Астрахань-госпитальная столица
«Мне трудно писать, но во имя моих героев ВОВ, еще труднее не писать. Память о моих родных сохраняю».
«Маршал Победы» войны 1941-1945 годов Константин Константинович Рокоссовский в своих воспоминаниях писал так: «Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим».
«О недооценённом вкладе службы эвакогоспиталя №2114 в годы
Великой Отечественной войны».
22 июня 1941 года до августа 1942 года, наш город Астрахань являлся глубоким тылом.
От города Бреста до Сталинграда бои с фашистскими оккупантами были ожесточённейшими, а Красная Армия училась воевать, перевооружалась, а госпитали и эвакогоспитали всегда были в распоряжении фронтовых войсковых частей.
Фашисты были оснащены наилучшим, новейшим вооружением, во всех смыслах военного дела. Они владели передовыми технологиями ведения войны. У них было хорошее питание, обмундирование и современная, по тем временам, медицина.
В связи с приближением фронта, город Астрахань, область, приняли на свою территорию госпитали с различных регионов нашей страны. Мединститут им. Луначарского, обеспечивал по ускоренным курсам высококвалифицированными врачами, хирургами, медперсоналом. Городские власти обеспечивали: медоборудованием, медикаментами, материальной базой, питанием, охраной. По мере поступления больших партий раненых солдат, местными силами были созданы новые госпитали, которые расположились в самых лучших, капитальных зданиях, построенных до революции, в помещениях школ, административных зданий, выстроенных до ВОВ.
Территориально Астрахань в те времена входила в состав Сталинградской области.
В ходе боев Красной Армии арена боевых действий смещалась в 1942 году на реку Волга, к городу Сталинград. Фашисты мечтали о быстром захвате Каспийской низменности со всевозможными ресурсами нефтепродуктов, месторождений, так необходимых для армии Гитлера, ведь для захвата советских территорий требовались бесчисленные ресурсы нефтепродуктов, поход на Восток привлекал своими бездонными возможностями.
Население нашего города, области принимало активнейшее участие в защите рубежей Сталинграда. Астраханцы были сталинградцы! Шли воевать на фронт, участвовали в оборонительных фортификационных работах: рыли окопы, траншеи, противотанковые рвы, осуществляли поставку призывников, продовольствия, одежды, коктейлей «Молотова» и многое другое.
Астраханский государственный медицинский институт готовил новых медиков по ускоренным курсам, выполнял важнейшую роль, вносил свой вклад в победу. Послевоенная статистика утверждает, более 75% служащих Красной Армии за время ВОВ получили медицинскую помощь именно в госпиталях, эвакогоспиталях.
Маршал Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский в своих воспоминаниях писал так: «Войну мы выиграли раненными».
Самый ожесточенный удар принял на себя город Сталинград, ныне Волгоград. Эта битва стала переломной в ведении боевых действий войны.
В листовках, распространяемых диверсантами, были разные провокационные призывы для запугивания местного населения. Один из них звучал так: «Сталинград возьмем бомбежкой, Астрахань возьмём с гармошкой». Текст означал, что наш город, наполненный госпиталями, не представлял длительного военного интереса. Войсковых частей нет. Мужчины-защитники на фронте, в городе практически только раненные, мирные граждане, женщины, дети, старики, боёв не предполагалось.
Каждый бой, это потери боевого состава, тысячи воинов умирали на полях боев, были выведены из строя. Раненые солдаты, представляли большую опасность для гитлеровцев, если вылечатся и вернутся на фронт.
Со сталинградской кровопролитной бойни, по железной дороге, в теплушках, на платформах привозили раненых солдат в город. По реке Волга, прибывали баржи, пароходы, прочий водный транспорт груженый ранеными. Всех размещали, лечили, кормили, поили, проверяли, восстанавливали документы.
Госпиталей было более 93 штук, различного назначения: сортировочные, хирургические, терапевтические, ортопедические, туберкулезные, инфекционные, венерические, офтальмологические, челюстно-лицевые, для нервно больных, для военнопленных и других специализаций.
Нашу Астрахань, во время войны, в газетах называли «Госпитальная столица». Мои родные служили в эвакогоспитале №2114, поэтому воспоминания о них мне дороги.
Почти нет наших фронтовиков- защитников Отечества, ушли в вечность наши герои, они сегодня уже ничего не расскажут. Поэтому потомки победителей имеют право пересказать за них.
Мне по крупицам довелось слушать, иногда пользуясь возможностью вытягивать из искалеченных войной душ моих героев военные истории, и запоминать. А маминой сослуживице Александре Петровне Бочаровой-операционной сестре госпиталя, я дала слово найти потомков сослуживцев и поведать им о героях фронтовиках. Ведь ни в библиотеках, ни в иных источниках, до 2013 года ничего не было. Вот я со всей ответственность обещала выполнить просьбу ветерана и этим честно занимаюсь.
В августе 1942 года Астрахань начали бомбить в районе нефтехранилища. Поэтому госпитали стали срочно рассредоточивать в районы области, по воде отправляли в понизовье.
Так начали формировать астраханский подвижной состав эвакогоспиталей из нескольких десятков эшелонов. Переформировали из госпиталей, отправили на фронт, так появились более 20 штук эвакуационных госпиталей.
Эвакогоспиталь, это практически самодостаточная больница, размещенная в железнодорожных вагонах: с операционными, электрогенераторами для проведения хирургических операций в ночное время, бактериологической лабораторией в которой в чашках «Петри» выявляли различные возбудители болезней или определяли группу крови, в случае если боец поступил в бессознательном состоянии или без документов. В переоборудованных вагонах расположили полки в два яруса со специальными безопасными заградительными сеточками, лежанка представляла из себя типа люльку, для удержания лежачих в бессознательном состоянии прооперированных солдат в случае большой скорости эшелона, а наши эшелоны с «Красным крестом постоянно и специально бомбили, начиная от линии фронта.
За эвакогоспиталями велась специальная охота! Их расстреливали с воздуха мессершмитты, на земле артиллерийскими снарядами, подрывали диверсанты, перед паровозами сбрасывая бомбы фашисты старались пустить состав с раненными под откос. Чтобы невозможно было спасти раненных.
В эшелоне специальные помещения: для сушки белья, складами: медикаментов, дров, угля, воды и разного госпитального оборудования, был пищеблок, в котором на полном ходу эшелона готовили горячую еду для выздоравливающих бойцов, а последний вагон всегда был предназначен для умерших от ран бойцов.
За время Великой Отечественной войны только из Астрахани на фронт отправлено более 20 эвакуационных госпиталей, оснащенных по последнему слову медицинского оборудования различного назначения с высококвалифицированными медиками.
Историками количество эвакогоспитале до сих пор уточняется.
Доставку донорской крови на фронт в те годы, технически доставить в качественном состоянии было не просто, госпитали, маневрирующие между фронтом и тылом трудно обеспечить. Холодильников не было, кровь от жары сворачивалась, закипала, пропадала под бомбежками. Если Бак лаборатория разбомблена, определить группу крови негде, врачи сами зная свою группу крови отдавали её здесь же у операционного стола, прооперированному бойцу с известной группой крови. Часто надо влить кровь, абы какую не вольешь, а если боец без сознания и документы утрачены? Иными словами группа крови неизвестна? Время летит, эшелон спешит по железнодорожным путям вдали от городов. Значит все часы спасения солдата на операционном столе были на грани возможностей? Вот в таких случаях и требовался незаменимый донор, с универсальной, первой группой крови. О чем ниже я расскажу.
В мединституте обученные врачи применяли новейшие технологии того времени переливания донорской крови под названием «прямое переливание крови», об этом мне рассказывала моя бабушка, донор крови с 1937 года, Журавлева Анастасия Яковлевна. Она проходила специальные курсы доноров. Состояла на учете на «Станции переливания крови» № книжки донора 436, и в «Противокоревой станции» № книжки донора 258.
У неё была универсальная 0 (1) первая группа крови. Я хотела и смогла сохранить долгие десятилетия её некоторые фронтовые документы, в надежде историческое обнародование героического прошлого доноров Астрахани. Оказалось наши архивы доноров СССР в 90-х специально уничтожили, люди у которых были полномочия доступа к секретным архивам. А местные специалисты по донорству за 75 лет Советской власти не внесли наш город в списки городов с донорскими поставками на фронт. И сейчас мало сведений о астраханском донорстве в период ВОВ из официальных исторических архивов. А молодёжь интересуется. А нет информации.
Вот и пишу, потомок, о чем душа болит все мои сознательные годы с самого раннего детства. Пишу не я, а моя боль за патриотов Родины, преданных забвению доноров крови!
Привожу некоторые подробности службы донора крови со стажем, моей родной бабули Журавлевой Анастасии Яковлевны 1895 года рождения.
Её призвали служить и отправили на фронт в составе эвакогоспиталя №2114 в полных 47 лет от роду. Я успела запомнить фронтовые истории, с 2018 года проверить через МИНОБОРОНЫ РФ её данные, подтвердила уникальные сведения.
Свидетельство о публикации №221110101821
С новосельем на Проза.ру!
Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ:
Список наших Конкурсов: http://www.proza.ru/2011/02/27/607
Специальный льготный Конкурс для новичков – авторов с числом читателей до 1000 - http://proza.ru/2022/02/13/261.
С уважением и пожеланием удачи.
Международный Фонд Всм 13.02.2022 06:33 Заявить о нарушении
Илана
Международный Фонд Всм 05.09.2024 14:57 Заявить о нарушении
Любовь Фолионова 07.08.2025 15:44 Заявить о нарушении
Международный Фонд Всм 08.08.2025 09:56 Заявить о нарушении
