Ч. 258 Из огня да в полымя

Предыдущая страница  http://proza.ru/2021/10/31/996
 
Степан Степанович Лесовский был доволен фрегатом, обладавшим хорошими мореходными качествами. Но, как сообщил он в рапорте великому князю Константину,
«и он не избегал сильных и частых ударов на этой толчее, при которой мы имели часто и боковую, и килевую качку, или, что ещё разрушительнее для судна, быстрые переходы с одной на другую».
 
Пережитое сплотило команду, а приобретённый за время плавания опыт управления судном оказался более чем достаточным и для матросов, и для офицеров.

1 февраля 1854 года с попутным свежим ветром миновали мыс Горн на расстоянии 30 миль. Но пройдя его меридиан, встретили противный ветер, который вскоре достиг степени штормового и сопровождался дождём и снегом. Моряки боролись с грозной стихией в продолжение 12 суток.
 
12 февраля прошли параллель мыса Пиллар. В 120 милях от него находится пролив Магеллана, отделяющий материк Южной Америки от островов Огненной Земли. По распоряжению Лесовского построили команду. Он поблагодарил матросов за хорошую работу и пожал руку каждому офицеру.
 
Командир фрегата вызвал к себе в каюту старшего офицера и старшего штурмана. Он сообщил им, что продолжение плавания вдоль берега Южной Америки, используя береговой муссон (ветер, дующий из тропиков к экватору - прим. автора), невозможно, несмотря на очевидную выгоду.
 
Муссон позволил бы быстро пройти к экватору, а затем появлялась возможность воспользоваться северо-восточным пассатом (пассат -  ветер, дующий между тропиками круглый год - прим.автора).
 
Но этот удобный вариант отпадал: вдоль побережья крейсировали французская и английская эскадры. Лесовский избрал другой путь.
 
Самый трудный участок пути благополучно миновали. Чтобы дать команде отдохнуть, Лесовский приказал следовать в ближайший залив, где стали на якорь.

Отдыхали недолго, требовалось торопиться. Снова вышли в океан, держа курс на Вальпарайзо (современное написание – Вальпараисо – прим. автора).
 
Матросы и молодые офицеры, чьи головы были не обременены мыслями, тяготившими их начальников, в свободное время развлекались ловлей акул. Правда, ни одну не поймали.
 
В Вальпарайзо пришли 22 февраля 1854 года после сорокасемидневного плавания. В это время года стоять на рейде, открытом с севера и северо-запада, было довольно рискованно.
 
Правда, в британской лоции сообщалось, что самое опасное время - с апреля по август, когда дуют северные ветры. Но природа иногда выкидывает совершенно неожиданные коленца.
 
Но выбирать не приходилось: требовалось пополнить запасы провизии, особенно важны были свежие овощи и фрукты, прежде всего, лимоны, чтобы не допустить цинги.

При подходе к порту, не зная, какой встречи им ожидать, Лесовский приказал зарядить орудия ядрами, а матросам роздали боевые патроны и ружья на случай абордажа. Но тревога оказалась напрасной: на рейде толпились около 80 судов, и все они были торговыми.
 
С радостью увидели корабль Российско-Американской компании «Ситха», правда, на нём не было ни одного русского человека. Как потом выяснилось, его капитан намеревался сначала следовать на Сандвичевы острова, а затем идти в Новоархангельск.
 
Первым делом Лесовский вместе с Бутаковым осмотрели фрегат, чтобы оценить размер повреждений после прохождения вокруг мыса Горна. Выяснилось, что  помимо мелких повреждений, оторвано 30 листов меди и свинец с грепа (нижней части водореза судна – прим. автора).
 
Последнее повреждение требовало водолазных работ. После обсуждения с портовыми властями Степан Степанович с огорчением отметил, что исправление обойдётся в сумму свыше 700 рублей серебром.
 
Заключили контракт, по которому чилийская сторона обещала закончить исправления до 17 марта. Лесовский настаивал, что это долго, но ничего поделать не мог: чилийцы находили тысячи предлогов, почему быстрее исправить повреждение нельзя.
 
Степан Степанович не очень обрадовался и появлению сначала французского фрегата «La Forte» под адмиральским флагом, а затем 52-пушечного английского фрегата под флагом контр-адмирала Прайса.
 
Степан Степанович, как того требовали морские традиции, послал на шлюпке лейтенанта Николая Густавовича Шиллинга с обычным приветствием. Но английский адмирал Шиллинга не принял. На следующее утро к Лесовскому с визитом прибыл командир английского фрегата.
 
Он объяснил, что адмирал был занят и не смог принять русского офицера. На это косвенное извинение Степан Степанович заметил, что несмотря на занятость, адмирал принял офицера с американского фрегата.
 
Тогда англичанин «доверительно» сказал, что во всём виноват его вахтенный мичман, неправильно передавший поручение адмиралу. Офицера за такую оплошность наказали.
 
Как было на самом деле, сказать, конечно, трудно. Командир английского фрегата очень внимательно осмотрел артиллерию и как бы невзначай задавал вопросы о ходовых качествах фрегата.
 
После обеда, уже собравшись спускаться в шлюпку, английский капитан попросил у провожавшего его Лесовского на время русский флаг, который положено было поднять при прибытии на судно русского гостя.
 
Он пояснил, что они не думали встретить в Тихом океане русские суда и поэтому не запаслись русскими флагами. Лесовский посетил затем английский фрегат, где его встретили с большой любезностью.
 
В Вальпарайзо собрались английский, французский, американский и русский фрегаты. Американец пришёл в Вальпарайзо раньше всех. В Вальпарайзо командира «Дианы» подстерегала неприятность: дезертировали два матроса и унтер-офицер. Поиски результатов не дали.
 
Бежали унтер-офицер, из-за которого случилось чрезвычайное происшествие у мыса Лизард, и двое наказанных в Рио-де-Жанейро. Видимо, они опасались, что окончательная расправа с ними произойдёт по прибытии в русский порт.
 
Южная Америка в те годы была раем для бездельников, эмигрантов и авантюристов. Вальпарайзо ничем не отличался в лучшую сторону от других южноамериканских портовых городов,  рассадников порока, ватаг моряков на улицах, бесчинства и драки.
 
Бутаков отметил, что на улицах постоянно слышен пьяный гогот, бренчанье пианино, шатаются пьяные матросы, проститутки, раздаются крики, на балконах зазывают полуголые девицы. В довершение всех этих радостей  - жёлтая лихорадка, тучи комаров и грязь.
 
До ухода из Вальпарайзо получили свежие газеты и почту. Иван Иванович рассчитывал, что получит письма от братьев, но писем от них не было. Получил только одно письмо от тётки Александры Ивановны, которая сообщала, что брата Григория за пленение турецкого парохода наградили Георгием за храбрость и присвоили звание капитана 2 ранга.
 
Захваченный пароход переименовали в «Корнилов» (Об этом я писал в главе "Исторический бой пароходов" http://proza.ru/2013/04/07/796).

В свежих газетах прочитали тревожные вести: соединённая англо-французская эскадра вошла в Чёрное море, угрожая российскому флоту.
 
Продолжение http://proza.ru/2021/11/02/519


Рецензии
Южная Америка и сейчас веселое место, с чопорной Северной никакого сравнения.

Михаил Бортников   19.11.2021 22:08     Заявить о нарушении
Уж Вам ли не знать, Михаил!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   19.11.2021 22:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.