Природа и мы

Мы привыкли рассуждать таким образом, будто бы природа – это лишь то, что нас окружает и является тем, что мы должны покорять, ставя ее себе на служение. Но природа – это, прежде всего, наш дом, хотя мы давно уже забыли об этом. Мы, созданные Богом, сами являемся частью созданного Им мира, причем разумной его частью. Но при этом мы ведем себя по отношению к природе как хищники, а это равносильно хищническому отношению к самим себе.

Последствия от вреда, наносимого природе, носят долговременный характер и именно поэтому мы не принимаем усилий для ее сохранения. Мы не видим сразу же последствий своего варварства и успокаиваемся; подспудно во всех нас таится мысль: «На наш век хватит!». Мы пытаемся приучить себя к мысли, что мы властители природы, стремимся покорить ее, поставить себе на служение, но делаем это, разрушая изначальную гармонию между человеком и природой, и теперь природа всё чаще показывает нам, насколько ничтожными и бессильными мы являемся во времена ее праведного гнева. Мы не сильнее сил природы и никогда не будем сильнее; нам не дано подчинить ее себе, потому что власть над стихиями принадлежит одному только Богу и мы никогда не должны об этом забывать. Нам позволено познавать законы природы только лишь для того, чтобы мы могли жить в ещё большей гармонии с окружающим нас миром - мы должны понимать, что помимо законов физических существуют также и законы нравственные, в том числе и по отношению к природе. Но мы приносим ее в жертву прибыли, кратковременной пользы, не думая о том, что разрушаем собственный дом и что скоро нам просто негде будет жить.

Деньги… деньги… деньги… - когда же они перестанут властвовать над нашими душами, превращая их в некое подобие кошелька? Неужели в душах современных людей нет уже больше места ни для чего, кроме как для страсти наживы? Получить прибыль из чего только возможно, невзирая на последствия – вот наше credo, но насколько мерзкими же должны выглядеть души людей, живущих только мыслями об экономической выгоде?
 
Природа уже жестоко платит нам за наше к ней отношение, но это до сих пор не вразумляет нас. Прибыли компаний стоят выше всех нравственных норм; без автомобиля мы уже неспособны ступить и шагу, нам нужно очень и очень многое, и всё – за счет природы. Но когда же мы научимся не только брать от нее, но и отдавать ей? Научимся ли мы брать от неё так, чтобы не наносить ей непоправимого ущерба? Когда забота об окружающем нас мире станет сопоставимой с заботой о себе самих – разве эти понятия не равноценны? Разве не для себя мы должны сохранять природу? Разве не должны мы поддерживать в порядке тот дом, в котором живем? Мы живем как свиньи – когда же мы наконец научимся ощущать себя разумными людьми?

Посмотрите, какими темпами идет наращивание автопрома, приносящий огромные прибыли компаниям, хотя необходим обратный процесс – его сокращение. Ежедневный выброс в атмосферу вредных веществ уже не поддается никакому исчислению, а ведь именно этим мы и дышим. Нужно сокращать, а не увеличивать количество прежде всего частного автотранспорта. Рано или поздно этот вопрос будет перед нами стоять именно таким образом, но для этого нам нужно будет встать на самом краю пропасти, когда, скорее всего, будет уже слишком поздно. Какие-то мелкие блага и удобства становятся для нас приоритетом, причем обеспечивать себе эти блага мы готовы любой ценой – настолько ничтожным и ущербным стал человек в самой своей сущности.

Загрязнение касается не только атмосферы – вырубка лесов, загрязнение океанов, вымирание популяций животных – ко всему этому мы относимся варварски и столько уже натворили, что просто не знаем, что теперь делать. Так называемые «саммиты по экологии» носят не столько экологический, сколько экономический и политический характер и реально не решают проблемы.

Мы не имели бы современных природных катаклизмов в таком масштабе, если бы ранее были разумнее и изначально пользовались бы природными ресурсами мудро, ставя на первое место не прибыль, а заботу об окружающем нас мире и понимая, что не только нам жить в этом мире, но и нашим потомкам. Во главу угла любых бизнеспроектов необходимо ставить именно это требование, а не возможность извлечения максимальной прибыли. Бизнес любого уровня нужно воспитывать в этом отношении, предъявляя к нему жесточайшие требования по сохранению окружающей нас среды. Но даже собственный опыт ничему нас не учит и сейчас, вместо того, чтобы остановиться, мы продолжаем делать то же самое – неужели не очевидно, что не учатся на своем собственном опыте только непроходимые глупцы? Абсолютно всё, что мы делаем, должно делаться с учетом того, чтобы не нанести природе ни малейшего вреда. Защита окружающей среды – это задача не только для природоохранных организаций – это общенациональная задача, требующая незамедлительных мер. Нанесение ущерба природе должно восприниматься как одно из тягчайших преступлений против общества, но наряду с этим необходимо и воспитание в человеке бережного отношения к природе, начиная с детсадовского возраста. Вопрос защиты окружающей среды должен стать одним из пунктов общенациональной идеологии.

Мы не должны стремиться поставить природу в зависимое от нас положение, но и не должны ей поклоняться, потому что она – это не божество, а сила – сила творческая, совершенная и исполненная неповторимой красоты. Укрываясь в городах, человек сам отрывает себя от того, что дает ему силу – и физическую, и нравственно-духовную. Человек, оторванный от земли, от живого соприкосновения с природой, не может быть полноценным человеком и это не зависит от рода его деятельности. Чем меньше в человеке связи с живой природы, тем больше в нём варварства и цинизма. Отношение к природе должно быть не потребительским, а духовно-нравственным. Бог был удовлетворен Своим творением, а мы всеми силами пытаемся всё это уничтожать; мы всё изгаживаем, превращаем в своё собственное подобие, потому что хищническое отношение к природе наиболее всего свидетельствует о той грязи, что копится в нас и постоянно вырывается наружу; мы жадны, циничны и равнодушны ко всему, кроме наживы; мы предпочитаем думать, что всё существует ради нас, в то время как наше предназначение - существовать ради всего, делать этот мир еще более совершенным – именно для этого нам дана способность к творчеству, но мы поступаем совершенно обратным образом. Мы относимся к природе, как к самому заклятому врагу, не утруждая себя пониманием того, человеческая цивилизация будет неспособна выжить в том мире, который она  пытается себе построить – мир не нужно строить, в нем нужно жить.

Невозможно решить эту проблему, решая ее поверхностно – мы всегда боремся только с последствиями своих же неразумных действий, в то время как бороться нужно с первопричинами, а эти причины лежат в духовной плоскости – мы поступаем так, потому что стали бездуховными, не признающими над собой никакой высшей власти, оторванными от Неба и превратившимися в земляных червей - пока мы этого не поймем, все попытки что-либо исправить будут бесполезными.

Отношение человека к природе показывает, прежде всего, степень его нравственного состояния; так же и отношение к природе общества в целом говорит о нравственном состоянии всего общества – исходя из этого критерия, сегодняшнее нравственное состояние общества (включая и его руководителей всех рангов) нельзя назвать иначе как полной деградацией.


Рецензии