Случай в горах

                Дивеев Исмаил Исхакович

Случай в горах
Провод дернулся.  Замер сняли. Два раза дернул за провод. Это означало профиль   закончен. Отсоединил  провод от электрода и несколько раз потянул за провод   На пункте наблюдения  начали сматывать провод.  Рабочий день приблизился к концу. Нас сбросили в горах выполнить геофизическую съемку. Три студента -Виталий ,Толик   и Я,  еще один рабочий из Кишлака. И оператор наш начальник отряда.  Двое пошли  в разные стороны  от места стоянки аппаратуры ,Начальник у пульта и вычислитель ,  который записывал результаты  замеров. Время было около 4часов дня Жара 40 градусов.  Невозможная духота.   Скорей бы добраться до стоянки ,а там на отдых.  Впереди гора она первая на пути  ,там будет еще один перевал.  Всего около 800метров . Встал у подножья горы огляделся  и вспомнил песенку «Умный   в гору   не пойдет, умный  гору обойдет,   Как бы быть умным. Правда слева гора обрывалась.  Может   быть там есть  проход ,чтобы обойти гору и пошел в сторону обрыва.  Там действительно  на стене обрыва  был выступ как кресло  площадью метра два. А внизу   выступа узенькая   полосочка,  как будто ,кто то уже натоптал   тропиночку.  Кто-то  умный уже был, не захотел идти в гору.  Все дело в том ,чтобы пройти по узенькой   полосочке   надо держаться з  и прижиматься к выступу  и потихоньку по полукругу ногами двигаться по тропиночке.  Если есть животик  то уже проблемы.   Не прижмешься к краю  выступа можешь потерять равновесие  и бултых вниз по отвесной скале  вниз. Костей не соберешь Падать придется метров 30  Слава богу  живота не было , даже можно сказать  вогнутость внутрь . Это подспорье в таких случаях.  Кто-то же проходил.  Зато не лезть в гору.  Мысль лезть в гору в такую жару,  сразу отбросило   всякие сомнения и я пошел  решительно  к этому выступу.  Вступил на узкую тропинку  одной ногой,  потом второй  а и руки распростер по площадке выступа. Вроде нормально руки держат тело  я начал медленно передвигаться переставляя ноги и в такт к ним начал переставлять руки . В правой руке держал электрод   Электрод,  соприкасаясь  с поверхностью плошадки   издавал скрежет, чем сильнее    прижимался   рукой  с электроом  к поверхности площадки. Поверхность площадки была твердая отполированная   похожая на гранит.  В это время  послышался еще звук- скрежет    Остановил передвижение.   Рука замерла ,но характерный скрежет повторялся . Оглянулся вокруг и ужас перед о мной на расстоянии метр полтора приподнятая голова змеи  а  тело то скручивалось то раскручивалось и при этом издавался какой то скрежет.   Голова змеи то поворачивалось на меня , то руку держащую электрод. Я попытался продолжить движение , но змея стала угрожающе свертывться  в кольцо   и  шипеть   как бы готовясь к атаке.  Я остановился .В голове всякие пронеслись мысли.  Вспомнилось , недавно кто-то рассказывал в одной экспедиции  в горах парень встал по нужде и недалеко отошел от палатки. Возвращаясь в палатку почувствовал ,  что как будто   укололся о колючку, но не придал этому значению . А к утру нога распухла.   Определили это укус змеи Характерный точки укуса  на ноге  Ребята срочно уговорили его отвезти в кишлак в медпункт. Пока доставили в кишлак  на ищаке ,другого транспорта не было. Парню совсем плохо стало. В кишлаке медицинского пункта не было Повезли на машине в другой поселок, где был медицинский  пункт. Там  спросили  какая змея укусила .А  он ее не видел. Говорят надо было привезти  убитую змею.  Надо знать какая змея укусила . Пока врач думал какую сыворотку  ввести  ориентируясь  на вероятную обитающую в этих местах змею. Сыворотка введенная не помогла и парень через некоторое время умер..  Мне вспомнилось ,  если тебя укусила змея и  не знаешь какая змея , надо ее  убить и привезти. Первоначально захотелось ее ударить по голове электродом,  рука   сжало электрод и немного приподнялась,  чтобы    замахнуться. Змея как бы угадав   намерение,  начала раскачиваться то удаляясь   то  приближаясь ко мне. Пот от страха прокатился по всему телу . Рубашка была вся мокрая , а и брюки тоже .Пот лился ручьем . И откуда во мне столько воды .Как бы краник от страха не открылся.    Завоняю.    Это точно не понравится змее.  Мысль ударить отпала как то сама по себе. Сразу проанализировал. Если укусит ,я ее убить не смогу ,она сразу уползет в расщелину ,откуда она высунулась.  А отличать змей не могу. Черная какая -то с пупырями или с рисунками. У нас машины нет. Нас забросили в горы на неделю . Даже  ишаков нет, .самый распространенный транспорт  в горах. Представил,  как меня ребята будут тащить  к большой дороги ,  а там на попутной машине в населенный пункт.  А там спросят ,а какая укусила змея . А я скажу она убежала,  не смог убить. И они будут гадать по мим описаниям какая это змея  Не хорошая перспектива. Что делать . Я посмотрел на нее и громко выругался.
 «Вот сука попалась мне по дороге».
 Она вдруг стала активно двигать головой и вся начала извиваться   Понимает сука подумал я. Мне показалась Что она говорит
«Какая  я тебе сука . Я мать змея . Сейчас напущу своих   беспредельщиков . Покажут какая я сука.  Будешь мне тут выражаться. 
Там  в глубине  в расщелине показалось ,что   извиваются какие то ее  наследники.  Как я представил ,что эти мрази приползут и  начнут по тебе ползать ,заберутся  под рубашку ,в штаны. Меня   не то что пот прошиб,  а по телу поползли   , какие то  нехорошие мурашки. . Спрыгнуть в обрыв , тоже мало перспективы ,что живой останешься .   Лететь  вниз  метров 30 не менее  Не соберут  Не придешь в лагерь вовремя начнут искать ,а ты там живой или нет. Перспективы нет  в этом .   Кажется за какие то секунды в голове промелькнули тысячи вариантов.   И ничего не оставалось Вариант один,    надо договариваться . Говорят у всех есть какие то мозги.  Я вспомнил  как в детстве  змея в арыке лежала открыв пасть, а к  ней корячась то передом то задом  передвигалась лягушка  Вместо того чтобы убежать от змеи она непроизвольна  двигалась к открытой пасти змеи на и не пыталась ускакать  в сторону  Я наблюдал до тех пор, пока лягушка не продвинулась к открытой пасти .И когда лягушка своим носом не залезла в пасть змеи,  которой осталось только проглотить,  я ударил  палкой змею по шее возле головы .она отпустила   лягушку, я ее еще раз ударил она бросила лягушку и уползла    в сторону . Лягушка одно время находилась в покое не веря своему спасению и через некоторое  время резко прыгнула в сторону и ускакала прочь. Ведь она и раньше могла ускакать, но не делала ничего для   своего спасения. .Значит мозги змеи  войздействовали    на на мозги лягушки. Мне потом объяснили , что змеи воздействую своим гипнозом. И  еще  вспомнил, как в детстве в нащем саду одна яблоня должна давать урожай три года не выдала не одного яблоко.  Сосед посоветовал подойти ранней весной к яблони с топором и погрози  она не даст   урожая,  то   пообещай срубить дерево.    И посадить другое дерево. Я не то, что испугал дерево Я станцевал дикий танец с топором  вращаясь вокруг дерева и после каждого круга,  ударял по дереву топором  и зловеще говорил срублю,  срублю.    И что удивительно,  когда пришло  время   дерево было усыпано плодами. Тогда я понял и дерево все понимает.У всех есть мозги. После этого я понял все живое мыслит.
           Может быть   и мы    найдем вариант  договориться. Я посмотрел на нее и говорю .
 Не обижайся ,что назвал сукой .
 У нас у людей  то же   на женщину говорят сука. Но они же не бросаются кусаться .   Вспомнилось На  одном из дней  рождения своей жены  один знакомый   в  поздравительной  речи  высказался ,что пригрел на груди змею  и вот  живу уже с десяток лет. И ничего. Гостей этот тост шокировал .  Жена красивая,  стройная  ,с великолепным бюстом.  Мне   тогда показалось,  прижаться бы  к такой груди.   Сравнил со змеей. Вот она змея настоящая и тоже около груди.           Я начал змее   тихим голосом  говорить  и внушать ей. 
Что тебе отползи немного и я уйду, зачем тебе приключения
.Она начала мотать головой
 А ,что обзываешься сукой .
 Она снова начала мотать головой 
Да я от испуга.
Отвечаю ей   
Больше не буду .
 А что шастаешь здесь нарушаешь мой покой . Спокойно   с моими змеятами полежать не даешь.
  Да это от дурости   Кто-то сказал, что умный  в  гору  не пойдет ,умный гору обойдет.
А вот оказалось все наоборот .Я не буду больше ходить здесь. Не буду беспокоить.
 Я смотрю ей прямо в глаза. 
  Мысленно прошу
Отползи немного и я пройду не причиню тебе зла.
 Если захочешь  приду потом и принесу тебе и твоим деткам поесть.  Друзьями будем.
Мне самому   даже не понравилось, что я говорю.  Не до такой же степени лебезить. Я ей опять начал петь песенку
Ты не двигайся ,  а я понемногу буду уходить
 Видя, что она не реагирует на мои слова и не проявляет агрессии . Думаю молчание , это согласие начал потихоньку передвигаться.   Она не двигалась  не реагировала ,я потихоньку шаг за шагом  начал передвигаться . Тихим голосом   продолжал с ней разговаривать. 
 Какая ты красавица   Мудрая  Погладить бы тебя .
И сам стал удивляться  какую ересь  несу
   Понемногу ,осторожно  шаг за шагом  стал передвигать   ногами  не переставая  смотреть  ей в глаза .   Видимо мои песни надоели и она мотнула головой 
 Проваливай скорей, нечего тут торчать любовь свою высказывать   
  как бы она говорила мне.
 Я понял сейчас  проваливаю . 
У меня  родилось мнение Все живые существа  могут мозгами взаимодействовать друг с другом   .Только надо найти это взаимодействие. Всегда можно  договариваться     Последний шаг и я за пределами   ее площадки.  Когда    оказался за пределами ее досягаемости     обернулся  и посмотрев   на нее,  прошептал;
   Красавица ,но сука ,что заставила меня так  нервничать.
Она снова начала мотать головой и приближаться, но меня она уже   это не пугала    Я был   в зоне недосягаемости .
Потом вспомнилось, что всякое живое может передавать свои сигналы.  Подумалось ,  а вдруг  она  своему возлюбленному   отцу ее детей   даст команду  наказать за повторное оскорбление. Перед уходом я повернулся к ней  и помахал ручкой . Всегда надо договариваться .,но ее уже на площадке не было. И  твердя    одно  и тоже,  что надо всегда договариваться  я довольный ,что так все благополучно   закончилось   пошел по направлению к лагерю.  Шел и вспоминал, что в возникающих   конфликтах ,    когда я не  шел на компромисс , то есть  не пытался договариваться всегда все выходило боком . Надо всегда договариваться   твердо решил я . Мудрая змея меня этому научила.  Мне показалось что я неделю не буду ходить по малой нужде . Вся жидкость через пот вышла. Какой- то стал легкий,  невесомый . И так был не жирный ,а здесь прямо как доска. Ничего лишнего.  Когда подошел к стоянке ,говорить  про встречу   со змеей не стал. А то начнут подшучивать принюхиваться . не наложил   ли в штаны.  Оператор опять стал канючить ,что прежний профиль  некорректный ,то  ли аппаратура,   то  ли контакты  электрода с землей были не плохие  Начальник отряда  был озабочен что один профиль был не корректный  и все  посматривал на нас ,кто же согласится пройтись повторно по профилю.  Никто конечно не хотел идти. Чужие грехи исправлять. Я вспомнил   только что полученный урок, свою заповедь ,что надо всегда договариваться,  к неожиданности для всех согласился  пойти по профилю. Начальник , от неожиданности  заулыбался  и показал на планшете  профиль по которому надо повторно пройти . Я не  долго думая , взял электрод и весело зашагал по профилю. Работы было с немного .  на два часа . Я их прошел  легко,  несмотря на жару   , даже пот не выделялся. Когда закончил работу начальник поблагодарил  за   выполненную работу и как то доброжелательно посмотрел на меня  . Вроде мы как то стали  ближе дружнее . И этот день   запомнился  мне  на всю жизнь. Когда я помнил принцип «надо договариваться» ,у меня все получалось, не было  ненужных конфликтов.  А когда нарушал этот принцип  всегда получалсь неприятности. Выработалось кредо ,надо всегда договариваться и будет все хорошо.
Дивеев Исмаил Исхакович .г. Ташкент Чиланзар  1-54-13 
Тел;  71 277 17 75,   90 326 19 38
Это произошло  в горах на производственной практике. Попытался написать в  виде рассказа   Это поучительный рассказ, что надо всегда договариваться. И в жизни меньше будет проблем.


Рецензии