Кто же он, Александр Антонов? Штрихи к портрету

Фигура Александра Антонова, лидера Тамбовского восстания 1920-1821 годов, характеризуется неоднозначно, и тому есть ряд объективных и субъективных причин. В советский период истории нашей страны Антонова называли бандитом, грабившим правительственные учреждения и убивавшим представителей власти в составе организованной группы.
Причём в то время даже самого термина «восстание» руководители Тамбовской губернии и России старались избегать, заменяя его на термин «бандитизм».
В постсоветский период находится всё больше людей, наделяющих Антонова благородными чертами истинного лидера народа, который якобы только и жил чаяниями трудового крестьянства, угнетаемого большевиками. Во многом это обусловлено тем, что Александр Антонов обладал такими качествами,  притягивающими к себе сотни и тысячи крестьян, несправедливо обиженных властью, как храбрость, отвага, находчивость, целеустремлённость, последовательность в своих идеях и борьбе и ряде других, которые позволили ему сплачивать народ.
Но так ли он сам был справедлив и бескорыстен в своей борьбе? Можно ли его назвать честным и благородным борцом за лучшую долю народа? Ответы на эти вопросы мы получим, изучив несколько ценных документов, хранящихся в Государственном архиве Тамбовской области.
Вначале хочу напомнить, с чего начался революционный путь Антонова. Родился он в 1889 году в Москве, а вскоре после его рождения семья переехала в город Кирсанов Тамбовской губернии. По происхождению Александр Антонов из мещан, то есть он не знал ни тяжестей крестьянского труда, ни детальных проблем жизни крестьянства. В школе Александр не доучился, так как вступил в юном возрасте в партию социалистов-революционеров и стал принимать участие в грабежах лавок и контор для нужд партии. Потом он уехал в Тамбов, где в ходе облавы совершил попытку убийства жандарма, тяжело его ранив. Известно и романтическое ограбление железнодорожной станции Инжавино, после которого полиция искала Антонова по всей центральной России и задержала в Саратове в 1909 году. Судом Александр был приговорён к смертной казни, впоследствии заменённой на пожизненное заключение.
В 1917 году Антонов, как и все политические заключённые,  вышел на свободу и устроился работать в милицию в родной Тамбовской губернии. Вот так вчерашний преступник и убийца стал блюстителем порядка и закона.
Впрочем, ему недолго пришлось побыть в этой роли. Большевики на всех ключевых местах расставляли своих людей, убирая представителей других партий. А после неудачного мятежа в Тамбове в 1918 году партия эсеров и вовсе подверглась репрессиям и преследованию. Антонов, как видный её представитель на посту начальника Кирсановской уездной милиции, не устраивал большевиков. Вдобавок ко всему имелись сведения, что Александр собирает оружие и прячет его в укромных уголках уезда. В уездном ЧК  приняли решение об аресте Антонова, но тот, почуяв опасность, скрылся с группой единомышленников.
С того времени Антонов создал боевой отряд и приступил к мести, то есть к прямому убийству руководящих работников и коммунистов, которые, как он считал, повинны во всех его бедах. По существу, это был чистой воды терроризм.
В Кирсановском уезде в 1919 году, то есть ещё до начала восстания крестьян, антоновцами было убито более ста человек коммунистов. Об этих преступлениях я уже говорил в своей статье «Тамбовское восстание. Убийство коммунистов».Здесь же я приведу факты, которые не имеют никакого отношения ни к классовой борьбе, ни к восстанию крестьян, но чётко характеризуют личность Антонова.
Из донесения в ревком 2 района: «В ночь с 11 на 12 июля 1919 года группа неизвестных вооружённых людей примерно из 30 человек ограбила колонию на хуторе «Дашково». Взяли 5 пудов соли, 3 пуда 10 фунтов сахара, 5 фунтов чая, 2 свиных туши, 354,5 аршина мануфактуры «хаки» и другие вещи». [ГАТО Ф. Р-1979 Оп.1 Д.50 Л.55]
Через 6 дней, 17 июля, было совершено вооружённое ограбление детских колоний в имении Чикирова при деревне Мосоловка Богдановской волости Кирсановского уезда. Бандиты забрали продовольствие, вещи и около 130 тысяч рублей денег. Бандитов было примерно 25 человек с револьверами, винтовками и бомбами. [Там же, Л.97]
В Инжавинский ревком от коллектива руководителей детских колоний было направлено заявление следующего содержания: «В ночь на 8 июля 1919 года на колонии №3 и №5, находящиеся в имении Клочкова-Грачёва, совершено нападение бандой. Похищены соль, мануфактура и детское бельё. Детей в колонии 75 человек. А 17 июля совершено нападение на колонию №4, что в Чикирёве. Взято  (кроме указанных выше – автор) мыло, лошадь, седло, детское бельё. Детей в колонии 35 человек. [Там же, Л.100]
А теперь углубимся в протокол допроса Стерликова Дмитрия Григорьевича, 29 лет, жителя села Криволучье Кирсановского уезда. Он был арестован ЧК за укрывательство и сношение с бандитами.
Стерликов показал, что  в 1919 году был в банде Антонова. Ему и ещё 12 товарищам Антоновым было поручено ограбить Верхне-Шибряйский волсовет и убить председателя Сапунова. Группа задержала председателя, но, отобрав у него 20 тысяч рублей, отпустила домой. За это Антонов хотел Стерликова расстрелять, но товарищи того отстояли. Деньги он сдал лично Антонову.
Затем Стерликов по заданию Антонова участвовал в налёте на детский приют в селе Мосоловка, о котором написано выше. Он отмечает, что бандитов было около сорока человек. Старшими были Логвинов Пётр Павлович и брат Антонова – Дмитрий Степанович. Угрожая кассиру, забрали 110 тысяч рублей, а затем уехали в Шибряевский лес, где сдали Антонову деньги. Жертв при налёте не было.
В октябре 1919 года Стерликов участвовал в ограблении Инжавинского Упродкома, где бандитская нажива составила 600 тысяч рублей. При ограблении были убиты председатель упродкома Пьяных и  ещё 3 сотрудника. Кто их убил, Стерликов якобы не знает, но слышал, что это сделал Логвинов. [ГАТО Ф. Р-4075 Оп.1 Д.209 Л.56-59]
В этом же архивном деле есть протоколы допроса Попова Петра Фёдоровича, который дополняет показания Стерликова. Он сообщает, что ограблением приюта в Мосоловке руководили Антонов Дмитрий, Токмаков Пётр и Логвинов. Ещё Попов вместе с Давыдовым Петром из с. Криволучье и Акатовым Василием из с. Рамза принимал участие в попытке отбить оружие у коммунистов. Но эта операция провалилась, так как бандиты были вовремя замечены. [Там же, Л.62]
В деле имеются интересные сведения, что Стерликов и Попов после ареста и допросов были освобождены по чистосердечному раскаянию и работали в дальнейшем в ВЧК. Ими был арестован Александр Егоров из села Трескино, с помощью которого  была раскрыта организация эсеров в Тамбове. Оба бывших антоновца состояли в отряде начальника Кирсановской милиции Маслакова и участвовали в ликвидации бандитизма. Во время подавления восстания ими лично расстреляно несколько десятков бандитов. [Там же, Л.86]
Эти же лица отмечают, что первыми в отряде Антонова были Токмаков, Антонов Д., Репин (Герман), Логвинов, Глебов, Воротылов, Давыдов, Санталов, Стебенков и другие. [Там же, Л.93]
И вот теперь, после изучения указанных документов, становится ясно, какую борьбу вёл Антонов в 1919 году и с кем он боролся. Отбирая деньги и еду у обездоленных детей, он не боролся с властью. Это был обыкновенный банальный грабёж, чистая уголовщина. Какими же надо обладать моральными качествами, чтобы отбирать исподнее бельё у детей? Бандиты попросту наживались на детях, обрекая их на голод и страдания.
Да, в 1920 и 1921 годах Советская власть также немилосердно и даже ещё жёстче поступит по отношению к детям участников восстания, высылая их в концентрационные лагеря зачастую на верную смерть от голода и болезней.
Но это уже другая история…


Рецензии
Царя свергли и власть подобрали экстремисты.
И выбор был только между радикалами - Керенским, Лениным, Троцким...
Вменяемых лидеров не нашлось.
Впрочем у людей и не спрашивали. Экстремисты сами между собой разбирались, но с помощью обывателей.

Владимир Иноземцев   19.11.2023 21:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.