Солнечным днем на Чандалазе
Н.И. задумалась. Затем произнесла: -Верно. Туда ничего не унесешь. Я это давно поняла. Мне не за что цепляться на Земле. Нет ни денег, ни дорогих вещей, ни роскоши. Но я боюсь уйти туда с чувством обиды. Не подарили они мне ни внука, ни внучки. О чем я глубоко сожалею; и плачу каждый день. Володя запретил мне говорить на эту тему. Сразу же обрывает. Мне так становится больно. Я просила вас много раз, чтобы вы поговорили с ним, но видимо, он и вас не слушает.
-Я много раз намекал ему и Олесе о счастье иметь детей и внуков. Рассказывал им о моих взаимоотношениях с внучкой. О тех необыкновенных чувствах, которые появляются в этих взаимоотношениях. О том счастье, которое ни с чем не сравнимо. Ни с какими богатствами, ни с любимой работой, ни с какой любовью к жене. Но, кажется, они меня не понимали, не слышали. Значит, не нашел я тех слов, которые могли бы их убедить в рождении ребенка. Эти воспоминания и пронеслись в моей голове, когда совершалось отпевание. Но не забывал в этот день думать о Маргарите. Недоумевал, почему она не звонит. Предполагал, что она в это время нашла другого сопровождающего или вообще поход сорвался. Такое было много раз. Сам звонить не стал. Лег спать рано. Утром, проснувшись, решил зарядить телефон. Стал проверять. Телефон оказался выключен. Вспомнил, что я его отключил в церкви. Как током ударило. Прошибло насквозь. Это значит… Стал быстро просматривать поступившие сообщения. От Маргариты поступило 6 звонков. И от Зои Николаевны несколько. Боже мой! Что я наделал!? Звоню Маргарите. Слышу упреки: «Звонила вам много раз. Ночь не спала. Переживала. Собралось 45 человек. Что бы было, если бы поездка сорвалась?! Страшно представить!» Стыдно стало до того, что не нашлось, что ей и ответить. Извинился. Позвонил Зое Николаевне. Объяснил ей о случившемся недоразумении. Она поняла меня. Ответила, что сама поведет школьников. На работе отпросилась. Стало несколько легче. Но чувство вины осталось. Пошел прогуляться вдоль озера. Там встретился с товарищем, с которым много раз ходил в походы,- Юрой Петровым. Он часто гуляет около озера со своей собакой Кешей. Рассказал ему о случившемся со мной.
-Не переживайте, Владимир Сергеевич. Завтра лучше мы сходим на Чандалаз. Вы обещали мне показать Сквозную пещеру. Еще куда-то сводить. А вообще то, у вас часто телефон вне доступа. Вы забываете про него.
-Да. Это правда.- признался я. -Забываю его заряжать или включать, когда выключаю.
-Надо серьезнее к этому относиться. Вы работали следователем. Должны были научиться дисциплине. Урок на будущее.
Несколько полегчало при встрече с Юрой. Но все равно возбуждение не прошло. Было такое же, как вечером при отъезде на Сахалин. Долго не мог уснуть. В два часа ночи встал. Далее уснуть не удалось. Читал до утра газеты. В 7 часов выехали с Юрой в поход на Чандалаз. Машину оставили около моей дачи. Температура окружающей среды- минус пять градусов. Трава покрыта серебром-инеем. Вода в бочках замерзла. Тронулись в путь. Скалы Чандалаза окрасились малиновым цветом. Идти по тропе было легко и радостно. У тропы всегда было много ягод шиповника. В этот раз- одна трава. Весной со стороны Чандалаза прошел до дач пожар. Сгорел весь орешник, шиповник, много деревьев. Сгорело и несколько домиков на дачных участках и других построек. Сгорели и «мои» любимые кусты калины и боярышника, с которых я собирал до ведра ягод. Следы этого огня увидел в двух метрах от своего дома. Видимо, ветер сменил направление и пал ушел в сторону. Вот и высоковольтка. Идем к «Хвосту Чандалаза» по дороге, сделанной строителями ЛЭП.
-Сергеич, вы думаете, почему строители спроектировали ЛЭП через Чандалаз? Ведь до «Хвоста Чандалаза» оставалось всего около километра. Накрутить цену. Отбить больше денег. Жулье кругом! На всем стараются нагреться. Особенно, на строительстве.
Как бывшие следователи поговорили о некоторых громких преступлениях, которые систематически происходят в России. Когда-то хорошая дорога под линией ЛЭП превратилась в тропу. Она была совершенно размыта дождями. Поднялись к дороге, которая идет мимо хребта Чандалаз от Екатериновки до Ворошиловки. По ней пошли к тропе, которая ведет к сквозной пещере. Когда проходили мимо курумников, образовавшихся под линией ЛЭП в результате взрывных работ на вершине хребта, рассказал Юре о мистическом случае, происшедшем на этом месте. Как-то весной, когда только поставили на вершине хребта опоры, я полез по курумнику на вершину хребта с целью отснять хребет Чандалаза с вершины скалы через опоры ЛЭП. Лезть по осыпям было легко. Но они постепенно закончились. Впереди была голая почти вертикальная стена. Тормознуть в нужном месте не догадался. Тогда чудом остался жив. Так как обратно вниз спустится уже не было никакой возможности. Когда находился в гроте пещеры «Мечта спелеолога», услышал крики школьников, которые раздавались со стороны курумников. Зная, что сосед по даче Владимир Трофименко утром от дачи поведет школьников на «Хвост Чандалаза», быстро спустился к дороге. Подбежал к курумникам. Четверо школьников уже лезли по моему пути к вершине хребта. Они отстали от группы, которая пошла в обход «Хвоста Чандалаза», и решили таким путем сократить путь. Крикнул им, чтобы немедленно спускались назад. Послушались. Последствия могли быть трагические. Те камешки, за которые я цеплялся, рано утром еще были вмерзшие в грунт. Я мог за них хвататься руками и опираться ногами. Прошел час. Солнце растопило лед. Камешки эти, за которые казалось бы можно было зацепиться, уже бы тело человечка не выдержали. Падение ребят было бы неминуемо. Юра, выслушав мой рассказ, ничего не сказал. Лишь задумался. Поднялись к входу в Сквозную пещеру. Вид из нее на падь и Золотую Долину был прекрасный. По сопкам плыл легкий туман. Рассказал Юре о том, что у входа в эту пещеру любил на рассвете медитировать народный целитель Валентин Семененко. Его дача была на 151км. Он часто посещал это место. Видел с этого места НЛО. Юра, не веривший ни в Бога, ни в черта, рассмеялся.
Прошли через сквозную пещеру к озеру. Точнее, к бывшему озеру. Рассказал ему, что в этой впадине до 1953 года было озеро. Здесь в детстве катался на плотах Валентин Семененко, который в то время жил в селе Ворошиловка. Озеро исчезло после землетрясения. Вода ушла в пещеру, в подземное озеро. С восточной стороны есть ручей Серебряный, который сразу речкой вытекает из стены Чандалаза, именно из подземного озера. Геологи, которые в шестидесятых годах бурили на хребте Чандалаза, подтвердили,- озеро существует. Когда шли от Сквозной пещеры к пещере «Мечта спелеолога», Юра от радости воскликнул: «Как здесь хорошо! Лепота! Солнце. Тепло. Ветра нет. Клены красные. Фотографируйте, Сергеич!
-Я их две недели назад наснимал у дачи и вдоль реки к Чандалазу.
Юра, эти слова: «Как здесь хорошо! Солнечно!»- произнес еще много раз в этом походе по Чандалазу.
После посещения грота, поднялись на скалу, стоящей над пещерой. С нее открылся красивый вид на «Хвост Чандалаза» и на Утес, стоящий на южной стороне хребта. Юра заметил, что субботний день, а на Чандалазе кроме нас никого нет. Через несколько минут услышали внизу голоса. Несколько молодых женщин шли по тропе в сторону Утеса. Юра предложил мне сходить на Утес именно по этой тропе. Объяснил ему, что путь этот тяжелый. Мы лучше пойдем по дороге, серпантином. На полянке, у красного клена присели отдохнуть и попить чая. Во время легкого перекуса со стороны Сквозной пещеры шли девушки и парни.
-Все! Сейчас Юра здесь будут сотни людей. Я как-то тут застал не менее полтысячи человек. Люди шли от села Ворошиловка. Там оставляют машины, автобусы и идут двумя путями к этому месту.
-Какой еще путь второй?- удивился Юра.
-К озеру есть тропа от дороги, которая идет мимо хребта от села Михайловка до Ворошиловки. Дорога плохая, но она есть. Я по ней как-то провел группу туристов. Идти много легче, чем от дачи.
-Так надо, наверное, ехать через Лозовый. Это большой крюк.
-Зато путь в три раза короче и легче.
-Буду знать.
-Ну, что, спускаемся к дороге? Идем к Утесу?
-Конечно!
Пока шли серпантином к Утесу, нас обогнало несколько машин.
-Я бы здесь не поехал на своей автомашине. Пожалел ее. Сплошные камни. Лучше пройтись тут пешком.
Догнали группу туристов,-четыре молодых женщины и пожилой мужчина, которые оставили машину в начале серпантина. Обошли их. На Утес пришли первыми. С него открывается самый красивый вид на всем Чандалазе. «Хвост Чандалаза» смотрится необычайно красиво. Хорошо видны горы Чантинза, Смольная, Рассыпная, Японка. Также гора Макариха и другие горы на хребте Тачин Гуан. Видны даже горы Пидан и Фалаза.
-Какая высота этого Утеса?- спросил Юра.
-650 метров.
-Ты здесь ночевал?
-Много раз.
-И зимой?
-Нет. Зимой я сюда приходил встречать рассвет.
-С дачи выходил.
-Да.
-Во сколько?
-Часа за два-три до рассвета. Иногда часа за четыре. В зависимости, сколько выпадало накануне снега.
-Тропил снег?
-Всегда тропил. Зимой туристы сюда не ходят. Несколько раз не доходи до этой вершины.
-Почему?
-Либо сил не хватало. Либо замерзал. На втором серпантине всегда идешь зимой навстречу ветру. Если ночью выходишь в минус тридцать градусов, то здесь все минус пятьдесят. Даже две пуховых куртки не спасали. Либо еще на полпути судорога ног начиналась. Надо тогда срочно возвращаться назад. Голову не терял. Сдавался, если нет возможности подняться.
-Много рассветов встретил?
-Нет, не много. Зачастую придешь, а там, где должно всходить солнце, тучи. Но один раз на третий год таких походов встретил красивый рассвет.
Та группа людей, которых мы увидели со скалы над пещерой «Мечта спелеолога», только-только поднимались на вершину Утеса. Поднявшись, попросили нас, чтобы мы их сфотографировали ихним телефоном. Юра с удовольствием это исполнил. В беседе с ними поняли, что они идут к вершине Чертового Утеса, то есть к самой высокой точке хребта Чандалаза. Юра неожиданно предложил мне тоже сходить к этой вершине. Такого стремления от Юры не ожидал. Конечно, согласился сходить. Сразу же понял, что в этот солнечный день скалы на западной стороне хребта Чандалаза будут смотрется много интересней, чем в пасмурный день. Терять такую возможность нельзя. Дорога, проложенная еще геологами в шестидесятые годы, была еще в хорошем состоянии. По ней поднимались машины до тропы, откуда до вершины Чертового Утеса не более часа ходьбы. Здесь большая ровная поляна. На ней стоит стол металлический, стулья. Это место для пикников. У поляны стояли два джипа. Люди явно ушли к вершине хребта. И мы не стали здесь задерживаться. Тропа проложена у самой вершины хребта. С нее я периодически подходил к краю обрывов и делал снимки западной стороны хребта. Она много интересней восточной стороны. Много скал. Растет кедр. Вид на обширную горную местность, которая находится между Чандалазом и высокими хребтами замечательный. На поляне, где часто ночуют туристы и спелеологи, которая находится напротив кулуара, на вершине которого стоят три скалы/Ворота Чандалаза/, встретили группу молодых людей. Как ни странно, но они именно спросили о знаменитом среди туристов кулуаре. Рассказал им, что этот кулуар находится отсюда метрах в двухсот. Для этого необходимо спуститься к краю обрыва. Посоветовал им обязательно побывать у этого места. Отснять скалы, как снизу, так и сверху. Также добавил, что если вам повезет, то можете сфотографировать там параллельный Мир Чандалаза.
-Как это?- удивились они.
Коротко рассказал им, при каких обстоятельствах у меня появился такой снимок. Пообещали обязательно в следующий раз посетить «Ворота Чандалаза». Вместе с ними пришли к вершине Чертового Утеса. Солнце светило навстречу, но, тем не менее, вид на «Нос Чандалаза» был замечательный. Рассказал девушкам, стоящим на вершине, как однажды ночью застал здесь меня снежный буран. Дуги палатки сломались. Палатку разорвало. Видимость утром была не более трех шагов. Собрав в рюкзак все, что мог собрать, спустился по кулуару в долину. Там хлестал дождь. Так под этот ливень шел до самого села Екатериновки. Показал им, где находятся горы Пидан и Фалаза. Рассказал им об одном походе по хребту Ливадийскому к горе Пидан, который едва не закончился трагически. При восхождении на Ливадийский хребет со стороны села Васильевка, чтобы не терять времени на разведение костра и кипячение воды, выпил две кружки холодной воды с сухим молоком. Сразу же почувствовал неладное. Начал мерзнуть. Ночью пытался согреться горячим чаем и огнем от костра, но безуспешно. Проснулся больным. Но все равно пошел к Пидану. День был дождливый. Шел весь световой день. Поставил палатку. И упал. Трое суток был в каком-то бреду. То явь, то сон. Не понимал, где явь, а где сон. Мне показалось, что сон был более реален, чем явь. Все тело горело огнем. Не мог пошевелить даже рукой. Пришел в себя на четвертое утро. С трудом дошел до Лукьяновки. Но выжил. Во время этого рассказа раздался звонок. Звонила Валентина Александровна из библиотеки-музея. «Владимир Сергеевич, поступил последний номер журнала «Наш современник». Приезжайте. Журнал могут перехватить». Торжественно объявил ей, что стою на вершине Чандалаза. Смогу прийти в библиотеку только в понедельник. Она поздравила меня с восхождением на Чандалаз. Пообещала положить журнал в укромное место. Только закончил разговор с библиотекарем библиотеки-музея, как позвонил Володя П. Он попросил принести снимки о похоронах матери. И ему также объявил о том, что стою на вершине Чандалаза. Услышал вскрик его жены Олеси. Володя объяснил, что сейчас они в гостях рассматривают фотографию Чандалаза, сделанную на обложке календаря на 2022 год. Опять какая-то мистика с эти Чандалазом. Еще поговорив с туристами, тронулись с Юрой в обратный путь. По пути вновь подходил к обрывам и снимал стены хребта. Солнце освещало их уже несколько под другим углом. Но торопился. Если не спешить, то можно было бы сделать снимки гораздо лучше. А спешить надо было. Впереди было еще восемь километров пути. Еще далеко до большой поляны, где начинается дорога, услышали музыку, громкие голоса, смех. У поляны стояло несколько квадрациклов и джипов. За столами сидели парни и девушки. На столах бутылки с вином, пакеты с соками, еда. На жерновах готовились шашлыки.
-Эти сюда приезжают только погулять.- отметил Юра.
-Сейчас у молодежи драйф покататься по плохим дорогам.
-На такой технике чего не кататься. Мощная и дорогая. Я бы сюда никогда не поехал на своей машине.
-Золотая молодежь. Не жалко технику. Папы и мамы новую купят.
Общее веселье подействовало и на нас. Пристроились в стороне под деревом перекусить и отдохнуть. Попив чая с пирожками, пошли дальше. Впереди был длинный путь к даче. Но признаться, не хотелось покидать этот праздник жизни.
На дачу пришли через полтора часа. Приехали в город на закате этого прекрасного дня.
-День, Владимир Сергеевич, по- моему, у нас удался на пять баллов.
-Да, Юра. День был на редкость удачным. Было много солнца, встреч, разговоров. Побольше бы таких дней в жизни.
Фото-путешественник, член Российского Союза писателей Владимир Маратканов
Свидетельство о публикации №221103000991