Умирающий

Надежда медленно поднималась по лестнице своего дома. Ноги не хотели идти, и она останавливалась через ступеньку. Этот дом они строили с мужем, надеясь жить в нем долго и счастливо. Все было, как они хотели. Сами рисовали проект дома, выбирали место с красивым видом на горы рядом с лесом. Любовь, дети, любимая профессия, здоровье – вначале было все.
 
Надежда не могла вспомнить, что и когда пошло не так, какой момент стал невозвратным. Теперь поднимаясь по пустому, заброшенному дому, где ей был дорог каждый уголок, она боролась с бурей эмоций внутри себя. Чувства захлестывали ее, сжимали грудь, стучали в висках.

Там на втором этаже, в спальне умирал ее муж. Момент перехода от жизни к смерти был совсем близок. Три дня назад его привезли с больницы, где консилиум врачей был единодушен. Мозг почти мертв, тело умрет в ближайшие дни.
 
Когда то Надежда любила этого человека, рожала ему детей, радуясь, что они похожи на него. Они дружили с 14 лет, она дождалась его с армии, замирала от счастья, когда он предложил ей стать его женой. Они вместе писали картины, мечтали о будущем и строили планы. Хорошо зарабатывали и строили дом.

Как то муж не пришел домой. Надежда не спала все ночь, переживала, вдруг что случилось. Случилось. Муж напился, так что не мог идти.

Подумала, с кем не бывает, ведь он совсем не пил в молодости. Но скоро все повторилось. Муж напился еще раз, потом еще. Потом стал приходить каждый день пьяный. Потом пил уже с утра, пользуясь тем, что это не всегда замечали на работе.

Все попытки поговорить с ним заканчивались ее слезами. Все становилось только хуже. Надежда прожила все стадии борьбы с ним и самой с собой: от шока и желания его оправдать, вылечить, до отвращения и понимания, что ее муж разрушает не только себя, но и ее здоровье, жизнь их детей.
 
Они прошли все: ссоры, истерики, сцены ревности, уговоры, обещания, слезы и отчаянье. От интеллигентного творческого человека не осталось ничего. Она пыталась повлиять на ситуацию, ее изменить, но, в конце концов, просто решила уйти.

Уйти она не успела, в день, когда она собиралась все ему высказать, у мужа случился инсульт. Скорая. Больница, инвалидность. Первый инсульт, второй, потом как следствие органическое поражение мозга, деградация личности. Он становился беспомощным, требовал ухода. Самое страшное он превратился в монстра, который мог позволить себе все что угодно.
 
Уйти она уже не могла. Нанять сиделку тоже. Он давно не работал, а она практически сама поднимала трое детей. Платить сиделке было нечем. Долгие десять лет ада. Днем на работе, вечером на осколках семьи с больным и давно не любимым мужем.

Надежда чувствовала, что личность человека, за которого она вышла замуж давно умерла. Больной разум мучил и его самого, и окружающих. Она ненавидела его, слыша очередные незаслуженные обвинения, собирая осколки брошенной ей в голову тарелки с едой, принесенной ему. Она видела, что он сознательно делает ей больно, не желая, примирится со своей болезнью и беспомощностью.

Отчаянье и ощущение безнадежности охватывало ее. Она не знала, что ей делать дальше. Ей не было его жалко, отвращение и злость охватывало ее. Она ненавидела человека, которого раньше любила. Ей было жаль своего времени, что она теперь тратила на уход за ним.
 
«Почему я вынуждена убивать себя и свою жизнь, из-за того, что у него не хватило характера бросить пить» - думала она. Хотя разум подсказывал, что его никуда не денешь.

Иногда мужу становилось лучше, в проблесках его сознания она угадывала прежние любимые черты. Ей от этого становилось еще больнее, особенно когда после улучшения и прояснения сознания его накрывала волна немотивированной агрессии.

Сейчас она надеялась, что этот кошмар закончится. Она со спокойным сердцем наберет номер скорой, полиции и вызовет их к умершему. Осталось потерпеть совсем немного, и она станет свободной.  Надежда несколько раз поднималась к мужу и  пыталась услышать есть ли у него дыхание. Делала она это почти автоматически, не думая.

По словам врачей, он должен умереть уже давно, но жизнь еще теплилась в полностью разрушенном теле. Оно никак не умирало.

Хотя он сам разрушил себя, Надежде было бесконечно жаль и обидно за такой конец. За общие надежды и мечты, которым не суждено сбыться, за их потерянную семью, за детство, украденное у детей.
 
Она уже ощущала дыхание смерти. Черты лица у мужа заострились и стали совершенно симметричными. Он стал не похожим на себя. Надежда первый раз видела, как умирают люди. Здесь умирал когда-то близкий для нее человек, человек с которым она жила почти 40 лет, ее первая любовь, отец ее детей.
 
Чем больше она смотрела на умирающего, тем меньше становился градус ее эмоций. Перед ней было завершение жизни. Страшная и великая смерть. Высокая трагедия и очищение. Свершалось таинство. Свершалось то, что невозможно понять до конца.
 
В какой-то момент Надежда вдруг поняла, что она перестала злиться на мужа. Она подумала, что и он страдал, мучил себя, превратив и свою жизнь в ад. Она впервые задумалась, что может быть в крахе их семьи, виноваты они оба. В душе у нее стало тихо  и спокойно. Она простила мужа.
 
И в этот момент он умер.


Рецензии