Ярошенко. На качелях

Николай Александрович Ярошенко. «На качелях»1888г.Русский музей

     По воспоминаниям П.В. Васильевой, воспитанницы Василия Александровича Ярошенко, брата художника, эта работа была написана в его имении Степановском Калужской губернии, куда любил приезжать Николай Александрович.

     На ней изображены катающиеся на качелях солдат и горничная, за которой он мастерски ухаживает.
События происходят в Калужской губернии на Духов день – очень важный христианский праздник, связанный в России с множеством сохранившихся языческих обрядов. Считалось, что в ночь накануне Духова дня Святой дух нисходит на землю и разливается по домам и полям.

     То что горничная, невозмутимо принимающая знаки внимания, и солдат, ухаживающий за ней с доведенным до совершенства искусством, соединились именно теперь, неслучайно. Ведь любовь – это и есть Святой дух, сошествия которого с нетерпением ждут в этот праздник.

    Автором подчеркнута подкупающая простота: мы видим, что горничная сидит, как ни в чем не бывало поедая семечки, а солдат, ничуть не унывая, продолжает стараться ее очаровать. Но за этой незатейливой любовной игрой видно то светлое, радостное чувство, которое знакомо каждому, кто был влюблен.

    Наводит на определенные мысли и то, что пара на качелях изображена на фоне неба. Прослеживается какой-то возвышенный, небесный контекст происходящего.Картина представляет собой кадр, выхваченный из наполненных весельем часов праздничного дня.

     Картина пробуждает в зрителе самые светлые чувства. От их пробуждения недалеко до полной внутренней трансформации, изменяющей жизнь так, что доброе и прекрасное выступают вперед, а все злобное и эгоистичное остается далеко позади.
Можно с уверенностью сказать, что автор, безупречность нравственного облика которого отмечали многие, именно этого и хотел добиться. Девушка-горничная на картине была написана с горничной Василия Александровича.

      Стремясь к предельному лаконизму композиции, Ярошенко как бы «кадром», выхваченным из жизни, дает лишь часть качелей с веселящейся парочкой. Удачен тип лихого солдата, энергично и со знанием дела ухаживающего за горничной, но еще лучше сама девушка, невозмутимо грызущая семечки и плутовски посматривающая на своего обожателя.
         
          Цветовая гамма картины, построенная на сопоставлении голубого неба, разноцветных деревянных перекладин огромного качельного колеса с подвесной кабинкой, желтой юбки, синего фартука, красной кофточки горничной и темно-зеленого мундира солдата, – передает веселую пестроту народного гулянья. Диагональный же характер композиции, подчеркивающий быстрое движение качелей, усиливает жизнерадостное настроение, излучаемое этой типичной бытовой сценкой.


Рецензии