Афонская икона предназначалась для президента

Фото: Икона святителя Пантелеимона в домовой церкви Мюнхена. Фото автора.

В конце января 2002 года в  Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре я обратился  к духовнику иеромонаху Макарию с просьбой:

 — Благословите  у вас приобрести    для нашего мюнхенского прихода  икону святого Пантелеимона. Конечно, не бумажную...

Иеромонах Макарий относился ко мне  тогда тепло и  уважительно. В первый раз я приехал в  русский монастырь на Афоне по благословению ныне покойного архимандрита Виктора (Мамонтова) из латвийской Карсавы, которого  отец Макарий хорошо знал еще в годы  совместного с ним пребывания в Почаевской Лавре в Украине. Упоминание  мною имени этого старца сразу  же расположило ко мне афонского духовника.  Позже я стал помогать афонской обители в  распространении в Германии подготовленной  иеромонахом  Макарием  "Псалтири", отпечатанной в Финляндии, приобретении необходимых лекарственных  препаратов, доставке на Афон немецкой электрической швейной машинки, красной и черной икры,  цветных камней и стекляшек для иконописной мастерской и др.
 
Писанную на дереве  икону святителя Пантелеимона по доброте сердца  и  выдал мне из запасников канцелярии иеромонах духовник  Макарий. Образ  московского письма в красивом  белом футляре и с паспортом-документом  должны были вручить в качестве подарка российскому президенту Владимиру  Путину. Как известно, в декабре 2001 года  он предпринял  свою первую попытку  посетить  Афон, но она оказалась неудачной.

— Если Путин приедет к нам, мы подарим что-нибудь другое,— сказал мне отец Макарий. Запрашиваемая цена иконы  меня устроила, но с собой таких больших денег не было в  моем портмоне. Мы договорились с отцом Макарием, что  евро  будут  перечислены   на счет монастыря из Мюнхена. Банковские реквизиты  и саму икону перед моим отъездом передал "помощник канцелярии монах Аристоклий". При вручении мне в архондарике драгоценной иконы этот монах заявил , что к обговоренной  ранее сумме я должен перевести еще 300 евро. Я не возражал. Однако монах мне соврал, он же наврал обо мне и другим монахам, мол, я тружусь в немецком банке (?!). Через два года Аристоклий добровольно покинул монастырь, а иеромонах Макарий написал мне, что зря я слушал  Аристоклия: "Он же трудился в канцелярии ...как "половой"..." То есть этот монах выполнял послушание  обыкновенного уборщика.

В гостиничной келье монастыря при слабом свете керосиновой лампы  я рассматривал образ Святого Пантелеймона. Слишком много показалось мне на иконе зеленого  и синего цветoв, и лик святого  прописан не так, как я ожидал.

Первому, кому я показал на Афоне приобретенную икону, был иеромонах Николай (Генералов), он же — монастырский огородник. Мы  встречались с ним почти тайно на огороде, ибо два монаха — Макарий и Николай - недолюбливали  друг друга, а духовник  ревновал всех тех, кто  на его глазах подходил к отцу Николаю  и беседовал с ним более минуты.  Певец Николай Гнатюк как-то верно определил в нашем разговоре ощущения паломника в русском монастыре:
- Ходишь там,  как между петардами...

Иеромонах Николай поднес к лицу икону и стал детально ее изучать. После некоторого  молчания он произнес:
 
— Хорошая  икона! Че ты хочешь!? Наш  Пантелеимон  с предстоящими -   ангелом-хранителем и  равноапостольным великим князем Владимиром... А то, что  ты говоришь,   «в ней преобладает много сине-зеленых цветов», так это – не беда. Наш Святой – на фоне афонских гор, а же они у нас какие? – посмотри: тоже зеленые, вершины голубоватые днем и вечером синие. И небo, и  воздух  от морских красок тоже  зеленые... Цвет жизни! Греки на своем языке называют наш монастырь "Зеленым".

— Почему?

— Из-за куполов зеленого цвета и окружающей обители зелени. Только скажу тебе  честно ... взял с тебя Макар за икону в два раза дороже. С другой стороны, это же не какая-нибудь простая, а – «п-у-у-у-тинская!» икона, — улыбнулся русский монах родом  из Рязанской земли.

— Вот это меня  тоже  смущает. Понравится ли нашему священнику и прихожанам? Приживется ли икона  в Мюнхене?

— Ничего, заработаешь и расплатишься. Главное, чтобы вы  молились  в своем приходе. А «путинская» она или «распутинская» — не важно... Главное – молитва перед ней!

Отплывая на пароме от монастырской пристани в сторону Уранополиса, я достал из багажа "путинского" святого Пантелеимона", поднял его над головой  и  повернул ликом в сторону  обители: пусть попрощается с "русским городом" на афонской земле.

....Деньги за икону поступили  от меня на монастырский счет вовремя, но последние три сотни евро мне вернули. Позже на Афоне мне объяснили этот факт примерно так:

— Да это  Аристоклий по своей инициативе решил содрать с вас лишние деньги.

Икона находилась сначала у меня в квартире на улице  Hauzenbergerstrasse в Мюнхене, куда иногда приходили мои знакомые и приятели. Образ святого Пантелеимона  мои друзья не советовали  мне передавать в приход. Особой любви  к этой иконе у меня не было, что заметила и прихожанка нашего  прихода Нина  Бодрова—Шмидт—Мюллер (1946 — 2015). Она  часто и даже слезно просила продать икону именно ей, причем,  предлагалась  мне хорошая сумма.  Правда,  она могла отдавать  деньги только по частям. Ее отчим, мюнхенский художник и скульптор Гавриил Давидович Гликман ( 1913  —  2003), в то время очень болел. У ее матери возникли серьезные  проблемы с глазами. Нина хотела у себя дома возносить молитвы  перед  афонской иконой. У нее  самой тоже ослабло здоровье в связи с развивавшимся онкологическим заболеванием.

— На время могу передать вам  икону. Но  изначально она предназначалась для приходской домовой церкви...И священник об этом уже знает.

Так "путинский" святой Пантелеимон" находился  некоторое время  в квартире  прихожанки Нины  на улице Fritz-Kortner-Bogen, 16. Здесь жил до 1990 года и второй супруг Нины —  российский поэт  Юрий Кублановский   (род. в  1947 году).
 
Нина рассказывала, что у них  дома некогда бывал...ныне покойный иеромонах Мартиниан (Синягаев;1946 -2017) из Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, который якобы  "оставил на время Афон и приехал на Запад". Здесь и в Париже ему собирали  русские эмигранты деньги. Блуждавший монах помыкался в поездках по  городам Европы  и, наконец, возвратился с покаянием в родной монастырь на Святой Горе. А познакомился отец Мартиниан с Юрием Кублановским и маленьким его пасынком Петром Шмидтом  на Афоне, где  в течение нескольких дней  паломничали Юрий и Петя. Вот и приехал в Мюнхен к своим  знакомым иеромонах Мартиниан, чтобы  получить от них какое-то пожертвование не для обители, а для себя.

Итак, афонский монах Мартиниан все-таки возвратился в родной монастырь. Я его лично хорошо знал, но в архондарике, где он попивал вино с новыми паломниками,   никогда не расспрашивал о его мюнхенских впечатлениях и наших общих знакомых.

В конце концов мне удалось с трудом выпросить  у  прихожанки Нины  афонскую икону  святого великомученика и целителя Пантелеимона и подарить ее прихожанам домовой церкви Воскресенской общины  в Мюнхене. Это произошло в августе 2003 года. Однако только в феврале 2015 года мне с трудом удалось получить от настоятеля Свято-Воскресенской общины протоиерея Николая Забелича документ, подтверждающий, что "Путинский" святой Пантелеимон", который висит на правой стене  в "гаражной" домовой церкви  на Glyzinenstrasse 38,  "передан в дар храму Воздвижения Честнаго Креста". Мало ли что, переведут батюшку в другой город, он и икону захочет с собой увезти. В приходе отсутствовали инвентарные книги и другая документация, короче, порядка не было. В феврале 2004 года кто-то из своих  или друзей отца Николая украл из  его спальни 9 000 евро. Полиция приезжала в домовую церковь и находившийся с нею рядом двухэтажный дом, где жил священник, но вора так и не нашли. Я как редактор приходской газеты "Лампада" адресовал  священнику глупый вопрос:
- А почему деньги не положили в банк на счет прихода?! Мы же, кажется, церковь хотим строить...
Ответа не последовало.

Возможно, эта "путинская" икона когда-нибудь будет  находиться  в новом здании нашей церкви. Своего храма  община Московского Патриархата  пока не имеет по причине отсутствия  в приходской кассе финансовых средств, однако место   для возведения в городе будущей церкви уже имеется. Протоиерей Николай Забелич рассчитывал, что Генконсульство Российской Федерации в Мюнхене и далее будет помогать общине деньгами, но что-то расстроилось в этой финансовой пирамиде и  в его отношениях с российскими дипломатами. Не случайно священник заявил в приходе: "Пока сам Путин не захочет, чтобы в Мюнхене был большой храм Московского Патриархата, мы не будем иметь своей церкви". Многие его прихожане  решили молиться не  в "гаражной" церкви, а  в Кафедральном соборе РПЦЗ в Мюнхене. Его площади, заметили молящиеся, достаточно для общего количества  мюнхенских прихожан из РПЦЗ и Московского патриархата.

А на днях пришла новость: от строительства каменной церкви отец Николай отказался и решил возводить деревянный храм, что подешевле  и по плечу прихожан. Когда-то в нем  и будет находиться "путинская" икона святителя Пантелеймона, привезенная в Мюнхен с Афонской горы. Сейчас она висит в домовой церкви на Glyzinenstrasse 38. Туда в условиях пандемии и борьбы с Covid-19 могут войти и молиться лишь 8 человек.

 2019 и 2021 годы.
   

Примечаниe

[1]. Холодюк А. Г. Бавария. География христианских святынь и реликвий. – Киев : АДЕФ –Украина, 2015,  с.189.


Рецензии