Том Уэллс. Непонимание благодати

НЕПОНИМАНИЕ БЛАГОДАТИ
Том Уэллс

Иногда я жалел о том, как мы используем слово "благодать". Разве это не ересь? Задумайтесь на мгновение, что я имею в виду.Конечно, мы отчаянно нуждаемся в содержании понятия благодати. Это слово обозначает идею, без которой мы не можем жить. Я с этим не спорю. Но слово "благодать" создает для нас проблему. Проблема заключается в следующем: христиане используют слово "благодать" не так, как оно используется в повседневном английском. Наше повседневное  употребление этого словапредполагает человеческую добродетель или качество привлекательности. Это приводит к постоянному непониманию.
Для большинства верующих, я думаю,  благодать - это довольно туманная идея. Это будет справедливо даже для тех, кто выучил маленький акростих: Божьи Богатства За Счет Христа. Этот акростих говорит нам о том, что дает нам благодать, но не о том, что такое благодать. Теперь кто-то может совершенно справедливо сказать, что у нас есть много богословских терминов, к которым это тоже относится. Они используются в повседневном английском несколько иначе, чем в Библии и в наших теологических системах. Зачем же тогда выделять слово "благодать"? Ответ таков: во многих из этих случаев нет простого синонима, который можно было бы использовать для библейской или богословской идеи. У нас нет такой проблемы с "благодатью".
Ясный и простой синоним слова "благодать" - это "благосклонность". Проще говоря, Божья благодать - это Божья милость. Когда Павел, например, описывает себя как призванного Божьей благодатью Гал. 1.15, он имеет в виду, что он был призван по Божьей милости. Это была милость Божья, что Павел стал и христианином, и апостолом. Давайте приблизим это к нашей ситуации. Если вы были спасены Божьей благодатью, тогда вы были спасены Его милостью. Спасение ваше, потому что Он благоволил вам. Дар спасения -это одна из Его милостей вам. Вот что имеет в виду Библия, когда говорит о спасении по благодати. Это означает, что вы и я и все другие верующие спасены, потому что Бог благоволил нам больше, чем другим.
Мы часто слышали, что у Бога нет любимчиков, но это неправда. У Него миллионы "любимчиков", и фраза "у Бога нет любимчиков" никогда бы не возникла, если бы наши переводчики с английского дали нам слово "благосклонность" вместо слова "благодать". Однако важно добавить, что Бог не практикует "фаворитизм" - слово, которое несет в себе идею несправедливости в английском употреблении. Бог справедлив. Бог дает каждому мужчине и женщине то, чего заслуживает этот человек, или Бог относится к нему лучше, чем он заслуживает.
Однако эта статья не предназначена для того, чтобы комментировать качество наших английских переводов Библии. Я уверен, что каковы бы ни были их недостатки, я не смог бы сделать лучше. Моя точка зрения совершенно иная. Дело вот в чем: существует много неправильных толкований идеи, содержащейся в слове "благодать", и некоторые из них можно объяснить нашим незнанием того,как это слово используется в Писании.

Богословское недоразумение

Давайте начнем с одного богословского недоразумения. Это заблуждение довольно трудно объяснить, но оно широко распространено. Он рассматривает благодать как некую субстанцию, которую Бог вливает в нас. Это может вдохновить на молитву: "Господи, дай мне Свою благодать". Эта молитва должна означать: "Господь, окажи мне Свою милость" или, возможно, "Господь, прояви ко мне Свою милость". Однако на практике человек, молящийся этой молитвой, может думать о себе как о человеке, которому не хватает какой-то духовной субстанции внутри, что делает его негодным в христианской жизни. Если бы у него было больше этой субстанции, что называется "благодатью", он мог бы сделать многое гораздо лучше.
Чего не хватает в этом понимании? Недостающим элементом является тот факт, что благодать или благосклонность - это не то, что в первую очередь передается нам от Бога. Благодать - это отношение Самого Бога, отношение благосклонности, которое успокаивает и укрепляет христианина. Перефразируя Рим.8.31: "Если Бог благоволит нам, кто может быть против нас?.". Некоторые богословы проследили это неправильное представление о благодати до влияния латинского слова gratia, которое начиналось со значения "благосклонность", но со временем стало передавать идею духовной силы, которая способствует правильной жизни. Мы можем проиллюстрировать это изменение тем, как римско-католическая Церковь восприняняла Деву Марию. Библия Короля Якова называет ее "исполненной благодати" (Лк. 1.28). Но с течением веков на Марию стали смотреть как на хранилище или даже источник духовной силы. У нее были "милости", которые она могла раздавать другим. То, что сначала было описанием отношения Бога к Марии, стало описанием отношения самой Марии в качестве посредника между Богом и человеком. Конечно, протестанты никогда не принимали этот взгляд на Марию, но многие стали смотреть на благодать не как на отношение Бога, а как на духовную субстанцию или силу, которую Он дает.

Практические недоразумения

Однако в этой статье меня интересует то, что мы могли бы назвать практическим непониманием благодати. Я надеюсь обсудить два момента: (1) непонимание, которое заставляет людей не полагаться на Божью милость или благодать, и (2) непонимание, которое заставляет людей всего бояться или отчаиваться в Божьей милости или благодати.
Давайте начнем с непонимания, которое приводит людей к ошибочному расчету на Божью милость. Люди неправильно понимают Божью милость или благодать, когда думают, что она никак не связана с добрыми делами. На протяжении многих лет были мужчины и женщины, которые утверждали, что знают Божью спасительную милость, и которые думали, что спасение не имеет ничего общего с добрыми делами.
Во II веке возникла религия, которая называется гностицизмом, одна из ветвей которой утверждала, что она христианская. Некоторые гностики относились к морали очень легкомысленно. Они рассудили, что Бог уничтожит это смертное тело, в котором мы живем, и то, что мы сделали с ним, окажется для Него безразличным. Идеи такого рода уже были на плаву, когда Иоанн написал свое первое Послание. Возможно, он имел в виду это отношение, когда писал: "Если мы утверждаем, что имеем общение с Ним, но все же ходим во тьме, мы лжем и не живем по истине" (1.6). Люди, придерживающиеся этой точки зрения, утверждали бы, что они "без греха".(1.8). Против таких людей Иоанн писал: "Человек, который говорит:"Я знаю Его", но не делает того, что Он повелевает, - лжец, и истины нет в нем" (2.4).
Многие сегодня, похоже, думают, что благодать никак не связана с добрыми делами. Один человек однажды сказал с моей кафедры: "Моя религия не имеет ничего общего с добрыми делами". В то время я понял его так, что его оправдание не зависело от добрых дел. Если это то, что он имел в виду, он, безусловно, был прав, как я надеюсь вскоре показать. Позже, однако, у меня появились основания думать, что он имел в виду именно то, что сказал, хотя я надеюсь, что недооценил его.Доктрина безопасности верующего иногда проповедуется таким образом, что благочестивая жизнь остается для христианина альтернативой. Это рассматривается как желательный вариант, чтобы быть уверенным, но тем не менее это лишь вариант. Несомненно, многие пасторы, придерживающиеся этой идеи, делают это, чтобы защитить свободу оправдания. Многие из них также стремятся к тому, чтобы их народ стал более святым, и они проповедуют с учетом этого.Но эффект такой проповеди часто заключается в том, чтобы ожесточить людей в их грехах. Кафедры, где существует это непонимание, никогда не звучат словами: "Исследуйте себя, чтобы увидеть, в вере ли вы" (2 Кор.13.5). В них не часто звучит нота Петра: "Поэтому, братья мои, тем более стремитесь к тому, чтобы ваше призвание и избрание были несомненными" (2 Пет. 1.10). Если благочестивая жизнь не обязательно идет рука об руку с Божьим спасением по благодати, эти тексты лишаются своей силы. Приведя длинный список добродетелей, к которым христианин должен стремиться с энтузиазмом, Петр говорит: "Удостоверьтесь в своем призвании и избрании. Ибо, если вы будете делать это, вы никогда не падете, и вы получите богатый прием в вечное Царство нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа" (2 Пет.1.11). 
Человек, который верит, что получил благодать Божью, и все же не стремится к благочестию, просто обманывает себя. Он не типичный плотский христианин; он потерян. Его исповедание веры - это просто самонадеянность. Некоторые проповедники не понимают этого факта. Я хорошо это знаю, так как когда-то был одним из них. Они готовы заверить таких людей в том, что им не нужен "богатый прием" в Царство Божье; им может быть оказан плохой прием, прием, в котором человек потеряет свои награды, но обретет свою душу. Чтобы подкрепить эту точку зрения, они могут процитировать слова Павла в 1 Кор. 3:14-15. Павел написал там: "Если то, что он построил, уцелеет, он получит свою награду. Если он сгорит, он понесет убытки; он сам он будет спасен, но только как тот, кто спасется через пламя". Ясно, что эти стихи изображают некоторых людей, теряющих награды и попадающих на небеса. Однако, как ни странно, эти стихи не относятся к человеку, который утверждает, что получил благодать Божью, и все же живет нечестивой жизнью. С удивительной долей иронии они относятся к проповеднику или учителю, который убеждает такого человека в том, что он христианин!
Отрывок из Первого Послания к Коринфянам не касается ни одного подобного слова. Речь идет об одном: о качестве нашего учения. Павел написал эти слова о тех, кто стремился создать церковь Иисуса Христа. Христос, сказал он, является основанием Церкви (3.11). Те, кто проповедует и учит, добавляют других к этому фундаменту. Как учителя, они должны быть осторожны, чтобы добавлять истинных новообращенных в церковь. Если они небрежны в этом вопросе, их работа (их обращенные) будет уничтожена, хотя сами они будут спасены (l).(? - Пер.). Еще раз: те, кто думает, что благодать Божья никак не связана с добрыми делами, обманываются. Более того, они могут полагаться на милость или благосклонность Бога.Если их жизнь характеризуется безбожием, они пропали. Они неправильно поняли благодать Божью.
Давайте, наконец, перейдем к другому непониманию благодати Божьей, и это заблуждение, которое приводит людей к страху или отчаянию перед Божьей благодатью. Люди неправильно понимают Божью милость или благодать, когда думают, что она зависит от добрых дел. "Подождите минутку", - может возразить кто-то. "Разве вы только что не сказали нам, что благодать зависит от добрых дел? Вы меняете поля местами?". Нет, я не меняю поля местами. Благодать в любом случае не зависит от добрых дел. На чем я настаивал, так это на следующем: добрые дела всегда сопровождают спасительную благодать. Но это не говорит нам, что от чего зависит. Благодать не зависит от добрых дел, но добрые дела зависят от благодати. Давайте сформулируем это по-другому: спасение не через дела, но дела - через спасение. Или, опять же, благодать не ждет дел, но дела приходят от благодати. Я повторяю: люди неправильно понимают Божью милость или благодать, когда думают, что она зависит от добрых дел. Добрые дела возникают по благодати, а не наоборот.
Представление о том, что Божья милость к нам зависит от наших дел (или отсутствия дел), принимает различные формы. Вот некоторые из них (2).
1) Христиане неправильно понимают Божью благодать, когда они "живут со смутным чувством Божьего неодобрения". Главное - "смутное ощущение". Если мы знаем,, что согрешили в каком-то конкретном грехе, мы должны исповедаться и, поскольку Бог является нашим Помощником, принять решение оставить его. Но смутное чувство Божьего неодобрения, вероятно, возникает из-за непонимания благодати. Истина такова: Бог не отзывает Свою милость из-за того, что мы грешим. Это, конечно, не означает, что Он одобряет грех. Вовсе нет! Это просто означает, что Он знал все о вашем грехе и принял его во внимание, прежде чем Он когда-либо проявил к вам Свою благодать или благосклонность. Жить с чувством, что Господь не одобряет тебя, значит неправильно понимать благодать. Бог принимает вас, как Он принимает Своего Сына. Он принимает вас во Христе. Это верно для каждого верующего. Безусловно, верующие различаются. Но Божье принятие верующих не меняется; Его благосклонность остается неизменной на каждом из них все время.
Однако кто-то может спросить: "Если бы это было правдой, Он бы не наказал нас, не так ли? Разве наказание не показывает, что мы больше не в Его благодати?" Если мы правильно поймем слово "наказание", мы увидим ошибочность этого аргумента. Бог наказал все грехи христианина во Христе. Нам не осталось никакого наказания, чтобы страдать. Все это было перенесено на Иисуса. Однако обратите внимание на это: здесь я использую "наказание" в его первоначальном значении, "Наказание, налагаемое за нарушение закона". Ничто из этого не падает на верующего; все это пало на Христа. Но Бог действительно дисциплинирует Своих детей. Иногда Его дисциплина причиняет боль. Мы также можем назвать это наказанием. Чего мы не должны делать, так это думать об этом как о том, что Бог больше не благоволит нам. Дело обстоит как раз наоборот! "Господь дисциплинирует тех, кого Он любит, и наказывает всех, кого Он принимает как сына". Переносите трудности как дисциплину; Бог обращается с вами как с сыновьями" (Евр.12:6-7). О чем же спор? Божья дисциплина - это свидетельство Божьей любви!
2) Христиане неправильно понимают Божью благодать, когда они "чувствуют себя смущенными, принося свои нужды Господу, когда они только что подвели Его". Вот общая проблема, от которой, я полагаю, никто из нас не спасается. Нам нужно о чем-то молиться, и мы только что сильно подвели Господа. Лучше отложи эту молитву! Уменьшают ли наши неудачи вероятность того, что Господь услышит наши молитвы? Возможно, если мы пытаемся скрыть свою неудачу или грех от Бога. В этом случае нам, возможно, придется подвергнуться дисциплине, заставляя небеса казаться медными. Однако даже тогда это только так кажется. Господь так же внимателен к молитве после греха и неудачи, как и к любой другой молитве. Он делает с этой молитвой то, что Он делает с каждой молитвой, предложенной верующим: Он отвечает на нее так, как Ему кажется лучшим.

Благодать и прощение грехов

Почему же тогда у нас возникает побуждение избегать молитвы после греха? Этот вопрос доходит до сути проблемы. Мы чувствуем, что должно произойти определенное количество страданий и раскаяния, чтобы вернуть нам Божью милость или благодать. Просто кажется неправильным, что Он просто прощает наш грех! Нам это кажется неправильным; это так. Ему это кажется правильным.
Это также поднимает более серьезный вопрос. Когда Бог прощает наш грех? Простил ли Он грех всего Своего народа, когда Христос умер за этот грех? Прощает ли Он все наши грехи, прошлые, настоящие и будущие, когда мы впервые приходим ко Христу? Прощает ли Он наш грех, когда мы его совершаем? Или прощение ждет нашего исповедания  греха? Что это такое? Это сложный вопрос, но я хочу высказать вам свое мнение. Мне кажется очевидным, что Бог прощает наши грехи, когда мы их совершаем. Конечно, Он простил все наши прошлые грехи, когда мы пришли ко Христу. Это многое кажется бесспорным (3).
Однако помимо этого вопрос становится еще более сложным. Позвольте мне показать вам, почему я верю так, как верю, а затем давайте рассмотрим трудности, связанные с моим положением. Мне кажется очевидным, что оправдание, которое включает в себя прощение грехов, является настоящим достоянием верующих. Можно думать об оправдании только как о будущем, о чем-то Бог сделает для нас в судный день. Но мне кажется, что это не согласуется с Писанием. Мы, конечно, будем оправданы на суде, но оправдание - это также настоящее достояние христиан. И все же, если бы у нас был хотя бы один непрощенный грех, мы не были бы оправданы; мы были бы осуждены перед Богом. Единственный способ получить прощение всех наших грехов в любой данный момент - это чтобы Бог прощал их по мере того, как мы их совершаем. Это было бы верно, если бы грех состоял только из внешних действий, в которых мы вскоре признались. Все равно был бы промежуток времени, в течение которогомы не были бы оправданы, не были бы прощены. В результате мы будем оправдываться часть каждого дня и осуждаться часть каждого дня.
Но проблема гораздо серьезнее. Грех распространяется за пределами внешних действий, которые явно греховны. Это состояние сердца. Это особенно проявляется в наших мотивах и намерениях. Иногда это скрыто от нас, поскольку подталкивает нас к злому поступку. Грех может работать в течение нескольких дней или недель, прежде чем принесет свои внешние плоды. Каков результат? Учитывая этот факт, мы никогда не будем оправданы. У нас всегда был бы грех, который нужно было бы простить. Только если наш грех будет прощен, когда мы его совершим, мы сможем быть действительно праведными в глазах Бога.
Это мое понимание. Давайте посмотрим на трудности. Сразу же на ум приходят два отрывка из Нового Завета. Первый - 1 Иоан. 1.9: "Если мы исповедуем наши грехи, Он верный и справедливый, и простит нам наши грехи и очистит нас от всякой неправды". Этот стих, кажется, как можно яснее говорит о том, что прощение ожидает нашего исповедания. Разве это не то, чему он учит? Не совсем.Она учит, что те, чьи грехи прощены, - это люди, которые исповедуют свои грехи. Это то, что характеризует тех,кто прощен. Если у человека нет привычки исповедоваться в своих грехах, он погибший человек; его грехи не прощены. Однако этот стих не говорит нам, когда его грехи будут прощены, когда он их совершит или позже. Этот момент кажется мне чрезвычайно важным. Все мои грехи прощены, или я погиб. Но, каковы бы ни были мои намерения, я никогда не признаюсь во всех своих грехах в этой жизни. Но я остаюсь оправданным. Господь не вменяет мне мой грех. Как сказал Павел, цитируя Псалом 32: "Блаженны те, чьи прегрешения прощены, чьи грехи покрыты. Благословен человек, чей грех Господь никогда не засчитает ему".(Рим.4.7-8). Не кажется ли вам, что это слишком хорошо, чтобы быть правдой? Но это учение Слова Божьего. Это так для каждого верующего. Это относится и к вам.
Однако кто-то может возразить, что Господь Иисус сказал нам в Молитве Господней молиться о том, чтобы наши грехи были прощены. Разве это не означает, что Бог не прощает нас, пока мы не спросим Его? Нет, это не так. Вы можете убедиться в этом, если сравните просьбу о прощении с другими просьбами. Когда мы молимся за Грядущее Царство Божье, мы молимся о будущем событии. Когда мы просим, чтобы Его воля была исполнена на земле так, как она исполняется на небесах, то есть в совершенстве, мы снова смотрим в будущее. Когда мы просим о хлебе насущном, мы имеем в виду на день или еще на несколько дней. Таким образом, молитва о прощении может быть молитвой о прощении наших будущих грехов. И это, я думаю, то, что есть.
Но давайте выслушаем еще одно возражение. Кто-то может сказать: "Если Бог наверняка прощает наши грехи, когда мы их совершаем, зачем вообще молиться об этом? Зачем просить Бога сделать то , что Он все равно обязательно сделает?" Ответ таков: Богу приятно, когда Его просят сделать то, что Он уже решил сделать. Молитва Господня свидетельствует об этом факте повсюду. Просмотрите ее прошения еще раз. Что вы найдете? Вы обнаруживаете, что молитва в основном посвящена тому, что Бог обязательно сделает. Его Царство придет, например. В этом нет никаких сомнений. Зачем просить Бога делать такие вещи? Что может быть лучшей молитвой христиан? Это равносильно "Да будет воля Твоя!" Это все равно, что подбадривать нашу команду к победе. Если вечная мудрость решила что-то сделать, мудрое дитя Божье скажет: "Сделай, Господи!" И оно скажет это и о прощении своих собственных будущих грехов. Зная, что его грехи прощены, христианин без колебаний принесет свои нужды Богу, даже если он согрешил.
Давайте на мгновение оглянемся назад. Мы видели, как можно неправильно понимать слово "благодать". Мы можем думать о благодати во спасении как о некой субстанции или энергии, излитой в нас Богом. Но в данном контексте само слово означает "Божья милость". Как только мы поймем значение этого слова, мы можем прояснить, осталось ли еще в нас одно из двух неправильных представлений. Мы можем думать о благодати или Божьей милости как о чем-то не связанном с благочестивыми делами, позволяющем нам жить во грехе. Но те, чья жизнь характеризуется грехом, не являются христианами. Они по-настоящему не верят во Христа. С другой стороны, мы можем отчаяться в Божьей благодати и С другой стороны, мы можем отчаиваться в Божьей благодати и бояться Его, если будем думать, что благодать зависит от дел. Это тоже и ложно, и опасно. Бог дарует нам Свою благодать даром. Он свободно прощает грехи верующих. Все их грехи! Никакое количество дел не может исправить нас перед Богом.
Истина лежит между этими двумя крайностями. Грехи верующих прощаются. Нет нужды в рабском страхе, когда мы приходим в Божье присутствие, даже если мы только что согрешили. Однако у мужчины или женщины, которые отказываются исповедоваться в своем грехе, возникает другая проблема. Грех даже такого человека может быть прощен", если его отсутствие исповеди является исключением, а не правилом. В противном случае у него проблема больше, чем один непрощенный грех. Если его жизнь не характеризуется исповеданием греха, он вообще не христианин!
Благодать означает благосклонность. У каждого верующего уже есть Божья милость; это не то, что он каким-то образом должен найти. Тем не менее, по Божьей милости жизнь каждого христианина - это жизнь добрых дел. Они могут не быть замечательными делами ни в глазах мира, ни в глазах самого христианина. В этом совсем нет необходимости! Наш Господь Иисус говорил о чашке холодной воды, данной в Его имя. Это звучит не так уж много, но ключевая фраза - "от Его имени". То, что делает христианин, Он стремится делать во славу Бога и Христа. Это то, что делает его дела хорошими в глазах Бога.
Христианин не является совершенным человеком или человеком на грани совершенства. Но возьмите его обычный поступок, и вы найдете благочестивый поступок, поступок, совершенный, чтобы угодить его Господу. Христианская жизнь, жизнь благодати или милости от Бога, - это жизнь, характеризующаяся праведностью и омраченная грехом. Если это не так, то это не христианская жизнь.

Примечания в конце:
1 Этот отрывок можно понимать несколько иначе, что дает тот же результат. Основание может быть принято как учение о Христе, а не как Сам Христос. В этом случае проповедник или учитель будет добавлять новые истины к основанию, или что кажется ему истинами. Затем, в той мере, в какой то, чему он учил, является ложным, в этой степени его работа будет сожжена, хотя он будет спасен. Возможно и то, и другое понимание. Оба сохраняют ясное намерение Павла здесь описать работу по обучению, которым он и Аполлос занимались, воздвигая "Божье здание" (3:9). Что ясно в любом случае, так это то, что Павел не одобряет идею о том, что люди могут вести нечестивую жизнь и все равно быть спасенными.
2. У меня есть неопознанная вырезка из "Звука благодати", отредактированная Джоном Рейзингером, чтобы поблагодарить за то, как сформулировано это и следующее недоразумение.
3 Но нет ничего, что не подлежало бы сомнению. История показывает, что некоторые богословы придерживались так называемого "вечного оправдания", мнения, что Бог никогда не считал Своих избранных виновными, даже до того, как Он их создал

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии