Тот, кому ты нужен

Соседки Валентина и Светлана виделись редко, выходить на улицу обеим было трудно: проблемы с сердцем, с суставами, возраст под восемьдесят. А однажды у подъезда на лавочке встретились.
– Вот, за природой наблюдаю. – Светлана кивнула на собак, которые крутились у мусорных баков. – Решила песика завести.
– Чего вдруг? Сама ведь говорила, что здоровье уже не то, всё позади, и остается только конца ждать.
– Говорила, но верить-то не хочется! Недавно какая-то девушка, добрая душа, помогла мне сумку с продуктами донести. И по пути уговаривала взять в приюте домашнего питомца, компаньона и надежного друга. В общем, завтра еду. Хочешь со мной?
– Я и сама еле живу, какое уж тут животное, – вздохнула Валя.
Однако весь вечер размышляла. Всегда смыслом ее существования была необходимость кому-то. Так-то она тихая, совсем не волевая женщина. Но ради близких могла, что называется, горы сдвинуть. А теперь, когда осталась одна в пустой квартире, из нее будто воздух выпустили. Каждое утро, просыпаясь, думала: для чего? Делать нечего, никому не нужна, и сама себе тоже.
Все-таки поехала с соседкой. В приюте у нее защемило сердце: как много, оказывается, бездомных собак и кошек! Пес по имени Бари привлек ее внимание.
Волонтер сказал:
– Загрустил после смерти хозяйки, а ведь уже больше года прошло. Мало ест, не гуляет совсем, не реагирует ни на что. Никто его не хочет брать, да и он не горит желанием.
Подошла радостная Света, рассказывая, что взяла маленькую таксу. И тогда Валентина решилась: «Он старичок, я тоже пожилая, будем вместе». И заявила:
– Я забираю Бари.
Оформили все бумаги – данные о прививках, о хронических болезнях собаки, выдали распечатанное руководство по обращению с животным. В порядке исключения женщин довезли до дома на автомобиле.
Теперь она просыпалась с отчетливой мыслью: пора выводить собаку на прогулку. Даже не смотрела, какая погода за окном. Дождь, снег, ветер – всё равно надо идти. Лифта в доме не было, они медленно спускались по ступеням с третьего этажа.
– Ничего, дружочек, – кряхтя, подбадривала его хозяйка: у самой колени болели, и у пса, наверное, тоже. – Еще несколько ступенек.
То же самое на обратном пути. А на улице – сколько всего интересного! Грусть у Бари проходила, он с любопытством обнюхивал деревья, углы домов. Женщина оценила деликатность собаки, ни разу он не старался выдернуть поводок из ее руки, наоборот: оглядывался, успевает ли она за ним.
– Ты настоящий джентльмен!
Не сразу, но они подружились. Он любил лежать возле кровати, когда Валентина спала, и у ее ног, когда сидела у телевизора. Она шла на кухню – и он, с трудом поднимаясь, шел за ней.
– Оставался бы ты на своей подстилке, – укоряла она. – Тебе же трудно ходить.
Он внимательно слушал и все равно шагал вслед, куда бы она ни направлялась. Наверное, он пережил ужас и одиночество когда не стало хозяйки. А теперь у него появилась новая хозяйка, и он боялся, что она тоже может исчезнуть.
Она лежала на кровати, опустив руку вниз, и гладила теплый выпуклый лоб пса.
– Милый мой, имей совесть. В моем возрасте внезапное исчезновение вполне вероятно. Здоровье, знаешь ли.
На самом деле она свою совесть успокаивала. «Бари привык ко мне, и теперь я не имею права умирать». Эта внезапная мысль поразила женщину. Между прочим, благодаря прогулкам она чувствовала себя гораздо лучше, во всяком случае – веселее. И уже не ощущала одиночества.
Так прошло два прекрасных года. Пес совсем ослабел, и теперь очень долго поднимался по ступенькам, возвращаясь с прогулки. Он скулил от боли. Пару раз Валентина пыталась тащить его на руках, но Бари мягко высвобождался и шел сам. Он стал совсем плох: тяжело дышал, почти не пил, не ел. Пришлось вызвать ветеринара.
– Собака может прожить еще неделю, две, – сказал он.– Но он страдает. В таких случаях мы всегда предлагаем усыпление. Согласны?
Она заплакала и кивнула. Ее любимец не должен мучиться. Ей предложили выйти, но она не согласилась и придерживала его теплое тело до конца. Секундная судорога – и Бари обмяк.
Несколько тяжелых дней Валя не вставала, не могла ничего делать. Потом успокоилась, да и Света пару раз проведала, утешала.
– Я все понимаю, – сказала она. – Но лучше, что раньше ушел он, а не ты, что Бари снова не оказался один. Ему сейчас хорошо, ничего не болит.
– А у меня болит душа.
– Это значит, что она есть.
Вскоре женщина поняла, что благодаря Бари она стала сильнее и мудрее. Он был с ней рядом, а когда пришло время – удалился с достоинством. Теперь и ей не страшно. Но кто знает, когда придет ее очередь? Вдруг не скоро? А что, если найдется существо, с которым они успели бы подарить друг другу немного тепла и любви?
Всё чаще Валентина задумывается о поездке в приют для животных.


Рецензии