Пока жива благотворительность

ПОКА ЖИВА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ.
                «Если свободное общество не сможет помочь многим бедным,
                оно не сможет защитить немногих богатых»
                Джон Кеннеди. 
Как бы могуче и сильно не было государство, гражданам его, в исключительных случаях и в повседневной жизни не обойтись без помощи, поддержки и участия близких и добрых людей.
Каждый из нас на своём жизненном пути встречал их,сохранил в памяти, навсегда остался благодарен им.
В 1892 году знаменитый историк Василий Осипович Ключевский прочитал лекцию в пользу пострадавших от неурожая в Поволжье. Мысли, озвученные в ней, важны нам и теперь.
Обстановка в России да и мире остаётся по многим причинам сложной и тревожной, и потому полезно вспомнить, как подобные беды и опасности переживали наши далёкие предки. В наши дни, как  более 100 лет назад много говорят о благотворительности и даже создают разные фонды.
Трудно не согласиться с историком, его мысли проверило грозное время, утверждавшим благотворительность-слово с очень спорным значением и с очень простым смыслом. Его различно толкуют, но все одинаково понимают.
Однако некоторые сомневаются в полезности благотворительнос, сомнения часто связыают с тем, что бескорыстная помощь может порадить желание жить за чужой счёт, глушить инициативу человека, принижает стремление к труду, может сделать правительство окончательно глухим к стонам страждущих…
Многие руководствуются лишь нравственным побуждением, чувством сострадания к страдающему. Лишь бы помочь ему остаться живым и  здоровым, а если он дурно воспользуется нашей помощью-это его вина.
Издревле человеколюбие значило нищелюбие, выражаемое через милостыню. Она всегда была на Руси больше нужна самому нищелюбцу, помогала ему возвысить уровень собственного духовного совершенства.
Василий Осипович напоминает нам слова, забытые на длинной суровой исторической дороге:»Когда встречались две древнерусские руки_ одна с просьбой Христа ради, другая с подаянием во имя Христа, то трудно было сказать, которая из них больше подавала милостыни другой, нужда одной и помощь другой сливались в братской любви обоих. При этом древняя  Русь понимала и ценила только личную милостыню, подаваемую из руки в руку, тайком от стороннего глаза. В старину говорили:»Нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается!».
Если бы государственным актом законодательства или экономического прогресса и медицинского знания вдруг исчезли в древней Руси все нищие и убогие, кто знает, может быть древнерусский милостивец почувствовал некоторую нравственную неловкость, подобно человеку, оставшемуся без посоха, на который он привык опираться...».
Да, есть над чем задуматься!
«Никакими методами нельзя вычислить, какое количество добра вливала в людские отношения эта ежедневная, молчаливая, тысячерукая милостыня, насколько она приучала людей любить человека и отучала бедняка ненавидеть богатого...».
Если бы каждый из нас каждодневно помнил, может быть и меньше было кровавых потрясений.
Как будто бы о наших днях говорит историк:» Природа нашей страны издавна была доброй, но иногда бывала своенравной матерью своего народа, который, может, быть,сам же и вызывал её своенравие своими неразумением обращаться с ней.
Недороды  и неурожаи были нередки на Руси. Недостаток экономического общения и административной нераспорядительности превращали местные недоборы продовольствия в голодные бедствия»
Возможно желая предостеречь будущие поколения, Ключевский подробно рассказывает о бедствии при царе Борисе Годунове, в начале 17 века.
В 1601 году, едва кончился весенний сев,начались страшные дожди и лили всё лето. Полевые работы прекратились. Хлеб не вызрел, а в августе ударили  морозы и погубили и до того бедный урожай. Год кормились остатками прошлогоднего хлеба. На следующий год кое как посеяли зяблым зерном, но ничего не взошло,  наступил трёхлетний голод.
Царь не жалел казны, щедро раздавал в Москве милостыню, предпринял обширные постройки, чтобы нуждающимся дать работу. Народ толпами повалил в столицу. Началась сильная смертность. Быстрыми темпами росло казнокрадство. Крупные землевладельцы утаивали имеющееся зерно. Разыгралась хлебная (самая опасная спекуляция). Уже тогда знали это слово, выведенное теперь из оборота. Цены на хлеб возросли в 30 раз.
Царь, думая о своём народе, принимал решительные меры: запретил винокурение и пивоварение, предписал обязательные цены, по его указу разыскивали скупщиков зерна и били кнутом на рынках, переписывали их запасы зерна в пользу государства. Но эти меры мало помогали.
В то грозное, опасное время тысячи людей были спасены благотворительностью:» Русская земля пережила те страшные годы, обманув своих врагов...». Это было время нашествия поляков и одного за другим лжедмитриев.
Позднее Пётр Великий стремился использовать всё наличие рабочий силы на пользу государству. Он принимал решительные меры к прекращению нищенства, пытался заменить  частную милостыню государственной организованной благотворительностью. И это было необходимо в  моменты, тяжкие для государства, в годы становления его могущества и бурного экономического развития. Но время показало, что наилучших результатов общество достигало при умелом их сочетании…
В 1609 году на Руси повторился страшный голод. Царь Василий Шуйский, суровый на руку, принимал к спекулянтам самые решительные меры. По Москве и близлежащим селениям пополз слух, обвиняющий царя в безразличии  к судьбе народа, во всех грехах. Как бы мы теперь сказали, «
«на всю катушку» заработала оппозиционная устная публицистика -грозное оружие!
Тогда в Московский Успенский собор было созвано  небывалое по численности народное собрание. Патриарх Гермоген  сказал сильную проповедь о любви и милосердии. На собрании выступил царь, он призвал кулаков не скупать хлеб, не поднимать цену. Но с бедой справиться не удавалось.
Но явилась тогда , как пишет историк, светлая мысль, какие часто приходят в голову добрым людям, она осенила царя и патриарха. По их повелению келарь Троице-Сергиева монастыря отец Авраамий, обладавший большим запасом хлеба, доставил его на рынки  по 2 рубля за четверть ( вместо 9 рублей) Хлеба было доставлено не  так много, это была больше психологическая мера, поддержанная активно церковью и царём. Она произвела на торговцев хлебом паническое воздействие. В страхе потерять барыши,они, обгоняя друг друга повезли хлеб на базары. Может быть, впервые на Руси сработал мудрый рыночный механизм! Тысячи людей были спасены.!К сожалению, на Руси не всегда умело , разумно дозировали мудрую мысль, твёрдую руку и доброе дело...А таких людей знает наша история. При дворе при царе Алексее Михайловиче  министром был Фёдор Михайлович Ртищев. Время было тяжёлое, шла война с Польшей из-за Малороссии, эпидемия опустошала деревни и сёла, росла дороговизна хлеба. Принимались различные запретительные меры, но результата положительного не было. Ртищев в отличии от многих, выполнял только первую заповедь Христа-любить ближнего своего как самого себя. Часто в ущерб себе любил людей. Он много сделал для своего народа. Умело соединял частную благотворительность с общественной, государственной. Создал организацию-прообраз Красного Креста. Вместе с царицей организовал постоянные и временные госпитали (в них лечили и раненых врагов), назначал пенсии и пособия.
В те годы (16 и 17 века) крымские татары сделали себе прибыльный промысел из разбойничьих нападений на русскую землю. Тысячами, десятками тысяч забирали в плен, потом продавали их в Турцию и другие страны. Требовали выкуп. Что бы спасти этих несчастных и возвратить их домой за казённый счёт, по рекомендации Ртищева был введён всеобщий полоняничий налог…
Фёдор Михайлович строил больницы, богадельни, продал своё имущество, чтобы спасти от голода население Вологодского края. Под Арзамасом у него была земля, которую о передал крестьянам бесплатно. Развивал науку, открывал школы...
Как и каждое явление благотворительность несла и отрицательное. Она вскормила ремесло нищенства, стала средством питания праздности и нередко превращалась в холодное исполнение  церковного приличия , в раздачу копеечек просящим. Но и были люди искренне сочувствующие обездоленным, умело помогали им.
Время в корне изменило понятие милостыни, но не отменило её, не принизило  её нравственного величия и значения.
В 21 веке понятие благотворительности всё больше сближается с жертвенностью..
Подающий, жертвующий, за редки исключением, не нищего спасает, а помогает своему близкому заняться трудом, завести своё дело, получить знания, поправить здоровье. Но главный смысл благотворительности века остаётся незыблемым: один помогает другому материально, а другой укрепляет первого духовно. Высоко нравственные люди всегда были на Руси, есть они и теперь.
Как пророчески звучат и теперь слова Василия Осиповича Ключевского:»По завету их жизни будут действовать тогда, когда их самих забудут. Из своей исторической дали они не перестанут светить, подобно маякам среди ночной мглы, освещая нам путь и не нуждаясь в собственном свете. А завет их жизни таков: жить-значит любить ближнего, т. е. помогать ему жить, и больше не для чего жить!»
Именно так ! Жизнь требует теперь не столь подаяния, сколько-человеческого участия и душевного тепла.
Россия современная, да и весь мир, переживают теперь серьёзные испытания. Вирус пока не думает сдаваться, потуму и должно сплотиться человечество, подать руки друг другу, в противостоянии общей беде.
Январь 2004 г. Октябрь 2021 года.


Рецензии