Декаданс. Глава 7

Все это время Полина действительно почти не замечала домашнюю и рабочую рутину, выполняя обязанности легко и не размениваясь на пустые разговоры. Мать поглядывала на нее с тревогой, хотя и старалась вести себя непринужденно и отца тоже убедила не расспрашивать дочь. По обрывкам фраз Полина понимала, что им обоим сейчас очень неспокойно за нее, но не могла заставить себя стряхнуть эйфорию и взглянуть правде в лицо.

Теперь же пришлось это сделать. После неожиданной встречи с Катей они с Аликом не виделись несколько дней, а позвонил он ей только один раз. И то это был очень странный разговор — он словно пытался за что-то оправдаться, а под конец неловко и неохотно сообщил, что Инга возвращается и в ближайшее время им не удастся встретиться. О Кате она ему, конечно, не сказала.

Полина и сама не понимала, надеялась ли она на что-то всерьез, однако начало их романа оказалось таким внезапным и ярким, подобно пронесшейся по небу комете, что в принципе ожидать можно было всякого. И с каждой новой встречей ей все больше хотелось, чтобы он сказал, что признался во всем невесте, что их отношения остались в прошлом. А вот чего хотел сам Алик?

«Какая теперь разница» - размышляла Полина, ополаскивая лицо студеной водой из-под крана и ожесточенно растирая его полотенцем. Она твердо решила наконец повзрослеть и избавиться от многолетнего наваждения, а поскольку оно утратило ауру недосягаемости, это уже не казалось девушке сложной задачей. О потере девственности Полина в этот момент не думала и не сожалела. Ей показалось, что она давно уже переболела бы Аликом, если бы не устроилась на работу к Инге и разом отрубила от себя и его, и все «мухинское» прошлое. Бывшие сокурсники казались ей славными, но все равно чужими людьми, которых с ней случайно свела одна временная точка, полустанок. И если она уйдет с работы, все они останутся друзьями и коллегами Инги, а о ней вскоре просто позабудут.

Все это Полина начистоту высказала матери. Арина Юрьевна с воодушевлением поддержала ее решение сменить место работы и перестать общаться с Аликом.

- Видишь, Поля, нет худа без добра, - грустно улыбнулась женщина, - Если бы Алик все это не затеял, ты бы так и оставалась вечной зрительницей при нем и Инге. Лишь бы он тебя удостоил хоть словом, хоть улыбкой. Тебе ведь и это прежде казалось счастьем, верно?

- Да, мама, - вздохнула Полина, - А он вдруг взял и удостоил по полной, или почти. И знаешь, я ведь была от этого счастлива, что уж хитрить! В общем-то, я и не жалею, что так вышло, но продолжения точно не будет. Заявление об уходе напишу завтра, и на свадьбе тоже прекрасно повеселятся без меня.

- Вот и прекрасно! - ответила Арина Юрьевна, - Наконец ты начнешь собственную жизнь, а не будешь подпитываться чужой.

Однако все пошло не совсем так, как задумала девушка. Когда закончились выходные и она вышла на работу, Инга уже была там и оживленно обсуждала что-то с Катей.

- О, вот и ты, Полина! - сказала Инга при виде нее, приветливо улыбнулась и вручила ей небольшой конверт, - Ты сегодня одна из первых. Это от нас с Аликом!

Девушка осторожно открыла конверт. Там оказался листок плотной бумаги с матовым блеском, нежно-сиреневого цвета. Красивым шрифтом был выведен текст: «Инга Жарицкая и Алик Кузнецов приглашают своих лучших друзей на главный праздник в жизни. С вас — ответные приглашения, и желательно как можно скорее!».

«Господи, даже здесь она не может назвать его настоящим именем!» - почему-то с досадой подумала Полина.

Мысленно отдышавшись и перетерпев давление в горле — это заняло всего две-три секунды, хотя Полине казалось, что молчание длилось целую вечность, - она произнесла:

- Спасибо за приглашение, Инга. Поздравляю тебя, вы с Аликом очень красивая пара.

- Это тебе спасибо, - улыбнулась та, и ее обычно холодное бледное лицо зарделось и просияло, - Обязательно приходи, все наши студенческие друзья обязаны в этот день быть рядом. Ведь кто знает: если бы судьба нас не собрала в одном месте именно таким составом, могло не быть и этой свадьбы. Я хочу сказать спасибо всем, кто до сих пор рядом с нами. А еще, девочки, имейте в виду, что до праздника нам всем предстоит другое очень важное мероприятие.

- Какое? - осведомилась Катя, допивая кофе из пластиковой чашечки.

- Пробный творческий вечер, посвященный взаимодействию искусства и безумия, - пояснила Инга, - Будут выставлены первые работы художников с особенностями психики, которых мы курируем, лекции специалистов, небольшой музыкально-поэтический перфоманс. Зрителей пока будет немного, в основном вечер для своих, но если все пройдет хорошо, то осенью мы сможем запустить масштабный проект.

- Алик все еще скептически к этому относится? - полюбопытствовала ее подруга.

- Как видишь, Катюша, с ним не так уж сложно договориться, - таинственно улыбнулась Инга, - Он, конечно, упрямый, но способен понять, что я все делаю ради его же блага. Так что, девчонки, я вас очень жду на свадьбе! Вы ведь знаете, как нелегко мне это далось…

Последние слова смутили Полину, но она взяла себя в руки и, сдержанно улыбнувшись Инге, направилась в свою мастерскую. Там она еще раз рассмотрела приглашение, удивительно строгое и сдержанное, - никаких букетов, колец, голубей, блесток и прочей мишуры. Декор состоял только в цветовых переливах и изяществе букв, и в этом была вся Инга. Цельность натуры у нее заключалась и в отношении к внешним тонкостям, и в чувстве к Алику, которое всегда удивляло ее подругу Катю.

Та через пару минут осторожно последовала за Полиной в мастерскую.

- Что, Поля, ты решила повременить с уходом? - вполголоса спросила она, - Ну и правильно! Если ты сейчас Инге об этом сообщишь, будет выглядеть как-то демонстративно, так что подожди немного, пока отгремит бракосочетание и прочие «проекты века». К тому же, ты в них вложилась не меньше остальных, и тут, и в Мексике! Да и такую свадьбу грех пропускать — кто нас еще когда-нибудь в шикарный ресторан на море пригласит?

Катя кокетливо вздохнула при последних словах и Полина вспомнила, как ее всегда удивляла способность знакомой с кем угодно разговаривать так, будто перед ней был «мужчина ее мечты». Ее бестактность Полина давно воспринимала спокойно и сейчас тоже не собиралась идти на конфликт, поэтому только спросила:

- Ты считаешь уместным, что я буду сидеть за одним столом с Аликом и его женой, которую мы вместе обманули? Да еще угощаться за их счет?

- Ну это же дело прошлое, Поля! - ответила Катя, ободряюще коснувшись ее плеча, - Инга ничего не узнает, а Кузнецов… Знаешь, мужчин всегда надо использовать по максимуму, даже если с них мало что возьмешь кроме анализов. Ну и еще материальных возможностей их жен!

К облегчению Полины, подошли остальные ребята и она смогла отделаться от Кати. Увидев Алика, девушка невольно вздрогнула — несмотря на  долгие самовнушения, ей все еще было сложно смотреть на него бесстрастно и отстраненно. Он, замешкавшись, поздоровался с ней и как-то болезненно, натянуто улыбнулся. На миг в Полине вспыхнуло желание сказать ему что-то выразительное и колкое, но она сразу подавила его, решив все же остаться милосердной.

Вместе с ним пришел и Игорь, с которым за все это время девушка пересекалась только на работе и по деловым вопросам. Конечно, в пору свиданий с Аликом Полине было не до него, и он, к счастью, это уловил, явно обладая развитой интуицией и не желая ставить себя в ущемленное положение.

Незаметно девушка увлеклась обычными творческими делами и даже на время позабыла о своих тяжелых мыслях. Ей показалось, что в словах Кати Савелкиной, как ни странно, есть некий резон: нужно время, чтобы «подсушить» душу, которая сейчас представляет собой одну открытую мокнущую рану, и тогда уже спокойно заявить о своем уходе и подумать о новой работе и знакомствах. Что же до свадьбы, то естественные чувства ревности, обиды и отчаяния боролись в ней с банальным женским любопытством и желанием поставить какую-то символическую точку в их с Аликом странной истории.

В обед Полина разогрела в небольшой кухне домашние оладьи, которые дала ей с собой мать, выпила чаю и неожиданно почувствовала, что к ней возвращается вкус жизни, который порядком угас за последние дни. Она знала, что удовольствие от пищи всегда сигнализирует об оздоровлении тела и души, о превалировании собственного «я» над каждодневными внешними тяготами, и будущее уже не представлялось Полине лишенным смысла.

Вдруг в дверь кухни заглянул Алик. Вероятно, парень хотел, чтобы их встреча выглядела случайной, но актерского мастерства ему явно недоставало, и его неуверенное, даже  просящее выражение лица вызвало у Полины раздражение и неприязнь.

- Поля, я хотел кое-что прояснить… - начал он, но девушка решительно прервала его:

- А я не хочу тебя слушать, Алик. Давай сразу расставим все по местам: у меня нет к тебе никаких претензий, но нет и малейшего желания общаться на какие-либо темы кроме деловых. И то лишь до тех пор, пока я работаю на предприятии твоей будущей жены. Да, ты мне ничего не обещал, но и я тебя предупреждала, что усидеть на двух стульях не удастся. Если ты хотел начать свою семейную жизнь как «настоящий мужик», то есть сразу же обзавестись и женой, и любовницей, то ищи другую кандидатуру. 

- Что значит «пока»? - вдруг спросил Алик, - Ты что, уходишь отсюда?

- Не прямо сейчас, но планирую в недалеком будущем. А почему это тебя удивляет? - усмехнулась Полина, - Ты привык, что я являюсь неотъемлемой деталью интерьера? И кроме того, неброской и удобной?

- Не надо так, Поля, - тихо сказал Алик и взялся за ручку двери. Похоже было, что он рассчитывал на какую-то ответную реакцию, но девушка отвернулась к окну, чувствуя, как внутри нарастает напряжение и злость.

Но тут же в кухню кто-то вошел, и это разбавило тяжесть момента. До самого вечера Полина больше не обмолвилась с Аликом ни словом, а в последующие дни понемногу свыклась с его присутствием и уже не чувствовала враждебности. О свадьбе художники больше почти не упоминали, сосредоточившись на грядущем творческом вечере.

За это время пациенты психоневрологического интерната успели получить базовые навыки рисования под руководством учителей-специалистов, создали целую серию живописных и графических работ, и Полина отметила, что уроки не прошли даром. У одних рисунки совсем не имели какого-то особого ментального отпечатка, а у других явно выделялась тревожность и дисгармоничность. Полина долго размышляла, смогла бы она отличить их от произведений прославленных мастеров сюрреализма и психоделики, а также от той продукции, которую производят приспособленцы и спекулянты на теме нестандартности и отклонений. По сути работы настоящих душевнобольных людей, как ей показалось, не были отмечены никаким клеймом «инаковости», которое прежде считалось проклятием, а современные авангардисты только и норовили его примерить. Но они будто жили сами по себе, отрешенно и безмолвно, отдельно от помыслов и амбиций, которые обычно художник выражает на холсте или бумаге. Полина сама не знала, почему у нее сложилось такое впечатление, но теперь расхожее у невежественной публики утверждение, что все художники нездоровы, казалось ей вдвойне бредовым.

Для предстоящей программы и экспозиции была коллегиально выбрана тема «Старое и новое». Наряду с работами подопечных интерната в выставку были включены и картины самих мастеров «АлИн», написанные по мексиканским мотивам, - там старина имела особый мистический привкус. Впрочем, и все остальные образы в контексте программы были овеяны мрачной романтикой: обветшалые лачуги и заброшенные стройки соседствовали с  величественными и холодными небоскребами, средневековые пирушки — с неоновым сиянием ночных клубов в современном мегаполисе, мертвые деревья, покрытые, словно инеем, серебристым мхом, - с цветами в чьем-то заботливо ухоженном палисаднике. Формат перфоманса пока еще держался в секрете.

Теперь уже Полина знала, что девушек из интерната звали Маруся, Зоя и Ирина, а парня — Макс. Ему было только восемнадцать лет, но он выглядел значительно старше и в самом деле обладал огромной физической силой. Также он отличался нелюдимым характером, и если уж не желал в чем-либо участвовать, на него было практически невозможно повлиять. Но в нем все-таки обнаружился явный талант к рисованию, и наряду с девчонками психологи и педагоги отнесли его к числу самых творчески одаренных.

Макса Полина побаивалась, признавая, что в этом страхе есть что-то антигуманное, животное и оттого столь неприятное Инге. Но та, к счастью, не пыталась насильно привить коллегам свои толерантные взгляды, предоставляя им исходить из личных понятий и банальной воспитанности. Зато с тремя девушками Полина чувствовала себя спокойно и в преддверии экспозиции с удовольствием с ними побеседовала. Те, в особенности Маруся, очень миловидная и тихая девушка с длинной косой и большими серыми глазами, приятно удивили ее тем, что врожденный дар у них сочетался с осведомленностью и любопытством в сфере искусства.

Как-то в разговоре с Ингой Полина с сожалением вспомнила об уже закрытом в настоящий момент проекте «Квартира», направленном на адаптацию людей с расстройством аутистического спектра. В этом месте, стилизованном под дом обэриутов, она была дважды, на взрослом и детском спектаклях, и ее глубоко тронула открытая, доброжелательная атмосфера, трепетное отношение к материалу и пространству, царящий повсюду дух той самой старины, которая за дверью «Квартиры» сливалась с вечностью, постоянством и спокойствием. Традиции обязательного чаепития после спектаклей и общей фотографии размывали все границы между больными и здоровыми лучше всяких лозунгов и шпилек в сторону «жестокого социума». 

- А по-моему, Полина, подобные заведения все равно остаются только загоном для «лишних» людей, закрытым междусобойчиком, в котором им позволено участвовать. Пусть и в собственное удовольствие, но это не ради них, а ради того, чтобы они никому не мешали, - возразила тогда Инга, - Изгой есть изгой, в какие бы красивые одежды это определение ни рядили. И многие люди приходят на подобные спектакли только пощекотать любопытство и нервы, как в зверинец, куда завезли каких-то диковинных существ. Как это может помочь нестандартному человеку почувствовать себя частью общества?

- А ты уверена, что им это так уж нужно? - спросила Полина, - Точнее, я хотела сказать, что они, на мой взгляд, и так чувствуют себя комфортно, а это главное. Может быть, не стоит навязывать им собственные представления о благе? Мне во всяком случае показалось, что в этих странных комнатах-музеях был какой-то волшебный дух, который подпитывал все вокруг, и самих артистов тоже. Поэтому они наверняка давно не боятся никаких насмешек и косых взглядов, это к ним просто не прилипает.

- Вот ты верно заметила: комнаты-музеи, - назидательно отозвалась Инга, - И непременно с подчеркнутой странностью, «не для всех»! Пока в музеях оседает пыль, вокруг проходит и кипит жизнь, появляются новые пути духовного удовольствия и подъема. Сейчас жизнь — это скорость, а не тихое болото в музеях и заповедниках. И вот из этой жизни они и выброшены! Общество предоставляет им что-то с барского плеча: вот вам творческие хобби, мы даже денег вам на это дадим, но не надейтесь, что вас допустят к чему-то серьезному.

- Постой-ка, а разве ты не занимаешься тем же самым, не вовлекаешь их в творчество? Ты же их не техническим наукам обучаешь, не ведению бизнеса и не гражданскому праву! Какая-то нестыковка в твоих рассуждениях, не находишь? - спросила Полина.

Инга, не поведя и бровью, добродушно отозвалась:

- Я другое дело, Полина, потому что я сама художник и лучше всего могу научить именно этому. И больше всего люблю все-таки живопись и графику, а не бизнес. Но также я через искусство могу донести до других, что они обязаны прислушаться к незащищенным людям, которых без всяких оснований лишают естественных прав. А проекты наподобие «Квартиры»… Нет, это, конечно же, лучше, чем вообще ничего не делать, но по большому счету от них немного проку, и то, что они быстро угасают и закрываются, меня не удивляет.

Сейчас, припоминая этот разговор, Полина подумала, что Инга всегда относилась к ней как-то необычно — вроде бы и прохладно, и скрытно, и настороженно, но в то же время с оттенком уважения. Она нередко обсуждала с ней серьезные, актуальные темы, как тогда, и в отличие от остальных ребят, она никогда не называла ее Полей, только полным именем. Но за кадром оставался один вопрос без ответа: догадывалась ли она, что Полина влюблена в ее парня? И если да, то как к этому относилась? Была ли уверена, что «серая мышка» Шихаева не представляет никакой опасности, или все-таки присматривалась к ней? Никаких зацепок в этом отношении у Полины не было, кроме того, что произошло между ней и Аликом в итоге. Неужели он никак не выдавал перед невестой своих намерений и помыслов о другой женщине?

Да, такое было возможно, особенно в том случае, если для Алика это было мелкое, банальное приключение. Все эти мысли преследовали Полину, пока шла подготовка к мероприятию, хотя она усердно гнала их от себя. В терзании своей потайной раны она чувствовала не только боль, но и какое-то непонятное очарование, и ей вдруг показалось, что в нем и заключалась пикантность психического недуга, которым всегда так интересовалась Инга. «Наверняка ей было бы любопытно исследовать мою душу, - подумала девушка, - Но я Инге этого удовольствия не предоставлю».


Рецензии