Немецкие учёные выявили, что первыми штаны изобрел

Немецкие учёные выявили, что  первыми штаны изобрели древние тюрки.
 
 М. Вагнер, М. Хальгрен, И. И. Елкина, П. E. Тарасов и участники проекта «История моды на Шелковом пути»
ШТАНЫ ИЗ МОГИЛьНИКА ЯНХАЙ   В ТУРфАНСКОМ ОАЗИСЕ.
Проблемы возникновения первых очагов кочевого животноводства в Центральной Азии и распространения кочевого образа жизни на всей территории степной зоны Евразии – одни из центральных в археологии эпохи бронзы и железного века. Несомненно, что использование лошади для верховой езды, широко распространившееся уже в I тыс. до нашей эры, не только поспособствовало повышению общей мобильности населения, но и привело к фундаментальным социальным, политическим, культурным и экономическим изменениям, затронувшим практически всю Евразию (Frachetti, 2012; Social complexity…, 2009). У киммерийцев, скифов, сарматов и саков в I тыс. до н. э. уже наблюдается полностью сформировавшийся уклад кочевников-скотоводов. с этого времени лошадь становится эффективным средством передвижения не только в быту, но и при ведении военных действий (Renfrew, 2002). чтобы оптимально использовать скоростные качества, силу и выносливость лошади для переездов верхом на дальние расстояния и проведения военных операций возникла необходимость в специальных технических приспособлениях, позволяющих управлять лошадью и контролировать её движение. Поэтому археологические находки элементов конской упряжи – удил, сделанных из бронзы или других прочных материалов, а также седел и уздечек – играют важную роль в научных дискуссиях о появлении наездничества в том или ином регионе (Anthony, 2007). Хорошим доказательством также являются характерные патологические изменения в костях скелета, наблюдаемые как у лошадей (Benecke et al., 2010), так и у всадников (Wagner et al., 2011).
Eсть еще одна категория археологических находок, тесно связанная с верховой ездой, но мало изученная в силу разных причин. Это – специальная одежда, которая позволяет сделать максимально комфортной езду на большие расстояния и защищает нижнюю часть тела всадника от механических повреждений, а также физического воздействия неблагоприятных погодных явлений – низких и высоких температур, дождя, снега. В настоящее время непременным атрибутом костюма любого наездника являются брюки. Однако данных, подтверждающих существование этого предмета одежды три тысячелетия назад, в литературе нет. Зато хорошо известно, что в I тыс. до н. э. на евразийском континенте были распространены разнообразные халаты, туники, плащи, тоги, накидки, юбки или комбинации из набедренной повязки и леггинсов (Vogelsang, 2010; Randsborg, 2011; Bergerbrandt et al., 2013).
Толковые словари определяют брюки как «предмет верхней одежды, покрывающий нижнюю часть туловища и обе ноги по отдельности с помощью штанин». Именно наличие двух штанин, соединенных в единое целое специальным элементом – ластовицей, отличает классические брюки от гетр или леггинсов североамериканских индейцев. Аналогичные им «трубчатые покрытия для ног» из меха или кожи, крепившиеся ремешками к поясу, известны с еще более древних времен. Подтверждением этому служит находка «Эци», или Тирольского человека, тело которого более пяти тысяч лет пролежало подо льдом в Эцтальских Альпах, на границе Италии и Австрии (;tzi…, 2011). Конструктивная особенность штанов позволяет сочетать в одном предмете одежды максимальную свободу передвижения с оптимальной защитой тела в области таза и бедер.
Без сомнения, изобретение штанов стало подлинно революционным событием в истории одежды и моды, а их практичность и многофункциональность особенно наглядно проявились в современном мире.
В литературе по истории древнего костюма можно встретить различные мнения и предположения о появлении и распространении штанов на территории Европы и Азии, что связано с недостатком надежной информации по этому вопросу. Многие выводы частично или полностью базируются на вторичных источниках, не позволяющих дать объективную оценку, – изображениях и описаниях.
В большинстве случаев точная техническая информация даже не включена в публикацию (Alt et al., 2003; Rast-Eicher, 2012). Более того, на основании одних и тех же находок часто делаются противоположные выводы. Например, штаны из торфяного болота  Eсть еще одна категория археологических находок, тесно связанная с верховой ездой, но мало изученная в силу разных причин. Это – специальная одежда, которая позволяет сделать максимально комфортной езду на большие расстояния и защищает нижнюю часть тела всадника от механических повреждений, а также физического воздействия неблагоприятных погодных явлений – низких и высоких температур, дождя, снега. В настоящее время непременным атрибутом костюма любого наездника являются брюки. Однако данных, подтверждающих существование этого предмета одежды три тысячелетия назад, в литературе нет. Зато хорошо известно, что в I тыс. до н. э. на евразийском континенте были распространены разнообразные халаты, туники, плащи, тоги, накидки, юбки или комбинации из набедренной повязки и леггинсов (Vogelsang, 2010; Randsborg, 2011; Bergerbrandt et al., 2013).
Толковые словари определяют брюки как «предмет верхней одежды, покрывающий нижнюю часть туловища и обе ноги по отдельности с помощью штанин». Именно наличие двух штанин, соединенных в единое целое специальным элементом – ластовицей, отличает классические брюки от гетр или леггинсов североамериканских индейцев. Аналогичные им «трубчатые покрытия для ног» из меха или кожи, крепившиеся ремешками к поясу, известны с еще более древних времен. Подтверждением этому служит находка «Эци», или Тирольского человека, тело которого более пяти тысяч лет пролежало подо льдом в Эцтальских Альпах, на границе Италии и Австрии (;tzi…, 2011). Конструктивная особенность штанов позволяет сочетать в одном предмете одежды максимальную свободу передвижения с оптимальной защитой тела в области таза и бедер.
Без сомнения, изобретение штанов стало подлинно революционным событием в истории одежды и моды, а их практичность и многофункциональность особенно наглядно проявились в современном мире.
В литературе по истории древнего костюма можно встретить различные мнения и предположения о появлении и распространении штанов на территории Европы и Азии, что связано с недостатком надежной информации по этому вопросу. Многие выводы частично или полностью базируются на вторичных источниках, не позволяющих дать объективную оценку, – изображениях и описаниях.
В большинстве случаев точная техническая информация даже не включена в публикацию (Alt et al.,2003; Rast-Eicher, 2012). Более того, на основании  одних и тех же находок часто делаются противоположные выводы.  Например, штаны из торфяного болота  Торсберг в северной Германии, датируемые    первой половиной III в. н. э., одними специалистами интерпретируются как одежда для верховой езды, в то время как другие авторы высказываются против этой гипотезы (M;ller-Wiering, Subbert, 2012).
Большая часть литературы об одежде древности требует критического анализа с учетом новых данных. В этом контексте возрастает значимость надежно датированных методами абсолютной хронологии и детально изученных археологических находок как основного источника информации по истории древнего костюма (Palmer, 2005, Gleba, Mannering, 2012).
Штаны из меха и кожи были обнаружены в Мебраке, на территории Непальских Гималаев, в пещере, расположенной на высоте 3600 м и использовавшейся в качестве погребальной камеры в период с IV в. до н. э. до середины I в. н. э. (Alt et al., 2003).
Хотя в статье нет более подробной информации об этой уникальной находке, обнаруженные предметы и останки домашних животных (овец, коз и лошадей) указывают на полукочевой уклад жизни захороненных в пещере людей (Alt et al., 2003) и их возможную связь с более северными районами Центральной Азии. существует мнение, что именно население евразийских степей, нуждаясь в одежде, обеспечивающей максимальный комфорт и защиту при езде верхом, изобрело штаны и сыграло важную роль в их распространении (Wolter, 1988; 2005; Lillethun, 2010; Barber, 1999; Good, 1998; Vogelsang, 2010; Stauffer, 2012). Однако на сегодняшний день отсутствуют хорошо обоснованные данные о месте и времени появления этого изобретения.
Обсуждаемый в нашей статье могильник Янхай (42°48’–42°49’ с. ш., 89°39’–89°40’ в. д.) в Турфанском оазисе представляет собой древнее кладбище с большим количеством захоронений и многочисленными находками хорошо сохранившегося текстиля и предметов одежды, в основном датируемых I тыс. до н. э. (Xinjiang, 2011). В статье представлены результаты определения возраста и детального анализа штанов, извлеченных китайскими археологами из захоронения M21, относящегося к раннему периоду использования могильника Янхай.               
Древнее кладбище Янхай расположено в пустынной местности (Jiang et al., 2006) на северо-востоке Турфанского оазиса, примерно в 43 км от современного города Турфан. Климат региона резко континентальный, с холодной зимой и очень жарким, сухим летом. средняя температура января в Турфане составляет - 9,5 °C, но столбик термометра может опуститься до отметки - 28 °C (Domr;s, Peng, 1988). средняя температура июля достигает + 32,7 °C, хотя дневные температуры в Турфанской котловине и пустыне Такла-Макан часто превышают 50 °C. В горах и долинах Богда Шаня (восточный Тянь-Шань) климат не такой жаркий, и условия более подходят для жизни и выпаса скота. А в Таримской и Турфанской котловинах среднегодовое количество атмосферных осадков не превышает 20 мм, что определяет экстремально засушливый, пустынный климат региона (Domr;s, Peng, 1988). Именно экстремальная сухость в совокупности с высокими летними температурами способствует хорошей сохранности органики в археологических раскопах, включая текстиль (Wagner et al., 2009), а также мумифицированные останки людей, растений и животных (Jiang et al., 2006; 2007; 2009; Ghosh et al., 2008; Li et al., 2013).
Могильник Янхай был обнаружен местными жителями в начале 1970-х. К 2003 г. более 500 погребений были обследованы археологами, представляющими синьцзянский институт археологии и Бюро по охране памятников префектуры Турфан, (Jiang et al., 2009). Археологические работы подтвердили значительные размеры кладбища (площадь около 54 тыс. кв. м) и длительный период его использования, с XII в. до н. э. по II в. н. э. включительно (Xinjiang, 2011). К настоящему времени результаты раскопок опубликованы лишь частично, однако уже эти материалы позволяют более обоснованно рассуждать о жизни и занятиях местного населения в I тыс. до н. э.
В погребении M90 (Jiang et al., 2006) были обнаружены останки сорокалетнего мужчины и предметы, свидетельствующие о его принадлежности к сословию всадников. среди прочего были отмечены лук со стрелами, музыкальные инструменты, деревянные чашки, кожаная сумка и деревянная миска с остатками конопли. Датировка, полученная по этим растительным остаткам, показала радиоуглеродный возраст 2475 ± 30 лет (Jiang et al., 2006), что соответствует календарному возрасту 630 ± 95 лет до н. э. (Danzeglocke et al., 2013). В другом детально исследованном погребении M213 также были обнаружены останки мужчины. Как и в предыдущем случае, в могилу были положены стрелы и предметы из дерева, а также глиняный сосуд, наполненный просом, и еще один сосуд с остатками каперсов и конопли погребения – 805 ± 13 лет до н. э. – оказался несколько древнее (Danzeglocke et al., 2013). В погребении M2069 были найдены остатки виноградной лозы.
Будучи датированной радиоуглеродным методом, проба древесины показала возраст 2245 ± 35 лет (Jiang et al., 2009), что свидетельствует о выращивании винограда в Турфане уже около 2300 лет назад. 
 Особый интерес для настоящей статьи представляет его хорошо сохранившаяся одежда. Всадник был одет в шерстяную накидку-пончо, опоясанную широким декоративным шерстяным поясом, и вполне современного вида штаны, заправленные в кожаные мягкие сапоги. Кроме того, следует отметить украшенные разноцветными помпонами подвязки под коленями и длинные шерстяные ленты-оборы на голенищах сапог. Можно предположить, что они, помимо декоративной функции, способствовали тому, чтобы сапоги плотно сидели на ногах, а штаны не выбивались из сапог.
РАДИОУГЛЕРОДНОЕ ДАТИРОВАНИЕ
Надежное определение возраста является одним из основных требований, предъявляемых к современной археологии. чтобы достоверно определить время погребения, микроскопические образцы нитей из штанов и других предметов одежды Турфанского всадника были переданы в Радиоуглеродную лабораторию университета им. Адама Мицкевича в г. Познань (Poznan Radiocarbon Laboratory), Польша (Kramell et al., 2014). Полученные с использованием метода ускорительной массспектрометрии (АМс) радиоуглеродные даты были преобразованы в календарные (доверительные интервалы распределения 68,2 и 95,4 % ) с использованием компьютерной калибровочной программы OxCal v4.1.5 (Bronk Ramsey, 2008; 2009) и уточненной калибровочной кривой 2013 г. IntCal13 (Reimer et al., 2013).
 Музей археологии и этнографии в г. Турфан является местом хранения богатой коллекции археологических объектов, в том числе представляющих могильник Янхай и захоронение М21. Все измерения проводились в реставрационной лаборатории музея в течение нескольких сезонов, начиная с 2011 г. Научно-исследовательские работы велись в рамках международного проекта «История моды на Шелковом пути», при финансовой поддержке Министерства науки и образования ФРГ (Проект 01UO1310A). Помимо точных измерений, позволяющих детально реконструировать размеры и форму штанов Турфанского воина, были выполнены точные замеры швов и деталей орнамента.
Результаты были задокументированы графически, текстуально и фотографически. На основании этой документации были сделаны технические чертежи и выкройки, позволяющие в точности реконструировать уникальные древние штаны и технику их производства.
Модель штанов, изготовленная из нейтрального материала, была опробована в действии, что позволило установить их функциональные особенности в состоянии покоя, в положении «сидя на лошади» и при ходьбе. Это позволило проверить и исправить рабочие гипотезы, сделанные на предварительном этапе работ. По технических причинам нам не удалось измерить рост и другие параметры Турфанского всадника. Однако возможная небольшая разница в размерах между испытателем и владельцем штанов не влияет на общую оценку их функциональности.
Образцы нитей основы и утка были исследованы методом инфракрасной спектроскопии с Фурьепреобразованием (Kramell et al., 2014). Результаты микроскопического анализа и фотосъемки высокого разрешения с применением полноспектровой фотокамеры и набора источников излучения от ближнего диапазона позволили провести подробное возраст штанов из погребения М21 АМс-анализ образца нити показал, что штаны сделаны из материала, радиоуглеродный возраст которого – 2855 ± 30 лет (Poz-43695). Календарный возраст образца попадает в интервал 1056–940 лет до н. э. (с вероятностью 68,2 %) или 1122–926 лет до н. э. (с вероятностью 95,4 %). Три другие датировки, полученные для образцов нитей, представляющих пончо и ленты-оборы с правого и левого сапога всадника, показывают сходный со штанами, хотя и не совсем идентичный, радиоуглеродный возраст соответственно 2870 ± 30, 2825 ± 35 и 2810 ± 40 лет назад. Основываясь на гораздо лучшей сохранности лент по сравнению с относительно плохой сохранностью пончо, мы предположили, что они должны быть несколько моложе по возрасту, чем штаны, а штаны, в свою очередь, – моложе, чем пончо. Это предположение, которое в целом подтверждают и радиоуглеродные датировки, было использовано в модели SEQUENCE. .
Составные элементы, размеры и последовательность пошива штанов.
 Штаны Турфанского всадника были сшиты из трех тканых деталей, представляющих собой две штанины и соединительный элемент крестообразной формы – ластовицу. Детали для пошива штанин имеют одинаковую форму и максимальную длину – 104 см. В верхней части, в области талии (верхние 6,5 см), ширина штанины составляет 60 см. Затем деталь плавно и симметрично сужается вниз с обеих сторон до ширины 48 см (рис. 5). Далее левый и правый края детали вновь идут параллельно друг другу до линии низа штанины. сверху, по линии вертикальной оси деталей каждой штанины, имеется шлица длиной 21 см. Шлицы и шнуры-завязки были, очевидно, предусмотрены для удобства одевания и фиксации штанов на талии.
Детали штанин ниже линии шага сотканы из шерсти коричневого цвета, а выше шаговой линии цвет меняется на белый. Это определяется сменой цвета нитей утка с коричневого на белый. В полотне ластовицы коричневые и белые нити утка чередуются, что позволило создать оригинальный линейный узор. 
Узор из чередующихся темных и светлых пирамид выполнен в технике «килим». Эта техника известна по историческим документам с середины I тыс. до н. э. и используется в основном в производстве ковров и гобеленов. Детальное исследование, с применением компьютерной графики и экспериментами на ткацком станке, позволило в точности реконструировать узор на ткани и установить ряд интересных особенностей. В частности, для получения необходимого узора на саржевой ткани использовалась техника «килим» с вариантом соединения утков, известным под названием «ласточкин хвост», при котором нити смежных утков разных цветов при повороте окручиваются вокруг одной и той же нити основы. В результате такого ткачества создается эффект «тени», которыйнаблюдается при внимательном изучении пирамидального узора, вдоль линии цветового перехода.
Можно предположить, что этот трудоемкий и технически более сложный метод был использован древним мастером с целью создать необходимый оптический эффект и сделать узор на ткани более пластичным и рельефным.
Еще один тип переплетения, обнаруженный при исследовании штанов, представлен полосой ткани с узором «меандр» в области колен. Китайские и немецкие реставраторы текстиля, работавшие со штанами еще в Музее Турфана, уделили изучению этого узора довольно много времени. Ими, в частности, была отвергнута версия «вышивки», а техника определена как ручное плетение, известное с древних времен при изготовлении корзин, сумок, рыболовных сетей и др. Однако попытка воспроизвести образец данного узора «меандр» в Берлине не подтвердила это предположение.   Наши исследования и практические реконструкции впервые показали применение этой уникальной техники на территории Центральной Азии около 3000 лет назад.
Заключительным типом переплетения, который удалось установить при исследовании ткани штанов из погребения М21, является репсовое переплетение, которое обеспечивает дополнительную жесткость ткани на поясе. Для изготовления полосы репса шириной около 4,5 см использовались белые нити утка толщиной 0,9–1,0 мм и плотностью 28 нитей.
Возникает мысль, что ткач и портной либо тесно сотрудничали, либо были одним и тем же человеком.
Дизайн соединительного элемента соединительный элемент – ластовица, имеющий форму ступенчатого креста, также был соткан в готовом к употреблению виде, а не выкроен из цельного куска (или кусков) ткани. Учитывая высокое мастерство и продуманность всех элементов штанин, есть все основания полагать, что форма и конструкция соединительного элемента также выбраны неслучайно. Ластовица является важнейшей деталью в конструкции штанов, поскольку превращает две отдельно взятые штанины в единое функциональное целое. В конкретном случае обращает на себя внимание тот факт, что ластовица значительно шире, чем это необходимо для нормального шага при движении вперед. Более того, обилие ткани между ног создает даже некоторое неудобство при ходьбе. Эксперименты с реконструированными штанами показали, что такая форма соедини тельного элемента обеспечивает максимальную свободу при боковом движении ноги, позволяет делать широкие шаги вперед и вбок, садиться на лошадь и удобно сидеть на ней при езде верхом. Передняя и задняя части соединительного элемента сделаны таким образом, что они надежно закрывают нижнюю часть живота и крестцовый отдел позвоночника.
В то же время зона промежности остается бесшовной. Отсутствие швов значительно снижает риск механических повреждений в этой чувствительной зоне, что особенно важно во время длительных переездов верхом на лошади. Напрашивается вывод, что дизайн штанов из могильника Янхай был не просто подходящим для верховой езды, а ,скорее всего, был специально разработан для этой цели. Несмотря на разницу в три тысячи лет, некоторые конструктивные особенности (например, широкая ластовица, отсутствие швов в промежности, узкие, плотно облегающие бедра и икры ног штанины) можно проследить и в современном костюме наездника.
Штаны в истории одежды
Публикации по истории одежды часто обсуждают происхождение штанов на основании косвенных источников информации, например, наскальных изображений, рисунков или барельефов (Gleba, Krupa, 2012). В некоторых старых публикациях до сих пор упоминаются наскальные рисунки из пещер на юге Франции, датируемые примерно X тыс. лет до н. э. (Thiel, 1968; Loschek, 1991), которые вряд ли можно считать надежным доказательством существования штанов (Wolter, 1988). Предполагается, что появление штанов в одежде европейцев было относительно поздним процессом (Andersson et al., 2010). Thiel (2010), ссылаясь на римское и греческое искусство и литературные источники, описывает кельтов как первых европейцев, перенявших штаны у скифов примерно в VI в. до н. э. 
Многие авторы обсуждают штаны в одежде скифов, запечатленных на древнегреческих изделиях из металла и керамики, или штаны саков, изображенных на каменных панелях дворцовой лестницы в Персеполисе, церемониальной столице империи Ахеменидов (Cernenko, 1983; Harlow, LlewellynJones, 2010; Parzinger, 2006; Vogelsang, 2010). следует отметить, что на этих изображениях можно без труда увидеть лишь покрытие ног, а бедра и нижняя часть туловища остаются скрытыми от глаз либо плащом, либо кожухом, либо оружием.
Китайские авторы идентифицируют как самые древние пару штанов, извлеченных из гробницы, относящейся к периоду династии Западная чжоу (1050–771 лет до н. э.), на территории провинции Хэнань в центральном Китае (Zhao, Kuang, 2010).
Однако детали этой находки не уточняются.
В южной части синьцзян-Уйгурского автономного района одежда I тыс. до н. э. хорошо сохранилась в археологических раскопах из-за крайне засушливых климатических условий (Good, 1998; The Bronze…, 1998; Barber, 1999, 1998; Xinjiang, 2010, 2011). Vogelsang (2010) называет в качестве самых древних из известных в мире штаны «черченского человека», мумия которого выставлена в экспозиции археологического музея в Урумчи. Указывается дата их изготовления – около 1000 лет до н. э., но не объясняется, как она была получена, за исключением цитаты из Barber (1999).
E. Барбер и И. Гуд были первыми некитайскими специалистами по текстилю, которые посетили Урумчи в 1995 г. после того, как хорошо сохранившиеся Таримские мумии стали знаменитыми в англоязычном мире. Они осмотрели ряд текстильных изделий из могильника Загунлук и опубликовали первые наблюдения, рисунки, фотографии и интерпретации (Barber, 1998; Good, 1998). В то же время Barber (1999) сообщает, что штаны «черченского человека» были не доступны для анализа.
Возможно, они уже тогда были помещены в герметически закрытый стеклянный саркофаг. Wang (1999) приводит единственную радиоуглеродную дату 2840 ± 80 лет назад (календарный возраст около 1010 ± 115 лет до н. э.), полученную по образцу древесины тополя из погребения «черченского человека». По сравнению с датами, полученными для образцов, собранных во время раскопок в 1996 г., эта дата сильно удревнена (Xinjiang, 2003). В настоящее время считается, что большинство захоронений на кладбище Загунлук, в том числе могила «черченского человека», относятся к временному интервалу 800–300 лет до н. э. (Xinjiang, 2003; Xinjiang, 2010).
До настоящего времени самые древние из известных скифских штанов были извлечены из курганов в горах Алтая и относятся к пазырыкской культуре, датируемой V–III вв. до н. э. (Molodin, Polos’mak, 2007). Опубликованные результаты анализа и рисунки шерстяных штанов из могильников Aк-Aлаха-1 и Верх-Кальджин-2 демонстрируют ромбовидные ластовицы, сравнимые с таковыми из могильника Загунлук (Polos’mak, Barkova, 2005). Курганы эти датируются концом V – первой половиной IV в. до н. э. (Parzinger, 2006).
Археологические раскопки на могильнике Янхай показали, что штаны из погребения М21 были не единственными. В статье Beck et al. (2014) приводится описание еще одних штанов. Шерстяные штаны из погребения М157, хотя и значительно уступают в сохранности штанам из погребения М21, также принадлежали воину-всаднику, что подтверждается найденными в могиле объектами. Конструкция и дизайн штанов похожи, но не идентичны, что подтверждает индивидуальный, а не массовый характер производства. Календарный возраст шерстяных волокон, полученный радиоуглеродным методом, с вероятностью 95,4 % определяется интервалом около 1261–1041 л. до н.э. (Kramell et al., 2014), что даже несколько превышает возраст штанов из М21. Хотя ни одни из найденных на Алтае и в Китае штанов не были датированы радиоуглеродным методом напрямую, все они кажутся моложе штанов из могильника Янхай, о которых идет речь в настоящем исследовании. Еще более молодые даты были получены для штанов, раскопанных археологами в Непале (Alt et al., 2003) и в Германии (M;ller-Wiering, Subbert, 2012). Мы не можем с уверенностью сказать, являются ли штаны из Янхая одними из самых ранних в истории этого вида одежды. Возможно, что более древние образцы не сохранились или еще не найдены. Точно можно сказать, что самые ранние из известных синьцзянских мумий из могильника сяохэ, которые на несколько веков древнее Янхайских (Xinjiang, 2007 ), штанов не имели, а были одеты в юбки из шерстяных шнуров, кожаные мягкие сапоги и шапки из войлока (Beck et al., 2014;  Wagner, Tarasov, 2018). Тела умерших были обернуты в большие шерстяные одеяла или накидки длиной 225 см и шириной около 130 см (Secrets of the Silk Road…, 2010). 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В погребении M21 могильника Янхай, Турфан, был обнаружен хорошо сохранившийся экземпляр шерстяных штанов, датируемых XII–X вв. до н. э.
Их возраст соответствует времени зарождения и распространения кочевого скотоводства и наездничества в восточной части Центральной Азии и предшествует широко известным скифским находкам второй половины I тыс. до н. э. Конская упряжь и боевое оружие, помещенные в погребальную камеру вместе с умершим, представляют атрибуты воина-всадника.
Детальный анализ дизайна штанов и процесса их производства позволяет сделать вывод о том, что они были изготовлены на заказ для конкретного человека. Ткань штанов сочетает в себе различные технические приемы, что свидетельствует о высоком профессионализме мастера. Готовое изделие отличается декоративностью, высоким эстетическим вкусом и функциональностью. Все вместе дает возможность говорить о том, что штаны были престижным объектом, а их владелец явно пользовался авторитетом в обществе благодаря своему статусу воина.
Конструктивные особенности штанов из могильника Янхай наводят на мысль, что этот предмет одежды, возможно, был специально сконструирован для езды верхом, с целью сделать максимально комфортным длительное пребывание на лошади, верховые походы на большие расстояния и для защиты тела всадника от механических повреждений, а также физического воздействия неблагоприятных погодных явлений.
С тех пор и по настоящее время брюки являются непременным атрибутом костюма наездника.
Профессионально изготовленная копия штанов Турфанского всадника позволила нам реконструировать весь производственный процесс, включая изготовление ткани и пошив, а также – проверить ряд рабочих гипотез. Штаны были изготовлены индивидуально, на заказ. Производство их было фактически безотходным, со 100 % использованием всего сотканного материала. с самого начала в голове у мастера была не просто ткань, а трехмерный образ готового изделия. Штаны, которые мы носим по сей день, – память о талантливых предках – скотоводах, ткачах, портных и профессиональных воинах-наездниках, живших три тысячи лет назад. Как колесо и хлеб, штаны относятся к числу великих изобретений, универсальных и эволюционирующих вместе с нами. А история их происхождения – вклад в копилку общечеловеческих знаний и в мировое культурное наследие.
 


Рецензии