На пороге краха
Сроки допустимой эксплуатации вагонов постоянно повышались, поэтому вагоны то и дело сходят с рельсов. В 2020 г. 30% аварий на «Укрзализныце» произошло по причине плохого состояния подвижного состава. Ещё примерно столько же аварий – по причине изношенности локомотивов и железнодорожного полотна.
Кабмин и «Укрзализныця» решили заняться обновлением вагонов. В «Укрзализныце» заявляют, что вместо списанных вагонов наладят выпуск новых. Под проект планируется взять 50 млрд. грн. в кредит, и ещё рассчитывают на 57 млрд. инвестиций частного бизнеса. Общий бюджет составит 4 млрд. долл.
В первую очередь речь идёт о зерновозах, которыми нужно вывозить урожай на экспорт, в чём заинтересованы западные агрокорпорации.
Как заявил зам. директора департамента по коммерческой работе «Укрзализныци» Валерий Ткачёв, программа включает в себя обновление всего двух родов подвижного состава: полувагонов и зерновозов. Планируется в течение 7 лет списать почти 38,7 тыс. изношенных полувагонов и взамен построить 30,2 тыс. новых; списать почти 18,8 тыс. зерновозов и построить 14,6 тыс.
Но то, что эта программа будет выполнена, сомневаются многие.
Так, генеральный директор Федерации работодателей транспорта Украины Владимир Гусак отмечает, что даже в лучшие годы инвестиционная программа «Укрзализныци» выполнялась максимум на 70%.
Специалисты отмечают, что к 2015 г. украинское вагоностроение практически умерло. Основным заказчиком была Россия, а в западных странах совсем другие требования к вагонам, которые украинские предприятия не смогут соблюсти.
Против этой программы стеной встали все перевозчики - и аграрии, и металлурги, и перевозчики угля с цементом, отмечает Telegram-канал «Шептун». «Всё-таки мало кто рискует вписать Владимира Зеленского под проект, который принесёт Игорю Коломойскому и Сергею Тигипко сотни миллиардов гривен, а украинской железной дороге – кризис и убытки. При этом всем, и бизнесу в том числе, хочется, чтобы по украинским рельсам ездили новые вагоны. Но обновлять их надо с умом, а не пропагандируя тактику “выжженной земли”» - продолжает «Шептун».
Перевозчики просто не доверяют украинскому государству, прекрасно зная, что полноценной замены старой техники на новую в таких проектах не происходит, как правило, списывают десять старых единиц, а выпускают одну новую, но по цене десяти.
А Telegram-канал «Резидент» видит в этом проекте часть схемы по масштабному распилу средств из бюджета: «Функционеры Офиса президента хотят отмыть 100 миллиардов гривен на 5 основных треках в министерстве инфраструктуры за 3 года. Ремонт/строительство дорог на 270 млрд. грн.; замена грузовых вагонов на 112 млрд. грн.; покупка тепловозов/электричек/пассажирских вагонов на 105 млрд. грн.; создание национального авиаперевозчика 87 млрд. грн.; замена ж/д полотна на 83 млрд. грн.».
Грузовой вагон на 99% состоит из металла. На данном проекте в первую очередь заработают компании, производящие вагонное литьё и прокат, а это «Метинвест» Рината Ахметова и «Интерпайп» Виктора Пинчука. В деле оказывается и Игорь Коломойский как собственник вагоностроительного завода, сообщает Telegram-канал «Легитимный». Основными выгодополучателями схемы, пишет «Легитимный», являются собственники вагоностроительных заводов, а это Владимир Приходько, Сергей Тигипко и Игорь Коломойский.
Telegram-канал «ПриСлуга» утверждает, что интерес украинских олигархов к сотрудничеству с Офисом президента и обновлению парка грузовых вагонов обусловлен высокими ценами на металл. И заработают на строительстве новых вагонов всего несколько компаний, которые делают металл, значительно подорожавший на мировых рынках. И именно подорожание металла стало главной причиной того, что на украинских заводах перестали делать вагоны.
И «ПриСлуга» делает вывод: «Соединив “Большое строительство вагонов” и продление сроков службы вагонов, можно понять, что в последующие несколько лет «Укрзализныця» станет главным инвестором строительства грузовых вагонов. А вагоны эти пойдут по долгосрочным договорам аренды в руки крупных частных операторов». «Одним словом: деолигархизация…», - иронизирует «ПриСлуга».
Как видим, даже самое благое и нужное дело в нынешней Украине направлено на обогащение олигархов и властных структур, выражающих их интересы, и во вред, и за счёт трудового народа.
Свидетельство о публикации №221103101885