Дивеев Исмаил Исхакович Земляк
Мама из за отсутствия топлива предложила выйти за кишлак и поискать там гузапаю (СТЕБЛИ ОТ ХЛОПЧАТНИКА) которая являлась основным топливом у местного населения. Заготовка гузапаи лежала на моей ответственности , так как я был свободным человеком . В школу в этот год не ходил из-переезда на новое место жительства . Посчитали что я еще маленький и может пропустить один год Мои заготовки гузапаи кончились и я себя чувствовал виноватым, что нет топлива дома. За селом вокруг раскинулись хлопковые поля . Все они были покрыты белоснежным снегом . Нигде целиков гузапаи не было. Изредка через снег пробивались маленькие тоненькие стебли. Приходилось эти маленькие кустики собирать, проваливаясь в снег по колено . Но никак не могли собрать хоть маленькую вязанку гузапаи. Мы уже измотались , ноги промокли в снегу. Обувь была дырявая .Мама вдруг заплакала . Надо же в нашей жизни столько тяжелого. Дома своего нет, денег на продукты тоже не хватает. Такие трудности в жизни. Мама все приговаривала , когда же в нашей жизни , что то хорошее наладится . И за что у нас такая тяжелая судьба. Видя что на этих полях достаточно гузапаи не набрать, мама предложила чтобы не простудиться возвращаться домой . Да и день уже заканчивался . Вечерело. Вдруг еще появятся волки. А они часто около села шастались. Видя заплаканную маму мне стало очень тяжело . Я пообещал маме , что завтра пораньше пойду на какое ни будь дальнее поле и обязательно принесу сколько смогу унести гузапаю . Я маму успокаивал. Чтобы она не плакала . Я маме говорил Вот мы подрастем все брат и сестра и я мы обязательно будем иметь свой дом и много много дров . У нас все будет мама. Не переживай успокаивал ее. Когда мы вернулись домой .Я попросил маму , что еще можно продать. Она нашла из запасов одну новую простынь. Я ее в кишлаке обменял на каструлю катыка и немного молока. Во дворе мы нашли засохшие ветки на дереве и тоже их использовали для топки. Собранные дрова хватило для приготовления атали. Аталя оказалась вкусная так как была приготовлена на молоке. Вечером , когда мы вмести собрались, брат , сестра и маленькая сестренка Сафия мы по ужинали .
На следующий день как и пообещал собрался в дальний поход за гузапаей. Мама говорит не увлекайся далеко не ходи. Я пообещал , что все будет нормально Местность всю исходил вместе с пацанами нашей улицы. Я помнил за три километра ,где росли камыши, там всегда были поля хлопка. Так как это было далеко от села, гузапая должна быть . Я хорошенько подготовился к походу за топливом . Остро наточил урак(серп) крепкие взял веревки , одел теплую одежду и сверху фуфайку. , чтобы и удобно было тащить груз. Мама в дорогу дала кусок хлеба. Когда вышел за околицу кишлака перед взором всюду бескрайние хлопковые поля покрытые белым снегом. Я пошел по направлению к камышам , которых еще не было видно . Ноги утопали в снегу Идти было трудно . Через некоторое время на горизонте появились темные пятна на фоне белого снега . Впереди попался канал . Через него пришлось преодолевать с разбегу. Чуть не попал в канал . Зацепился за берег и ползком вылез на берег. Промелькнула мысль , а как буду преодолевать канал с грузом . Потом успокоил себя . Главное найти гузапаю. А перебросить через канал будет не сложно. Вдалеке показались камыши, не доходя до них должны быть хлопковые поля с оставшейся гузапаей. Вскоре показался шипан (полевой стан). А рядом действительно не выкощенное поле гузапаи. Стебли высокие выше моего роста , наверное высотой не менее полтора метра . Здесь чернозем и хлопоковые кусты здесь высокие. Сердце екнуло от радости . За час я накошу полную вязанку гузапаи с толстыми стволами. Хватит приготовить на несколько обедов. Но вдруг появился парень лет двадцати. Он сразу начал орать , что здесь нельзя косить гузапаю. Я ответил это колхозное поле, любой имеет право косить . Но он начал орать , что здесь нельзя косить . Это ихнее поле . Если не прекратишь косить приведет собак . Они тебе покажут. И начал подходить угрожая ударить . Я остановился поднял урак подготовившись к драке . Чувствовал, что силы неравные, но что делать Вблизи послышался злобный лай собак. Давай , давай уходи и оставь, что накосил и угрожающе поднял на меня палку с которой он пришел. Видя , что он не даст больше косить и борьба бесполезная я начал завязывать накошенную гузапаю.
Оставь гузапаю на месте - угрожающе заорал он на меня и начал вырывать вязанку из рук . Вот этого я решил не уступать. Я поднял руку с ураком над головой и предупредил , если он не отойдет я ему снесу шею. Накошенную гузапаю не отдам. Видя мою решительность , он уступил и отошел Я конечно блефовал , мне около 11 лет ему около 20 лет . Но он наверное испугался , когда пригрозил, что шею ему снесет. Не захотел углублять конфликт.
Забирай и уходи , а то собак спущу повторил он грозно.
Иди подальше в поле там тоже есть гузапая не скошенная, -
более миролюбиво предложил он. Я взвалил вязанку на спину и пошел дальше в поле куда он указал рукой , что там тоже есть гузапая . Пройдя метров 500 увидел чернеющее поле а за ним какой то дом . Я решил пойти туда и незаметно накосить. Подойдя к краю поля с не скошенной гузапаей, осторожно начал косить. Гузапая тоже была высокая с толстым стеблем, я я подумал пол часа и я накошу сколько унесу. Когда казалось уже набрал вязанку послышался грозный лай собаки затеи появилась сама собака . Собака огромная , наверное волкодав подумал я . Собака приблизилась и начала громко лаять . Такая собака просто меня проглотит и урак не поможет . Но я все равно встал в воинственную позу и поднял урак над головой . Собака встала рядом напротив и начала грозно лаять, но такие собаки как помнил я приучены защищать хозяев и не нападают на людей наверное извещает хозяина , что задержала вора. Я отломил кусок хлеба и решил ее задобрить. Я знал эти собаки детей не тронут, без команды хозяина. Я протянул ей кусок хлеба , но она даже не сдвинулась с места . Я бросил кусок хлеба поближе к ней . Но она даже не посмотрела и не понюхала мой хлеб. Подошел взрослый мужчина возрастом как и мой папа , немного прихрамывал. Увидев меня с высоко поднятым ураком он улыбнулся . Ты откуда малыш спросил он меня . Я ответил . Издалека пришел . Что заставило тебя идти так далеко . Я рассказал , что рядов в близи дома гузапая вся скошена , а у нас нет чем топить плиту и сварить аталю и катырму. Он спросил кто папа . Я ответил , что его репрессировали , это слово я запомнил от маминых слов . Как твоя фамилия я назвал. А мамина какая спросил он .Я помнил мама , то была Дивеевой по папе . А иногда в паспортном столе записывали по девичьей фамилией Енгалычева. Да ты мой земляк дружелюбно сказал он . А дедушку с бабушкой раскулачили выдал я все семейные секреты . Но вспомнил мама предупредила никогда об этом никому не говорить . А то о пять всех нас накажут и арестуют . Он вслух как бы в сторону сказал , Земляки мои . Знатные фамилии Дивеевы и Енгалычевы Богатые землевладельцы. Уважаемые люди были в округе . Они имели свои выездные тарантасы.. Тоже все отобрали ? спросил он . Все подтвердил я помня мамины слова. Видя , что пес стоит мирно не лает решил кусок хлеба брошенный собаке забрать обратно . Только протянул руку за хлебом пес моментально не глядя закрыл кусок хлеба своей лапой. Вот собака подумал я и сам не ест и не дает обратно. Собака как будто прочитав мои мысли ловко достала хлеб из под лапы и не жуя проглотила. Накосил гузапаи? спросил он . Я ответил половину я накосил с другого участка , но хозяин меня погнал . А вторую половину скосил здесь. Ну забирай свою вязанку и пошли в дом . Обсохнешь и пойдешь.. Я радостно зашагал за ним к дому , был рад ,что не отобрали вязанку. Двор был большой ,рядом с домом находился коровник ,загон для баранов. В углу большой курятник . Во дворе прямо в середине стояла деревянная постройка, где находилась чайпайная . Видимо там все собираются и обедают. Невысокий глиняный забор окружал дом . Между забором и и дорожкой густые ветви виноградника. За домом проглядывался большой сад. И оттуда доносилось лошадиное ржание . Ближе к курятнику стоял небольшой ишачок и что то ел. К нам навстречу вышли домашние Мальчик моего возраста его звали Мусса и чуть младше брата его сестренка красивая рыжеволосая Халида. Хозяина звали Мидхат ака, а его жену тетя Айша. Они были возраста как мои мама и папа. Во дворе стояла качалка воды . Как нажмешь рычаг и выливается чистая и прозрачная вода. Все удобства для житья . А еще вдоль забора много заготовленных дров . Они были из дерева , аккуратно расколотые и сложенные в близи забора . Над ними навесал навес от дождя. Глядя на дрова у меня даже слюнки потекли . Вот бы затопить такими дровами дома подумал я . И горят долго и дают много тепла. А для разжигания дров всегда рядом гузапая .Вышел за двор и сколько хочешь накосишь. Время было к обеду . Они накрыли стол на котором было все . Я давно не видел столько еды на столе , хлеб домашний , вареное мясо , фрукты несмотря на зиму. Главное блюдо горячее было манты. Хороший человек пришел прямо к столу сказала Айша апа. И ласково сказала ешь мальчик ешь. Дорога у тебя длинная надо подкрепиться. Меня долго упрашивать есть не надо . Манты было такое вкусное. готов съесть все блюдо. У меня хватило наглости попросить две штуки домой маме и сестренке Сафии. Конечно и еще брату и сестре о которых я рассказал Все это мне положили в котомку , которую приготовили для нас. . Мидхат ака расспрашивал о родителях . где они раньше жили .. Я все что знал все рассказвал. Может быть и дальние родственники в заключение сказал Мидхат абы. Да всех нас это несчастье не обошло сказал он об раскулачивание . Пришло время уходить , Мидхат абы к моему удивлению предложил послать нам настоящих дров из брусков толстых деревьев. Он сделал большие повязки из деревянных брусков и нагрузил на ишачка , который ходил по двору. А мою гузапаю положил сверху дров. Затем дал котомку с продуктами, которые он показал перед тем как положить. Он просил передать привет маме и назвал свою фамилию Бахтиозин . Я запомнил эту фамилию. В следующий раз придешь ровно через два месяц. Этих дров вам хватит на достаточное время. Затем он сказал своему сыну Мусе. Пойдешь проводишь и вернешься с ишачком и собакой . Джульбарс услышав свое имя сразу понял, что пойдет сопровождать нас . Это ему нравилось Это то чему по долгу своей службы доверяли ему. Сестренка Мусы Халида напросилась идти с нами Мидхат абы не возражал. У них хороший защитник Джульбарс.. Он никому не даст в обиду. Мидхат абы показал как надо идти . Вот по этой тропинке пойдете . Впереди будет мост через канал , а там тропинка прямо приведет на большую дорогу , которая приведет вас в ваш кишлак. Мы весело двинулись для Ишачка эта была не большая нагрузка. Он весело виляя хвостом быстро засеменил своими ножками. Мы еле за ним успевали . В дороге мы с Мусой разговаривали. Джульбарс весело бежал впереди всей процессии. Муса рассказал, что по словам отца они жили в татарском селе, которое была недалеко от наших деревень. Село было чисто татарское Только в последнее время на окраине села поселился погорелец с соседнего русского села. Он поселился на окраине села в доме Ахмеда . Откуда они знали друг друга в селе не знали . У Ахмеда было два дома . Один пустовал . Его Ахмед и предложил для житья Ивану . Ахмед был бездельником . Нанимался к состоятельным татарам на работу особенно в летнее время . Население деревни отмечало , что с прибытием Ивана из дома Ахмеда потянулся запах сивухи . Татары это не одобряли , потому что в татарских селах не пили. И самогон не готовили. Муса по дороге рассказывал по словам отца после революции в один из дней явились к ним Ахмед с Иваном . Они были под градусом . Ничего не говоря вошли во двор и с конюшни начали выводить лошадь любимца папы, Папа подошел к ним и спросил, что они здесь делают потом взял под узды лошадь оттолкнул этих пьяниц и пошел ставить обратно в стойло. Иван вытащил наган и начал орать именем революции отбираем имущество у кулаком и пошел за папой снова в стойло . Папа его за шиворот выкинул из конюшни. Они начали грозить ,что его арестуют именем революции за неисполнения распоряжения властей . Но папа взял палку и начал гнать их из двора . Они матерясь и угрожая покинули двор обещая вернуться. И действительно вернулись втроем прихватив еще одного человека . Это был из соседней деревни , как они его называли Петром из комитета бедноты .Они снова пошли в конюшню забирать этого красавца рысака . Папа опять встал против них и говорил не имеете право. И в этот момент Иван направил на папу наган И начал говорить именем революции конфискуем лошадь Папа опять встал перед ними Не пускал . Тогда Иван выстрелил в ногу папе. Папа упал потекла кровь ,Дед быстро снарядил другую лошадь и повез его в окружную больницу. А эти трое громко угрожая, что всех перестреляем , но кулаков все равно раскулачим ринулись в конюшню и увели лошадь . Вот по этому он сейчас хромает. Но это были только цветочки от новой власти. Уж очень им хотелось в первую очередь забрать лошадь , чтобы на лошадях разъезжать и творить свои черные дела. Потом они начали приходить регулярно и уводить баранов , коров , другую живность. Потом начали заходить в дом угрожая наганом уносить понравившееся имущество. Потом начались продразверстки, и стали забирать свежий урожай . Грабили постоянно доводя до нищеты. Через несколько лет такой жизни то есть не жизни а постоянного издевательства., папа поехал в Татарстан узнать о возможности переезда , надеясь что свои люди может не так грабят. Но знакомый у кого остановился папа рассказал , что здесь татарская власть лютует хуже других Рассказал случай , что один односельчанин от голода весной когда спал снег пошел в поле на брошенное картофельное поле от прошлого урожая наковырял несколько мерзлых картофелин прошлого урожая . Бригадир колхозный увидел это дело и доложил , что произошло хищение государственной собственности и доложил куда следует . и этого бедолагу посадили на один год. Местная власть татарская была самым большим врагом своего народа, она раскулачивала в основном своих татар . Другую нацию не трогали , боялись. И до войны и во время войны и после войны разоряли татарские семьи отбирая под разными предлогами последнее у людей .Всегда перед вышестоящей властью выслуживалось разоряя своих людей Перевыполняли план Это они могли . Им, что гибнет свой народ было безразлично. Они только делали вид , что они за в свой народ. В период, когда Татарстан добывал больше всех в мире нефти , народ лучше не жил . Разбегались по всему советскому союзу. Выслуживаясь перед вышестоящей властью от добычи нефти народу ничего не перепадало, добычу нефти вели хищнически ничего не оставляя потомкам. И татары не хотели возвращаться на свою землю. Когда сверху только намекнули ,что надо сократить обучение на татарском языке , тут же ликвидировали все школы обучения на татарском языке. Им лишь бы усидеть на своих креслах, а об последствиях не думали.
Мы весело болтая с Мусой и Халидой быстро добрались до дома . Им надо было скорее возвращаться домой . У меня оставшийся кусочек хлеба я разделил на две части и дал по кусочку Джульбарсу и ишачку. Муса с Халидой взобрались вдвоем на ишачка и под звуки чоп чоп поехали домой . Джульбарс повернулся перед уходом и негромко гавкнул не злобиво , и они быстро поехали домой . Для ишачка это был не тяжелый вес двух детей и он быстро семеня повез их домой. По дороге Муса еще рассказал , что у него еще есть два брата и старшая сестра . Они старше значительно его и учатся в институте. Летом все приезжают на каникулы и помогают папе.
Этот день был самый радостный в нашей семье, с тез пор как папу репрессировали.
Я все дрова аккуратно перенес во двор и разложил под навес . Гузапаю отдельно , дрова отдельно. Получилась большая кучка дров и и гузапаи. Котомку с продуктами я занес домой и начал вытаскивать показывая маме . Поочередно я вытащил мешочек муки около 5кг, палку колбасы- казы, вяленое мясо, колобок сливочного масла, большую буханку домашнего приготовления хлеба и десяток вареных яиц . При каждом показе содержания котомки , мама всегда удивлялась и приговаривала надо же такое богатство.. Я попросил маму выйти во двор и показал под навесом дрова. Мама только ахала. Дров она оценила хватит больше чем на месяц. Теперь у нас будет тепло. Надо же такое богатство . Кто же это все прислал спрашивала мама. Когда пришли брат с сестрой со школы и с работы у нас был праздничный стол. Их удивлению не было предела . И я торжественно начал рассказывать свои приключения в походе за гузапаей. Когда дошел до рассказа со встречей с земляком и назвал его фамилию, мама сразу предположила , что это наш очень дальний родственник и попросила все рассказывать подробно. Я все изложил подробно , Рассказал как меня на одном из участков погнали, где я начал косить гузапаю Потом рассказал о встрече с Мидхат абы , как он пригласил домой , как они меня угостили . Какой у них большой двор, как угостили вкусной едой. И как пригласили придти через два месяца. Я каждый день начал отсчитывать , сколько осталось до следующего похода.
Брат с сестрой заказали на следующий день приготовить катырму. У меня ловко получалось изготовление катырмы. Все ее ели с удовольствием. Польщенный таким заказом на следующий день я приготовил много хрустящей катырмы. Для изготовления катырмы я использовал только муку и воду . Даже соль не ложил. Смешав муку в воде я месил тесто, ращделил на отдельные кусочки и раскатывал скалкой . Несколько раз мял приготовленное тесто руками., до такого состояния , что оно уже не прилипало к рукам. Потом разделял на отдельные кусочки и раскатывал на столе . Тесто раскатыыал до состояния чуть толще бумаги круглые размером со сковородку. . Они практически просвечивались. Сковородку наколял до большой температуры , чтобы от нее шел жар потом катырму аккуратно ложил на сковородку . На катырме мнгновенно появлялись маленькие коричневый кружочки от соприкосновения с нагретой сковородкой . Когда эти кружочки появлялись по всей поверхности, аккуратно переворачивал и тоже ждал увеличения коричневых кружочков . Когда вся поверхность превращалась в золотистый цвет аккуратно снимал с сковородки. На одну катырму уходило не более двух минут. Я их сделал с расчетом на каждого по десять штук и складывал друг на друга. Получилась большая горка катырмы . До вечера это катырма подсыхала и становилась хрустящей при еде. Вечером мы устроили чаепитие с катырмой, все ее ели с удовольствием , она хрустела на зубах и была очень вкусной . Дома все спрашивали как я научился ловко делать такие пресные лепешки называемые катырмой. Для приготовления их необходимо было только мука и вода и хорошая сковородка. Я и сам удивлялся своему мастерству. Но как говорят, голод не тетка всему научишься. Только много лет спустя когда меня угощали мацой я говорил , что я их готовил в детстве. И мне подумалось .Когда то существовало государство Хазарский Каганат расположенной на территории великого татарского государство . Татары и евреи жили в одном государстве И жили дружно . Совершая великие походы на другие страны . Оно было одно их мощных государств , несмотря на различие религии. Все население знало два языка иврит и татарский . Но евреи великий народ . Они наверно предчувствовали , что на этой земле в будущем жить будет опасно И как в воду глядели , что их могло ожидать в будущем . Автономная еврейская республика практически без каких либо прав. , где запрещат учиться на своем родном языке и двинулись скитаться в поисках будущего своего. счастья .Они ходили по пустыне . Есть легенда как они готовили мацу(катырму).
По легенде основной пищей евреев при путешествие в пустыне наиболее доступной была маца Для приготовления мацы требуется только вода и мука. Конечно требуется и дрова. Но с дровами в пустыне было проблематично. Но евреи ,талантливый народ и здесь они нашли выход. Тесто из муки и воды делали не твердое как обычно . а немного мягкое, расплываюшее. Выбирали лысых евреев и им на голову накладывали мягкое тесто в виде кепи. и разглаживали на голове . Каждый мог подойти и участвовать в разглаживания этого кепи из теста . Каждый разглаживаюший как бы передавал свою энергии. . А энергию с внутренней части мацы передавалась от мозгов головы. Маца как бы заряжалась с внутренней части кепи энергетикой головы , а с внешней стороны энергия передаваемая лодожкой человека, который прикасался ладожкой и солнца . Получается маца приобретала энергию от мозгов и от прикосновения людей , а также солнечной энергией . Так она готовилась находясь в виде кепи. Одновременно она прикрывало от солнца лысину старого еврея Пока они шли по солнцу маца готовилась от энергетики мозга и от солнечных лучей и предохраняло лысую голову от солнца . Когда они останавливались на отдых мацу снимали с головы и бросали на раскаленный песок , в местах соприкосновения мацы с песком она поджаривалась и на ней в местах соприкосновения раскаленного песка с тестом появлялись коричневые пузырьки свойственной мацы. Таким образом маца энергетически заряжалась. И эта энергия передавалась человеку. Это была энергетически заряженная пища. Народ умнел от этой пищи и получал энергию . В результате евреи создали самое умное и мощное государство , где защита народа поставлена на самом высоком уровне . Считается , что Израиль является самым социальным государством , где условие жизни народа поставлено во главе всей политики. Когда люди научатся быстро определять к какому народу относится человек , может и среди евреев выявятся татары, которые ушли с евреями путешествовать по пустыне В Афганистане тысячелетия запрещали называться татар татарами, но несмотря ни на что у них сохранился дух татарский , и теперь миллионы афганцев, которые сохранили память о своем происхождении хотят быть татарами. Осколки хазар-татар это караимы . У них язык татарский , письменность татарская , а религия иудейская . Много великих людей вышло от караимов татар. Есть даже маршал, который был министром обороны СССР.
Это было отступление, но было бы хорошо , если бы татары, которые считают себя евреями , узнают , что они татары и об этом со временем объявят себя татарами , то татары будут ближе к евреям.
После того как я приготовил мацу и мы ее с удовольствием съели с чаем, мы добрым словом вспомнили своего земляка, который в трудную минуту нам оказал большую помощь.
Я ждал, когда наступит время для моего похода . Мама отговаривала . Нельзя надоедать людям . Неудобно напрашиваться и ходить. Еще раз ходить- повторила мама.. Но я маме сказал, я же обещал. Они же предложили придти. Они ждут меня. Мне так хотелось с ними увидеться . Все они мне е стали близкими. Даже ослика и Джульбарса хотелось видеть. И когда этот день наступил мама нашла новое красивое с вышивками татарское полотенце, которое сохранилось у нас как подарок и дала мне, чтобы я подарил землякам.
Дорогу я знал . Добрался к их усадьбе быстро. Около дома меня громким лаем встретил Джульбарс. Увидев меня и узнав, он громкий голос сменил на ласковый, и подбежал ко мне. Проявляя дружелюбия он положил две лапы на мои плечи Отчего я от тяжести присел , а он начал лизать мою голову. Когда он стоял был выше меня на две головы . В его большой пасти свободно уместилась бы моя голов. Когда он опустил лапы , я встал . К этому моменту подбежал Муса и отогнал Джульбарса. Я заранее подготовил два кусочка хлеба , один для Джульбаса, второй для ишачка . Они быстро съели . А ишачок благодарственно помахал головой .Когда со всеми поздоровался , я подарил мамин подарок Мидхат абы. Его супруга тоже пощупала полотенце и поблагодарила за подарок . Очень красивое полотенце Нашинские деревенские узоры на полотенце прокомментировала она. Муса повел меня по своей усадьбе и рассказал как они очутились здесь по рассказам отца. Жили в горьковской области ныне нижегородскаяная в деревне. Семья была зажиточная После революции раскулачивали постоянно . Забирали все , но постепенно . Потом один знакомый, которому папа делал добро по секрету сообщил , что комитет бедноты по приказу сверху готовятся отправить всю семью . в лагеря , чтобы захватить дом и остальное имущество. Папа не долго думая продал остальные вещи и уехали в срочном порядке в Среднюю Азию .Папа хорошо разбирался в технике, машинах и электричестве. Знакомый односельчанин , который раньше сбежал из деревни порекомендовал устроиться в одном из колхозове , где вообще не было специалистов разбирающихся в электричестве и и механизмах.. Папа предложил свои условия: жилье и если можно подальше от кишлака и земли на которых можно выращивать различные овощи. Председатель колхоза узнав такие способности у человека предложил полевой стан похожий на жилой дом, а там недалеко был расположен насос и к нему дизельная станция для подачи воды на колхозные поля. Надо было контролировать работу дизеля и насоса.. Папа согласился, а председатель колхоза разрешил использовать не освоенные земли. Что хочешь сажай , только чтобы насос и все оборудование работало. Папа осмотрев насос и дизельную согласился . Эту работу он знал. И Муса показал поля, которые они семьей освоили . Они посадили большой сад , который уже разросся и давал неплохой урожай яблок, вишен, черешни , орехов груши и айва. Был отдельный участок винограда. Кроме того сажали картошку, кукурузу пшеницу и другие овощи. Можно было жить не покупая сельхоз продуктов . Завели барашек, коровы, лошадей . Папа был мастер на все руки. Когда проводили электричество, только для правления и еще нескольким важным людям папа провел проводку в домах сам лично не привлекая людей из конторы электросетей, а дпя остального населения свет еще не проводили. Папа находился на особом счету у начальства не только колхозного, но и районного. Председатель колхоза был очень доволен . Папу привлекали и для ремонта тракторов . Специалистов в колхозе таких не было. Когда мы с Мусой вернулись во двор нас ждал уже обед. После обеда Мидхад абы загрузил как и прежде Ишачка дровами подготовил сумку с разными продуктами. Кроме того он дал коробку бумажную , а внутри маленькие цыплята пятнадцать штук . Он говорит , что через полгода это будут курочки и будут приносить Вам яйца. Так случилось ,что я родителей Мусы и Халиды видел в последний раз. В этот раз меня сопровождали также Муса, Халида и Джульбарс с ишачком Мидхат абы Мусу предупредил не задерживайтесь возвращайтесь быстрее обратно, а мне сказал если будет тяжело приходи, чем сможем тем поможем. Специально уже не приглашал.
К нашему приходу мама приготовил пирожков с капустой очень вкусные . Она их сложила в мешочек и передала Мусе как гостинец для Мидхат абы и его супруге и попросила чтобы Муса передал благодарности за такие подарки. Мы обнялись с Мусой на прощание, я поцеловал в морду Джуьбарса, после чего он лизнул меня в щеку, а ишачка потрепаал по голове и они двинулись обратно домой . Мы обменялись адресами. И я узнал в какой школе он учился.
В дальнейшем брату Адгаму за хорошую работу подарили кирогаз-киросинку. Это было какое то чудо для нас . Нужен был только керосин . Он и обогревал нас и мы готовили на нем пищу .Удивительный был кирогаз. Всегда горел синим пламенем, пища готовилась быстро и обогревал комнату. В гузапае острая необходимость отпала. Затем реалибитировали папу и нам стало легче жить . Папа был добычной человек .С ним у нас всегда все было. Он всегда старался для семьи. Вскоре мы переехали на другое местожительство, куда направили папу на работу. Когда мы жили очень тяжело , как то на семейном собрании договорились , что когда мы вырастим всегда будем помогать друг другу во всем. . Больше мама к Мидхат абы не разрешила ездить . Совесть надо иметь. Человек и так нам сделал много добра. Цыплят мама всех вырастила и курочки начали нестиь яйца. Мама молодых курочек тоже посадила на яйца и у нас потом появились новые цыплята. В доме всегда были свежие яйца, и при необходимости куриное мясо.
Через несколько лет в районе разнесся слух , что в одном из колхозов выявили врага народа и арестовали. По рассказу получалось , что это был Мидхат абы . Мама заволновалась и послала меня к Мусе , в школу, где он учился. Мама мне сказала , если что надо то поможем. Я нашел Мусу в школе это был июль месяц. Я дождался когда он закончит уроки и мы встретились. Обнялись. Я его чувствовал как брата . Я рассказал вот такие слухи идут в районе и кажется касается твоего отца . Мама забеспокоилась и послала меня узнать чем мы можем помочь.. Да Муса подтвердил , что этот слух был про отца. И он рассказал всю историю подробно.
В один из дней рано утром в наш двор въехала трехколяска мотоцикл. В ней сидели двое мужчин . Один был похоже на нашего земляка , другой местный. Они спросили, здесь живет враг народа и назвали фамилию отца. Папа как будто ожидал этого приезда и у него был заготовлен узелок для такого случая. Мама ему вынесла и дала . Тот что похожий на нашего земляка , сказал «От нашего ока никуда не спрячетесь. Мы эту кулацкую сволочь всегда найдем. Они одели на папу наручники , посадили в коляску и увезли . Этот похожий на нашего земляка , обращаясь к маме по татарски сказал. Разберемся с вашим мужем, будем разбираться с вашей семьей. , Папа до этого говорил, что на старшего брата тоже был донос в институт. Донос был на то, что почему сын кулака учится институте. Как говорит Муса , ректор вызвал к себе брата и показал донос на него. Брат очень хорошо учился и ректор не хотел портить молодому человеку судьбу . Он сказал учитесь , но знайте, кто на вас написал кляузу. Не принял никаких мер.
Через несколько дней к нам во двор заехал председатель колхоза. Он маме сказал , раз вы враги народа Этот дом с огородами я конфискую , а вы переселяйтесь временно в подсобные помещения . Здесь у меня будет дача . Даю Вам месяц, чтобы освободили дом. Мы все вместе начали собирать вещи , упаковывать не зная что будет дальше. После того как папу забрали на наше счастье вышел из строя дизелб и насос . Прекратилась подача воды в другой коллектор. Перекачиваемая вода подавалась как питьевая вода в другой колхоз и даже район . Эта вода также испольовалась и для орошения хлопковых полей .Шум подняло населения другого колхоза. Население страдало из за нехватки воды . И хлопчатник начал сохнуть из за отсутствие поливов. Председатель колхоза и районное руководство пыталось найти специалиста , чтобы исправить дизель и насов . Но у них ничего не получилось. Шум нарастал Недовольство соседнего населения нарастало. Кто то начал говорить что это вредительство. О ЧП знало уже областное руководство . Начали искать виновных . Начали говорить, что здесь окопалась вражеская ячейка с целью дисретитизации Советской власти . Начали разбираться, кто отстранил от работы специалиста. Кто способствовал этой дискретитизации. Первым полетел председатель колхоза, который способствовал, в корыстных целях аресту специалиста. Его тут же арестовали и начали через него искать сообщников . Сразу же арестовали и тех кто пришел арестовывать папу . Власти начали сразу искать жертву. Выяснили , что арестовали по доносу. Этот донос тоже признали, как антигосударственная я акция и даны указания задержать доносчиков. В то время за гибель хлопчатника могли полететь крупные головы. Да и лишение населения питьевой водой, рассматривалась, как дискредитация советской власти. Всех кто был причастен к аресту специалиста. арестовали и посадили. Говорят в деревне прихлопнули всех , кто писал доносы Там даже был совет секретных сотрудников, для борьбы с бывшими кулаками и их родственников . Таким образом власть, чтобы самой не пострадать. Приняла самые оперативные меры. Папе потом написали , что в деревне арестовали всех , кто занимался раскулачиванием и писанием доносов. И папа менее чем за месяц вернулся домой .В колхозе уже был новый другой председатель колхоза , а начальство побаивалось папу , считали , что у него был большой блат у вышестоящего начальства. Дом наш не тронули и папа продолжал работать. Папе выделили лошадь с легкой двухместной повозкой , чтобы ездить на работу и по вызовам к начальству. Когда приехали братья и сестра на семейном совете папа выразил желание вернуться на родину, когда успокоится политическая обстановка Он мечтал вернуться на Родину . Всегда скучал. Говорил, какая у них земля хорошая ,чернозем. Все что ни посадишь всегда хороший урожай родится .Скучал по родной деревне, по чистой колодезной воде, по полям по лесу. Он говорил , что построим каждому дом со всеми удобствами и будем жить рядом на своей Родине. Мы уехали в другой район. Когда папу реабилитировали ,мы переехали в другой район Жить стали намного лучше. Все мы в дальнейшем закончили институты получили квартиры и соблюдали свою клятву , что всегда будем помогать друг другу. Мы не смогли вернуться на свою историческую родину. Мы жили на земле ,которая стала второй родиной Я скучал по своим землякам Мидхат абы , Мусе Халиде. Но болше увидеться не пришлось . Такая вот судьба.
Дивеев Исмаил Исхакович . г. Ташкент 10мая 2021г.
Свидетельство о публикации №221103101134