откуда взялась голубая кровь

Не праздный вопрос: откуда взялись в тоталитарном, по утверждению наших либералов, государстве огромная стая продвинутых людей: запредельных демократов, бизнесменов, правозащитников, и самих либералов? Скажут: выросли на кухнях в малогабаритных квартирах. А если предположить, что не только там, но и в вузах, в комсомольских комитетах, на старинных, бывших дворянских, дачах?

Мне запомнился телевизионный репортаж с митинга либералов, собранного Гайдаром и его сторонниками осенью 1993 года, на котором прозвучал страшный призыв моего коллеги, журналиста, активно сотрудничавшего с «Российской газетой» (имя покойного называть не стану). Он прокричал: «Задавить эту гадину!» Коллега имел в виду избранный народом российский парламент. Потом выступил совсем молодой человек, говорил сбивчиво, но тоже с напором. Они думали, вопил он, что мы им позволим как в 1917 году ограбить страну. Теперь им это не удастся!
 
Этот имел в виду уже большевиков и отнятые ими заводы, фабрики, пароходы у собственников. Я и тогда, и ныне задавал и задаю себе вопрос: откуда взялся этот малец, как и в каком по счету поколении удалось ему сохранить ярость деда, а то и прадеда?  И как ему, наверняка, трудно жилось в состоянии постоянной раздвоенности! Или это особый вид конформизма, сидящий в человеке так глубоко, что он сам до поры до времени, до особого момента не знает о его существовании?
Однажды в командировке оказался в одном номере гостиницы с инженером из Москвы. Служил он в системе так называемого среднего машиностроения, а догадался я об этом, потому что пребывали мы с ним в секретном городе – в Краснокаменке Читинской области.

Зачем инженеру ехать из Москвы в такую даль и на такое предприятие, если он не трудится в министерстве среднего машиностроения, проницательно подумал я. И не задавал ему никаких вопросов. Заговорил он сам. Но не об уране и способах его обогащения, а о московской «голубой крови». О детях больших московских начальников, об их гульбе и разврате, дорогих заграничных машинах, о том, какие тряпки на них и какая обувь. Говорил зло. И мне показалось, с завистью.
Постсоветская «золотая молодежь» вышла как раз из среды завистливой интеллигенции, сосредоточенной, в основном, в столице. Из тех, у кого папы и мамы достигли больших высот, но не дотянули до вершин. Не дотянули не потому - так считали они, - что глупее или менее талантливыми были, а потому что так звезды сошлись. Между собой они посмеивались над правителями страны, судили о том, какое они ничтожество, как бы невзначай, ненароком похваливая друг друга и рассуждая о том, как бы умно они управляли страной, доведись им оказаться наверху.
Эта «золотая молодежь» и явилась той закваской, которая подняла российское ленивое тесто. И тесто в конце 80-х поперло из берегов.
 
Гайдар и его команда – типичные представители «золотой молодежи». Их особенность в том, что они благодаря своим отцам, занимавшим на иерархической лестнице советского общества промежуточное положение (между высшим руководством страны и уже довольно обширной советской интеллигенцией  - профессурой малопрестижных институтов, научными работниками многочисленных НИИ, не говоря уж об огромной армии инженеров, учителей, медиков)  благодаря им, отцам, получили хорошее образование, имели возможность читать то, о чем  рабоче-крестьянский интеллигент и не подозревал, общаться с неординарными людьми.

Однако в отличие от отцов и дедов они совершенно не знали народа. Это поколение - дети Арбата – переполненные спесью, брезгливые ко всему, что просто,  народно и одето не в джинсы, равнодушные к чужим страданиям, поскольку им не выпала эта доля –  жить в бараках, спускаться в клетях за углем и золотом, рубить лес на делянах в тучах гнуса, пасти стада в безводных степях, наконец, преподавать в плохо отапливаемых школах и лечить старух в малоприспособленных кабинетах. Они не только не видели этого, но и не догадывались о том, как живется народу.
Это, в общем-то, не вина их. Это вина отцов и среды, в которую отцы погрузили их.  Там царила болезненная ревность к карьерным продвижениям, научным и творческим успехам даже представителей своего, элитного, круга. Но особенно они ненавидели высшую партийную и советскую власть. Ненавидели втайне. И, кстати, не за то, что те строят не капитализм, а социализм, а за то, что строят социализм неправильно, не по Марксу.
 
Каким-то загадочным образом они утратили и дух своих отцов. А утратив дух, стремительно скатились в материальный мир, где мораль и нравственность перестали быть ценностью.

Как и почему это произошло? Ведь что бы ни говорили о стране последней четверти двадцатого столетия, как бы ни пытались превратить ее в «империю зла», а люди-то, в основном, жили в соответствии с моральным кодексом строителя коммунизма – слепка с Нагорной проповеди Я не знаю ответа.  Лишь одно приходит на ум: червь заводится в экологически чистом яблоке…
 
Моя семья жила некоторое время в конце 1991 года в Архангельском - дачном правительственном поселке. Коттедж был двухэтажный. До меня в нем жил Явлинский, когда был заместителем председателя правительства Силаева. Не в оправдание, а истины ради скажу, что квартира у нас в то время была в Медведкове, двухкомнатная. А в семье семь человек: кроме меня, жена, двое сыновей, их жены и внук. Вот мне и предложили временное жилье в Архангельском. Там такой порядок: за каждым коттеджем закреплена работница, которой вменялось в обязанность проводить ежедневную уборку и приносить из столовой заказанные продукты и, при желании проживающих, готовые блюда. Столовая находилась от нас в десяти шагах, можно было бы поесть и там, но она не приспособлена для этого: там только готовили, а не столовались.

Работница исполняла лишь вторую обязанность, а уборкой по моему совету занимались жена и невестки сами. Может, поэтому горничная была весьма расположена к нам, с доверием относилась, бывало, и сплетничала. Однажды она не пришла в обычное время. Оказалось, ее и еще несколько работниц направили в квартиру Чубайса убраться после ремонта. "Ну, и квартира! - Качала головой тетя. - Двухкомнатная, а как аэродром. На потолке висят люстры миллиона на два".
 
В другой раз жаловалась на то, что ночью не сомкнула глаз. Дело было 7 ноября. Не успела отметить праздник дома, как вдруг получает приказ идти в коттедж какого-то министра (не помню) и прислуживать там. Собралась вся гайдаровская гвардия. "Выпили, поели, а потом стали петь песни, - рассказывает горничная. - И все – революционные. Но как-то не по-нашему поют, вроде как бы с шуткой или издевкой. Перепились, переблевались, разбросали все. Жена (называет фамилию министра) на четвереньках ползает по ковру и кричит: "Ну, кто-нибудь, наконец, возьмет меня!?" Прямо ужас какой-то, раньше такого не было. Это что же за демократия такая? Мы у них сегодня до восьми часов утра все чистили".

Я попытался смягчить ее рассказ.
- Ну, что делать, праздник, повеселились, перебрали... Вы вон жалуетесь, что и у вас муж чуть ли не каждый день пьет.

Рассказчица внимательно посмотрела на меня, покачала головой.
- Не, - сказала, - не... Они как-то по-другому пили и веселились. Не по-нашему. Они вроде ...на чертей похожи. Вроде бы кого из своих женили или замуж кого из своих выдавали.

Что-то напомнило мне ее рассказ. Ах, да, сказку "До третьих петухов» Василия Макаревича Шукшина.   Ваню-дурака персонажи русской литературы отправляют к Мудрецу за справкой, удостоверяющей, что он не дурак. Бедная Лиза, инициатор этого путешествия, даже собирается выйти за него замуж, если он добудет такую справку.

И вот идет Ваня, ночью не зная куда, подходит к монастырю, видит, что тот осажден чертями. Все - в модных шмотках, пьют коньяк, закусывают шоколадом и сервелатом, поют под гитару. Словом, балдеют. А, может, какой-то свой праздник отмечают. А цель у них, оказывается, одна: проникнуть в монастырь. Надоело скитаться близ Кремля, …то бишь, близ монастыря, желают поселиться в кельях. Но - стоит верзила-охранник, с пикой, суровый, неприступный. То ли на Суслова, то ли на Лигачева похожий. Ясно - не пустит. А перед этим Ваня встретился с Медведем, тот и сказал, что черти те бедовые, курить-пить его научили, он даже Медведицу по пьянке отмутузил. И, мол, только они, черти, и сумеют вывести Ваню на Мудреца.
 
И Ваня посоветовал (чего не сделаешь, чтобы добыть справку о том, что ты не дурак!) чертям, как усыпить бдительность охранника. Те спели ему (ах, как они пели!) песню "По диким степям Забайкалья", услужливо подливая охраннику вина. И когда   охранник, всплакнув от душевной тоски, захрапел, вошли черти в …монастырь. Свободно, без драки и зуботычин.  Выгнали из келий монахов, живописцев их заставили писать иконы со своих образов. Монахи повозмущались тихо, пороптали (еще тише), разложили мольберты и стали писать иконы с чертей.

Перечитывал я Василия Макаровича, и так живо представились кремлевские   коридоры, коридоры   на   Новой площади, на Набережной.  И стук стоит... Даже не стук, а этакий стукачек.  Стук-стук... Стук-стук… Так и стучат, так и стучат копытцами.


Рецензии
Уважаемый Валентин, благодарю за отзыв на мою работу о Машке Форсик.

О вашей работе "откуда взялась голубая кровь" - жму ей "Зелёный" - в добрый путь к читателям!

Моё умозаключение: - она не переводилась никогда в истории. На этот счёт я предлагаю Вам ознакомиться с моей работой "Горбачёв - послеродовой последыш теневой экономики" в разделе "Зарисовки на тему Истории".

Вы журналист, политик и писатель - это вызывает мой интерес к вашим работам. Я по образованию университетскому - Историк. Но более тяготею к художественной прозе. Именно в этом "ненаучность" моих работ.

С добрыми Вам пожеланиями.

Михаил Ханджей   02.11.2023 23:24     Заявить о нарушении