Паломничество к доктору гаазу

   Нас с Леной пригласили в паломничество по московским местам доктора Гааза. Его организовали отец Фернано (настоятель Прихода свв. апп. Петра и Павла)  и  Яна Ан. Экскурсию проводила Света Шишкина.  В группе собралось около 40 человек.
    Прогулка состоялась 2 октября и началась с Храма святого Людовика в Милютинском переулке. Сначала мы помолились на ступеньках Храма святого Людовика и сделали общее фото.
         Первой нашей остановкой был бывший Храм Петра и Павла в Милютинском переулке . Сейчас там находится организация «Гипроуглемаш».  Мы снова помолились на ступеньках. Это здание красивое, со старинными колоннами. Его строительство финансировал сам доктор Гааз.
На верху здания я заметил герб, на котором был изображен отбойный молоток и поразился сочетанию: ведь там был Храм, Божие место  и  вдруг  - отбойный молоток. Света вела экскурсию  и я узнал, что отбойный молоток - это часть герба Гипроуглемаша.
 Я могу пояснить. Оказалось, что Католической Церкви в этом году возвращен ряд зданий и неожиданно организаторы паломничества предложили зайти в соседний с Храмом дом. Мы были одними из первых посетителей этого здания. Там   оказалась узкая лестница, так что нести меня с коляской было очень трудно. Тем не менее мы поднялись на третий этаж и оказались в актовом зале. Весь пол в зале был покрыт красным паласом. Нам с Леной понравились тяжелые бархатные портьеры на высоких окнах. Я с удивлением прочитал надпись «Спортивный комитет». Сочетание исторического здания с этой надписью у меня как-то в голове не укладывалось.  Когда все оказались в зале, отец Фернано пояснил, что это старинная польская библиотека, на содержание которой доктор Гааз   жертвовал значительные суммы. В этом году здание было передано Архиепархии официально. Мы там побыли около десяти минут и пошли обратно. Вниз мы спустились по другой, более широкой лестнице и отец Фернано с напарниками помог нести   меня в коляске. Затем на пороге этого здания мы сделали общее фото. И пошли по старинной Москве по местам, где жил и работал доктор Гааз.
Из прогулки мы запомнили отдельные фрагменты, о которых я и хочу рассказать. В скверике стоял памятник молодому Ульянову. По- моему, это был какой-то университет, в котором Владимир Ильич учился.  Хочу сказать, мне эта часть Москвы понравилась. Там были старинные пятиэтажные дома (не как наши хрущевки). Архитектура конца XIX - начала XX века.

Затем мы пошли по Казенному переулку. Мне было интересно, почему такое название. Мы подошли к больнице, где работал доктор Гааз. Сейчас в этом здании находится НИИ  Гигиены и мы по первоначальному замыслу должны были попасть туда внутрь. Из-за ковидных ограничений это не получилось. Наша группа оказалась в уютном московском дворике, в центре которого находился памятник доктору Гаазу. К нам вышла представитель фонда Гааза  Мария. Она нам рассказала, что Федор Петрович  Гааз   хотел лечить людей бесплатно. Он говорил, что необходимо лечить людей, упавших на улице (так называемая служба Скорой Помощи – это его идея).Как мы поняли, организовать удалось, но сделать лечение бесплатным – нет.
Все приезжие обязаны были платить медицинскую страховку – 70 копеек. Чтобы оценить сумму, скажу, что за три рубля можно было купить корову! Кто не мог заплатить, обязан был покинуть столицу.   Кстати, до доктора Гааза были только медбратья. Он решил, что это могут сделать женщины.
В наше время по той же идее скорой помощи создан НИИ имени Склифосовского в Москве, но лечение там тоже не бесплатно.  Еще Мария рассказала, что доктор Гааз ввел традицию устраивать ежегодные праздники для бедных детей  или детей, у которых родители сидят в тюрьме.  В этом году пытались возродить традицию. В институт приехали чиновники, а вот детей удалось собрать немного. Мария сказала, что организаторы праздника обратились в детские дома, а им это сейчас не интересно. В корпусах НИИ мне понравились окна первых этажей, потому что расстояние от земли до окна равно размеру   бордюра. Я подумал: «Боже мой, а как зимой это все заметено снегом!»  В центре дворика стоял бюст доктора Гааза, на шее у него  был венок из живых цветов. Написано внизу «Спешите делать добро» - знаменитый девиз Доктора.
    Нам рассказали , что в этой больнице было так много мест занято, что доктор селил больных в свои комнаты.  В рабочем кабинете лежали больные. После  рассказа Анны мы пошли обратно по Казенному переулку. Нам показали дом, где Доктор снимал квартиру. Это оказался двухэтажный дом розового цвета. Напротив, через дорогу, сейчас располагается театр Олега Табакова, рядом – Школа театрального мастерства его имени.
    Затем мы подошли к деревянному двухэтажному зданию зеленого цвета. Мы никак не ожидали увидеть его в центре Москвы. Здесь  когда –то располагалась женская больница для венерических больных. Здание понравилось мне зеленым цветом и обилием окон. На каждом окне были отдельные наличники. Я подумал: « Раньше  красота была на первом месте. Не то, что сейчас. Сейчас это стремление почти исчезло».  Еще мне запомнилось крылечко, как в деревне». В центре Москвы дом напоминает деревню и это необычно. Долгое время там был кожвендиспансер, а пару лет назад туда въехало туристическое агентство. 
   Далее наша группа свернула на Покровку. Мы прошли мимо Культурного центра Покровские ворота. Дошли до Чистых Прудов. Нам рассказали, почему они так называются. Версий было две.  Одна религиозная, другая – практическая. По первой версии там не совершали языческих обрядов (духовная чистота). По второй – недалеко располагался рынок, где продавали мясо. Кровь стекала на землю и было очень грязно в те времена.  Грязь попадала в пруды и их решили очистить. Поэтому Чистые Пруды. Сейчас там много народу, играют музыканты, поют. Запомнилась двухэтажная старая гостиница прямо около пруда. Снаружи она выглядит   как неотремонтированные старые бараки, но нам сообщили, что внутри гостиница. Может, хотят сохранить исторический памятник. Еще запомнилось красивое семиэтажное каменное здание зеленого цвета. Мы думали, это чей-то красивый особняк, а оказалось. что до революции здесь находился  доходный дом.
  Мы пошли обратно к Милютинскому переулку. По дороге я увидел знаменитое трехэтажное здание Чайный домик в японском стиле с драконами. Я восхищен его красотой. За несколько метров до Храма святого Людовика наша группа остановилась перед высоким зданием из красного кирпича, похожим на средневековый замок. Оказывается, там находилась первая телефонная станция города Москвы. До революции это здание было самым высоким в столице. Там работали тысячи женщин. Работали шесть дней в неделю по 12-16 часов. И один выходной. Работа по тем временам считалась престижной, потому что телефонистки могли познакомиться с элитой. Они должны были быстро, внимательно и аккуратно переставлять штекеры проводов для связи. За минуту телефонистка должна выполнить 80 удачных соединений. Понятно, что среди них и ошибочные. Таким образом, получалось 2-3 соединения в секунду.  Девушек подбирали высоких, чтобы удобнее  переставлять провода. Так же телефонисток постоянно проверяли на умение хранить тайны. В начале в Москве телефоны были только в правительстве и в магазинах. Первая очередь станций была на 60 000 номеров и обслуживала всю Москву, вторая очередь на 600 000 номеров. В техническом смысле этот узел назвали лучшим в мире. С другой стороны станции есть гранитная арка, по обеим сторонам от нее беседуют две скульптуры. Дама улыбается, а мужчина кричит в трубку. Нам задали вопрос: «Почему телефонистками брали только женщин?» Оказалось, в те времена с барышень спрос был небольшой, на них не принято было кричать. Это выяснили американские психологи, и организаторы работы станции этим воспользовались, чтобы абоненты мужчины держали себя в руках.  Если вернуться в наши времена, то бот Алиса тоже не случайно женского пола.
  Дальше мне запомнилось здание архитектора Григорьева, который помогал проектировать Храм святого Людовика. Официально архитектором Храма считается Алессандро Жилярди. Но экскурсовод Светлана рассказала нам, что соавтор помогал, но не имел права поставить свое имя. 
   Еще помню здание французской богадельни, там на втором этаже такие трогательные маленькие балконы, которые смотрят точно на Храм. Нам объяснили, что это сделано для пожилых людей, которые уже не имеют сил добраться до Храма, и архитектор дал им возможность выйти на балкон и увидеть Дом Божий. Хочу добавить, что я первый раз увидел солнечные часы. Их в Москве всего восемь. От гномона (железного шеста) на циферблат падает тень. Над ней надпись латынью из псалма 143:  «Человек подобен дуновению. Дни его, как уклоняющаяся тень». 
  Мне особенно запомнился (если честно, захотелось там пожить) трехэтажный дом ОГПУ, построенный в голодном 1927 году архитектором Аркадием Лангманом. Там было четыре пятикомнатные квартиры с отличной звукоизоляцией .  Квартиры были разделены лестничными пролетами и одна квартира не могла слышать другую. В одной из них проживал первый глава НКВД Генрих Ягода, создавший безжалостную систему ГУЛАГа. А конце жизни он сам пал жертвой этой системы.  При обыске чекисты изьяли  165 трубок, 1229 бутылок древних вин, 11 тысяч сигар, почти 4 тысячи порноснимков. После убийства Кирова Сталин был недоволен Ягодой и его сместили с поста главы НКВД и перевел его в Наркомат связи, что не сулило ничего хорошего. Бывшие соратники от него отвернулись. Какое – то время он продолжал жить в этом роскошном особняке, понимая, ему скоро конец. Чувствовал свою Голгофу. 15 марта 1938 года его расстреляли.
   Поскольку с интересными рассказами наша группа немного выбилась из графика, мы отправились в приходскую квартиру пить чай. Нам помогли подняться на лифте, мы проголодались на свежем воздухе и с радостью подкрепились. Так получилось, что провожала нас Татьяна с иконой доктора Гааза. Как будто святой Доктор сам нам помог. Хочу привести замечательную цитату про него.  Председатель Петербургского тюремного комитета Лебедев утверждал: «Гааз в двадцать четыре года своей деятельности (…) один, не имея никакой власти, кроме силы убеждения, сделал более, чем после него все комитеты и лица власть имевшие». Мне обидно, что злодеев мы все хорошо знаем, а про этого доктора мало кому известно.

  Паломничество открыло мне Москву с неожиданной стороны и оказалось очень полезным. Спасибо всем, кто нам помогал.


Рецензии