Памяти друга

 Утро началось с тяжелой свинцовой тучи, нависшей над городом. Вчерашняя жара, солнце и суматошное пение птиц сменились дождем, который каплями полз по оконным стеклам, словно чьи-то крупные слезы.

Небо плакало, но я еще не знала - по ком.

Я проводила на работу своих мужчин, села с чашечкой кофе к компьютеру, ответила на полученные жизнерадостные рецензии и старалась отогнать гнетущее чувство тоски и тревоги, возникшее от непогоды за окном.

А потом звякнул телефон - пришло почтовое сообщение.

И мир померк.

Кем был для меня Евгений Романович Говсиевич? Другом, да, настоящим, большим, умным, надежным другом.

Мне даже сейчас неважно то, что он умел виртуозно организовывать конкурсы. Честно говоря, я не большой любитель конкурсов. И принимала в них участие только по одной причине - мне хотелось общаться с этим человеком.

Умницей, эрудитом, необыкновенно теплым, обаятельным и деликатным. Настоящий, реальный, классический русский интеллигент. Он был исключительно находчив, никогда не лез за словом в карман - и при этом так редкостно тактичен, что это порой обескураживало.

На него часто "наскакивали" - то одни хамоватые флудеры, то другие. Я бы - вспылила, сорвалась на грубость, немедленно озвучила все, что "гость" заслужил. Евгений Говсиевич - никогда. Никогда и ни на кого он не повысил голос. Не отмахнулся ни от одного обвинения. Его изумительные корректность и мягкость не знали границ. Нужно было сильно "достать" этого человека, чтобы он ушел от разговора в игнор.

Очень импонировала удивительная способность Евгения знать обо всем на свете и рассказывать так, как будто он сидел в кресле напротив.

А еще он был просто хорошим и добрым человеком. Он часто встревоженно спрашивал: "Леночка, вы не знаете, почему исчез с сайта V? Я беспокоюсь о нем!". Или: "Зайдите на страницу к L. Это писатель высочайшего таланта, таких мало."

Евгений был великодушен и добросердечен. Не принимая практически участия в конкурсах, я, тем не менее, очень пожелала иметь его книжку. Я интересовалась этой темой с детства. А где я приобрету его книжку в наших палестинах?  И он мне выслал ее. Я бережно отложила в сторонку конверт с его московским адресом, надписанным его рукой. Я была уверена - вот ситуация с ковидом выправится, и я погуляю по магазинам, возможно, съезжу в Тель-Авив или Иерусалим и тоже вышлю на этот адрес что-нибудь приятное для него. И останется у него память обо мне - талисман, сувенир...да мало ли хороших вещей можно найти при желании?

Вот и выправилась у нас ситуация с ковидом. Вот и могу я поездить по городам и весям. Да только высылать уже не для кого.

Я захожу в его рассказ прошлых лет, где маленький, кудрявый мальчик сидит, прижавшись к маме, а по другую сторону мальчика - его молодой отец и мне невыразимо грустно, что больше этот выросший мальчик никогда ничего не напишет. А ведь его письма - маленькие шедевры. Я получала их почти каждый день. Исключение - последние две недели. Но я была уверена:  вот еще какое-то время пройдет, и он вернется и напишет - как оно все было. И как здорово, что кончилось.

Не вернется. Не напишет. Не согреет больше душу улыбкой, остротой, какой-то новой историей. Никогда - это самое страшное слово на свете.

Сколько уже на моей странице этих мемориальных статей!

Но эта, сегодняшняя, самая горькая.

Невозможно примириться с этим "никогда".

Каждый человек, с которым общаешься, занимает в душе место. Никто, кроме него, это место занять не может. И порой, сколько бы времени ни прошло, место так и будет пустым.

Заменить автора Евгения Говсиевича не сможет никто. Просто нет такого другого. Хотя каждый человек - это целый мир. Но есть люди, ухода которых никто не почувствует, кроме их близких. А есть люди, уход которых  ощутится невыносимой болью для многих и многих и многих.

Вот адрес его страницы:  http://proza.ru/avtor/mm1005

Светлая Память!


Рецензии
Пусть земля будет пухом:—(((Плохо, когда хорошие люди уходят:—(((((с уважением. Удачи в творчестве

Александр Михельман   10.03.2024 08:41     Заявить о нарушении
Светлая ему Память. Спасибо, Саша.

Ваша Лена   10.03.2024 10:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 49 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.