Истина у материалистов
«...Я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей Вселенной...», - сказал Циолковский.
Удивительно, как легко и отчетливо различимо представляются идеальные, или одухотворенные идеи у материалистов. Даже гораздо яснее, чем у идеалистов чистой воды, которые часто эту самую чистую или слегка подкрашенную воду и льют.
Читаешь иногда книгу идеалиста или теолога и никак не отыщешь зерно истины. Все равно, что фунт изюма съесть. Сладко, но вместе с тем и приторно до тошноты. Конечно, есть и материалисты такие, чьи труды с булкой схожи, которую без мака, изюма и масла испекли. Но есть писатели, у которых из непропеченного теста-текста порою такие зернышки выковырнешь, что просто облизнешься.
Так и с Циолковским. Вроде бы материалистом себя считает, и тут же он панпсихист, или человек, признающий всеобщую одушевленность. А что же это, как не признание бытия Мировой души, согласно учению Плотина, основателя неоплатонизма?
Сергей Жуков. 1997
Свидетельство о публикации №221110100681
Между тем, в сознании разные цвета каким-то "чудом" существуют.
То же самое можно сказать и о других ощущениях - звука, осязания и т.п. Мир имеет лишь количественные характеристики, в сознании же откуда-то появляются "качества", не присущие реальности.
Это далеко не единственная проблема материализма, например в теории познания материализм вообще ведёт к неразрешимым вопросам. (Не может объяснить, как нематериальное сознание что-то "познаёт" кроме своих собственных комплексов ощущений).
Если даже не переходить полностью на точку зрения идеализма, что никакой "материи" за образами сознания нет вообще, надо признать, что раз такая нематериальная субстанция, как сознание, существует, значит она каким-то образом свойственна самой природе мира. У Спинозы это называлось двумя атрибутами сущего - "протяжённость" и "мышление" (собственно это то, что мы имеем в виду под "материей" и "сознанием", хотя он считал, что это только два известных нам атрибута, а вообще их может быть бесконечное количество).
Далее, о "Мировой душе" - аргумент идеалистов о том, что реальность должна иметь первопричину, находящуюся вне её, т.е. нематериальную, совсем не пустой. Ведь любая материальная причина является частью той же реальности, и должна иметь другую причину, и так до бесконечности. Нематериальная первопричина мира называется Абсолютом, это обычно и понимается как синоним Мировой души или Бога. Терминология конечно здесь не имеет определяющего значения.
Перейти полностью на точку зрения идеализма тоже мешают многие соображения. Поэтому вопрос сложный.
Такое впечатление, будто реальность нарочно "мистифицирует" человека, не соответствуя полностью ни одному из даже противоположных взглядов.
Владимир Алисов 02.06.2022 18:42 Заявить о нарушении
Сергей Владимирович Жуков 02.06.2022 19:08 Заявить о нарушении