Попи3делочки

Хотела посмотреть, как создавались документальные книги Светланы Алексиевич, и в итоге наткнулась на ее диалог с Александром Сокуровым на Открытой библиотеке. Для начала хочется сказать, что это приятная умеренно либеральная бумерская беседа, хоть и не со всем я была согласна, слушать приятно. Люблю всякого рода подкасты.
Что же говорит писательница: «Я не политик, меня интересует человек, на чем он стоит». Я считаю, это правильная позиция, ведь мы стали забывать о гуманитарной миссии искусства – ударились в политику и экономику, тогда как простому человеку нужно утешение и ответы. «Мне интересна потеря ориентиров и пространство человеческой души, за что держаться. Все мои книги – женский взгляд на ситуацию. Женщина всегда свободна от мужской культуры войны, суеверий, в плену которых мы находимся. По крайней мере, я хочу наделить этим женщину». Тут уже вопрос дискуссионный, но я считаю, что женская психология отличается от мужской, поэтому взгляды будут розниться. Очень важно рассмотреть проблему, будь то военную или моральную, с разных позиций, через разные призмы восприятия. В целом-то это и делает Светлана - она собирает комментарии на один счет со всех слоев населения. Притом рассказы затрагивают не только описание политических настроений, но и личных переживаний, взаимоотношений людей. Также поднимается тема второй мировой, опять же со стороны моральной оценки. Например, была история девушки, встречающейся с полицаем. Ее также любил один из партизанов, которого, получается, отшили. В отместку он убил ее мужа, и, шантажируя судом, женил на себе, говоря: «Я тебя и такую возьму». Понятное дело, никогда девушка его не любила, старалась минимизировать общение, даже когда он умирал, любви не выказала. Таким образом на фоне масштабной проблемы вырисовывается социально-бытовая драма. Все подобное было и в 90е, но в другом ракурсе: дело шло к гражданской, внутренней войне, когда общественное недоумение разрывало человека по углам. Сердобольные тетки несли еду молодым танкистам, которые сами участвовать не горели желанием, и тут же говорилось: «Если прикажут стрелять – мы будем стрелять».

«У меня уже нет иллюзий о спасении мира, главное не впустить в себя дикаря. Надо собирать силы, борьба падет на ваши плечи, я живу с чувством поражения». Не знаю, какова битва будет, но сегодняшнее время растит слабых людей, очевидно. Мне интересно понять человека, пожить в другой локации, где люди мыслят по-другому, но по-прежнему являются твоими соседями. Я считаю, что это хорошая журналистская работа, стоившая вложенных усилий.

Цитаточки
- «Спаси себя, сторожи в себе человека»
- «Прошлое у нас впереди, к сожалению. Надо выткать ценностную ориентацию»
- «Политика - искусство лавирования. Но рациональный человек завел нас в тупик, мир он не спасет, это сделают гуманитарии».
- «Я, когда говорила с ребятами, которые погибали в Чечне, от одного услышала: «Я не знаю, за что я воюю, чтобы вся нефть была у Абрамовича, у него еще не вся нефть?»»
- «Западное общество выработало механизм, который страховало его от необразованных управленцев. У нас такого нет, поэтому «царей» слушаю, открыв рты. Хотя не имей они власти - над ними бы посмеялись»
- «Нельзя осуждать человека, эта материальность сожрала нас»
- «Бюрократия действует по принципу «как легче». Главная задача - самосохранение, у нее не задачи развития культуры, совершенствования страны, даже самой корпоративной культуры»
- «Дьявольская банальность зла. Произошло вползание фашизма, ведь он очень похож на обычную жизнь, предполагает ритуалы, благодаря которым человек становится не обычной шестеренкой, а обретает смысл, больше нравится себе. Этим же и силен социализм - он дает человеку смысл»
- «-Человек всегда жертва супержеланий.
-Спасение Европы - ну да, задача по плечу русскому человеку)»
- «Если бы президентом была женщина, она бы так вам сказала: «Нет-нет, это нескоро, мы не будем с этим бороться»,-вот вам разница)»

Инстаграм: https://www.instagram.com/__mayd/?hl=ru


Рецензии