Открытки из детства

Кто из нас не любил открытки? Все любили. Можно сказать даже обожали. В некоторых семьях были красивые альбомы со старинными открытками, на которых были запечатлены красавицы начала 20-го века и пара поэтических строк про любовь, верность, преданность. Их передавали из поколения в поколение, так-как это была часть истории семьи.

Открытки собирались всеми: это были яркие поздравительные, отправленные из-за рубежа, на умопомрачительной бумаге с блёстками или же с пластиковым голографическим слоем, где красавица томно тебе подмигивала, приглашая неизвестно куда и зачем, это были фотографии дальних стран и городов, которые хотелось посетить, прекрасные экзотические цветы, исторические памятники и пейзажи.

Папин младший брат больше года работал в Италии, в Турине, на заводе Фиат, по обмену опытом. Защитив диссертацию в Москве и будучи специалистом международного класса, он из Италии часто посылал нам открытки ко всем датам - К Новому году, к Рождеству, к 8 Марта и к дням рождения. Самые красивые были к Рождеству - я, малышка семи-восьми лет, удивлённо разглядывала симпатичного ослика, на котором восседал кудрявый малыш с мешком подарков за спиной. Осликов я научилась рисовать, срисовывая именно с этой туринской открытки.

У отца был работник-геодезист Беник, несколько лет отработавший в Сирии, а от него были яркие восточные открытки - полуодетые красавицы почему-то в меховых накидках на фоне верблюдов и знойного жёлтого песка пустынь.

Отдельную группу открыток составляли артисты зарубежного кино и эстрады. Любой советский подросток просто был обязан иметь такую коллекцию. Это были советские актёры кино - молодые, красивые, на чёрно-белых фотографиях, которые, если повезёт, можно было купить в киосках Союзпечати. Особый шик, конечно, если у тебя коллекция фото звёзд Запада: Бриджит Бардо, Джины Лоллобриджиды, Мишель Мерсье, Софи Лорен, Катрин Денев, Вивьен Ли, Алена Делона, Марлона Брандо, Грегори Пека, Кэри Гранта, Лоуренса Оливье…

Их мы покупали из-под полы, помню киоск на Московяна, недалеко от памятника Таманяну на Каскаде, там за 50 копеек можно было купить кустарную фотографию любимого артиста, вполне хорошего качества. Приобретённая фотография складывалась в альбом и при посещении друзей и подруг с гордостью показывалась. В том же киоске продавались сигареты Camel и Marlboro, жевательная резинка двух сортов: в зелёной обёртке, на которой арабскими вензелями было что-то написано и американские Wrigley. Их наличие было следствием больших связей армян с Западом и Востоком.

Перед каждым праздником появлялись в продаже новые глянцевые открытки - яркие, добрые, нарядные. Тогда эпистолярный жанр был в почёте - люди писали друг другу письма, посылали открытки, рассказывали о своих чувствах, делились впечатлениями…
У нас в семье к этому делу ответственно подходил папа - покупалась внушительная стопка поздравительных, иногда к ним конверты, открывался блокнот с адресами и начинался процесс написания поздравительных. Писала эти поздравительные каллиграфическим почерком я, ваша покорная слуга. Папа диктовал имя и отчество адресата, дальше шёл более-менее шаблонный текст, придуманный мною, школьницей пятого-шестого-седьмого и т.д. класса.

Иногда мой отец меня поправлял:
- Не пиши имяреку «уважаемый», он плохой человек, напиши просто «дорогой», - такие слова отца приводили меня в недоумение, и я по-детски спрашивала:
- А если он плохой человек, пап, зачем его поздравлять с праздником?
- Не могу не поздравить, - грустно отвечал папа.
- Тогда давай просто напишем без «дорогого», - чистосердечно предложила я.
- Пиши так, как я тебе говорю, - сердился отец, и я продолжала своё дело, ещё раз удивляясь беспомощности взрослых поступать так, как хочется.

В праздничные дни открывать почтовый ящик было очень увлекательно, мы получали много открыток со всех концов страны. Самые красивые выставлялись на серванте, а спустя неделю и вовсе убирались в ящик стола, где хранились семейные фотографии в больших альбомах с шёлковыми кистями.
Это потом я узнала, что  коллекционирование открыток называется филокартия, а сам коллекционер - филокартист.
Есть тематические коллекции, помню у нас гостил кузен мужа и просил достать старые карточки Еревана, он их собирал. Была подруга, которая собирала только открытки с розами. Одним словом, в прошлой жизни, в детстве, все мы были филокартистами.

1 ноября 2021


Рецензии