Незабываемый концерт Юбилейный концерт Заслуженной

 Незабываемый концерт

Юбилейный концерт Заслуженной артистки России Ирины Александровны Шараповой, Малый зал Санкт-Петербургской академической филармонии, 26 октября 2021 года
Этот грандиозный концерт, посвященный полувековому юбилею творческой деятельности Заслуженной артистки России Ирины Александровны Шараповой, профессора Санкт-Петербургской консерватории, воспитавшей целую плеяду прекрасных певцов и музыкантов,
останется в памяти надолго! И запомнится он не только калибром собранных артистов, роскошью голосов, извесностью имен, не только захватывающими музыкальными номерами и великолепием их исполнения, но и общей атмосферой радости, музыкальной щедрости, почти домашнего уюта и теплоты!
Тон задавала сама юбиляр, которая, что сразу становилось совершенно очевидно, была не просто рада видеть на сцене каждого из выступающих, она излучала любовь к ним и восхищение их успехами, получала огромное удовольствие от их выступлений и от звуков любимых произведений в их исполнении. И, порой, увлекаясь, спонтанно решала сама аккомпанировать им. Это подкупало, и даже непосвященному давало понять секрет творческого успеха. Люби сам то, что ты делаешь, и тогда это обязательно передастся твоим ученикам. А Ирина Александровна концертмейстер, как
говорится, от Бога. Даже слушая ее первый раз, восхищаешься не только ее виртуозной техникой, но и тонким пониманием и бережной интерпретацией сложной музыки, умением заразить слушателей своей любовью к ней, раскрыть и донести до них ее глубинный драматизм. Как поразительно прозвучала в ее исполнении с баритоном Михаилом Гавриловым пьеса Сергея Слонимского "В старом зале" из цикла "Песни неудачника" на стихи Е. Рейна! Песня-воспоминание, песня-самоутешение, песня-размышление - потрясающая вокальная и музыкальная драматургия, эмоциональная динамика и насыщенность! Для меня это стало открытием. Я раньше слышала музыку Сергея Слонимского, но не могу сказать, что она меня особенно захватывала, а тут поразила своей силой! И я оказалась не одинока в своей реакции, зал тоже принял ее на ура.
И это был, пожалуй, самый серьезный номер концертной программы.
Другие давали публике большой простор для радостного узнавания, чистого наслаждения, безусловного восхищения и даже веселья.
Первый всплеск восторга подарил мне Александр Михайлов арией Тонио из оперы Доницетти "Дочь полка". Я очень люблю этот восхитительный фрагмент неимоверной красоты с девятью безумно высокими нотами, из-за которых не многие тенора отваживаются его спеть. А тут такая радость - услышать эту арию в самом начале концерта! Она словно задала общий тон всему празднику и всем выступлениям, дальше концерт шел по нарастающей! Дуэт Адины и Неморино из другой оперы Доницетти - "Любовный напиток" (Анна и Александр Михайловы, Мариинский театр). Хор "Signum" (хормейстер Петр Гайдуков) исполнил старинное немецкое песнопение под клавесин, а затем забавную интерпретацию русской песни-романса "Шумел камыш", плавно переходящую в моцартовскую "Lacrimosa" из его "Реквиема" и через пассаж "...она с ума меня сведет" из песни "Вот кто-то с горочки спустился" вернувшуюся к исходному романсу про камыш. Потом прозвучал "Романс" Шумана для гобоя и фортепиано (Денис Быстров, Семен Заборин). Юлия Мазурова (Большой театр) подарила всем пять невероятных песен Сергея Слонимского на стихи Марины Цветаевой, а затем исполнила Хабанеру из "Кармен" своим обворожительным меццо-сопрано. И здесь меня снова восхитила подача музыки Сергея Слонимского (не себя и своих возможностей, а именно ЕГО музыки!) и певицей и концертмейстером. У рояля была Ирина Шарапова. Песни звучали так естественно, ненавязчиво, без нажима и экзальтации, хотя и наполненные огромной гаммой чувств, а ведь музыка тут далеко не песенная. Высший пилотаж!
До слез растрогал меня Владимир Мишук "Ноктюрном" Шопена. Я уже не надеялась такое услышать, думала ТАК больше не играют Шопена. И вот ведь ошиблась, к счастью!
А дальше начались еще большие радости и настоящие чудеса! Для меня всегда праздник, когда поет Владислав Сулимский (Мариинский театр), а в этом концерте он выходил на сцену трижды. Сначала был полный изящества дуэт Церлины и Дон Жуана из оперы Моцарта "Дон Жуан". У Владислава Сулимского он всегда забавный и разный, все зависит от партнерши. Вчера в этом очаровательном номере я впервые услышала Дарью Пронину (Мариинский театр) и порадовалась ее красивому сопрано и страстному темпераменту ее героини!
Но кульминация концерта случилась в конце первого отделения! Ее творцами стали Лариса Юдина (Мариинский театр) и Владислав Сулимский. А еще тот, кто выстраивал последовательность номеров. Сначала Лариса Юдина спела своим волшебным кристальным колоратурным сопрано арию Царицы ночи из оперы Моцарта "Волшебная флейта", потом прозвучало ариозо Германа из "Пиковой дамы " "Прости, небесное созданье!" в исполнении Дмитрия Демидчика. А дальше встретились два алябьевских "Соловья" - русский и итальянский! Гениальное решение организаторов концерта! Дивной красоты знаменитый романс Александра Алябьева подарила зрителям Лариса Юдина! Я ликовала! Для меня это был второй "Соловей" за три последних дня! Оба - как подарки судьбы! Но такого вокального совершенства, как у Ларисы Юдиной, я давно не слышала! "Соловей" во всем блеске и даже больше! И следом за ним - "Соловей" от Владислава Сулимского - роскошная ария барона де Сирье "La donna russa" (Русская женщина) из оперы Джордано "Федора", которая построена на мелодии алябьевского "Соловья"! Завораживающая ария была виртуозно исполнена Владиславом Сулимским! Сочный баритон свободно звучал в этой прекрасной витиеватой мелодии!
Вот уж редкое везение! Два первоклассных певца сошлись в одном концерте и дали нам уникальную возможность услышать подлинник и его творческую переработку. И оба прекрасны!
Второе отделение концерта было богато на имена. Выступил Олег Погудин - "Серенада" Шуберта и старинный русский романс "Не уходи, побудь со мною". Веселый дуэт из "Золушки" Россини спели Сергей Романов и Николай Каменский. Арию Риголетто из одноименной оперы и песенку Томского из "Пиковой дамы" исполнил Владимир Ванеев (Мариинский театр). Владислав Сулимский рассказал историю про три выигрышные карты в арии Томского из "Пиковой дамы". А Ольга Кондина (Мариинский театр) порадовала слушателей неаполитанской песней и романсом Чайковского "То было раннею весной".
Сарсуэла "Дочери Зеведея" и этюд в форме вокализа Равеля прозвучал в исполнении Светланы Шиловой (Большой театр).
Очень украсила концерт арфа Александра Болдачева, сына Ирины Шараповой.
Он же вместе с юбиляром и Ярославой Сердобольской были ведущими концерта, который завершился исполнением двух песен Фрэнка Синатры. В финале весь зал хором вместе с Михаилом Гавриловым спел песню Василия Соловьева-Седого "Вечерний город" - "Город над гордой Невой, город нашей славы трудовой, слушай, Ленинград, я тебе спою задушевную песню свою!"
Прекрасный концерт в честь замечательного человека, Ирины Александровны Шараповой, отдавшей музыкальному творчеству 50 лет, завершился бурной овацией.


Рецензии