По картине Г. Мясоедова. Сожжение Аввакума. 1897

О художнике

Григо;рий Григо;рьевич Мясое;дов (7 [19] апреля 1834, Паньково, Тульская губерния, Российская империя — 18 [31] декабря 1911, Полтава, Российская империя) — русский живописец, один из самых ярких представителей русского реализма второй половины XIX века, основатель Товарищества передвижных художественных выставок. Основная тема, к которой обращался художник — крестьянский быт.

**********************

Личность Петрова Авввакума

Авва;кум Петро;в, также Авваку;м[2] или Аввак;м Петро;вич (25 ноября (5 декабря) 1620, Григорово, Нижегородский уезд — 14 (24) апреля 1682, Пустозерск) — священник Русской церкви, протопоп, писатель (автор Жития протопопа Аввакума, ряда полемических сочинений и посланий единомышленникам).

В конце 1640-х — начале 1650-х годов — протопоп города Юрьева-Повольского, участник влиятельного Кружка ревнителей благочестия, друг и соратник будущего патриарха Московского Никона, также входившего в этот кружок; впоследствии противник церковной реформы, начатой патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем, идеолог и наиболее видный деятель старообрядчества в период его возникновения. За свою религиозную деятельность был сослан, заточён в тюрьму и в итоге казнён.

***********************

О картине

1897

Языки пламени приближаются к фигурам обреченных. Поднимается тяжелый желтоватый дым. К столбам привязаны двое. Протопоп Аввакум - идеолог раскола, защитник "старой" веры - седой старик, истощенный до крайности, но не сломленный, полный неистового желания отстоять "истинную веру". Он вглядывается в толпу, желая каждому свидетелю его гибели заглянуть в глаза перед смертью.

Седой старик: худой и истощённый,
Приговорен, спасения не ждать.
Готов принять погибель за идею,
Чтоб прежние обряды сохранять.

Собравшийся на казнь народ разнолик. Те, кто сочувствуют Аввакуму видны сразу. Но таких совсем немного. Женщина протянула руки к приговоренным, мужчина поднявший руку в двоеперстием, символом старообрядчества. Но большинство присутствующих равнодушны.

К ногам все ближе пламя подползает,
Погибнет он, но дело будет жить.
Продолжат путь его старообрядцы,
Сумеют веру предков сохранить.

Копье в руках стрельца, фигуры несчастных на костре, церковь на фоне казни, толпа зевак - все эти детали рождают ассоциации с распятием Христа на Голгофе. Автор словно пытается сказать, что истинный размер запечатленной трагедии станет ясен гораздо позднее. Известно, что именно после казни Аввакума, началось массовое переселение старообрядцев-раскольников за пределы России.

***************************

Дивлячись на картину. М'ясоїдів. Спалення Авакума

Сивий старий: худий і виснажений,
Засуджений, порятунку не чекати.
Готовий прийняти погибель за ідею,
Щоб колишні обряди зберігати.

До ніг все ближче полум'я підповзає,
Загине він, але справа буде жити.
Продовжать шлях його старообрядці,
Зуміють віру предків зберегти.


Рецензии
"- Доколе страдать будем, Батюшка?
- До самого конца, Матушка! До самого конца!"

Предыдущий отзыв: "Жуть!" - Это верно.
Но мы не хуже и не лучше других.
Варфоломеевская ночь, религиозные войны
в Германии и Англии, сожжения
"ведьм", Жанна д,Арк...
- История "цивилизованной" Европы,
о которой она стыдливо старается умалчивать,
много более кровава.
"О, времена! О, нравы!"
И сейчас счёт идёт на немалые тысячи.
- "Жуть!"

Василий Овчинников   04.04.2022 05:32     Заявить о нарушении
Василий, вы правы!😐

Дмитрий Суханов 2   10.04.2022 21:36   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.