Невыгодное дело

Я внимательно осматривал каждый учебный класс, каждую мастерскую и лабораторию. Вроде бы, и здание далеко не новое, похоже, ему лет пятьдесят уже, но  везде чисто и опрятно, где надо, покрашено, где побелено. Нет никаких трещин и подпорок. Краски подобраны светлых тонов, здесь не боятся, что стены будут пачкаться. Везде на подоконниках цветы, много цветов, учебные столы не изрисованы и не поломаны. В кабинетах всюду технические средства обучения. Все это создает уют и порядок. Сразу чувствуется, что в этом Родинском профтехучилище есть хозяин в лице директора. Звали его Алексеем Дмитриевичем.
Дело было перед началом учебного года и я, посещая районы, интересовался подготовкой учреждений образования к началу занятий.

- План по набору выполните? - первым делом поинтересовался я у директора.

- Уже выполнили, приходится отказывать ребятишкам, может быть квоты пересмотрите, вдруг у кого недобор?

- Я помогу вам, а вы мне объясните, почему училище такой популярностью пользуется, ведь у вас еще есть и медучилище. Вы так всех школьников растащите.

- Так к нам из соседних районов едут: из Благовещенки, Суетки, Волчихи. Поэтому мы и стараемся, чтобы в училище было уютно и комфортно, то есть, чтобы были все условия для проживания и учебы.

- А питание слишком дорогое?

- А мы удешевляем. У нас свое подсобное хозяйство: пятьсот гектаров земли, свинарник, в котором двести голов свиней, а это значит, у нас свои крупы и мясо.

- Молодцы, а насколько выгодно возиться со свиньями, я имею в виду рентабельность?

- Прибыли особой, конечно, свиноводство не дает, но, польза огромная. Во-первых, я уже говорил, удешевляем питание, во-вторых, учащиеся принимают участие в их выращивании, что не маловажно, ведь они планируют связать свою жизнь с сельским хозяйством, осваивая профессию тракториста и комбайнера, а значит, будут жить на селе, иметь подсобное хозяйство, пусть учатся ухаживать за поросятами.
Я подумал, что Алексей Дмитриевич на правильном пути и ему надо обязательно помогать. На этом мы и распрощались.

А через несколько дней меня водил  по коридорам, классам и лабораториям уже другого ПТУ другой директор, Андрей Петрович.
 
- Здесь осторожнее, пожалуйста, Сергей Анатольевич, доски прогнили, можно провалиться и ногу повредить, - предупредил он меня при входе в актовый зал.
В учебных мастерских в некоторых местах вместо стекол, окна были забиты дерево-стружечной плитой. На светильниках не было плафонов. Много разного безобразия увидел я и сделал выволочку директору прямо при его подчиненных, что позволял себе только в редчайших случаях.

- Почему покрасили панели и стены темно-зеленой краской, что не нашли более радостных тонов?

- Так на белило денег нет! - развел руками директор.

- А  с подсобного хозяйства  не имеете никаких доходов?

- Да, какое – там хозяйство, всего-то триста пятьдесят гектаров.

- Почему не берете больше? - я знаю, в районе есть брошенные земли.

- У нас техника старая, мы не сможем обработать столько.

- Заведите бычков на откорм, хотя бы немного, свиней! Что-то делайте!

- Свиней держать невыгодно,  ну, не выгодное это дело, мы считали…

- Что вы считали? Чтобы вырастить товарного семидесятикилограммового поросенка, нужно тонна пшеницы. У вас  земля хорошая, урожайность по зерновым никак не меньше двенадцати-пятнадцати центнеров с гектара, это в самом форсмажорном случае. Что мешает работать?

- Вроде все так, но не получается.

После встречи с такими руководителями настроение портится. Еще больше оно упало, когда я узнал, что в райцентре нет гостиницы, а завтра с утра учительская конференция здесь же. Не ехать же за четыреста пятьдесят километров домой, чтобы через пару часов отправляться обратно. Мне то, еще ладно, подремывай на своем сидении, а вот водителю как?

- Директор училища, будто почувствовал ситуацию и с ходу предложил мне, и, естественно, водителю, переночевать у него.

- Не беспокойтесь, у меня дом большой, всем места хватит.

«Ни в машине же ночевать», - подумал я и спросил:

- А как же супруга. Ей такие хлопоты с гостями?

- Я же говорю, не волнуйтесь, я ее отпустил с работы, чтобы подготовилась к встрече.

- Вот как! А она, что, тоже в училище работает? Что преподает?

- Работает со мною вместе уже как тридцать три годика, только она  не преподаватель. Заведует подсобным хозяйством.

В большом директорском доме нас уже поджидала хозяйка. Показала, где можно помыть руки и сразу же усадила за стол, который ломился от еды. Посередине стола стояло большое блюдо со свежатиной – свининой с луком, еще горячее и готовое к употреблению.

- Нам как-то неудобно даже садиться, вы столько всего накупили, это же такие большие затраты.
 
- Да какие там затраты, Сергей Анатольевич, это все свое, все с подворья. Вот сегодня только поросеночка забили, мяско свеженькое, молоденький был поросеночек.

- Как же так, из-за меня получается, сделали вынужденные потери?

- Да какие там потери, мы же не одну хрюшку выращиваем.

- А сколько вы голов держите?

- Пятьдесят голов.

- Сколько? – Я не поверил своим ушам.

- Пять десятков.
 
- Вы же мне доказывали, что невыгодно держать свиней. А сами растите на домашнем подворье себе в убыток? Думаю, что вы их выращиваете в  убыток училищу.

 Собирайся, Сергей! – скомандовал я водителю, - поехали! В Рубцовске переночуем!

А директор вскоре написал заявление об увольнении по собственному желанию.


Рецензии
Здравствуйте, Сергей.

Интересный рассказ, построенный на контрасте между двумя директорами профтехучилищ. Если бы второй оказался только плохим хозяйственником, это полбеды. Но получается, что он буквально обворовывал учащихся, лишая их возможности учиться в красивом, отремонтированном помещении и хорошо питаться.

Большое Вам спасибо и всего самого доброго!

С уважением,

Вера

Вера Крец   19.12.2024 21:43     Заявить о нарушении
Доброе утро, Вера!
Два подхода по отношению к работе, пониманию долга.
Вы правы абсолютно.
Всего хорошего!
С уважением,

Сергей Химочка   20.12.2024 03:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.