Контролеров

В XVII веке художников впервые заинтересовала тема необратимости времени.  На полотне изображена дама, прожившая долгую жизнь. Она сидит перед зеркалом и всматривается в свое увядшее лицо, надеясь узреть в отражении свою былую красоту. Это лицо обтянуто обвисшей и морщинистой кожей. Однако черты его напоминают о том, что она была когда-то очень хороша. Героиня не собирается мириться с увяданием, она прихорашивается и пытается выглядеть, как много лет назад. Ситуация доведена до гротеска: кокетка, держа в руках розу и нежный цветок флёр-д’оранж, всё ещё выбирает между любовью и замужеством. Сцена настолько комична, что служанки не скрывают своего отношения к госпоже, они хихикают за её спиной. Но не случайно художник изображает лицо старухи отражённым в зеркале: её глаза полны тревоги, она сама видит неотвратимость прожитого.

Она сидит пред зеркалом, надеясь,
Сумеет возраст свой перехитрить.
Не хочет с увяданием смириться,
Младые годы снова воскресить.

Бернардо Строцци в противовес Аньоло Бронзино обращается не прекрасному в мире, а к некрасивому, даже безобразному, к уродству. Его героиня, старая дама, не красива, а даже безобразна. Даже служанки подсмеиваются над ней, понимая, что старость уже не спрятать никакими нарядами, а контраст красивого, свежего платья делает даму ещё старее и безобразнее.

Одела платье с декольте глубоким,
Оно бессильно помощь оказать.
Кокетка не вернётся снова в юность,
Пора закат ей жизненный встречать.

Интересно понять, почему художник обращается к теме уродства  и увядания человеческой красоты и молодости. Кажется, на этот вопрос довольно легко ответить, ведь Строцци – монах. Вероятнее всего, он решил просто посмеяться над светскими традициями и показать, к каким курьёзам приводит желание старухи надеть платье, подходящее для молоденькой красавицы. До сих пор говорят, что нет ничего нелепее накрашенной старухи.

Не скроешь старость под красивым платьем,
Подобно розе будет увядать.
Лежащий жемчуг символ угасания,
Не долог день надземный мир узнать.

Подобные аллегории на тему бренности всего сущего были очень популярны в XVII веке. Как и в этой картине, важную роль в них, играли мельчайшие детали, несущие символическую нагрузку. Роза — традиционный символ увядающей юности. Флердоранж – цветы невест. Бархатцы вызывают погребальные ассоциации. Жемчуг, возможно, является аллегорией вечности природного камня рядом с хрупкостью человеческой жизни.

**************************

Дивлячись на картину. Строцці. Стара кокетка. 1637

Вона сидить перед дзеркалом, сподіваючись,
Зуміє вік свій перехитрити.
Не хоче з в'яненням змиритися,
Молоді роки знову воскресити.

Одягла сукню з декольте глибоким,
Воно безсило допомогу надати.
Кокетка не повернеться знову в юність,
Пора захід їй життєвий зустрічати.

Чи не приховаєш старість під красивим платтям,
Подібно троянді буде в'янути.
Лежить перли символ згасання,
Не довгий день надземний світ дізнатися.


Рецензии
Дмитрий, ваши описания картин великолепны 🔥
На мой художественный взгляд вам удаётся заглянуть в душу картины..
С признательностью,
Нат

Наталия Романовская-Степ   01.11.2021 06:51     Заявить о нарушении
Наталия, благодарю! )))

Дмитрий Суханов 2   01.11.2021 16:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.