Воспоминание - Как я побывал в шкуре модели

На фотографии именно та работа, которую хотел порвать тот молодой художник, которого я больше никогда не видел. Теперь уже, я думаю, совершенно невозможно это восстановить. Может он вообще забросил это дело, а может и НАОБОРОТ.

Моя более расширенная рецензия для ГАЯНЭ.
Здравствуйте, ГАЯНЭ, я не являюсь человеком, который был участником в трудовой жизни АРБАТА, я скорее тот, который в малой степени, но по случаям приобретал некоторые работы художников именно прямо на АРБАТЕ. Таких случаев всего было три, и все они были даже много раньше, чем описано вами - это конец восьмидесятых и начало девяностых годов.
Я так же как и вы пишу в «ПРОЗЕ.РУ» и, естественно, часто именно свои воспоминания. Так вот, прочтение вашего АРБАТА дает мне возможность вспомнить, как говорится, своё, а вы вполне возможно даже знаете тех, о ком я хочу поведать.

Итак, как всем известно, начатая ГОРБАЧЁВЫМ перестройка позволила людям начать заниматься трудом хотя бы для личного ВЫЖИВАНИЯ и уж в очень крайних случаях даже для их обогащения. Старый АРБАТ перекрыли и сделали пешеходным, и дозволили работать людям по их усмотрению, именно так, как вы замечательно описали в своих воспоминаниях. В те необычные времена страна буквально ПРОБУЖДАЛАСЬ ото сна, а сон был уже почти ЛЕТАРГИЧЕСКИЙ. Даже я, работая на огромном заводе ЗИЛ в МОСКВЕ, к этому времени понимал, что положение АХОВОЕ во всём, особенно на полках МАГАЗИНОВ это было видно ВООЧАЮ.

Я родился в МОСКВЕ и тоже практически в центре, но постепенно большинство коренных москвичей стали жить на окраинах столицы, и это совсем не по тому, что их в чём-то ПРИТЕСНЯЛИ, а совсем наоборот, именно им давали новые отдельные квартиры в новых районах, а в центр поселяли приезжих как бы временно, пока квартир не настроят. Вот и произошел ПАРАДОКС, все коренные москвичи теперь живут на окраинах, а приезжим так и не построили новых квартир, вернее, построили и очень даже много, но теперь их надо покупать, а это совсем не то, когда тебе её дают ЗАДАРОМ или просто улучшают твою жизнь.
ЕСЛИ УЖ СОВСЕМ НА ЧИСТОТУ, В ЭТОМ ВОПРОСЕ, то на данный момент и  то что я написал НЕ ПРАВИЛЬНО, и вот почему. Дело в том, что в центре ещё есть коммунальные квартиры с соседями, но их очень мало, большинство домов перестроили целиком, а многие старые коммуналки купили богатые люди и сделали всё что хотели по высшему классу.

Вот такое моё отступление от описания АРБАТА, где, кстати, таких новых огромных квартир в старых домах, наверное, ТЕПЕРЬ практически ВСЕ.
Я же не жил рядом с АРБАТОМ, но один из моих сослуживцев жил прямо на АРБАТЕ, и в то время я частенько у него бывал дома. Его дом недалеко от театра ВАХТАНГОВА, и с любого метро, хотя и с разных сторон, но пол АРБАТА до него надо пройти пешком.
А вот он из тех, кто там и родился, и у них была уже отдельная квартира, бывает и такое, но это ЕДИНИЦЫ. У меня есть ещё один друг и тоже по работе на ЗИЛе, так он вообще умудрился родиться прямо на ТВЕРСКОЙ, в доме, где раньше был магазин ПОДАРКИ, а это второй дом от ГОСДУМЫ. Считай, на КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ, во как!

Однажды я уже шёл домой к метро от друга, что с АРБАТА, и в это время арбатская тусовка была ещё в самом разгаре, а художники, конечно, тяготели к началу и концу улицы, но и у театра ВАХТАНГОВА их было много.
Я сам когда-то в школьные годы имел небольшое отношение к живописи, и естественно, проходя через их ряды, с заинтересованностью смотрел, то есть, шёл не спеша.
Обычно для привлечения клиентов художники выставляют свои удачные работы, и всегда есть что посмотреть. Именно около таких работ я и задержался, меня удивило, что женщина - художница писала портреты маслом прямо для прохожих клиентов. Так как я уже упомянул о своём некоем понимании в живописи со школьных лет, то задал несколько вопросов об этой странности исполнения, и в результате разговора она попросила меня просто попозировать ей лично, если у меня есть время. Я немного поотнекивался, но она убедила меня, и я согласился. Как я уже упомянул, дело шло к вечеру, и естественно, она успела сделать только подмалёвок, и уже совсем стемнело. Тогда никаких подсветок ещё ни у кого не было. Делать нечего, природное явление, человек бессилен. Я извинился и сказал, что начало мне уже понравилось, но вот не судьба.
Она согласилась, но сказала, что ей хотелось бы закончить начатое, и она будет носить эту работу с собой, и при случае, если я буду проходить мимо, она сможет дописать портрет.

Прошло продолжительное время, мне кажется, чуть ли не год. Я, конечно, бывал на АРБАТЕ, но вот ее не было, за это время я уже познакомился с двумя молодыми художниками, они называли свою группу АРБАТИЧИ.
Эти ребята рисовали и писали исключительно АРБАТ, причём у них была общая техника исполнения самих работ, потом этой техникой исполнения улиц уже в других городах стали многие пользоваться, но первыми в такой манере исполнения, как мне кажется, были они. У меня есть одна из первых таких их работ, она совершенно небольшая, и выполнена темперой на картоне, и эта работа мне очень нравилась и продолжает нравиться. Может она и не совсем самая первая, но она совершенно точно начальная для такой манеры исполнения. А главное, она очень качественно выполнена с гораздо большим усердием, чем те, которые теперь повторяются уже для продажи в их повторах, да и других художников.
У одного из АРБАТИЧЕЙ фамилия ЛИПАТОВ, а у другого КОЗЛОВ, и с ним я сблизился больше, он даже со своей женой бывал у нас дома в гостях, и было это где-то в конце восьмидесятых, я тогда ещё жил с бывшей женой ЛИЛЕЙ, и мы ходили на его персональную выставку в галерею на КУЗНЕЦКОМ мосту.  А моя сестра НАТАША в то время с этой его выставки купила одну очень хорошую работу.
Так получилось, что на выставке была работа с изображением осенней аллеи в парке, и по этой алее со спины удалялся человек с рыжей собакой. Моя сестра жила рядом с парком СОКОЛЬНИКИ, и её муж ЛЕВА ежедневно гулял с их РЫЖЕЙ собакой БАРРИ по лесным аллеям парка. Совпало всё: собака, одежда, осанка, а алея и осенние деревья - так они больше всего СОВПАЛИ.
Вот ОНИ не выдержали такой СХОЖЕСТИ и купили эту работу. Если честно, то такая трата денег на подобные вещи вполне оправданная, если разложить эти деньги вот уже хотя бы на 30 лет, то и так получаются копейки, а если это ещё перейдёт и детям, то и совсем ЗАДАРОМ, зато всегда бывая у них, мы видим эту работу, а они видят ЕЁ даже не сравнить с нами сколько.

Из того времени была ещё одна неожиданная и странная моя покупка прямо с АРБАТА. Однажды при столь же случайном проходе по АРБАТУ, я стал свидетелем странной сцены, один очень молодой парнишка, видимо, совершенно начинающий художник, шёл по АРБАТУ, держа в руках лист ватмана, а на листе по центру ватмана были изображены церкви с искривлёнными куполами и все как бы в огне пожара, но главное не в этом.
Он что-то выкрикивал и как бы хотел изорвать и выбросить эту работу, а я просто случайный свидетель его намерения, так как он об этом кому-то кричит оборачиваясь. Я, видя это кощунство,  говорю ему: - Зачем рвать и выбрасывать, отдай лучше мне. Он почему-то очень УДИВИЛСЯ и говорит: - ДА на, БЕРИ, если ХОЧЕШЬ. Я говорю: - Просто так не хорошо, давай я хоть что-то дам.
И я дал ему самую малость, что была на тот момент, в то время вообще мало, что у кого было в карманах. Но всё-таки хоть что-то вместо ничего.
Я принёс этот рулон ватмана домой и понял, что это гуашь, и там где слой немного лишний, она уже готова осыпаться. Но сама работа мне нравилась своей незаконченностью и каким-то отчаяньем в исполнении. Кто этот парень и почему он хотел порвать эту работу, я так и не знаю.
Но вот прошло уже много лет, я обрезал белые края ватмана приобрёл рамку со стеклом, и эта работа висит у нас дома. Теперь она 50х70, при этом малость изменилась компоновка, но сама композиция не нарушилась, просто в однокомнатной квартире лист ватмана великоват по размеру, да и стен «однако МАЛОВАТО будет».
 
И вот, в конце-концов однажды я всё-таки встретился с этой художницей по фамилии БАЖЕНОВА и с моим незаконченным портретом. Когда я её увидел, я даже подумал, а стоит ли приставать к человеку с таким странным вопросом, которого она может совсем и не понять.
Вы просто не поверите, но когда я подошёл ближе, она сразу узнала меня, но и это ерунда по сравнению с последующими её словами. Она сказала: - А вы знаете, у меня с собой ваш незаконченный портрет.
Я просто опешил, прошел год, а может и более, и мой портрет при ней. Да, - говорит она, - меня долго не было.
Я была чуть ли не во ФРАНЦИИ, - сказала она, а тогда это ещё было совсем ЗАПРЕДЕЛЬНО для слуха обывателя, и я спросил, а как же это возможно в принципе, где деньги брать чтобы жить. На что она тут же сказала: - Деньги нужны только для того, чтобы туда попасть, а там ей достаточно иметь кисти и краски, а деньги за портреты маслом там даже намного большие, чем здесь.
И действительно, быстрые портреты маслом прямо сразу на улице, в то, да я думаю, и в наше время, вряд ли делают на том же АРБАТЕ и сегодня, да и там, в ПАРИЖЕ, видимо, мало кто делал. Одним словом, она меня усадила и продолжила писать мой портрет. Через некоторое время она закончила, и я сказал, что конечно, портрет ХОРОШИЙ, но я не располагаю теми деньгами, которые он, наверное, должен стоить, но опять же учтите - это 1989 год, а это полная разруха во всём, зарплаты просто не платят по пол года практически всем. На все товары запись, как во время войны, особенно на все продукты вообще карточки. В общем, я всё-таки смог дать ей 50 рублей, кстати, это были ещё тогда деньги.
Портрет также весит на стенке, и самое интересное, он как-то всё больше становится похожим на меня молодого. Вот такие истории трёх работ с АРБАТА, а так как мы с женой ЛЕНОЙ не есть коллекционеры, то и это уже кое-что оригинальное со своей историей для воспоминаний.
Я уже упомянул о некоем своём отношении к живописи, и хотя я сам не художник, тем не менее, по жизни знаком с художниками и архитекторами, а они считай тоже художники по профессиональному творчеству. Так что у нас есть и их работы, но это друзья по жизни, и тут мы не всегда ценим, это, мол, СВОИ люди, а вот мало знакомые, это как бы другое дело.

Кстати, портрет есть на https://www.facebook.com/ на моей страничке.


Рецензии
Очень симпатичные мемуары.
И прям начинаешь думать, может, мы, художники, всё-таки нужны?
)))

Гаянэ Добровольская   03.11.2021 09:41     Заявить о нарушении
Мой ответ ГАЯНЭ.

А как же, ОЧЕНЬ даже НУЖНЫ. Они самые первые, которые хотят, чтобы все жили как можно ЛУЧШЕ. И чем лучше, тем ЛУЧШЕ для самих художников. Что и говорит о них, как о людях не глупых, в отличие от тех, кто этого не понимает. А не понимают ЭТО именно те, от которых и зависит БЛАГОСОСТОЯНИЕ других, а не только самих себя в первую очередь.
Это понимание давно пришло во всём цивилизованном МИРЕ ВСЕМ, правда, тоже не сразу они так сильно ПОУМНЕЛИ. Лет двести тому назад они также ни ХРЕНА в этом не понимали, но потом поняли, и теперь идут только ВПЕРЁД, а глупые не то что вперёд, они даже назад готовы идти, лишь бы не так, как все уже ИДУТ двести лет.

Что с них взять, они же не ХУДОЖНИКИ, которые понимают, что им ЛУЧШЕ, только тогда, когда другим ХОРОШО.
Вот такие дела, ГАЯНЭ.

С уважением, ЭДУАРД.

Эдуард Ратников   03.11.2021 21:45   Заявить о нарушении