этом и состоит религиозность, независимо от того, какой религии придерживаемся. Сдаться, чтобы получить возможность и способность принять. Отпустить и то, и другое, чтобы смочь принять и то, и другое. И прочее, и всё возможное. И даже невозможное.
   Это не хитрое соглашательство ума, подыгрывание, уловка, а честное, чистое принятие любой данности. И принимаем любые концепции, снова возникающие в уме, которые подбрасываются извне для проверки и провокаций, чтобы изнашивать ум дальше. Продолжаем изнашивать ум, но уже трём не на наждачном круге, не наждачной шкуркой, а шлифуем бархатной тряпочкой. Откуда в нас возник этот чудесный бриллиант, этот чистейший кристалл с множеством граней, если всё происходило так буднично и выполнялось нами механически, а начиналось с гранитного булыжника, вынутого нами из мостовой или со стены мира?

   Карма есть? Да, есть. Кармы нет? Да, нет. А другие варианты? Любые варианты – тоже да. Внутри тебя звучит – «да», а сам ты поступаешь в согласии с твоей проявленностью, действуешь из своей таковости.
   Не соглашательство, не уступка, не хитрость, не торговля, а принятие. Всё есть. Ничего нет. Тотальное принятие, всеобъемлющее. Объединение всех пар противоположностей: добра и зла, да и нет, света и тьмы, любви и ненависти, жизни и смерти, бога и дьявола. Объединение их не в уме, а обнаружение единства за пределами отграниченного ума.
   Парадокс – одновременное «да и нет». Восприятие есть, а отношений не возникает. Погружаешься… Пребываешь…
Позволить всему существующему существовать, всему проявляться и исчезать. Оно и без тебя существует, и без твоего согласия, позволения, но нужно совершить этот акт осознанной глупости и позволить. И в то же время, что может существовать в отсутствие тебя?
   Стирается не ум, а цепляния ума, отождествления. Цепляния ума за ярлыки: «я», «я сам», «я хочу», «я знаю», «я докажу», «мне надо», «я и моё место в мире», «я и другие».

   Принятие – это открытая Дверь. И это выход.

Не закрывайте люди Дверь!
Не бойтесь личностных потерь.
Всё что назвали вы «своим» -
Не ваше, лишь иллюзий дым.

Чтобы «Я есть» смочь отыскать
Себя должны мы потерять.
Пусть пепел «я» вернётся в прах,
В свете любви исчезнет страх.

Песню любви душа поёт
И сердце просится в полёт
Сквозь распахнувшуюся Дверь,
Сорвавшуюся прочь с петель!...


Рецензии