Ключ

               

                Давным-давно, в одном чудесном городе Мастеров, название уже и не припомню,  жила семья искусных умельцев: отец да трое его сыновей.

С малолетства обучал отец своих наследников разным ремеслам: старший сын занимался гончарным делом, средний любит из дерева разные искусные поделки вырезать, а младшему - Фролу, кузнечное дело было по душе.

Подросли сыновья, тут отец им и говорит:
- Знатно обучились вы разным ремеслам, теперь пришло время идти ко мне в подмастерья! Научу вас замочному делу.

Обрадовались братья, давно они просились к отцу в помощники, но отец все медлил, наблюдал, как они в другом ремесле опыта набираются.
Ведь замочное дело требует разных навыков, твердой руки и большого мастерства.
 

2. По воскресеньям, привозил отец товары на ярмарку. Любопытные зеваки всегда собирались у прилавка посмотреть новинки, но особенно много народа приходили поглазеть на замки.
Да и было на что посмотреть: замки деревянные, костяные и кованые. Для дверей, сундуков, шкатулок, ларцов, конные... - всего и не перечесть.
И по форме были разными: круглые, плоские, в виде птиц, зверушек...

На заказ можно было любой замок смастерить, какой пожелаешь, а к каждому замку ключик свой прилагался, да не поди какой, а с гравировкой или вензелями затейливыми.

                Как-то, одним воскресным утром, поехал отец с товаром на ярмарку. Разложил товар, что с сыновьями смастерили.
Толпится на площади народ, гуляют горожане, товар рассматривают, прицениваются. Бойко торговля идет.
Быстро день пролетел. Вечереть стало. Люди расходиться начали, торговцы непроданный товар укладывают.

Внезапно,  на площадь, на гнедом коне, стремительно примчался всадник в черной накидке. Подъехал, спешился, и сразу к прилавку с замками подошел. Оглядел товар быстрым глазом, и указал на ключ с причудливым узором:
— Кто этот ключ мастерил?
— Сын мой меньшой, — отвечает мастер.
— Продай!
— Так как же я продам, мил человек? Этот ключ вот с этим замком продаётся.

И старик протянул незнакомцу увесистый замок в виде головы льва.

— Нет, мне не нужен замок, - сухо произнес всадник. Сможет ли твой сын за ночь смастерить ключ без замка?
— Как не смочь? - конечно сможет, — отвечает старик. — Только зачем же тебе ключ без замка?
— Есть уже замок под тот ключ, — нахмурился незнакомец.

— Чудно говоришь. Ну да ладно, пожал плечами старик. Только как же сын узнает, под какой замок ключ делать?
— Начнет делать, узнает. Вот деньги тебе наперед.
 
И незнакомец бросил кисет с деньгами на прилавок.

Взял старик кисет, посмотрел, да и говорит:
— Что-то много даешь, мил человек.
— Забирай, коли за ночь твой сын сделает ключ, но в десять раз больше отдашь, коли не сделает к утру.

«Да как не сделать за ночь один ключ?» — подумал мастер, и взял деньги.
— Смотри, старик, обещал, крикнул незнакомец садясь на коня. Завтра утром я за ним буду. И тут же исчез.
Старик даже глаза протер: - Не привиделось ли мне всё это?
Но тугой кисет набитый деньгами лежал на прилавке.

                Вернулся отец домой, зовет сыновей да рассказывает, что с ним  на ярмарке приключилось.
Удивились братья, а Фрол и говорит: — Ну, коли так, пойду ключ мастерить, посмотрим, что выйдет!

Старается кузнец, спорится работа, ключ будто и впрямь сам себя кует. Закончил работу, сел к столу, зажег свечу, протер ключ тряпицей, и засиял он золотым блеском в свете огня.
Любуется Фрол работой своей, придирчивым взглядом оглядывает, - ладный ключ получился, с замысловатым узором.
Поднёс ближе к свече, и тут сильно взвилось и задрожало пламя.
Глянул мастер на огонь, а в нем ящерка огненная извивается, будто танцует. Чешуйки поблескивают её золотом, а в изумрудных глазках ключ отражается.

— Саламандра… — испуганно прошептал кузнец, и мороз по спине пробежал. Сразу вспомнились байки разные, которые сказывали о ней старики...

 Смотрит Фрол пристально, не сморгнет. Глаза протер от набежавшей слезы и вдруг слышит, как ящерка молвит ему человеческим голосом:
— Кузнец-молодец, не отдавай ключ этот никому, припрячь при себе сохрани, да не сказывай про это, — и пропала в огне, словно и не бывало.
— Чудеса, — подумал Фрол, — видать, притомился я сегодня, - мерещится.
Как сидел за столом, так и уснул.


Проснулся на восходе солнца, вспомнил про ящерку, да не поймет: то ли явь, то ли сон, то ли привиделось. Глядит, а перед ним на столе несколько изумрудных камушков лежит.
Хлопнула дверь, слышит Иван, из дома в кузню отец направляется, ногами шаркает.
Спрятал Фрол ключ за пазуху, а камушки в карман сунул.
Заходит отец, протягивает руку и говорит:
— Ну, сын, покажи ключ, что сотворил. Слыхал я, как всю ночь ты работал.
— Не могу я тебе ключ показать, батюшка.
— Отчего? Аль не сделал еще? — удивился отец.
— Сделать-то сделал, да считай, что и не сделал вовсе. Не могу сказать.
— Как это не можешь?! — возмутился отец. — Я слово дал, что ключ сегодня утром на ярмарку принесу, деньги взял наперед большие. А если не принесу, то в десять раз больше отдать надобно.

Молчит сын, опустил голову. Разгневался старик да и говорит:
— Поди прочь с глаз моих, из дома прочь, чтобы я тебе больше не видел! Разорил ты нас и опозорил перед народом. — Слово своё отродясь не нарушали в нашем роду.

Встал Фрол и вышел. Зашел в дом, приделал к ключу кожаный шнурок и повесил на шею. Начал котомку собирать, тут братья к нему подошли, спрашивают:
— Что случилось, брат, отчего отец ругается, ключ не сделал?
— Нет, братцы, — отвечает Фрол. — Сам пока не знаю, что со мной было, а рассказать не могу. Видать, время пришло мне из батюшкиного дома уходить, пойти Свет посмотреть да себя показать.
Сели братья перед дорогой, а Фрол и говорит:
— А это отцу передайте, пусть не серчает, — вынул камешки изумрудные из кармана, положил на стол, поднялся и вышел.

                Долго ли, коротко, идет молодец, куда глаза глядят. Смотрит, перед ним двор постоялый. Думает, - зайду, попрошу воды напиться.
Зашел он во двор, а там карета стоит, колесо подломилось. Тут к нему хозяин бежит:
— Выручи, добрый человек. Царь-батюшка на прогулке был, мимо проезжал, да с колесом беда вышла. А у меня, как назло, все работники в поле.
Да для Фрола это не сложно, он на все руки мастер.

Тут и сам Царь вышел из дома. Увидел, как ловко Фрол с работой управляется да и говорит:
 — Иди ко мне в работники, мне такие рукастые нужны. Может быть, еще каким ремеслом владеешь?
— Владею, Царь-батюшка, — отвечает, — кузнец я, замковых дел мастер.
Царь и говорит:
— Мне как раз такой и нужен. Задумал я во дворце своём на все двери замки поставить.

И пошел Фрол к Царю на службу.

                Прошло время…
Хорош кузнец в работе, не нарадуется на него Царь. Замки делает для дворца знатные, сам — учтив да приветлив, от работы не бегает.
Девушки стали на молодца засматриваться, да всё шутками с прибаутками.

И вот однажды одна из царских служанок, Акулина, и говорит подружкам:
— Давайте поспорим, что моим станет Фрол и месяца не пройдет.
А они смеются, не верят, да подзадоривают подругу:
— А если не станет, - что тогда?
— А я говорю, станет, вот увидите!
День за днем проходит, уж как ни старается девица, как ни ходит возле Ивана лисой, как ни пытается понравится ему, а всё попусту.
Месяц уж на исходе, а молодец, словно и не видит её.

Как-то вечером зашла Акулина к Фролу в кузню и зовет:
— Сегодня на поляне собираемся хороводы водить да в игры играть у костра.  Придешь?
— Да я не умею ни петь, ни танцевать. Не приучен я хороводы водить- отвечает Фрол.
— А я тебя научу! Ух, и весело же у нас! — Что же ты сидишь в своей кузне, словно старый дед. У нас много девушек красивых, приходи, всё сам увидишь. Придешь?
 Помялся кузнец, неловко ему девушке отказывать. «Да и то верно, — думает, — сижу, как старый дед». — Приду, — отвечает.

Заработался кузнец, спохватился, а уж ночь на дворе. Пошел на поляну, как и обещал. Звезды на небе яркие, крупные, месяц на темно-синем бархатном небе желтым серпом висит.
Подошел ближе, смотрит, а у реки, на лугу, костер горит высокий, вокруг него ребята с девушками в нарядных одеждах хороводы водят да песни поют.
 засмотрелся Фрол, как чувствует что за рукав его кто-то тянет, обернулся - Акулина стоит, смеётся, зовет его играть в «Ручеек». Встали они в пару. Всё ближе и ближе к костру подходят.
Любуется кузнец костром высоким, смотрит, как трещат сухие ветви сгорая и поднимая ввысь мерцающий пепел, как вдруг, увидел в огне танцующую ящерку, ту, что видел в батюшкином доме. Обмер весь, да вновь холодок по спине пробежал…
Лишь через несколько минут пришел в себя и услышал, как встревоженная Акулина тормошит его.
— Фрол, что с тобой?
— Устал что-то я сегодня, пойду к себе.
— Ну и я тогда пойду, —  решительно произнесла Акулина.
Идут они по тропинке лесной, разговаривают, а у Фрола из головы не выходит ящерка.
«Что же это значит?» — думает он. — Видать, не конец той истории с ключом.
Дошли они до дома Акулины, прощаются. А она взяла, да и неожиданно поцеловала кузнеца в щеку, потом и спрашивает смеясь:
 — Будь женихом моим?!
 — Нет, — отвечает Фрол , — не твой я жених, — и улыбнулся в ответ.

                Оскорбилась Акулина, обиду затаила. Представила, как подружки её на смех поднимут. А через несколько дней обнаружилась кража во дворце. Пришли дознаватели. Ходят кругом, выискивают да выспрашивают. Слуг стали опрашивать.
Акулина им и говорит:
— Работает у нас во дворце замочных дел мастер, Фрол. У него ко всем дверям ключи имеются.
Посадили кузнеца в темницу. Сидит он, горюет, что оклеветали его не за что, хоть плачь.
 
Как-то, в одну из ночей, внезапно осветилось всё кругом, и огненная ящерка появилась перед ним.
— Здравствуй, Фрол, хочешь, вызволю тебя из темницы? — спросила она.
— Нет, — отвечает молодец. — Если уйду, то для Царя сбежавшим вором стану, а я не крал ничего.
— Знаю я об этом, — произнесла ящерка и исчезла.
Опять дивится кузнец, да жалеет, что растерялся и про ключ не спросил у ящерки.

Вскоре весть о том, что во дворце нашелся вор, дошла и до кузнеца.
Сам Царь приехал в темницу, чтобы выпустить его.
— Не держи на меня зла, Фрол, оговорили тебя. Обиженные девки на многое способны. Оставайся у меня, коли обида тебя не прижала, а если невмоготу, то ступай. Отпущу и денег дам, не обижу.
—  Останусь, коли так. А как же вора нашли, Царь-батюшка? — спросил кузнец.
—  Случайно вышло: гулял я по саду, тут мои собаки за ящеркой погнались, и к тайнику привели, где украденное из дворца лежало. Потом уж проследили, кто туда ходит. Быстро нашли. Служанка моя бывшая, Акулина, призналась во всем.
«Отомстила, значит» — усмехнулся про себя Иван, — и что за ящерка, тоже понятно».

Наступила осень.
 
Как-то зовет Царь Ивана на охоту.
Снарядились, как положено: утварь, слуги, охотничьи собаки.
Выехали на ранней зорьке, поскакали по лесным угодьям. Да так увлеклись охотой, что и не заметили, как заехали в даль далёкую.
 Только собрались возвращаться, как откуда ни возьмись, налетел ураган и принес черные, грозовые тучи. Раскатисто загремел гром, засверкали молнии, и град стеной обрушился на землю. Испугались кони и понеслись кто куда.

                Несётся конь Фрола по лесу не разбирая дороги, не слушается поводьев. Остановился лишь у горы высокой. Сошел молодец с коня и тут же увидел вход в пещеру. Завел он в неё коня, чтобы укрыться от непогоды. А как глаза к темноте привыкли, заприметил Иван едва заметную дорожку из светящихся камушков, точно таких, как ящерка оставила в кузнице.
Пошли они по этой дорожке вглубь пещеры и только повернули за угол, как вдруг яркий поток света на мгновенье ослепил Ивана.
Он зажмурился, а когда открыл глаза, то увидел, что стоит на каменном выступе, а снизу, до самого верха пещеры, бушует огонь. А в самом центре этого буйства пламени во всю высоту стоит подобие гигантского человека, созданного из огня.
В одной руке у него копьё, а на голове – золотой венец из живого пламени. Огонь вырывается со всех сторон этого гиганта, изменяется, преображается, испуская всё новые и новые языки пламени. 
Смотрит кузнец, словно завороженный, и не может глаз оторвать. Много он огня разного перевидал, но чтоб такое…
фролу даже на мгновенье показалось, будто он и сам стал частью этого всепроникающего огня, который не обжигал его.

Внезапно потрясенный кузнец увидел знакомую ящерку. Она ловко взобралась по отвесной стене пещеры, примостилась на камнях рядом с Иваном и произнесла:
— Это Саламандра - Дух Огня. Он нуждается в твоей помощи.
— В моей?! — не веря своим ушам, переспросил Фрол. — Чем же я смогу помочь? Я песчинка напротив этой силы.
— Демон мрачных подземелий - Кощей, давно охотится за Огнем, - продолжала ящерка, - чтобы навсегда уничтожить его с лица земли, потому что Огонь несет Свет! Кощей мечтает, чтобы на земле и в душах людей наступила тьма. Хитростью повелителю тьмы удалось заманить дух Огня в пещеру. Но чтобы закрыть Огонь под землей навсегда, и подчинить своей воле, Кощею нужен Ключ, сделанный человеком. Он выбрал тот, который сделал ты.
Ключ имеет огромную силу, он может закрывать и открывать всё что нас окружает, даже явления и пространства! Кощей хочет закрыть Огонь и открыть Тьму на Земле.

И тут, как будто из раскаленных глубин земли, послышался голос Саламандры. Он был словно рокот, словно гул горевшего огня:
— Я Дух Огня, Саламандра! На землю послан, чтобы возрождать и поддерживать постоянный рост через преображения. Я могу воплощаться в тысячах разных созданий. В моем ведении все огни на земле: вулканы, взрывы, молнии, костры, свечи… Без моего позволения не может зажечься даже спичка. Я - пламенная, горящая любовь, находящаяся в постоянном движении вокруг божественного Света. Озаряю все вокруг жаром от своей быстроты и бесконечности полёта. - Сейчас люди не стремятся открыть силу Света и Огонь, скрытые в их сердцах. Они надеются на внешнее, на силу материи, а через неё на своё могущество. Поэтому, темные силы возомнили, что сейчас настало их время. Что сейчас они занимают главную роль на Земле. Они решили избавиться от Духа Огня магическим Ключом, которому подвластно открывать и закрывать события, явления и пространства.

Наступила тишина, лишь пламя огня билось о стены пещеры.
— Что я могу сделать для тебя? — крикнул кузнец.
— Ключ! — гулко послышалось в ответ.
Мастер снял с шеи Ключ и, не раздумывая, бросил его в пламя.

Маленькая ящерка ловко юркнула на плечо Фрола:
 — Быстрее уходи! Сейчас будет битва! — произнесла она и исчезла в огне.

И тут же раздался ужасный грохот, земля задрожала, а в пещере начался камнепад.
Фрол вскочил на коня и во весь опор помчался к выходу. И только они выскочили из пещеры, как тут же выход завалило камнями.
Земля продолжала сотрясаться, молнии, словно огненные пики, метались по небу и вонзались в гору.
Стремглав отъехав от этого места подальше Фрол оглянулся. Мощный поток лавы и огня, освобождаясь из плена, покидал недра пещеры, устремляясь ввысь через вулкан. А выше, в небесах, образовывалось величественное тело из огненных ангелов. Их лепестковые языки пламени устремлялись ввысь, окружая Солнце.

                Едет Фрол по лесу, приходит в себя от увиденного. Небо ясное, тихо кругом, только птицы поют, словно и не было ненастья.
Вдруг неожиданно из-за дерева вышла девушка в длинном красном платье с корзинкой в руках. Волосы у неё до пояса, вьются рыжими локонами.
Посмотрела она на молодца своими зелеными глазами, и улыбнулась. Остановил Фрол коня и спрашивает девушку:
— Что же ты в лесу делаешь, в непогоду такую?
— По ягоды ходила. Пряталась от дождя в пещере, да заблудилась.
И показалось Фролу, что встречал он эту девушку уже, и голосок её слышал. А где, не может вспомнить.

— А зовут тебя как?
— Заряницей, - Солнышку сестрицей, — улыбнулась девушка, и щечки её зарделись.
—  Садись на моего коня, довезу тебя до деревни.

Посадил Фрол Заряницу на коня, а у самого сердце заходится от волнения.

                Едут они по тропинке, а впереди терем расписной стоит, и лошади царские рядом стоят привязаны. Подъехали ближе, а тут и сам Царь на крыльцо вышел, хмельной да довольный.
Увидел Фрола, обрадовался.
 — Вот ты где, а я уж думал, и не найдем. Как полыхнула молния, кони взвились, да понесли, что насилу в седле удержался, раскидало всех по лесу. А моя лошадь меня к терему принесла, а тут и девица меня дожидалась, — смеётся Царь.  Да так приглянулась, что надумал погостить еще у неё. - А ты, я смотрю, времени даром не терял, какую огненную девушку молния тебе подарила! Не зря мы на охоту поехали! И рассмеялся.

—  Я, Царь-батюшка, домой собрался к батюшке с братьями, - отпустишь ли? — спросил Фрол.
— Ну что ж, удерживать не стану. Распоряжусь прислать тебе даров разных, за службу твою верную. Возвращайся ко мне кузнец, коли нужда будет, всегда для тебя дело сыщется.

                Распрощался Фрол с Царем и поехали они с Заряницей дальше. Выехали из леса, вдали уж и деревушка показалась. Спешился молодец с коня взял под уздцы и повел по лугу заливному.
Солнышко яркое светит, птичий пересвист кругом, травушка-муравушка под ноги ложится.
Идут Фрол с Заряницей, разговаривают и сами не понимают о чём, насмотреться друг на друга не могут. Так и дошли до околицы. Тут Фрол и говорит:
— Как ни люба ты мне, Зарянушка, что и расставаться совсем не хочется, а все ж спрошу: куда ж ты хочешь, чтобы отвез я тебя? Может быть батюшка с матушкой, или добрый молодец тебя дожидаются?
— Я теперь, Фролушка, повсюду с тобой буду: где ты, там и я, — произнесла девушка. — Еще не признал ты меня?
И тут все догадки кузнеца в одной сошлись, и сердце затрепетало от счастья.
 — Саламандра… — прошептал он.
— Я не Саламандра, - улыбнулась девушка, — помощницей ей была, Солнышко меня к ней послало.
— Выходи за меня замуж, Зарянушка! С первой минуты чувствовал, что судьба ты моя, только понять не мог.
— И ты мне люб, Фролушка! — улыбнулась девушка. — Я с радостью стану тебе хорошей женой.

Решили ехать в дом отцовский за благословением. А как подъехали, так Фрол сразу и не признал где оказался. Стоят вместо дома их прежнего хоромы боярские. И встречает его отец с братьями, как гостя дорогого, только издали заприметили.

Удивляется Фрол: - что случилось, пока меня не было?

А отец с братьями в дом ведут за столы хлебосольные сажают, как самых дорогих гостей потчуют. Тут отец и начал свой рассказ:
—  Как только ушел ты сын, сразу после нашего разговора, то понес я на ярмарку другой ключ, вместо обещанного. А сам и думаю: - может быть, подойдёт ему?  Деньги собрал, какие были на случай, что откажется. Да мало тех денег, пришлось заложить всё, что было, вместе кузней.

Прискакал тот всадник на ярмарку, как и обещал. Сразу ко мне, посмотрел на ключ, да и говорит:
— Нет тут того ключа, который сын твой младший смастерил. Почему не принес, старик?
А я ему и говорю:
— Не сделал сын ключ этот.
Посмотрел он пристально, аж до костей холод пронял меня. Взял все деньги и умчался, только его и видели.

Тут братья наперебой продолжили рассказ отца:
— Отец домой вернулся, да и слег. А мы за всем этим и забыли про те камушки, что ты оставил, а тут вспомнили. Отдали отцу всё, как ты и просил. На другой день поехали в город к оценщику.

— Да-да! — подтвердил отец. — И дали нам за них столько, что мы бы и за всю жизнь столько не заработали. Кузню, дом – всё вернули, да еще и новый дом поставили - видишь какой - на всех хватит, ещё и останется. Братья твои уже поженились, тебя только и ждали.

Испросил Фрол отцова благословения и женился на Зарянушке. И стали они жить-поживать, да добра наживать!


Рецензии
Здравствуйте, Инна!

С новосельем на Проза.ру!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ:
Список наших Конкурсов: http://www.proza.ru/2011/02/27/607

Специальный льготный Конкурс для новичков – авторов с числом читателей до 1000 - http://proza.ru/2021/10/28/1120

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   02.11.2021 10:24     Заявить о нарушении
Благодарю! Обязательно воспользуюсь вашим приглашением!

Инна Лирина   02.11.2021 17:00   Заявить о нарушении