По картине Петрова- Водкина. После боя. 1923

Другие работы художника

Богоматерь. Умиление злых сердец. 1915 http://stihi.ru/2022/06/07/1534

Тревога.1919. Год написания 1934. http://stihi.ru/2021/11/06/5567

Весна 1935  http://stihi.ru/2019/12/30/4619

                После боя


Петров-Водкин написал картину для Всесоюзной художественной выставки «Красная Армия (1918—1923)», открывшейся к 5-летию Рабоче-крестьянской Красной Армии 18 марта 1923 года в Музее Красных Армии и Флота в Москве. В настоящее время находится в собрании Центрального музея Вооружённых Сил Российской Федерации в Москве.

В картине две соединились грани,
Бойцы сидят: здесь тёплые тона.
С печалью вспоминают сцену боя,
Смертельно ранен командир полка.

Разорвав временную последовательность повествования, Петров-Водкин соединил на холсте два разновременных эпизода и поделив соответственно картину на два параллельных мира — жизни и смерти, окрашенных соответственно в теплые охристые тона и в иссиня-холодные цвета. На первом плане видны три бойца, с философской сосредоточенностью погруженные в воспоминания о погибшем командире. Они сидят за дощатым столом, на котором стоит походный жестяной котелок. В центре картины изображён комиссар в кожаной куртке и фуражке со звездой. По обеим сторонам от комиссара сидят два его товарища, причём на шее одного из них виден красный шарф, который является главным цветовым акцентом картины. Сцена смерти командира изображена на втором плане полотна, перекликаясь с аналогичным сюжетом с картины «На линии огня». Он получил смертельное ранение, с его стриженной головы слетела фуражка и он начинает падать рядом с погибающими в бою товарищами.

Холодно- синий свет иного мира,
Хотя погиб, в сердцах их будет жить.
Они продолжат биться с беляками,
Его сумеют дело завершить.

«После боя» считается этапным произведением в творчестве Петрова-Водкина того периода. Данное полотно является своеобразным продолжением картины «На линии огня» (1916) и тематическим предшественником работы «Смерть комиссара» (1928), образуя вместе с ними своего рода триптих. Опасаясь возможных последствий в ходе нараставшей в то время борьбы с контрреволюцией, сам Петров-Водкин отмечал, что прямой связи между картинами нет. По мнению критиков, картина также наполнена мотивами древнерусской живописи и перекликается с «Троицей» Андрея Рублёва.
Глядя на картину. Петров- Водкин. После боя

*************************

Дивлячись на картину. Петров-Водкін. Після бою

У картині дві з'єдналися грані,
Бійці сидять: тут теплі тони.
З сумом згадують сцену бою,
Смертельно поранений командир полку.

Холодно-синє світло іншого світу,
Хоча загинув, в серцях їх житиме.
Вони продовжать битися з біляками,
Його зуміють справу завершити.


Рецензии
Познавательно! Спасибо, Дмитрий!

Александр Смольников   11.05.2022 07:55     Заявить о нарушении
Александр,благодарю!🙂

Дмитрий Суханов 2   13.05.2022 08:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.