107. Готовность сердца обрести силы и смелость

Псалмы – это послания для тех, кто в них нуждается и их принимает. В них –духовный путь исправления природы человека; при их осмысливании через сознание души проясняется многое. А то, что остаётся неясным, раскрывается проникновением в «зашифрованные» в образах этого мира духовные смыслы стихов.

"Готово сердце моё, Боже, буду петь и воспевать во славе моей."

По переводу еврейского оригинала, «Верно сердце моё, Боже; честь для меня петь и восхвалять Тебя».
Верность сердца выражает готовность принятия Творца, это лучший человеческий ответ на любовь и верность Всевышнего.
Давид готовит своё сердце, что говорит о непоколебимом страстном желании, рождающимся из постоянного ощущения величия и благости Господа. Способность прославить Бога и проповедовать слово Его псалмопевец считает своей славой. Словом человек вольно или невольно прославляет кого-либо, то есть сливается духом и произносит плоды своего слития с теми или иными духовными силами.

"Воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племён,
ибо превыше небес милость Твоя и до облаков истина Твоя."

«Пробудись арфа и киннор, пробужу я утреннюю зарю» – так звучит эта же строка в Теилим.

Пробудить утреннюю зарю – значит вызвать и влить в душу красоту творения и милости Господа. Возвышенные благоговейные чувства к Всевышнему возвышают своей проникновенностью, силой влияния на окружающих.

Псалмопевец передаёт состояние, в котором человек настолько считает себя обязанным милости Божьей, что обретает благодать и уверенность, что от его песен осветятся народы и племена.

Как уже неоднократно говорилось, «народы» в духовном значении есть проявления неисправленных эгоистических желаний. Племена – более приземлённые, изначальные желания.
Смысл проповеди народам – в понимании того, что только благодаря их исправлению произойдёт раскрытие света Творца во всей Его силе и по всей земле. Кроме понимания Давидом своей миссии, это – непрозрачный намёк на будущую миссию его прямого потомка – Иисуса Христа.

Синодальный перевод говорит, что до облаков Господня истина, а перевод еврейского текста традиционно говорит о высочайшей верности Творца: «и до облаков – верность Твоя».
Здесь следует понимать милость и истину Бога особым образом: милость – в обетовании, истину – в выполнении, а это и будет высшая верность, основа нашей надежды и утешения.
Великая милость Господа, по сути, есть сила Его любви. Божья милость и истина поднимают до облаков, собирают надежды и конденсируют веру.
До облаков – до тех пор, пока Он не будет прославлен среди всех народов, а в духовном смысле – пока на проникнет в людские желания  Его свет, и пока свет их не исправит в соответствии с замыслом творения.

"Будь превознесён выше небес, Боже; над всею землёю да будет слава Твоя,
дабы избавились возлюбленные Твои: спаси десницею Твоею и услышь меня."

Это – утверждение высоты Господа, рождающее устремление к полёту духа над этим тёмным миром, – к слиянию с Его Духом.

Почему Давид с таким энтузиазмом относился к Господу? Он об этом только что упоминал: потому что Его милость превыше небес, а Его верность до облаков. Восхваление должно соответствовать Его величию. Поэтому пусть Он будет превознесён выше небес, а слава Его да будет над всею землёю.

Вместо «услышь меня» в синодальном тексте, в прямом переводе еврейского текста звучит «ответь мне». Намерение и стремление услышать ответ Господа – это уже дерзновение, которое имеет Давид, ощущающий в духе свою предизбранность и выражающий душу всего избранного народа.

"Бог сказал во святилище Своём: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю;
Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем — крепость главы Моей, Иуда — скипетр Мой,
Моав — умывальная чаша Моя, на Едома простру сапог Мой, над землёю Филистимскою восклицать буду»."

«Бог говорил в святости Своей» – уточняем в прямом переводе. Святость – это и духовное свойство, и духовное состояние, и проще всего оно понимается через высшую, «настоящую» Любовь, ничем не обусловленную отдачу всего, что имеет и получает.
В Библейском смысле «говорить в святости» или «в духе» обычно означает пророчество.
Восторжествую – ибо для Творца слово и дело – не две вещи, как для нас, Его замыслы уже исполнены! Это особенность высшей духовной «инстанции».

Он разделит Сихем (Шехем) – город и местность к западу от Иордана, переводится «плечо», там находится находился колодец Иакова; измерит Сокхоф (Суккот) – долина на востоке от Иордана, означает «шалаши», которые строил Иаков. Галаад («холм») на восточном берегу Иордана и двумя территориями Манассии, по одной на каждой стороне этой реки.
Ефрем расположен в центре Израиля, он возглавит защиту царства, он – «крепость главы», что означает уверенность, надёжность. Иуда – скипетр, то есть инструмент правления, власти, как говорит еврейский перевод, «Йеуда – законодатель мой».

Это были иудейские земли, а далее взор Господа обращается к трём окружающим Израиль языческим странам, которые противостояли воцарению Давида, и утверждает Своё владение ими. Моав, расположенный на юго-восточном берегу Мертвого моря, называет «умывальной чашей». Едом будет «под сапогом», то есть под принуждением, а Филистия, согласно прямому переводу, «будет ликовать» (филистимляне действительно вступят в союз с Израилем и станут подданными Давида).

"Кто введёт меня в укреплённый город? Кто доведёт меня до Едома?
Не Ты ли, Боже, Который отринул нас и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
С Богом мы окажем силу: Он низложит врагов наших."

Давид говорит об ожидании того дня, когда «укреплённый город» (вероятно, Равва Аммонитская) и Едом будет в руках израильтян.

Но Творец скрыл Своё лицо от Израиля. Войска идут на войну – и терпят неудачи, потому что с ними нет Господа. Давид достаточно прожил, чтобы знать: воля человеческая суетна и тщетна. Он просит Всемогущего Бога довести, ввести в неприступный город и дать силу низложить врага.

И в этих словах имеется скрытый смысл. Народы Амон и Моав символизируют наибольшие эгоистические устремления, противодействие замыслу Всевышнего.
Но по этому замыслу впоследствии именно из них возникает объединённое царство и в них явится Царь Машиах.
Моав как «умывальная чаша» станет средством очищения, вполне себе осознанного, добровольного.
Едом и Амон (сильные эгоистические желания, называемые «амонитяне и моавитяне») станут инструментами как бы «насильственного» исправления, подталкивания к исправлению тех, кто «затупил» и «затормозил», они не будут давать «расслабиться».

И Давид всеми силами души взывает к Господу о помощи, для чего и упоминает, что в этой помощи нуждается Израиль – народ, идущий к Нему, как к Творцу и Вседержителю.

«Подай нам помощь в тесноте» – Давид неоднократно говорит «взываю из тесноты». Это означает: из тесноты души, просящей наполнения духом.

Он как царь, наделённый духовной миссией, видит народ в беде, в бесконечных противостояниях и войнах.
Как проповедник, наделённый даром пророчества и духовным знанием, он предвидит: без Высшей помощи невозможно справиться с исправлением «народов» – объединённых желаний получения и захвата.
На уровне явленного мира народ Израиля так же выступал захватчиком, а на духовном плане «идущие прямо к Всевышнему», идущие к Высшему свету, исправляющие свои греховные свойства также не могут удовлетвориться частичной, временной победой над эгоизмом и злом.

«С Богом мы окажем силу» – Давид проповедует возвращение Израиля к вере в Бога, к своему предначертанному пути – прямо к Нему, не сворачивая. Проповедует стать возлюбленными Господа.

Враги человека, устремлённого к своей вожделенной цели – всеобщей преобразующей и дающей жизнь вечную Любви, – самость, гордыня, плоть да сам мир, находящийся под свойством сатана (сатаны). Они встают горами зла на пути к Творцу. Сам по себе человек не может победить их.

Все образы, упоминаемые в псалмах, и их значения – для того, чтобы научить, наставить людей. Когда Бог поворачивается и протягивает руку благоволения, очень полезно вспоминать прежние бедствия, препятствия, падения.
Благодаря живой действующей вере молитва с обличением зла моментально обращается в хвалу и благодарение, – но если смотреть более внимательно, то понимаешь, что этому предшествует.

Ныне нам явлена помощь Господа Иисуса Христа, и только с Ним можно одержать победу. И этот псалом обретёт окончательное исполнение в обращении к Спасителю.
Но при этом следует и сознательно, со всем устремлением выполнять свой долг.
Через Бога, благодаря влиянию Его благодати, мы лишь обретаем силы и смелость.


Рецензии