О том, как помогли баптисты

Пишу о людях, которые встречались мне на моём жизненном пути и помогали в трудных жизненных ситуациях. Нина Евменовна ушла давно в Мир иной. Я часто вспоминаю её в молитвах, прошу Небесные Силы простить все её грехи и прегрешения, дать ей Царство Небесное и Святое Причастие. Во время моей учёбы в Нальчике, в Кабардино-Балкарском государственном университете, она приютила меня на время зимней и летней сессий по просьбе моей свекрови, Анны Карповны.

У неё была дочь Мария, внук Владимир и внучка Ольга. Жили они в пятиэтажном доме по улице Байсултанова. Получилось так, что все годы учёбы я приезжала из Кузбасса к ним, как к своим родным. Продукты покупала, еду готовила Нина Евменовна, а позднее это делала её дочь Мария. Плату за квартиру с меня не брали, понимая то, что мне нужна помощь. Хозяйка  сама попадала в трудные жизненные ситуации, и совсем чужие люди помогли ей и её семье бескорыстно.

Нина Евменовна однажды поделилась своими воспоминаниями о том, с чем ей пришлось столкнуться в жизни, какие беды ей пришлось пережить. Детство прошло в одной из станиц на Ставрополье, недалеко от Пятигорска. Замуж вышла за местного парня, появились дети. В семье жили тихо, мирно, ничто беды не предвещало. Она работала продавцом в сельском магазине.

 Однажды зимним вечером к ним в дом зашла соседка и сказала: «Нина, идём ко мне! Люди хотят поговорить с тобой».
– Кто? – спросил муж.
– Да гости ко мне приехали. Возьми ключ от магазина с собой!
 – Ну, сходи! – разрешил муж, думая, что гости хотят купить водку или вина для застолья.
В доме соседки сидели за столом трое крепких мужчин. Много говорить не стали.
– Давай деньги! – сказал один из них.
– Денег нет. Получка в конце месяца.
– Я о выручке говорю. Давай выручку!
– Деньги дома не держу.
– Давай сюда ключ от магазина! Иди домой! И не вздумай пикнуть или слово сказать о нас. Вырежем всю семью, – пригрозили ей гости. Домой вернулась Нина быстро.  С бледным лицом, испуганными глазами и дрожащими губами вошла она в дом.
– Что так быстро? – спросил муж.
Онемев от страха за себя, за смотревших на неё троих детей и мужа, рухнула на лавку, стоявшую у двери. Молчала.

Из рассказа Нины Евменовны: «Я получила срок за то, что не выдала бандитов, которые ограбили  магазин, где я работала. Односельчане видели, к кому приезжали незнакомые люди. Сыщики пришли к соседке, по следу саней нашли потом хозяина лошади. Забрали соседку, нашли двух бандитов. Третий на воле остался. Соседку «раскрутили», она во всём созналась. Меня допрашивали. Помня наказ бандитов, на вопросы отвечала: «Не знаю». Меня сразу забрали, а я не знала о том, что двух бандитов поймали, что соседка уже во всём призналась. Судили всех. Им дали по 10 лет. А я получила пять лет за укрывательство.

Муж остался дома один с малыми детьми. Родственники и селяне помогали ему, как могли. Через пять лет вернулась домой. Люди косятся, обходят стороной. Переехали в Нальчик. Устроились на работу, получили комнату для проживания в коммуналке, рядом с базаром. Вот твоя свекровь часто приезжала на базар продавать кур, яйца, овощи. Она с мужем жила в селе Куба-Таба, держали хозяйство. Что не распродаст, нам приносила. Помогала. Мы не были родственниками, в одном селе раньше жили.

Когда началась Великая Отечественная война, мужа и старшего сына отправили на фронт с первых дней войны. Я осталась с тремя детьми одна. У нас с мужем до этого времени родился уже четвёртый ребёнок – Виктор. Наши войска с боями отступали. Да ты сама видела у обочины дороги, когда ехала из Пятигорска в Нальчик памятники погибшим солдатам. Без мужа жили в городе, хозяйства не держали, есть нечего. Дети голодные. Прихожу с работы, кормить их нечем. У твоей свекрови было тоже к этому времени трое детей, а муж  был на фронте. Хватили все лиха.

Румыны и немцы подходили к Нальчику. К нам прибежала соседка и крикнула: «Нина, наши солдаты уходят, хотят поджигать продовольственный склад. Побежали туда! Может быть, нам удастся раздобыть что-нибудь». Взяла мешок и бегом к складам. Вижу,  там люди толпятся у ворот тоже с мешками. Солдаты, направив автоматы на людей, сдерживают толпу, кричат: «Не подходи! Стрелять буду». Другие солдаты бегают вокруг складов, обливают строения керосином, чтобы их сжечь вместе с продуктами. Я вышла вперёд толпы и крикнула: «Ну, стреляйте в меня! Мой сын на фронте, муж на фронте, продуктов нет, детей кормить нечем. Дайте нам растащить продукты по домам! Фрицам ничего не достанется».

Я ринулась вперёд, толпа – за мной. Солдаты опустили автоматы. Через полчаса складские помещения были пусты – всё растащили. Унесла, сколько смогла, сбегала домой два раза.  Пустые склады поджигать не стали, приказ не выполнили.
 – Почему? – спрашивали начальники, когда немцев и румын выгнали из города. Кто-то донёс властям на меня, что я организовала разграбление складов. За это меня осудили сроком на пять лет.  Похоронки на мужа и сына уже пришли – оба погибли в бою за Родину.

Трое детей остались одни. Дочь Мария была старшей. Ей было 15 лет. Она пошла работать. Детей оставляла одних. Жили впроголодь. Что может заработать пятнадцатилетняя девчонка? Однажды к ним зашли две пожилые женщины, увидели голодных детей, поговорили с ними, потом вечером дождались Марию, предложили ей свою помощь. Они начали по очереди присматривать за двумя братьями Марии, приносили им еду, когда она была на работе.

Женщины оказались баптистками. В воскресные дни Мария с младшими братьями отправлялась в гости к этим женщинам. Они вмести читали Библию, учили молитвы. Так с помощью этих женщин дети пережили эти пять лет без меня. Нужно ли говорить о том, с каким чувством и переживаниями за детей я отсиживала этот срок? Если бы отсиживала. Посылали на самые трудные работы. Не всякому мужику под силу. Через пять лет вернулась домой. Это уже было послевоенное время. Я была очень благодарна женщинам-баптисткам за помощь моим детям, подружилась с ними, стала ходить на собрания к баптистам, читала Библию. Когда устроилась на работу, жизнь постепенно налаживалась, хотя жилось ещё трудно.  Мария тоже работала. Дети ходили в школу.

Однажды по радио сообщили:  "Всем, кто исповедует какую-либо религию, нужно явиться для регистрации в милицию!". Ведь говорили мне женщины: «Нина, не ходи, не регистрируйся!». – Ну как же, – думала я, что плохого в том, что благодарю Бога за помощь своей семье. Зарегистрировалась. Многие верующие туда пришли. Меня в кабинете спросили: «Веруешь в Бога?».
– Верую.
– В Бога веруешь, а уже имеешь две судимости! – заметил один милиционер. Мне бы промолчать, а я «выступила», сказала не то, что им было надо. Дали мне три года. Так я оказалась в Сибири, в женской колонии, в посёлке Яя. Это рядом с вашим Мариинском. Там я научилась фуфайки шить, окаменела душой, научилась молчать», – закончила Нина Евменовна свои воспоминания.

Я сильно удивилась такому откровению. Не подумаешь, что перед тобой сидит бывшая зечка с тремя судимостями. Лицо чистое без морщин, просветлённое, никогда я не слышала от неё грубого слова, она не курила. Вот такой женщиной была моя хозяйка, которая помогла мне в трудной жизненной ситуации. Молчаливой, с взглядом, устремлённым в своё прошлое, она осталась она в моей памяти.

Атеизм я ещё в то время не сдавала, про Бога мало что знала, так как была уже членом КПСС, сама  проповедовала идеи коммунизма. Помню, готовилась к сдаче экзаменов в университете по Диамату и  Истмату, Нина Евменовна смотрела на меня печальными глазами, качала головой. Иногда она или  Мария подсаживались ко мне за стол с Библией.
– Ты вот послушай лучше, что пишут здесь в Библии!

Я отодвигала в сторону книги, сидела и слушала. С одной стороны, я относилась с пониманием к их вероисповеданию. С другой стороны, есть пословица -  «На чужом возе едешь, чужие песни пой!». Никакого понимания религии у меня не было, но слушала, пока им не надоедало читать.

Иногда к ним приходили в воскресные дни подруги-баптистки. Они уходили в другую комнату. Мария занималась шитьём, все сидели и пели религиозные песни, славили Бога. Мелодии песен мне нравились.
– Какой там Бог? – думала я, поднимая голову вверх. Там никого не видно. Когда они говорили мне о душе, о Христе, мной ничего не воспринималось.

 С благодарностью вспоминаю эту семью. Уже, будучи на пенсии, я окончила заочно в Германии курсы по изучению Библии на немецком языке. Благодарю Бога за те уроки, которые Он мне посылает.
Фото прислала Мария Герасимовна из Нальчика.


Рецензии
Привет, Алифтина! Очень интересные - и сюжет его изложение! Будто бы не читаешь,
а слышишь разговор. Спасибо Вам, Аля, за удовольствие от прочтения Ваших воспоминаний.
Спасибо Вам! Такое было тогда, есть сейчас и (уверен) будет в будущем. С уважением и добром. Павел.
До встречи на страничках. Пока.

Павел Конча   26.11.2021 11:31     Заявить о нарушении
Спасибо, Павел, за визит и отклик. Рада Вам.

Алифтина Павловна Попова   27.11.2021 13:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.