Дивеев Исмаил Исхакович Земляк

 Мы сидели с мамой  и рассуждали, что приготовить для еды мучную кашу  (аталю)  или катырму   (современную мацу).  Но оказалось и то и другое приготовить не можем из-за отсутствия дров. Брат с сестрой находились в школе .После школы работали на полставки . Сестра Алия школьница 9класса  была принята на пол.  ставки старшей пионервожатой, а брат  ученик восьмого класса  работал на пол ставки учеником бухгалтера  в райпотребсоюзе. У него были большие способности к математике.   Людей добрых намного больше чем мы думаем. Люди видели ,что нашей семье из четырех детей  школьного возраста  и  мамы   очень тяжело материально  и помогли с такой работай .Папа по доносу был репрессирован и находился в тюрьме. Государству было безразлично репрессировав отца оставила семью без средств  к  существованию . Тем более   семьи дедушки    с маминой и папиной стороны уже были раскулачены . Было отобрано все имущество и им просто пришлось бежать из деревни.  Репрессии были несколько раз пока не добивали семьи зажиточных семей  до уничтожения  К сожалению это происходило долго. 
Мама из за отсутствия топлива предложила выйти за кишлак и поискать там гузапаю   (СТЕБЛИ ОТ ХЛОПЧАТНИКА) которая являлась  основным топливом у местного населения.   Заготовка гузапаи  лежала на моей ответственности , так как я был свободным человеком . В школу в этот год не ходил из-переезда    на новое место жительства . Посчитали что я еще маленький и может пропустить один год  Мои заготовки гузапаи кончились и я себя чувствовал виноватым, что  нет  топлива  дома. За селом   вокруг раскинулись  хлопковые поля . Все они были покрыты белоснежным снегом . Нигде целиков гузапаи  не было. Изредка через снег пробивались маленькие тоненькие стебли. Приходилось эти маленькие кустики собирать, проваливаясь в снег по колено . Но никак не могли собрать хоть маленькую вязанку гузапаи.  Мы уже измотались , ноги промокли в снегу.  Обувь была дырявая .Мама вдруг заплакала . Надо же в нашей жизни столько тяжелого. Дома  своего нет, денег на продукты тоже не хватает.  Такие трудности в жизни. Мама все приговаривала , когда же в нашей жизни , что то хорошее наладится . И за что у нас такая тяжелая судьба.  Видя что на этих полях достаточно гузапаи  не набрать, мама предложила чтобы не простудиться возвращаться домой . Да и день уже заканчивался . Вечерело. Вдруг еще появятся волки. А они часто около села  шастались. Видя заплаканную маму  мне стало очень тяжело  . Я пообещал маме , что завтра  пораньше пойду на  какое   ни  будь    дальнее поле и обязательно принесу сколько смогу унести гузапаю . Я маму успокаивал.   Чтобы она не плакала . Я маме говорил Вот мы подрастем все брат и сестра  и я мы обязательно будем иметь свой дом и много много  дров . У нас все будет мама. Не переживай     успокаивал ее. Когда мы вернулись домой .Я попросил  маму  , что еще можно продать. Она нашла из запасов одну новую простынь.  Я ее в кишлаке обменял на каструлю    катыка и немного молока.  Во дворе  мы нашли засохшие ветки на дереве и тоже их использовали для топки. Собранные дрова хватило для приготовления атали.  Аталя оказалась вкусная так  как была приготовлена на молоке. Вечером , когда мы вмести собрались, брат , сестра и маленькая сестренка Сафия мы по  ужинали .
 На следующий день  как и пообещал собрался в дальний поход за гузапаей. Мама говорит не увлекайся далеко не ходи. Я пообещал , что все будет  нормально Местность  всю исходил вместе с пацанами нашей улицы. Я помнил за три километра ,где росли камыши, там всегда были поля хлопка. Так как это было далеко от села, гузапая должна быть . Я хорошенько подготовился к походу за топливом . Остро наточил урак(серп) крепкие взял веревки , одел теплую    одежду и сверху фуфайку. , чтобы и удобно было тащить груз. Мама в дорогу дала кусок хлеба. Когда вышел за околицу кишлака перед взором всюду бескрайние хлопковые поля покрытые белым снегом.  Я пошел по  направлению  к камышам , которых еще не было видно . Ноги утопали в снегу Идти было трудно . Через некоторое время на горизонте появились темные пятна на фоне белого снега . Впереди попался канал . Через него пришлось преодолевать с разбегу. Чуть не попал в канал . Зацепился за берег  и ползком вылез на берег. Промелькнула мысль , а как буду преодолевать канал с грузом . Потом успокоил себя . Главное найти гузапаю.  А перебросить через канал будет не сложно. Вдалеке показались камыши,   не доходя до них должны быть хлопковые поля с  оставшейся гузапаей.  Вскоре показался шипан (полевой стан). А рядом действительно не выкощенное    поле гузапаи. Стебли высокие выше моего роста , наверное высотой не менее полтора метра . Здесь чернозем  и хлопоковые кусты  здесь   высокие. Сердце екнуло от радости . За час  я накошу полную вязанку гузапаи с толстыми    стволами. Хватит  приготовить на несколько   обедов.      Но  вдруг появился парень лет двадцати.  Он сразу начал орать , что здесь нельзя косить гузапаю.  Я ответил это колхозное поле, любой имеет право косить . Но он начал орать , что здесь нельзя косить . Это ихнее поле . Если не прекратишь косить приведет  собак . Они тебе покажут. И начал подходить угрожая ударить . Я остановился поднял урак подготовившись к драке . Чувствовал,  что силы неравные, но что делать   Вблизи послышался злобный лай собак. Давай , давай уходи   и оставь, что накосил и угрожающе поднял на меня палку с которой он пришел.  Видя , что он не даст больше косить    и борьба бесполезная  я начал завязывать накошенную гузапаю.
Оставь гузапаю на месте - угрожающе заорал он на меня и начал вырывать вязанку из рук  . Вот этого я решил не уступать. Я поднял руку     с   ураком   над головой и предупредил , если он не отойдет я ему снесу шею. Накошенную гузапаю не отдам. Видя мою решительность , он уступил и отошел   Я конечно блефовал , мне около 11 лет ему около 20 лет . Но он  наверное испугался , когда  пригрозил, что шею  ему  снесет.  Не захотел углублять конфликт.
Забирай и уходи ,   а то собак спущу повторил он грозно.
  Иди подальше в поле там тоже есть гузапая   не скошенная, -
 более миролюбиво предложил он. Я взвалил вязанку на спину и пошел дальше в поле куда он указал рукой , что там тоже есть гузапая .  Пройдя метров 500 увидел чернеющее поле а за  ним какой то дом . Я решил пойти туда и незаметно накосить. Подойдя  к краю  поля  с  не скошенной гузапаей,   осторожно начал косить. Гузапая тоже была высокая с толстым стеблем,   я     я   подумал пол  часа и я накошу сколько унесу. Когда казалось уже набрал вязанку  послышался грозный лай собаки затеи появилась сама собака . Собака огромная , наверное волкодав подумал я . Собака приблизилась и начала громко лаять . Такая собака  просто меня проглотит  и урак не поможет . Но я все равно встал в воинственную позу и поднял урак над головой . Собака встала рядом напротив и начала грозно лаять,  но такие собаки  как помнил я  приучены защищать хозяев и не нападают на людей    наверное извещает хозяина , что задержала вора. Я отломил кусок хлеба и решил ее задобрить. Я знал эти собаки детей не тронут, без команды хозяина. Я протянул ей кусок хлеба , но она даже не сдвинулась с места . Я бросил кусок хлеба поближе к  ней . Но она    даже не посмотрела и не понюхала мой хлеб. Подошел взрослый  мужчина возрастом как  и  мой папа , немного прихрамывал.  Увидев  меня с высоко поднятым ураком  он улыбнулся .  Ты откуда малыш спросил он меня . Я ответил . Издалека пришел . Что заставило тебя идти так далеко . Я рассказал , что рядов  в близи дома  гузапая вся скошена , а у нас нет чем топить плиту и сварить аталю    и   катырму. Он спросил  кто  папа . Я ответил , что его репрессировали , это слово я запомнил от маминых слов . Как  твоя фамилия я назвал. А мамина какая  спросил он .Я помнил мама , то была Дивеевой по папе . А иногда в паспортном столе записывали по девичьей фамилией Енгалычева.   Да ты мой земляк  дружелюбно сказал он .  А дедушку с  бабушкой раскулачили   выдал я все семейные секреты    . Но вспомнил мама предупредила никогда об этом никому не говорить . А то о пять всех нас накажут   и арестуют   . Он вслух как бы в сторону сказал , Земляки мои . Знатные фамилии  Дивеевы и Енгалычевы    Богатые землевладельцы. Уважаемые   люди  были в округе . Они имели свои выездные тарантасы.. Тоже все отобрали ? спросил он . Все подтвердил я помня мамины  слова. Видя , что пес стоит мирно не лает решил кусок хлеба брошенный собаке забрать обратно . Только  протянул руку за хлебом   пес моментально не глядя закрыл кусок хлеба своей лапой. Вот собака   подумал я и сам не ест и не дает обратно. Собака как будто прочитав мои  мысли   ловко достала хлеб из под лапы  и не жуя проглотила. Накосил гузапаи?  спросил он . Я ответил половину я накосил с другого участка , но хозяин    меня  погнал   . А вторую половину скосил здесь. Ну  забирай свою вязанку и пошли в дом . Обсохнешь и пойдешь.. Я радостно зашагал за ним к дому  ,   был рад ,что не отобрали вязанку.  Двор  был большой ,рядом с домом находился коровник ,загон для баранов.   В углу большой курятник . Во дворе прямо в середине стояла деревянная постройка, где находилась чайпайная . Видимо там  все собираются и обедают. Невысокий глиняный забор окружал дом . Между забором и  и дорожкой   густые ветви виноградника. За домом проглядывался   большой сад.  И оттуда доносилось лошадиное ржание .  Ближе к курятнику стоял небольшой ишачок и что то ел. К нам навстречу вышли домашние Мальчик  моего возраста его звали Мусса и чуть младше брата его сестренка   красивая рыжеволосая   Халида. Хозяина звали Мидхат ака, а его жену тетя Айша. Они были возраста как мои мама и папа.    Во дворе стояла качалка воды . Как нажмешь рычаг и  выливается чистая  и   прозрачная вода.  Все удобства для житья . А еще вдоль забора много заготовленных дров . Они были из дерева , аккуратно расколотые и сложенные  в близи забора . Над ними навесал навес от дождя. Глядя на дрова у меня даже слюнки потекли . Вот бы затопить такими дровами дома  подумал я  . И горят долго и дают много тепла. А для разжигания дров всегда рядом гузапая .Вышел за двор и сколько хочешь накосишь.  Время было к обеду . Они накрыли стол на котором было все . Я давно не видел столько еды на столе , хлеб домашний , вареное мясо , фрукты несмотря на зиму. Главное блюдо   горячее было манты. Хороший человек пришел прямо к столу сказала  Айша апа.  И ласково сказала ешь мальчик ешь. Дорога у тебя длинная надо подкрепиться. Меня долго упрашивать есть не надо . Манты было такое вкусное. готов съесть все блюдо. У меня хватило наглости попросить две штуки домой маме и сестренке Сафии. Конечно и еще брату и сестре о которых я рассказал  Все это мне положили в котомку , которую приготовили для нас. . Мидхат ака расспрашивал о родителях . где они раньше жили .. Я все что  знал все рассказвал. Может быть и дальние родственники в заключение сказал Мидхат абы. Да всех нас это несчастье не обошло сказал он об раскулачивание .  Пришло время уходить , Мидхат абы к моему удивлению предложил послать нам настоящих дров   из брусков толстых деревьев.   Он сделал большие   повязки из деревянных брусков и нагрузил на ишачка , который ходил по двору. А мою гузапаю положил сверху дров. Затем дал котомку с продуктами, которые он показал перед тем как положить. Он просил передать привет маме и назвал свою фамилию Бахтиозин . Я запомнил эту фамилию. В следующий раз придешь ровно через два месяц. Этих дров вам хватит на достаточное время.   Затем он сказал своему сыну Мусе. Пойдешь проводишь и вернешься с ишачком и собакой . Джульбарс услышав свое имя сразу понял, что пойдет сопровождать нас . Это ему нравилось  Это то  чему по долгу своей службы  доверяли ему.  Сестренка Мусы   Халида напросилась идти с нами Мидхат абы не возражал. У них хороший защитник Джульбарс.. Он никому не даст в обиду. Мидхат абы показал как надо идти . Вот по этой  тропинке пойдете . Впереди будет  мост через канал , а там тропинка прямо приведет на большую дорогу , которая приведет вас  в ваш кишлак. Мы весело двинулись для Ишачка эта была не большая нагрузка.   Он весело виляя хвостом быстро засеменил  своими ножками. Мы еле за ним успевали . В дороге  мы с   Мусой  разговаривали.  Джульбарс  весело бежал впереди всей процессии. Муса рассказал,  что  по словам отца  они жили в татарском селе, которое была недалеко от наших деревень. Село было чисто татарское    Только в  последнее время на окраине села поселился погорелец с соседнего   русского села.  Он поселился на окраине села в доме Ахмеда . Откуда они знали друг друга в селе не знали . У Ахмеда было два дома . Один пустовал . Его Ахмед и предложил для житья Ивану . Ахмед был бездельником  . Нанимался к состоятельным татарам на работу особенно в летнее время .  Население деревни отмечало , что с прибытием Ивана из  дома Ахмеда потянулся запах сивухи . Татары это не одобряли , потому что в татарских селах не пили. И самогон не готовили. Муса по дороге рассказывал  по словам отца после революции  в один из дней явились к ним Ахмед с Иваном . Они были под градусом . Ничего не говоря вошли во двор и с конюшни начали выводить лошадь любимца папы, Папа подошел к ним и спросил, что они здесь делают  потом   взял под узды лошадь оттолкнул этих пьяниц и пошел ставить  обратно в стойло.  Иван  вытащил наган и начал орать именем революции  отбираем имущество  у кулаком  и пошел за папой снова в стойло . Папа его за шиворот выкинул из конюшни.  Они начали грозить ,что его арестуют именем революции за неисполнения распоряжения властей . Но папа взял палку и  начал    гнать их из двора . Они матерясь и угрожая  покинули двор обещая вернуться. И действительно  вернулись  втроем прихватив еще одного человека . Это был из соседней деревни , как они его называли Петром из комитета бедноты  .Они снова пошли в конюшню  забирать этого  красавца рысака . Папа опять встал против них и говорил не имеете право.  И в этот момент Иван направил на папу наган   И начал говорить именем революции конфискуем лошадь Папа опять встал перед ними Не пускал . Тогда Иван выстрелил в ногу папе. Папа упал потекла кровь ,Дед быстро снарядил другую лошадь и повез его в окружную больницу.  А эти трое громко угрожая,  что  всех перестреляем , но кулаков  все равно раскулачим  ринулись в конюшню и увели лошадь .  Вот по этому  он сейчас хромает. Но это были только цветочки  от новой власти. Уж очень им хотелось в первую очередь  забрать лошадь , чтобы на лошадях разъезжать и творить свои черные  дела. Потом они начали приходить регулярно и уводить баранов , коров , другую живность. Потом начали заходить в дом угрожая наганом уносить понравившееся    имущество.  Потом начались   продразверстки, и   стали забирать свежий урожай . Грабили постоянно доводя до нищеты. Через несколько лет такой жизни то есть не жизни  а постоянного издевательства., папа поехал в Татарстан  узнать о возможности    переезда , надеясь что свои люди может не так грабят. Но знакомый у кого остановился папа рассказал , что здесь татарская власть лютует хуже других Рассказал случай , что   один односельчанин от голода весной когда спал снег пошел в поле   на брошенное  картофельное   поле от прошлого урожая наковырял несколько  мерзлых картофелин  прошлого урожая . Бригадир колхозный увидел это дело и доложил , что произошло хищение государственной собственности   и доложил куда следует .  и этого бедолагу посадили на один год. Местная власть татарская была самым большим врагом своего народа, она    раскулачивала в основном своих татар . Другую нацию не трогали , боялись.   И до войны и во время войны и после войны разоряли татарские семьи отбирая под разными предлогами последнее у людей .Всегда перед вышестоящей    властью     выслуживалось разоряя своих людей   Перевыполняли план  Это они могли . Им,  что гибнет свой народ  было безразлично. Они только делали вид , что они за в свой народ.   В период, когда Татарстан добывал  больше всех в мире  нефти , народ лучше не жил . Разбегались по всему советскому союзу. Выслуживаясь перед вышестоящей властью    от добычи нефти народу ничего не перепадало,   добычу нефти         вели   хищнически ничего не оставляя потомкам.  И татары не хотели возвращаться на свою землю. Когда сверху только намекнули ,что надо сократить обучение на татарском языке , тут же ликвидировали все школы обучения на татарском языке. Им лишь бы усидеть на своих креслах, а об последствиях не думали.
Мы весело болтая с Мусой и Халидой  быстро добрались до дома . Им надо было скорее возвращаться домой . У меня оставшийся кусочек хлеба я разделил на две части и дал по кусочку Джульбарсу и ишачку.  Муса с Халидой взобрались вдвоем на ишачка  и под звуки чоп чоп поехали домой . Джульбарс повернулся перед уходом и негромко гавкнул не злобиво ,  и они быстро  поехали домой . Для ишачка это был не тяжелый вес двух детей и он быстро семеня повез их  домой. По дороге Муса  еще рассказал , что у него еще есть два брата и старшая сестра . Они старше значительно  его и учатся в институте. Летом все приезжают на каникулы и помогают  папе.
Этот день был самый радостный в нашей семье, с тез пор как папу репрессировали.
Я все дрова аккуратно перенес во двор и разложил под навес . Гузапаю отдельно , дрова отдельно. Получилась  большая кучка дров и и  гузапаи.  Котомку с продуктами я занес домой и начал вытаскивать  показывая  маме . Поочередно я вытащил мешочек муки около 5кг, палку колбасы- казы, вяленое мясо, колобок сливочного масла,  большую буханку домашнего  приготовления хлеба и десяток вареных яиц . При каждом показе содержания котомки  , мама всегда удивлялась  и приговаривала надо же  такое богатство.. Я попросил маму выйти во двор и показал под навесом дрова. Мама только ахала. Дров она оценила хватит больше чем на месяц.  Теперь у нас будет тепло. Надо же такое богатство    . Кто же это все прислал  спрашивала мама.  Когда     пришли брат с сестрой со школы и с работы у нас был праздничный стол. Их удивлению не было предела . И я торжественно начал рассказывать  свои приключения в походе за гузапаей. Когда  дошел до рассказа со встречей с земляком  и назвал его фамилию, мама сразу предположила , что  это наш очень дальний родственник и попросила    все рассказывать подробно.  Я все изложил подробно , Рассказал как меня на одном из участков  погнали,  где я  начал косить гузапаю  Потом рассказал о встрече с Мидхат абы , как он пригласил домой , как они меня угостили . Какой у них большой двор, как угостили вкусной едой. И как пригласили придти через два  месяца.  Я каждый день начал отсчитывать , сколько осталось до следующего похода.
Брат с сестрой заказали на следующий день  приготовить катырму. У меня ловко получалось изготовление катырмы.  Все ее ели с удовольствием. Польщенный таким заказом на следующий день я приготовил много хрустящей катырмы.  Для изготовления катырмы я использовал только муку и воду . Даже соль не ложил.  Смешав муку в воде я месил тесто, ращделил  на отдельные кусочки и раскатывал скалкой     . Несколько раз мял приготовленное тесто руками., до такого состояния , что оно уже не прилипало к рукам.  Потом разделял на отдельные кусочки и раскатывал на столе . Тесто раскатыыал до состояния чуть толще бумаги  круглые размером со сковородку.  . Они практически просвечивались. Сковородку наколял  до большой температуры , чтобы  от нее шел жар  потом катырму  аккуратно ложил на сковородку . На катырме  мнгновенно  появлялись маленькие  коричневый кружочки от соприкосновения с нагретой сковородкой . Когда эти кружочки появлялись по всей поверхности, аккуратно  переворачивал  и тоже ждал увеличения  коричневых кружочков . Когда вся  поверхность превращалась в золотистый цвет  аккуратно снимал с сковородки. На одну катырму уходило не более двух минут. Я  их сделал с расчетом на каждого по десять штук  и складывал друг на друга. Получилась большая горка катырмы . До вечера это катырма подсыхала    и становилась хрустящей при еде. Вечером мы устроили чаепитие с катырмой, все ее ели с удовольствием , она хрустела на зубах и была очень вкусной . Дома все спрашивали как я научился  ловко делать такие пресные лепешки называемые катырмой.   Для приготовления  их необходимо было только мука и вода и хорошая сковородка. Я и сам удивлялся своему мастерству. Но как говорят, голод не тетка всему научишься. Только много лет спустя когда меня угощали мацой я говорил , что я их готовил в детстве. И мне подумалось .Когда то существовало   государство Хазарский Каганат расположенной на территории великого татарского государство . Татары и евреи жили в одном государстве   И жили дружно .  Совершая великие походы   на другие страны . Оно было одно их мощных государств , несмотря на различие религии. Все население знало два языка иврит и татарский .  Но евреи великий народ . Они наверно предчувствовали , что на этой земле в будущем жить будет опасно И как в воду глядели , что их могло ожидать в будущем . Автономная еврейская республика практически без каких либо прав. , где запрещат учиться на своем родном языке  и двинулись  скитаться  в поисках будущего  своего. счастья .Они ходили по пустыне . Есть легенда как они готовили мацу(катырму).   

 По легенде    основной пищей  евреев  при путешествие  в пустыне наиболее доступной была маца  Для приготовления мацы требуется только вода и мука.  Конечно требуется и дрова. Но   с дровами  в пустыне было проблематично. Но евреи ,талантливый народ и здесь они нашли выход. Тесто  из муки и воды делали не твердое как обычно . а немного мягкое, расплываюшее. Выбирали лысых евреев и им на голову накладывали мягкое тесто  в виде кепи. и разглаживали на голове . Каждый мог подойти и участвовать в разглаживания   этого кепи из теста . Каждый разглаживаюший  как бы передавал свою энергии. . А  энергию с внутренней части мацы передавалась от мозгов головы. Маца как бы   заряжалась с внутренней части кепи энергетикой головы , а с внешней стороны энергия передаваемая лодожкой    человека, который прикасался ладожкой  и солнца  . Получается маца приобретала энергию от мозгов и от прикосновения людей  , а также солнечной энергией .  Так она готовилась находясь в виде кепи. Одновременно она прикрывало от солнца   лысину старого   еврея   Пока они шли по солнцу маца  готовилась от энергетики мозга и от солнечных лучей и предохраняло лысую голову от солнца . Когда они останавливались  на отдых  мацу снимали с головы и бросали на раскаленный песок ,   в местах соприкосновения    мацы с песком    она поджаривалась и    на ней в местах соприкосновения   раскаленного песка с тестом появлялись коричневые пузырьки свойственной мацы. Таким образом маца   энергетически заряжалась. И эта энергия  передавалась  человеку.   Это была энергетически заряженная пища.   Народ умнел  от этой пищи и  получал энергию .   В результате евреи создали самое умное и мощное государство , где защита народа поставлена на самом высоком уровне . Считается , что Израиль  является  самым   социальным  государством , где условие жизни  народа поставлено во главе всей политики.  Когда   люди научатся быстро определять  к какому народу относится человек , может и среди евреев выявятся татары,  которые ушли с евреями путешествовать  по пустыне  В  Афганистане  тысячелетия запрещали называться татар татарами,    но несмотря ни на что у них  сохранился дух   татарский ,     и теперь   миллионы афганцев, которые   сохранили память   о    своем происхождении хотят быть татарами. Осколки хазар-татар это караимы . У них язык татарский , письменность татарская , а религия иудейская . Много великих людей вышло от караимов татар.  Есть даже маршал,    который был министром обороны СССР.   
Это  было отступление,  но  было бы хорошо , если бы   татары, которые считают себя   евреями ,  узнают  , что они татары и об этом   со временем объявят себя   татарами , то татары   будут   ближе к евреям.
После того  как я приготовил мацу и мы ее с удовольствием  съели с чаем,  мы добрым словом вспомнили своего  земляка, который в трудную минуту нам оказал большую помощь.
Я ждал, когда наступит время для моего похода . Мама отговаривала . Нельзя надоедать людям . Неудобно напрашиваться и ходить.  Еще раз   ходить-  повторила мама.. Но я маме сказал, я же обещал. Они же предложили придти.  Они ждут меня. Мне так  хотелось  с  ними увидеться . Все они    мне е стали близкими. Даже  ослика и Джульбарса хотелось видеть. И когда этот день   наступил  мама нашла новое красивое с вышивками  татарское полотенце, которое сохранилось у нас как подарок и дала мне,  чтобы я подарил землякам.
Дорогу я знал . Добрался к их усадьбе    быстро. Около дома меня громким лаем встретил Джульбарс.   Увидев меня и узнав, он громкий голос сменил на ласковый,   и подбежал  ко мне. Проявляя дружелюбия  он положил две лапы на мои плечи Отчего я от тяжести присел , а он начал лизать мою  голову.  Когда он стоял   был выше меня на две головы . В его большой пасти свободно уместилась  бы  моя голов. Когда он опустил лапы , я встал . К этому моменту подбежал   Муса и отогнал Джульбарса. Я заранее подготовил два кусочка хлеба , один для Джульбаса, второй для ишачка . Они быстро  съели . А ишачок благодарственно помахал головой .Когда со всеми поздоровался , я подарил мамин подарок Мидхат абы. Его супруга тоже пощупала полотенце и поблагодарила за подарок . Очень красивое полотенце    Нашинские деревенские узоры на полотенце  прокомментировала она.  Муса повел меня по своей усадьбе  и рассказал как они очутились здесь по рассказам отца. Жили в горьковской области ныне нижегородскаяная   в деревне. Семья была зажиточная  После революции   раскулачивали постоянно . Забирали все , но постепенно . Потом   один знакомый,   которому папа делал добро  по   секрету  сообщил , что комитет бедноты по приказу сверху готовятся отправить   всю семью . в лагеря  , чтобы захватить дом и остальное имущество.   Папа не долго думая  продал остальные вещи и уехали в срочном порядке  в Среднюю  Азию .Папа хорошо разбирался в технике, машинах и электричестве. Знакомый односельчанин , который раньше сбежал из деревни  порекомендовал устроиться  в одном   из колхозове , где вообще не было специалистов разбирающихся в электричестве и и механизмах..   Папа предложил свои условия:  жилье и  если можно подальше от кишлака и земли на которых можно выращивать  различные овощи.   Председатель  колхоза   узнав такие способности  у человека  предложил полевой  стан  похожий на жилой дом, а там  недалеко   был расположен  насос и к нему дизельная станция для подачи воды  на колхозные поля. Надо было контролировать работу дизеля и насоса.. Папа согласился,    а председатель колхоза   разрешил использовать не освоенные земли.    Что хочешь сажай , только чтобы насос и все оборудование работало.  Папа  осмотрев насос и дизельную согласился . Эту работу он знал. И Муса показал поля,  которые они семьей освоили . Они посадили большой сад , который уже разросся и давал  неплохой урожай яблок, вишен, черешни , орехов груши и айва. Был отдельный участок винограда. Кроме того сажали картошку,   кукурузу пшеницу   и другие овощи. Можно было жить не покупая сельхоз продуктов . Завели барашек, коровы, лошадей . Папа был мастер на все руки. Когда проводили электричество, только для правления и еще нескольким важным    людям   папа   провел проводку в домах  сам лично не привлекая людей из конторы электросетей,  а дпя остального населения свет еще не проводили. Папа находился на особом  счету у начальства не только колхозного, но и районного.  Председатель колхоза был очень доволен . Папу привлекали и для ремонта   тракторов . Специалистов в колхозе таких не было.  Когда мы с Мусой вернулись  во двор нас  ждал уже обед.  После обеда Мидхад абы  загрузил как и прежде    Ишачка дровами подготовил сумку с  разными  продуктами.    Кроме того он дал коробку бумажную , а  внутри маленькие цыплята  пятнадцать штук  . Он говорит  , что через полгода это будут  курочки и будут приносить Вам яйца. Так случилось ,что я родителей   Мусы и Халиды видел  в последний раз. В этот раз меня сопровождали также Муса, Халида  и Джульбарс с ишачком Мидхат абы      Мусу предупредил не задерживайтесь    возвращайтесь  быстрее обратно, а мне сказал если будет тяжело приходи, чем сможем  тем поможем.  Специально уже не приглашал.
К нашему приходу мама приготовил пирожков с капустой очень вкусные . Она их сложила   в мешочек и  передала Мусе как гостинец  для Мидхат  абы и его супруге  и попросила чтобы Муса передал благодарности за такие подарки. Мы обнялись с Мусой на прощание, я поцеловал в морду Джуьбарса, после чего он лизнул меня в щеку, а ишачка потрепаал по голове и они двинулись обратно  домой . Мы обменялись адресами.  И я узнал в какой школе он учился. 
В дальнейшем брату  Адгаму за хорошую работу   подарили кирогаз-киросинку. Это было какое то чудо для нас . Нужен был только керосин . Он и обогревал нас и  мы готовили на нем пищу  .Удивительный был кирогаз. Всегда горел синим пламенем, пища готовилась быстро и обогревал комнату. В гузапае   острая необходимость отпала. Затем реалибитировали  папу и нам стало легче жить . Папа был добычной человек .С ним у нас всегда все было. Он всегда старался для семьи. Вскоре мы переехали на другое местожительство, куда направили папу на работу. Когда мы жили очень тяжело , как то на семейном собрании договорились , что когда мы вырастим  всегда будем помогать друг другу во всем. . Больше мама   к Мидхат абы не разрешила ездить . Совесть надо иметь. Человек и так нам сделал много добра. Цыплят мама всех вырастила и курочки начали нестиь яйца. Мама молодых  курочек тоже посадила на яйца и у нас потом  появились новые цыплята. В доме всегда были свежие яйца,   и при необходимости  куриное мясо.
Через несколько лет в районе разнесся слух , что в одном из колхозов выявили врага народа и арестовали. По рассказу получалось , что это был Мидхат абы . Мама заволновалась и послала меня к Мусе , в школу, где он учился. Мама мне сказала , если что надо то поможем.  Я нашел Мусу в школе это был июль месяц.  Я дождался когда он закончит уроки и мы встретились. Обнялись. Я его чувствовал как брата . Я рассказал вот такие слухи идут в районе и кажется касается твоего отца . Мама забеспокоилась и послала меня  узнать чем мы можем помочь..  Да   Муса подтвердил , что этот слух был про отца. И  он рассказал всю  историю  подробно.
В один из дней    рано  утром в наш двор въехала   трехколяска  мотоцикл. В ней сидели двое мужчин .  Один был похоже на нашего земляка , другой местный. Они спросили, здесь живет враг народа и назвали фамилию отца. Папа как будто ожидал этого приезда и у него был заготовлен узелок для такого случая. Мама ему вынесла  и дала . Тот что похожий на нашего земляка , сказал «От нашего  ока никуда не спрячетесь. Мы эту кулацкую сволочь всегда найдем. Они одели на папу наручники , посадили в коляску и увезли . Этот похожий на нашего земляка  , обращаясь к маме по татарски  сказал. Разберемся с  вашим мужем, будем разбираться с вашей семьей. ,  Папа до этого говорил,  что  на  старшего брата тоже был донос  в институт.  Донос был на то,   что почему сын кулака   учится   институте.  Как говорит Муса , ректор вызвал  к себе брата и показал донос на него. Брат очень хорошо учился и ректор не хотел портить молодому человеку судьбу . Он сказал   учитесь , но знайте, кто на вас написал кляузу. Не принял никаких мер.
Через несколько дней к нам во двор   заехал председатель колхоза. Он маме сказал , раз вы враги народа  Этот дом с огородами я конфискую , а вы переселяйтесь временно в подсобные помещения . Здесь у меня будет дача . Даю Вам месяц, чтобы освободили дом. Мы все вместе начали собирать вещи , упаковывать не зная что будет дальше. После того  как папу забрали  на наше счастье  вышел из строя дизелб и насос . Прекратилась подача воды в другой коллектор.  Перекачиваемая вода  подавалась  как питьевая  вода в другой колхоз и даже район . Эта вода также испольовалась и для орошения хлопковых полей .Шум подняло населения другого  колхоза. Население страдало из за    нехватки воды . И хлопчатник начал сохнуть из  за отсутствие поливов. Председатель колхоза и районное руководство пыталось найти специалиста , чтобы исправить дизель и насов . Но у них ничего не получилось.  Шум нарастал    Недовольство соседнего населения  нарастало. Кто то начал говорить что это вредительство. О ЧП знало уже областное руководство . Начали искать виновных . Начали говорить,  что  здесь окопалась   вражеская ячейка с целью дисретитизации  Советской власти . Начали разбираться, кто отстранил от работы специалиста. Кто способствовал этой дискретитизации. Первым полетел председатель колхоза,  который способствовал, в корыстных целях аресту специалиста. Его тут же арестовали и начали через него искать сообщников . Сразу же арестовали и тех кто пришел арестовывать папу . Власти начали сразу искать жертву.  Выяснили , что арестовали по доносу. Этот донос тоже признали,  как антигосударственная я  акция и даны указания задержать доносчиков. В то   время за гибель хлопчатника  могли полететь крупные головы. Да и  лишение населения питьевой водой,    рассматривалась, как дискредитация советской власти.  Всех кто был причастен к  аресту специалиста. арестовали и посадили. Говорят в деревне прихлопнули всех , кто писал доносы Там даже был совет секретных    сотрудников, для борьбы с бывшими кулаками  и их родственников   . Таким образом власть, чтобы самой не пострадать. Приняла самые оперативные меры. Папе потом написали , что в деревне арестовали всех , кто занимался раскулачиванием и писанием доносов. И папа    менее чем за месяц вернулся домой .В колхозе уже был новый другой председатель колхоза ,  а начальство побаивалось  папу , считали , что у него был большой блат у вышестоящего начальства.   Дом наш не тронули и папа  продолжал работать.  Папе выделили лошадь с   легкой двухместной повозкой  , чтобы ездить на работу и по вызовам   к начальству.  Когда приехали братья и сестра на семейном совете  папа выразил желание вернуться на родину, когда успокоится   политическая   обстановка  Он мечтал вернуться на Родину . Всегда скучал. Говорил, какая у них земля  хорошая ,чернозем. Все что ни посадишь всегда   хороший урожай родится .Скучал по родной деревне, по чистой колодезной воде, по  полям по лесу. Он говорил , что построим каждому дом со всеми удобствами и будем жить рядом на своей Родине.  Мы уехали в другой район. Когда  папу реабилитировали ,мы переехали в другой район   Жить стали намного лучше. Все мы  в дальнейшем  закончили институты  получили квартиры и соблюдали свою клятву , что всегда будем помогать друг другу. Мы не смогли вернуться на  свою историческую родину. Мы жили      на земле ,которая стала второй  родиной   Я скучал по   своим землякам  Мидхат абы , Мусе  Халиде. Но болше увидеться не пришлось . Такая вот судьба. 
Дивеев Исмаил Исхакович . г. Ташкент 10мая 2021г.


Рецензии