Не сотвори

Я не фанат религии, скорее даже напротив, но, выражение " не сотвори себе кумира" заиграло новыми красками в творческой сфере.

В одном из социальных сообществ, посвященных писательству, привлекла фраза (девиз) в анкете одной из подписчиц:

"«Я не Толкин, но и Толкин не я».
 Фамилии меняются в зависимости от того, кому из авторов я данный миг завидую".
(Орфография сохранена)

На просторах интернета можно увидеть, что авторы нередко перенимают стиль написания и некоторые каноны. Таким образом, происходит обмен опытом. В худшем случае, данное явление перерастает в плагиат или подмалевку известному произведению.

"Мы начали с ясного представления о том, как мы не хотим звучать" - слова Эджа, гитариста группы U2, д/ф "Приготовьтесь, будет громко", 2009 г.

Многие начинают с подражания, пока не найдут свой собственный стиль написания. В данном контексте, "кумир" или "авторитет" может стать как толчком к развитию и вдохновлению, так и наоброт - осознанию своей бессильности "Повторить" творчество кумира или "Переплюнуть" его. Это типичная ошибка писателя, которая может привести к творческому выгоранию.

У каждого, несомненно, свой писательский рецепт. За 8 лет творческих практик я пришла к выводу, что опираться на чужое искусство (опыт), как на эталон, который нужно победить и превзойти - неправильно. Можно благоговейно чахнуть перед мастерством великого, а можно искать новые "нетоптанные" пути и возможности. Воспринимать пример подражания не как конкурента, а как инструмент.

У меня есть принцип - я не читаю романы современных прозаиков. Почему? Чтобы избежать разочарования в прочитанном и не потерять собственное вдохновение, которое черпается из других источников. Для меня лучше прочитать классика или научную статью, на основе которой порой рождаются сюжеты. Информация как источник вдохновения, но не сам человек.

Невозможно завидовать тому, о чём не ведаешь, особенно тем писателям, которые жили в другое время и при других обстоятельствах, чьи мировоззренческие установки и опыт контрастно отличаются. Все равно, что являться авангардистом в живописи, но завидовать маринистам.


Рецензии