геометрия мизансценирования, сценографии и пр

геометрия мизансценирования, сценографии и пр.
(:пространственные дисципл., - в спектакле .)

(:читабельность м.с. сценич.-то ~ пластики .)
(зримость,визуальность,оптическ.; зрительск.
сторона - спектакля. / спект. - для зрителя.)

теория практики мизансценирования, сценографии.


--
готовяс к любительск. некоей постановке
в драм.кружке ,  в кач-ве режиссера с. .


~~
конспект #1.
(и ссылка на прдлж.: http://proza.ru/2021/11/04/404)

----
надыбал любопытн. материал по мизансценирован.:
.>> Mizanstsena kak vyirazitelnoe sredstvo <<
(ссылка на тхт: http://proza.ru/2021/10/31/1015);
плюс там же в кач-ве дополнен., - в.г. кристи..
`группировки и мизансцены`. в котор. еще более,
подробно и углубл. рассматрив. чрезвыч. технич.
технологич. методики, - расположен. актеров на
сцене с.  с учетом динамики мизансцен.
в частн. почерпнул отсюда что диагональн. пост-
роение,выстраивание,подстраиван. актеров, - ес-
ть оптимальн.  ибо, сохран. удобн. д/зрит. рак-
урс, да и жизненность/реальн./правдопод./убеди-
тельн. сцены, её естественность - имеют место б.
(то ли компромисс, то ли - оптимум, как посмот-
реть.)

т.о. можно говорить об некоей читабельности пл-
астич., - сценическ.
{стр. -з-}.

также познакомилса и с пр. нюансами технич. пл.
напр., - оптическ. эффектами м.с.   где говори-
тса что горизонтальн. построен. (||-парал. рам-
пе, вдоль неё) - доходчив.,понятнее,пластичнее.
боком,в профиль. и надо отталкиватьса от стерж-
невой (кульминац.) сцены, в какой развертке/пр-
оекц. она будет эффектнее. оттуда и отталкиват-
ьса, - в построении декораций и пр. - для миза-
нсцены (или даже эпизода в целом). можно пожер-
твовать проходн./промежуточн.-то группировками,
- ради макс. эффектности (доходч.,понятн.,ясно-
сти) - кульминац.-то, - смыслово-важной сцены .
пусть в колич-м выражении перевешыв. в сторону
проходн.,второстепен. действа. приоритет все ж
идейн. содерж., посылу - пьесы; пусть и расскр.
в коротких эпизодиках, сценках. (:пускай и в с.
парето  8о на 2о; где 8о - проходн. сцены, `во-
да` , а 2о - стержнев. сцены ,  ударн. моменты
спектакля/представлен.)
{кульминация ~ крещендо (дирижёрск. напр.).
постепенное нарастание и, пиков. всплеск ,
разрядка (гроза: молния & гром), катарсис.
(интрига и т.п. подведение, - > развязка.)
изюм,фишка,зерно,стержень, доминанта,центр.
отсюда и выбор главн. ракурса, мизансцены:
(относит. зрителя-то; в зрит. зале либо ..
представл. на месте объектива кинокамеры-
ка, - как глаза, - и оператора, и, будущ.
воображаем., пока что условн. зрителя с.).}
{стр. -1о-}

много говоритса об сценич. композиции.
(:статичн., и, динамичной, как в футболе напр.)
как у мастеров пластич. видов иск-в: скульптр.,
живописи, архитектр., - композиц. спектакля ва-
жная составляющ.  выбор композиц. центра важен.
расстановка акцентовв, центров тяжести на сцене
подобно живописцу распределяющ. мазки по холсту
и скульптору ваяющ. некую многофигурн.,жанр. к-
омпозиц. соотв.
и об зеркальности говоритса, нюансировках-то ..
связан. со специф. восприятия зрител. - действа
на сцене.
ибо, первая задача артиста - вжитьса в образ, ..
роль. вторая, немаловажн. задача, миссия - дон-
ести макс. доходч. сию идею, образ  зрителю-ка.
от энтого и нужно учесть специфику трехстенка т.
(классич.-то,традиц.; не амфитеатр.,сферич.,без
оных-стен-то, - коллиз., цирков.арены; .. - что
нередко уже имеет место быть  в современ. т-ре)
т.к. люди - как прендметы - ..телесны - и имеют
св-во перекрывать-таки друг дружку-то. зритель,
естественно не сможет увидеть главн., ежели это
перекроют иною второстеп. некоею фигурою соотв.
поэнтому необходимо (заранее) продумать группи-
ровки, переходы, мизансцены; - с учетом акцент-
овв, идейно-смыслов., художеств.-идейн., и т.п.
иначе, смысл рискует затерятьса, - д/зрителя-то
собств. (:а для кого же с. - все затеваетса ?).
{стр. -5-}

создан. рисунка мзнсц., выстраиван. мзнсц. и пр.
оттого-то и необходима - техническ. проработка,
- сценич. игры , - .. геометрия , если угодно .
одно дело - драматургия,психологистика. существ.
однако и, исполнит.,реализаторск. часть, - тупо
логистика м.с. - по сцене, дабы не перекрывать-
са, не сбиватьса .; не нарушать композиц. строй
пьесы, - цель котор., в конечн. счете - донести
до зрителей - идею сего представлен.  ради энт-
ого собств. и весь сыр бор, вся движуха сия. ..
артисты прожили свои роли, катарсировали, тепе-
рь черед - зрителя . и для энтого существуют ..
науки, - мизансценирования + сценографии; синт-
езз собств. драматургич.-психологич., с технич.
исполнением; с учетом реалий - сцены, специфик,
восприят. зрителем сценич. действа, и т.д. и т.
п.  {начиная от элементарн. геометрии м.с., фи-
зики ; и до специфич. логистики передвижен. по
сцене, с учетом приоритетов-то, ..распределен.;
- `шахматки`, исходн. ролей - кто впереди, кто,
заполняет возникающ. пустое простр-во ; ведущ.,
- для зрителя; и корректирующ., - для технолог-
ии спектакля, на котор. возлагаетса однако зад-
ача сорежессирован. внутри спект., в реальн. t;
выполняющ. функц. некоего технолога, - дабы об-
щая картина - действо - макс. полно доходили в
зрительн. зал. поэнтому, те кто в арьергарде -
тащут спектакль. актеры же в авангарде - несут
лавры; они первые лица - для зрителя . техноло-
ги же, - как обычно и всегда, - остаютса как бы
в тени. (как собств. авторы, режиссеры и т.п.).

ибо, для осмысления оч. полезно быть в стороне,
дабы видеть всю картину. иначе теряешьса во вн-
ешн. сторонах вопроса. т.к. надобно различать ,
`разделять и властв-ть` : внешнее и внутреннее.
мало кто может, одноврем., быть вовне и внутри;
~работать на публику и, конфигурир. технологии;
энто два регистра, если угодно, - несовместных,
- ежели говорить об идеальн. кач-ве на выходе ;
или-или, либо эхстраверта режим, либо интровер-
та. можно комбинировать - снижая качество отде-
льной из 2-х энтих ипостасей; ..либо полуактер,
+полурежиссер; - как бы ни то ни сё что ли, хо-
тя михс,комбинац. - оч. полезн., даже эффектив-
н., правда при условии, - что доминанта, приор-
итет отдан-таки - одному из сих артистич. попр-
ищ-то,стезе. (а иначе-то ж - ну полный диссона-
нс же, пожалуй; как сосредотачиватьса, фокусир-
оватьса-то; - на условно одном из полушариев ,
правом-художественном, либо левом-смысловом ?.
либо есть специальн., - универс.,амбивалентн.,
- режим работы интеллекта .) вот-с.}
(то ли компромисс, то ли - оптимум, как посмот-
реть.)

~~
эргономич. спектакль - тот котор. удобно восп-
ринимать, усваивать. (~ с технич.-то стороны.)

кстати, и м.чехова (~брата кажетса, а.чехова),
цитата есть, - об важности мизансценирования ;
~ группировки актерск., конструирован. фигур ;
~ математики, геометрии (тригонометр.), физики
- театральн. соотв.
об важности и неких приспособлен. театр. сцены
и прендметов,деталей - у актеров; нюансах тех-
ническ., и технологич. , - театр. представлен..
{не только и не столько - чисто художеств. де-
кораций, но и несущ. тупо прагматич./(утилит.)
- физич. функцию, букв.,непосрдств.,бытовую м.
с. (бананальную,примитивн. и, насущн. однврмн.
- ибо, мелочей не существует. что б мы делали
без сантехников-то, к примеру, и строителей,-
чернорабочих, да, каменщиков, укладчиковв, и т.
д. - но энто отдельн. немаленьк. филосфск. те-
ма; - здесь же в кач-ве маленьк. лирич. отсту-
плен. с.) - помощь актерам в технич.-то плане.
тупо и, зримо . напрямик, в лоб . буквально.}

короче, мизансценирован., - как архитектура .
одна из его граней-то, акромя, драматургич.-
психологич. плана-то и т.п. пр. интелл.-эст-
этич., этическ., морально-духовн. составляющ.
- театр. спектакля, - драматургии с.
архитектура + пластика; геометрия + логистика;
планировка, компоновка - прендметов одушевлен.
и не оч.  (: в соотв. с т.н. план-картою , да
партитурами мизансцен). `шахматки` и футбольн.
перестроен., во время игры, - инсценировки-то.
законы жанра. правила сценическ. тв-ва/иск-ва.

{даётса понятие об радиусах движений
(р.д.) актера (на сцене соотв.) .
в частн. про упражнен. на оправдан.,
постепенное вкл. всех р.д. как в ст-
орону  их расширения таки , так и о-
братно, в стор. сужения соотв.
примечат. пример - упражнен. - спас-
ения , увёртыван. от назойливой док-
учливой осы.
самый широкый р.д. - энто перемещен.
актера ~ по сценич. площадке соотв. .}
{стр. -11-}

~
сочетания (низового) буквальн./прагматич., и,
идеалистск. (худож.-смысл.) - ярусовв деят-ти
на сцене, в спектакле. их тандем. гармония ли.
синтезз, синергия . если повезет.
(то ли компромисс, то ли - оптимум, как посмот-
реть. - ..смотря какую позиц. выбрать: что два
полушария мозга человека, - левое и правое с.,
- есть противоречив. полюса,диаметральн.; либо
вторая точка зрения - что они в идеале-то - ..
дополняют-таки и усиливают-таки друг дружку с.
при грамотном,правильном,мудром таки подходе .
и тогда-то, либо компромисс либо гармония, с.)


~~
ps.

ну и конечно же в сием труде по мизансц. - на
станиславск. немало ссылок. много посвятивш.,
~ теории и практике собств., - театр. иск-ва.

на мейерхольда (в.э.);

эйзенштейна (с.м.);

(немировича-данченко - друга и соратн. стани-
славск. того же. - откр./основавш. с. - мхт,-
нет .)

плюс еще неск. неизвестн. мне деят-й театра :
захава (б.е.);

~
библиограф. тут - назв. многообещ. и интересн.:

1. захава б.е. `мастерство актера и реж.`;
2. мочалов ю.а. `композиц. сценич. простр-ва: по-
этика мизансцены`;
з. ремез о.я. мизансцена - язык реж.
ч. вершковскый э.в. режис. клубн. массов. предст-
вл.

+ в кач-ве дополнен., - в.г. кристи .. опять же -
`группировки и мизансцены`.


~~
pps.

справка:

рампа - это загрожден. светов. панели передн.,
(||-параллельно занавесу, напр.)

*


Рецензии