Oh, mio terrore! - О, мой ужас! Макбет, опера Верд

 "Oh, mio terrore!" - "О, мой ужас!"

"Макбет", опера Верди, историческая сцена Мариинского театра, 29 октября 2021 года

"Oh, mio terrore!" (О, мой ужас!) - восклицает измученный страхами и видениями Макбет, ставший королем Шотландии после совершенных убийств. Непосильна ноша, невыносимо велика плата за узурпацию власти! Не первый век размышляют об этом оперные герои! У кого стоят "мальчики кровавые в глазах", как у Бориса Годунова, у кого призраки Банко по замку бродят, как у Макбета, и приводят хозяина в ужас в самый неподходящий момент. Кого преследует запах человеческой крови, въевшийся в руки, как леди Макбет, и весь арсенал пахучих бальзамов из Аравии не помогает! Создатели опер и трагедий, в том числе в лице Верди и Шекспира, верили в наказуемость высшим судом преступлений великих мира сего, правителей-узурпаторов, впрочем, как и не узурпаторов, но натворивших много зла. И рассказали нам об этом в своих творениях. Хотя бывало, в периоды революций, что и в реальной жизни короли лишались головы на плахе, как Карл I (Charles I), или под ударом гильотины, как Людовик XVI и его жена Мария-Антуанетта. Про Николая II я уже молчу. Лидеры восставшего народа, похоже, полагали, что все они виноваты уже в силу самого факта пребывания у власти. Интересно, думают ли об ответственности перед судом хотя бы истории, за все, что делают, современные политики, идущие во власть в любой стране?
Такие невеселые размышления будил во мне вчера "Макбет", роскошно прозвучавший в Мариинском театре. Словно машина времени сработала и перенесла тысячу лет назад, в средневековую Шотландию, в мрачный холодный замок четы Макбет. История захвата трона таном Гламиса Макбетом явилась в новых красках и с новыми акцентами, как всегда бывает в этих спектаклях с Владиславом Сулимским в титульной роли. Новая леди Макбет, а в этот вечер это была Екатерина Семенчук, рождает и иные отношения супругов, и другие эмоции, и немного отличающиеся мотивы поступков. За этим очень увлекательно следить, особенно, когда видел и других партнерш в роли леди Макбет - Татьяну Сержан, Анну Нетребко, Младу Худолей.
Исполнявшие вчера роли четы Макбетов артисты - певцы первой оперной величины Екатерина Семенчук и Владислав Сулимский - буквально оживили на сцене кровавые перипетии властолюбивой борьбы, восхождения на трон, падения и смерти своих героев. Они были очень органичны, казалось видишь настоящих супругов, задумавших общее дело и исполнивших его. Это была идеальная пара, понимающая друг друга с полуслова, дополняющая один другого - у кого смелости и честолюбия больше, у кого силы и изобретательности, у кого стойкости и эмоциональной непробиваемости. Они всегда вместе, даже когда ссорятся, леди Макбет всячески поддерживает супруга, когда у него сдают нервы, когда ему не хватает отваги, когда подступает безумие. Как выразительно они шепчутся, обсуждая свои проблемы на пиру, как убедительно реагируют на реплики друг друга! За их мимикой и жестами очень интересно наблюдать - это актерская игра высокого класса! При этом и вокально роли выстроены прекрасно!
В трактовке Екатерины Семенчук леди Макбет вкрадчивая, чутко улавливающая состояние мужа и ясно видящая конечную цель женщина. В этой паре она ведущая, хотя Макбет Владислава Сулимского кажется хозяином положения, властным господином в семье, который, решившись на одно преступление, уже не может остановиться. Но он первым теряет присутствие духа. И лишь под натиском дальнейших неприятностей и угроз, исходящих от оставшихся в живых конкурентов Макбета на трон, теряет рассудок и леди Макбет. Потрясающе была сыграна и спета Екатериной Семенчук и Владиславом Сулимским сцена пира. Растерянность и нервозность, испуг и паника явственно слышны в мягко звучащем, но мощном и выразительном баритоне Владислава Сулимского. Леди Макбет тоже нервничает. Потому Екатерина Семенчук исполняет застольную, словно никак не может отделаться от других забот и мыслей. Больше всего в исполнении Екатерины Семенчук меня проняла сцена с лампадой, где леди Макбет в приступе сомнамбулизма трет руки, тщетно пытаясь смыть с них запах крови.

А Владислав Сулимский вчера словно купался в роли Макбета, с особым подъемом исполняя все мизансцены. Волнение и радость вызывали все фрагменты с его участием. Сначала - дуэт Макбета и Банко (Евгений Никитин) в первом действии! Потом - сцена с ведьмами! Затем - объяснение с леди Макбет и рождение плана убийства короля Дункана! А какой изумительный был ансамбль с хором, где в финале солирует Макбет, в сцене после обнаружения убитого короля, когда все, включая супругов-убийц, призывают кары на головы преступников. Какая красивая музыка! Удивительно, что по ритмическому размеру - это вальс. Впрочем, в этой опере хоры-вальсы - не редкость! Они звучат в финале всех трех действий! И как звучат! Очень воодушевляюще!
Конечно, самая значимая ария Макбета и одна и коронных у Владислава Сулимского - это "Pietta, rispetto, onore", она звучит в конце оперы, перед тем как король-преступник погибнет. От мягчайших пианиссимо до яростных фортиссимо слышим мы в ярком баритоне певца, льющемся в кажущейся бесконечной кантилене. И слова, и голос полны сожалений о содеянном, печали о несбывшихся надеждах, сокрушений о потерянном уважении и чести, о суровом приговоре потомков. С замиранием сердца ждешь финальных фраз этой арии и великолепного завершающего ее вокального пассажа и радуешься, что ты стал свидетелем очередного рождения музыкального чуда! Ничто не может сравниться со звучанием прекрасного человеческого голоса в театре!
С удовольствием слушала я и Гамида Абдулова, многообещающего молодого тенора, очень удачно исполнившего партию Макдуфа. За неделю до этого он поразил меня своим Калафом, спетым в юбилейном концерте Анатолия Кузнецова в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии. И это обнадеживает. Хорошие голоса - нечастый подарок, а хороший тенор - еще бОльшая редкость!

Впрочем, вчера вся опера прозвучала с особым воодушевлением, все певцы и музыканты были на высоте. Спектакль был исполнен очень выразительно, цельно, увлекательно, захватывающе. Безусловно, играло роль, что за дирижерским пультом был Валерий Гергиев. Возможно, это вдохновило всех участников представления, и оно было показано с блеском и воодушевлением!

P.S. Не могу не поделиться один курьезным моментом в собственном восприятии оперы. Это случилось впервые за почти 15 виденных спектаклей. Музыка вчера звучала так увлекательно, а Верди мастер вставлять чарующие танцевальные мелодии в самых трагических местах, в "Макбете" - это хоры-вальсы, что у меня в сознании, независимо от моей воли, при звуках хора, взывающего к возмездию за смерть короля Дункана, когда мне показалось, что еще чуть-чуть, и Макбет пригласит жену на тур вальса, всплыл анекдот про Леонида Ильича Брежнева: "На совещании после похорон маршала Гречко, Брежнев журит собравшихся членов Политбюро: "На похоронах Гречко, а, кстати, где он? На похоронах Гречко, когда зазвучала траурная музыка, никто, кроме меня, не догадался пригласить вдову на танец!"
Чего только ни творит наше сознание, какие только ассоциации ни подбрасывает!


Рецензии