К воспоминаниям

Наверняка, у каждого из нас имеются свои воспоминания о прошлом и здорово, если они объединяют большую группу людей, связанных одними интересами. Такие воспоминания греют душу на протяжении долгих-долгих лет.
Эх! Было время золотое! Лично для меня этим добрыми, лёгкими, интересными, беззаботными являются годы, когда я была участницей танцевальной группы самого замечательного коллектива нашего города  –  Русского народного хора  ДК «Авиатор». Около ста человек, объединённых общим увлечением народной песней и танцем – мы были, словно одна большущая дружная семья.
Никогда позже, за всю мою дальнейшую жизнь, мне не удалось объездить столько городов, в скольких я побывала с нашим замечательным коллективом.  Сколько  различных концертов, как в своём любимом городе, так и во многих других городах, где нас всегда принимали тепло и радушно. А сколько добрых воспоминаний остались запечатлёнными на стареньких чёрно-белых фотографиях и в моей памяти… 
Отношение к самодеятельному творчеству в то время и у местных властей, и у Правительства было на очень высоком уровне. Каких только самодеятельных  кружков и коллективов не было. Каждый человек мог найти для себя дело по душе.
Что-то уже и подзабылось и стёрлось из памяти, но есть несколько моментов, которые не забудутся, наверно, никогда. Вот, именно о них я и хочу рассказать.

                Эпизод 1. ГОРЬКИЙ.

Середина декабря 1975 года. Наш большущий коллектив принимает участие в зональном смотре Первого Всесоюзного Фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся в городе Горьком (Нижний Новгород). Хоть и назывались наши программы конкурсными, но это был именно Фестиваль, а не как сейчас принято  - Конкурс. По моему мнению - это на много теплей.  Никаких отборочных комиссий, никаких баллов за выступление – просто  демонстрация того, что люди достигли своим кропотливым трудом, своими талантами.
В Фестивале приняли участие коллективы из Горьковской, Ярославской, Ивановской, Костромской областей и Марийской АССР. Прибыли мы в Горький  15 декабря. Сначала было собрание, на котором нас ознакомили с расписанием проведения Фестиваля и с тем, где кому придётся жить всё это время. Из-за такого огромного наплыва участников и из-за того, что Фестиваль длился четыре дня (три дня на концертные программы, и плюс  день приезда - день отъезда), участников размещали кого куда.  Наш коллектив на это время разместили в одной из школ, которая находилась в пешей доступности от Дворца Культуры, в котором проходил Фестиваль. Девчонкам досталось помещение спортивного зала, в котором в несколько рядов были поставлены раскладушки. Наверно, человек сорок в одном зале и, можете поверить,  никаких претензий к устроителям мероприятия. Всё как-то вместе, весело, бодренько.
На следующий день раненько утром, сразу после завтрака, мы отправились в ДК, где в 12-ть часов  мы представили зрителям  конкурсную программу нашей  Ярославской области. Мы  – Русский Народный Хор во главе с руководителем Владимиром Фёдоровичем Калашниковым  - открывали Фестиваль потрясающей масштабной композицией «Коробейники», в постановке замечательного хореографа Николая Ивановича Демидова. А заканчивалась областная программа выступлением знаменитого оркестра ДК «Радуга» под управлением Аркадия Шацкого. Запомнилось то, что зрители очень тепло принимали выступления наших коллективов.  В итоге, мы стали  Лауреатами Первого Всесоюзного Фестиваля самодеятельного творчества.
В промежутках между концертными программами других участников нашлось время и для обзорной экскурсии по городу. Особенно запомнилась выставка «Горьковчане – фронту», расположенная вдоль стен Кремля, созданная из вооружения и техники, производимой на заводах города Горького во время Великой Отечественной войны.  У меня сохранилось много фотографий и впечатлений от экскурсии, поднимающей гражданский дух каждого посетителя этой уникальной  выставки. Да и самостоятельных прогулок по городу было достаточно – всё-таки это новый город, в котором ранее нам бывать не приходилось. А там было, на что посмотреть.
Но больше всего обычно запоминаются какие-то смешные моменты и один из них – это наш поход…  в баню. «Упарившись» после репетиции и концерта мы чувствовали себя не очень…  комфортно и вот, кто-то из девчонок предложил сходить в баню. Предложить-то предложили, а вот куда складывать все наши вещи, была проблема. С дамскими сумочками в баню, вроде как  странновато, да и маловаты они для банного бельишка. Думали мы, думали и решили погрузить все наши вещички… в концертный чемодан. И вот представляете картину – по улице большого областного города движется стайка весёлых девчонок с огромным коричневым чемоданом (наверняка, многие помнят такие картонные чемоданы), украшенным различными наклейками. Видели бы вы глаза встречных прохожих! А ещё смешней было, когда мы с этим чемоданищем вошли в помещение бани…  Та ещё картина! Наверно, у жителей Горького, которым мы попались навстречу, долго ещё в памяти была эта странная процессия, чуть не у каждого встречного спрашивающая, как пройти в баню. В общем – насмешили полгорода и сами нахохотались вдоволь.

                Эпизод 2. ТЕПЛОХОД «СЕВАСТОПОЛЬ».

В августе 1976 года ведущие коллективы ДК «Авиатор» были премированы круизом на теплоходе «Севастополь» по маршруту «Москва – Уфа». Это была незабываемая поездка!
Наш «Севастополь» уже на то время  был старенький колёсный теплоход, который, кстати, совершал свой последний рейс. Нееет, это не мы его развалили. Просто, он, и в самом деле, был очень старенький.  Нам (четверым девчонкам),  досталась каюта на самой нижней палубе. Духота невообразимая. Даже открытые иллюминаторы не спасали от этой духоты. Конечно же, мы стали выражать свои недовольства по поводу того, что нас запихнули в такие условия, в то время, как другим достались хорошие каюты на верхних палубах. И тогда наши парни, которые расположились в каюте на средней палубе (она была абсолютно такая же, как и наша, но в ней дышалось намного легче), опрометчиво согласились поменяться с нами местами. Ох, как они потом об этом пожалели. Но об этом чуть позднее.
Был уже вечер, но до отплытия теплохода ещё оставалось время, да и духота способствовала тому, что мы решили искупаться. Отойдя недалеко от стоянки теплоходов, мы весёлой стайкой погрузились в тёплую речную воду. Всё бы и ничего, только в это время «разверзлись хляби небесные» – всё, как положено – ливень, гроза и фейерверк молний! Мы, конечно, знали, что в грозу купаться нельзя, но были уверены, что уж с нами-то ничего плохого случиться не должно.  Да и кому под силу остановить взбалмошную молодёжь? Слава Богу, всё обошлось без происшествий. Это уже только с возрастом понимаешь, что если бы с кем-то из нас случилось что-то из ряда вон выходящее, то отвечать за всё пришлось бы руководителям поездки. Но тогда об этом никто из нас даже не задумывался.
Итак: получив заряд бодрости от купания во время грозы, мы отправились по своим каютам. Ровно в назначенное время, теплоход отправился в круиз. Эмоции переполняли нас  – ведь мы впервые оказались на борту теплохода, и всё было тогда в диковинку. А утром мы узнали вот что.
Оказывается, мальчишки, с которыми мы поменялись каютами, чтобы не было очень душно, не закрыли на ночь иллюминатор, и на одном из поворотов теплоход сильно накренился, и речная вода хлынула в открытое окно, залив всю их каюту. Вот так вот, в бодром вычерпывании воды и просушке мокрых вещей, мальчишки провели свою первую ночь в долгожданном речном круизе.
За время этой поездки нам удалось побывать на родине Сергея Есенина в селе Константиново, где мы посетили его Музей. Потом была остановка в Муроме, который запомнился обилием зелени и ужасной жарой.  Дальше был Горький, в котором мы уже успели побывать ранее, приняв участие  в Первом Всесоюзном Фестивале самодеятельного художественного творчества. Затем – Чебоксары, Казань и дальше по Каме до Нижнекамска, Набережных Челнов, а потом по реке Белой до Уфы.
В тех городах, которые мы проплывали днём, делали остановки, и там для нас проводились обзорные  экскурсии по городу. Сколько замечательных мест нам удалось посетить. Столько нового узнали мы о нашей необъятной России.
Но мы не просто путешествовали и любовались красотами и достопримечательностями — на очень многих «зелёных» стоянках мы давали концерты. Так что, можно сказать, что это был, своего рода, гастрольный тур.
До сих пор все, кто побывал в этом круизе, со смехом вспоминают одно не совсем обычное мероприятие – свадьбу. Да-да. Именно свадьбу и именно со смехом. А всё дело в том, что роль жениха в таком «серьёзном» деле досталась … мне. А на роль невесты уговорили солиста нашего Народного хора Анатолия Подзорова.
Представляете ситуацию:  на одной стоянке (я уж даже и не припомню, где именно, помню только какую-то пустую степь, по которой ветром гоняются клубки перекати-поля), где одновременно  собрались три большущих теплохода, наша «культмассовичка» Лена объявляет, что на нашем теплоходе находится пара, которая решила отметить своё бракосочетание в этом круизе. Сотни людей высыпали на сушу в ожидании такого, не совсем обычного, действа. Сначала, как положено, свидетель должен был выкупить невесту. Но это же была не привычный свадебный ритуал — поэтому,  участник нашей танцевальной группы Юрий Калашников, выбранный на «ответственную роль» свидетеля, выкупал невесту с помощью … танца.
Когда «молодожёны» вступили с трапа на землю и через огромную толпу стали пробираться к, поставленным для проведения свадебной церемонии, столам, поднялся такой хохот, что его было слышно, наверняка, на несколько километров вокруг.
Зрелище было то ещё… Парадный костюм на «женихе» висит, как на вешалке. Брюки подпоясаны уж даже и не помню, чем. Рубаха велика, Пиджак сваливается и постоянно приходится поддёргивать рукава, ботинки велики размера на четыре. Да и сам «жених» какой-то хлипенький, скукоженный, с поникшей головой.
Зато «невеста» - высокая, статная красавица! На голову выше своего «избранника».  В свадебном наряде, составленном на скорую руку из простыни, оконной тюли и белой блузочки, которая постоянно норовила  расстегнуться на самом пикантном месте, демонстрируя верхнюю часть красного купальника.  И, самое главное — с красивыми пышными усами (ну, напрочь Толик отказался сбривать свою красоту ради какой-то «левой» свадьбы). И, я уверена, что именно  этот факт сыграл очень значительную роль во  всей «свадебной заварушке».
Предложенный «родителями молодожёнов» свадебный каравай оказался буханкой чёрного хлеба не первой свежести, кусочек которого мне, с большущим трудом, но всё-таки удалось откусить.
А испытание для молодожёнов, в котором нужно было распилить огромное бревно, для меня оказалось большим препятствием. Ведь до этого дня мне ещё ни разу не приходилось пользоваться пилой, тем более такой … ржавой.
Очень надеюсь, что повеселили мы тогда народ знатно! По крайней мере, участники самодеятельных коллективов «Авиатора», которые были в той поездке, до сих пор при встречах частенько вспоминают это весёлое событие.
И, знаете, даже был такой факт: спустя несколько лет после речного круиза, мы ездили небольшим составом агитбригады «Авиатора» с концертами по близлежащим сёлам, и вот в селе Некоуз после концерта мы зашли в столовую, чтобы перекусить. И тут к нашему столу подходит незнакомый мужчина, называет меня по имени  и спрашивает, помню ли я его, чем очень меня озадачил. Конечно, я его не помнила. Оказалось, что он был в составе экипажа «Севастополя» как раз в то время, когда мы на нём «круизили». Это ж надо было так «засветиться» среди всего многочисленного коллектива, что человек даже через такое длительное время узнал?
Конечно же, на теплоходе у нас было достаточно времени и для личных интересов. Я, например, благодаря одной из наших участниц – Гале Онуфриевой (Дегтярёвой) научилась вязать крючком красивый ажурный рисунок и даже связала себе очень миленькую кофточку, которую потом носила до тех пор, пока из неё «не выросла».

                Эпизод 3. ПОЛЬША.

Ещё одним незабываемым событием для меня стала наша гастрольная поездка по городам Польши в 1977 году. Выехать заграницу, да ещё и с гастролями, в те годы было довольно престижно. Перед поездкой с нами неоднократно беседовали серьёзные дядьки на тему – что можно и что нельзя делать в чужой стране. Мы были «запуганы» так, что боялись даже «мяукнуть» лишний раз, чтобы не  нарваться на неприятности.
Первая остановка в Польше у нас была, как положено, в Варшаве, где прогуливаясь вечером по улочкам этого замечательного города, мы набрели на красивейшее здание костёла. Спросив разрешение, мы вошли внутрь.  Не для каких-то ритуалов, а просто посмотреть на необычайно красивую архитектуру. Хорошо, что наш куратор об этом не знал, а то бы нам здорово влетело. Ведь как такое возможно  – советские комсомольцы и в церкви? Оказалось, что настоятель этого храма очень хорошо говорит по-русски. Мы разговорились, и он рассказал, что в годы ВОВ  находился в одном из самых жутких концлагерей, находящихся на территории Польши – Освенциме, где среди узников было много русских, вот там он и выучил наш язык.
На следующий день после концерта в Варшаве мы поехали в Белосток, и разместились там в гостинице «Спутник».  Немного позднее, во время отдыха на местном пляже, некоторые из нас - самые отчаянные, даже рискнули искупаться в реке Бяла, при температуре воды всего +9 С.  Взбодрило ооочень …  А после очередного концерта у нас была встреча с руководителями и молодёжью города.
На первых концертах в Польше залы заполнялись меньше, чем наполовину. Мы не могли понять – почему, но, как потом оказалось, в рекламных афишах было сказано, что «состоится концерт Русского Народного хора», а когда текст афиш слегка поменяли, указав, что мы –  «Ансамбль песни и танца», залы стали заполняться намного лучше.
Посетив Белосток, мы переместились  дальше – в Ольштен, где нам предложили экскурсионную поездку в «Волчье логово» Вольфсшанце, где в годы Великой Отечественной войны располагалась главная ставка Гитлера.
Затем был Кошалин.  В день нашего приезда, нас пригласили на встречу с руководством и молодёжью, членами ССПМ (вроде нашего комитета комсомола) одного из предприятий города. Встреча проходила весело и дружно, за приятным чаепитием и танцами. Но, видя, что польские юноши оказывают нашим девчонкам повышенное внимание, мы были предупреждены «строгим куратором» и нашими ревнивыми соплеменниками, что «любые шуры-муры здесь нежелательны и никаких обменов адресами быть не должно» и, если у нас просят дать адрес, то можно давать только адрес нашего ДК «Авиатор». Вот такие были строгости. А на следующий день у нас был концерт в амфитеатре Кошалина, который прошёл с большим успехом.
И заключительным городом в нашем турне по Польше был Торунь – родина Николая Коперника — польского и немецкого астронома, математика, механика, экономиста, каноника эпохи Возрождения. 
Конечно, эта поездка лично для меня останется в памяти навсегда.

                ***

Много было ещё различных поездок, городов, концертов. Множество интересных мест довелось посетить за те годы, что я занималась в этом дружном коллективе. Много добрых и ярких воспоминаний осталось в душе. О том, что у нас был очень дружный коллектив, говорит и то, что среди участников создалось много семейных пар и некоторые из них до сих пор живут вместе в любви и согласии.
Много лет пролетело с тех пор. Жизнь разбросала нас по городам и весям. У всех из нас она сложилась по-разному. К сожалению, многих из участников коллектива уже нет в живых, но в моей памяти они всегда рядом — такие же молодые, задорные, дружные. С теми, кто остался в родном городе, мы до сих пор поддерживаем связь и периодически перезваниваемся и встречаемся на маленьких междусобойчиках. А когда из других городов приезжают девчонки, чтобы навестить своих родственников, тут уж, как говорится - сам Бог велел.
Это так здорово, что были в жизни моменты, которые вспоминаешь с радостью и лёгкой грустью! И есть надежда, что, может быть, и ещё будут какие-то эпизоды, которые в глубокой старости стану вспоминать с теплом и неизменной улыбкой на губах.


Рецензии