VII-9 Гордей и Млада

Гордей гнал и гнал рыжего коня, торопясь принести неприятную весть, и еще его не покидала приятная мысль о встрече с любимой Младой.  Рядом бежал второй чалый жеребец, тоже под седлом, готовый на скаку принять хозяина на свою спину и понестись быстрее ветра. Гордей решил для себя, что за тем леском пересядет на чалого.


Смена коней отвлекла его от мыслей. Он перепрыгнул в другое седло, не только не останавливаясь, но и не замедляя бега скакунов. Короткая накидка развивалась за спиной, точно грива коня. От Гордея веяло мощью, крепкие ноги привыкли сжимать бока коня, потому как его обучил наставник Добрыня править при помощи ног, оставляя руки свободными, лицо сильно загорело на солнце, синие глаза блестели, ноздри носа раздувались, жадно втягивая запахи степи…


Кони не скакали, а плыли, трава, вставшая в полный рост, местами прикрывала ноги коней почти до брюха. Гордею казалось, что он летит. Степь бескрайняя, бесконечная, безудержная! Как сама воля, как сапфировое небо… Ничего нет для кас-сака дороже вот этой степи и этой воли!


Но постепенно мысли Гордея вернулись к вести, которую он должен сообщить атаману Амосу. Прошло более месяца, как Гордей с кас-саками атамана Бузача ушел  громить хазар в землях Джидана   под Самандаром. И еще Гордей желал встретить Дивея, чтобы покарать его. Он знал, где царь Иосиф, там должен быть и Дивей.


Закрывшись в Самандаре, царь Иосиф задумал склонить на свою сторону  ясов и дать отпор русинам. Он попросил ясов забыть обиды прошлого и помочь хазарам. …


Гордей знал, где искать атамана Амоса. Издали заметив конные разъезды, охраняющие стан, он приветственно махнул рукой. Встретили Гордея спокойно, у кас-саков не принято выказывать свои мысли, их лучше держать при себе, но по блестящим глазам Гордей понял, что его волнение передалось и сопровождающим. Подъехали к шатру атамана, Гордей на ходу бросил поводья в руки стражи и устремился к атаманскому шатру.


В степи еще прохладно, особенно по ночам, поэтому в шатре атамана сложен очаг, в нем куча хвороста: зажгут к вечеру. Кас-сакам не страшен холод, они могут спать на голой земле, даже если та покрыта снегом, им не нужны теплые ложа, как у изнеженных хазар, достаточно войлочной подстилки и седла под головой. Кроме атамана Амоса в шатре была его жена, которая ждала ребенка, потому в шатре по ночам горит огонь.


Гордей не успел поприветствовать атамана, как Амос поинтересовался;


- С чем приехал?


Выслушав весть, на что рассчитывает хазарский царь Иосиф, атаман задумался. С чего бы хорезмийцам  противостоять Святославу?


Гордей ждал, что скажет атаман, не шевелясь, хотя очень устал. Амос это понял, чуть улыбнувшись, спросил:


- Устал?


Гордей даже глазом не повел, ответил:


- Я устану не раньше, чем падет в быстром беге мой молодой конь.


- Иди! Потом позову.


Выйдя из шатра, Гордей сразу увидел своих коней. Конь - первый друг в степи для кас-сака, потому они с любовью и заботой относятся к этим животным, будь они свои или чужие. Кас-сак, похожий на Надежу, водил рыжего жеребца по кругу, видно, конь выдохся.


Подходя ближе, Гордей окликнул:


- Надежа, ты ли?


Надежа расплылся в радостной улыбке:


- Я, Гордей. Твой рыжий жеребец тяжело дышит. Загнал ты его?


- Нет, стар уже. Надо нового, - вздохнул Гордей.


- Пойдем в шатер, уздечку твою надо подлатать.


Стало темнеть, в степи ночь наступает медленно, кое-где в темном небе стали появляются мерцающие звезды.


Как всегда в походных условиях в стане повозки кас-саков расставлены, образуя круг. Внутри его, кроме людей, помещался и скот. Это была хорошая защита, прежде всего от степных хищников, нападения врагов для кас-саков не страшны.


По всему стану горели костры, их искры взлетали в черную пустоту ночи и гасли.


Шатер Надежи был недалеко от атаманского. Прислушавшись, Гордей услышал голос Млады. Но традиции кас-саков были святы, нельзя без приглашения заходить в шатер к любимой девушке, пока она не станет женой.


Думать о любимой Младе Гордей не мог, возможно, он и не увидит ее, в любой момент его могут позвать к атаману, значить, ждать.


Стан окутала ночь, все стихло, слышались только фырканье лошадей да завывание степных обитателей. Полночи охрана может не обращать внимания на шакалов или волков, зато к утру от них не станет покоя. Но кас-саки знают своё дело. Готовность к защите в любое время - залог выживания, потому охрана всю ночь будет на страже.


Первые лучи солнца разбудили Гордея, он поднялся и отправился смотреть коней. Чалый давно пришел в себя, он всхрапывал, кося взглядом на кобылку у соседней привязи, и перебирал ногами.


- Не балуй! - осадил жеребца Гордей.


Конь успокоился, но фыркал и вертел головой, соседка его интересовала больше, он был не в силах оторваться. Гордей невольно тоже взглянул на кобылку, и впрямь была хороша. Подошедшая наездница тоже была хороша.


Стараясь гнать от себя дурные мысли, он подошел к рыжему коню. Хоть и за ночь отдохнул, но видно, что еще одну такую скачку не перенесет, надо менять. Гордей с сожалением похлопал рыжего по гриве. Конь повернул голову к Гордею, теплое дыхание пахнуло в лицо кас-сака. Конь будто понимал, что стал обузой для хозяина, и по-своему просил за это прощения.


- Отдыхай. …


Рыжий мотнул головой, соглашаясь с такой командой. Эх, кони мои кони, подумал Гордей, как с вами легко и тяжело одновременно! Вы готовы отдать всего себя бегу по воле хозяина, потеряв силы, вы скачку не прекращаете, вы любите своих хозяев верной любовью, а люди режут вас, когда вы становитесь слабыми и беспомощными…


От размышлений Гордея отвлекла все та же девушка. Когда девушка повернулась, Гордей узнал Младу; да, да, на него смотрела Млада. Вот это встреча, а он думал, что увидит ее где-то к полудню.


- Слышала, что ты к вечеру приехал. Что-то случилось? - спросила, Млада.


Атаман не запретил рассказывать весть, что он привез, и Гордей поведал Младе о возможной битве в землях Джидана.


Водя под уздцы лошадей, он поведал, с какой вестью приехал.  Осторожно спустившись по косогору, они вышли на берег реки. Млада отдала поводья Гордею, а сама сбросила с себя верхнюю одежду и,  оставшись в одной рубахе, она пробежала по склоненному над водой стволу дерева и прыгнула в реку! Время для Гордея, казалось, остановилось. Он увидел стройную фигуру, освещенную утренним солнцем, любуясь ее станом, заметил мелькнувшие на миг ножки и … отчасти то, что над ними . … 


Прошла, кажется, вечность, пока Млада показалась над водой.




У Гордея даже горло пересохло, он облегченно перевел дыхание.


Гордей, долго будешь стоять? Вода теплая. - Окрикнула его Млада.


Он привязал поводья лошадей к стволу дерева, быстро сбросил с себя все, что мог, и нырнул в реку.


Вынырнув с удивлением услышал:


- А ты, Гордей хорошо ныряешь!


Гордей быстро подплыл к берегу, досадуя на себя в том, что может его атаман ждет!
Млада тоже стала выбираться из воды. На берегу Гордей невольно глянул на Младу.

Мокрая рубашка прилипла к телу Млады как вторая кожа. Теперь были видны все черты стройной фигуры: - талия, бедра, стройные ножки и упругая грудь. …


- Ну чего смотришь! - вдруг одёрнула его Млада.


- Красивая ты! -  отворачиваясь, сказал Гордей, но глаза  все равно еще раз скосились, потому что Млада повернулась спиной, и Гордей увидел ее упругие  ягодицы, облепленные рубашкой. С трудом переведя дыхание, он развязал лошадей и дожидался Млады, чтобы вернутся в стан.


Весь день Гордей ходил сам не свой, он думал только о ней. Наконец, не выдержав, вскочил на коня и поскакал в степь. Быстрая скачка чуть остудила его мысли, и чувства упокоились, но ровно до тех пор, пока снова не увидел Младу.


В стане было оживленье. К войску Амоса присоединился Первуд, а с ним дружины торков,  бродников и небольшие отряды берендеев.  Горело множество костров, слышался разный говор, и смех. Среди всех сильно выделялись берендеи. Они были пешими воями, в схватке бились без доспехов. Штаны и медвежьи шкуры в виде курток. Грудь и руки их были покрыты яркими татуировками, на голове у каждого оселедец, носили бороды, и длинные усы. Еще среди них были белояры, пришедшие от Приэльбрусья. Но они, в отличие от берендеев, были очень хорошо защищены. У всех тяжелые доспехи из железа, что в те времена ценилось дороже золота, тяжелые длинные железные мечи, шлемы. Были среди них женщины-лучницы, издали ничем не отличимые от мужчин, но легко одетые для быстрого движения.


Гордей и Надежа сидели у костра. Млада была с Молчаном и ранеными.


- Берендеи...  чудаковатый народ, кто они? На вид жуткие они  какие-то и одеты странно, - спросил Гордей.


- Отец рассказывал..., - начал было Надежа, но замолчал, потом справился с чувством и продолжил. -  Род их древний, возник из воинского братства. Жили они возле Медвежьей Аркаим горы, что в Семиречье. Потом с Асаном, сыном Руса, пришли сюда...


К костру подошел Молчан. Надежа и Гордей встали. Когда Молчан сел, сели и они. Молчан попросил у Надежи воды, тот подал ему воды в деревянной чаше. Старик медленно отпил.


- О чем вы вели беседу? Я вам помешал?


- Я хотел узнать у брата о берендеях. Уж больно вид их... странен.


- Все они Воины Духа, их жизнь посвящена Богу Велесу, что являлся в образе медведя. Бер - это одно из его древних имен. Когда они бьются, дух их парит высоко, а тело на земле не чувствует ни боли, и ни страха. Даже малым числом, они бывают грозной силой.


«Род Кисека , что ушел с Карпат в Европу и положил начало гессенцам , имеет своих берендеев, но зовут их там берсеркерами ».


- А зачем носят на голове рога? - спросил Гордей.


Молчан, улыбнувшись, ответил: “ Велес это и скотий Бог”.


- А кто их атаман?


- У них нет атамана, они повинуются ведунам - волхвам - хранителям Вед, и оттого их род священен.


Гордей, улыбнувшись, сказал: “мне кажется, что я сегодня оказался среди оживших мифов”.


Все трое замолчали. Предчувствие великой битвы словно витало в воздухе над лагерем, и ни смех, ни разговоры у костров не могли его развеять.




                Джидан, иначе Хизан, Хунзан, Хайдан - кумыкское раннефеодальное
                государство, упоминаемое арабскими авторами в X веке.
                Историками признается прямым наследником Хазарского каганата.
                Царство Джидан являлось самым могущественным образованием на
                северо-восточном Кавказе после перемещения основных пределов
                Хазарского каганата на Волгу и Дон. Столицей Джидана по
                некоторым данным был город Семендер.
                Государство Джидан играло роль, с одной стороны, промежуточного
                звена на торговом пути из Восточной Европы в страны Передней
                Азии, с другой военного заслона Хазарии с юга.
                Ибн Хаукаль пишет: «... русы пошли на Хазаран, Самандар и Атиль
                (и случилось это) в 358 г.». Далее он пишет: «И ал-Хазар -
                сторона и есть в ней город, называемый Самандар, и он в
                пространстве между ней и Баб ал-Абвабом, и были в нем
                многочисленные сады.., но вот пришли туда русы, и не осталось в
                городе том ни винограда, ни изюма». В результате второго похода
                русов в 358 году по хиджре (968-969 год), реальность которого
                достаточно хорошо обосновала Т.М. Калинина, была разорена и
                первая столица Хазарии - Семендер.

                КИСЕК - один из мифологических прародителей славян. Племя
                Кисека соединилось с племенем Орея (Ария).
                К тому времен "Книга Велеса" (Род I, 6) относится разделение
                славян из рода Яруны и германцев из рода Кисека.
                Род Кисек ушёл далеко на Север в Скандинавию. Именно там "Книга
                Велеса" помещает "земли Кисека" и земли бога скандинавов и
                германцев Одина. "Ибо до земель Кисека наши овцы ходят. И там
                есть земля Одина, который пришёл от нас к ним. И там жертвы
                творят по-иному. И там мы были в старые времена, и там
                сражались. И там мы узрели руку, угрожающую нам, и видели
                Сурового Одина..." (Троян IV, 9).
                А.И.Асов "Свято-Русские Веды. Книга Велеса"

                ГЕССЕН - историческая область и земля на юго-западе Германии.
                В I веке до н. э. - III веке н. э. на территории Гессена жило
                германское племя хаттов, затем их потомки - племя гессов
                (отсюда название Гессен). В VI веке они были подчинены
                франками.

                БЕРСЕРКЕРЫ не остригали волосы и не брили бороду – до тех пор,
                пока не одержат свою первую победу, тогда они избавлялись от
                растительности на голове.
                Традиционно оружием берсеркера считается боевой топор или меч,
                но, по легендам, их могли отбрасывать и сражаться практически
                голыми руками – ведь зверь не использует человеческого оружия,
                разве что поднятую с земли дубину или камень. После завершения
                боя берсеркеры впадали в долгий, до нескольких дней, крепкий
                сон.


Рецензии