Умная молитва - как она есть

По Святым отцам,  об умно-сердечной, непрестанной и созерцательной молитве говорится: «Потщись войти во внутреннюю свою клеть и узришь клеть небесную; потому что та и другая — одно и то же, и, входя в одну, видишь обе. Лествица оного царствия внутри тебя, сокровенна в душе твоей.» ... Это особый навык фиксации сознания и восприятия в созерцательном состоянии, вырабатываемый на этапе умно-сердечной молитвы. «Ум, не рассеивающийся по внешнему, возвращается (вращается) сам к себе, а через себя восходит к Богу» (Св. Василий Великий).

Примерно, такого смысла и характера у Святых отцов большинство определений об умной и непрестанной (самодвижимой) молитве . Безусловно, это глубокий опыт духовной жизни и знания Бога. Но для обычного понимания и применения это труднодоступно.

Вот ещё пример из трактата протоиерея Вадима Леонова «Понятия «Ум», «Разум», «Рассудок» в святоотеческой традиции».

"Ум – это созерцательный орган. Он предназначен для созерцания и познания Бога и сверхчувственного мира, для богообщения, т.е. для высшей духовной деятельности человека: «Уму свойственно пребывать в Боге, и о Нем умствовать, равно как  о Его промышлении и о страшных судах Его» [1, с. 334]. Другими словами, он выполняет все то, что относится к человеческому духу, прежде всего, соединяет человека с Богом, поэтому и возможна взаимозамена этих слов. Однако необходимо отметить, что в святоотеческой традиции слово «дух» более емкое и включает в себя не только созерцание, но и понятие о духовной силе и едином духовном чувстве".

Ниже я поделюсь, что мне известно по высказываниям Святых отцов, и постараюсь доступно описать психологию молитвы.
Но хочу сказать, что в православном наследии, всё же, есть доступные и действенные наставления, как в молитве, так и в духовной жизни в целом.
Процитирую небольшую выдержку  Свт. Феофана Затворника.

Прямой путь к непрестанной молитве
Если б кто спросил меня: «Как мне справлять дело молитвенное?» – Я сказал бы ему: «Навыкай ходить в присутствии Божием или храни память Божию и благоговеинствуй; для поддержания сей памяти избери несколько коротеньких молитовок или прямо возьми 24 молитовки Златоустовы и часто повторяй их с соответственными мыслями и чувствами.
По мере навыка будет просветляться голова памятию Божиею и согреваться сердце. В сем положении уканет [западет – прим. сост.] наконец в сердце искра Божия – луч благодати. Его ничем не произведешь, он исходит прямо от Бога... Тогда можешь остаться с одною Иисусовою молитвою и ею раздувать молитвенную искру в пламень». Таков прямой путь. (10, 190)

Страх Божий доведет до цели
Как достигнуть состояния неотходно стоять пред Богом? – Начинай хождением пред Ним с соответственными чувствами. Отсюда придет страх Божий, который и доведет тебя до искомой цели. Это настоящий способ – духовный к духовному состоянию. А механический, что у Григория Синаита, есть только подспорье, и один не ведет к цели. Но с мысленными приемами необходимо соединять и деятельные: совесть блюсти чистою, плоть утончать, в молитвах пребывать – все в духе сокрушения и смирения с благоговеинством. (4, 453)
Частое памятование о Боге без благоговеинства притупляет чувство страха Божия и чрез то лишает его того спасительного действия, которое ему принадлежит в кругу духовных движений и которого, кроме его, ничто произвесть не может. (4, 412)
Хорошо, что любите память Божию... прилагайте к ней еще и страх благоговейный. Память смерти не подавляет и не угрюмость наводит, а только возбуждает сторожевую бдительность над собою...
Надо всегда при обвеселяющем держать и отрезвляющее. – Любовь и страх оба должны быть в силе... Ангелы предстоят Богу со страхом и трепетом... и нам Апостол повелел со страхом и трепетом содевать свое спасение. (11, 84–85)

Раннее, у меня было опубликовано небольшое толкование непрестанной молитвы, где главной движущей силой к Богу и молитве был обозначен дух и чаяние спасения души. Опыт пробуждения (страх Господень) и приход к Богу, осознанное стремление к спасению души, Благая Весть в явлении Спасителя Христа, прощении грехов и призвании Божьем, суть, естественная причина молитвенного духа христианина.

Теперь рассмотрим, что происходит, когда молитва побуждается сознанием (умом) - не в многословии, основываясь на внимании и покое.
Для чего необходим покой?
Покой успокаивает импульсы тела и его автономных рефлексов, а также, все позывы животной природы. Тем самым, снимается желательная, эмоциональная и информационная нагрузка на сознание.

Кроме того, касаемо умной молитвы, у Святых делается акцент на безмолвие.
Безмолвие – это уже чистота предстояния пред Богом и погружение в глубину духа.
Откуда оно берётся?  Это кроткий и смиренный дух, который может быть от рождения (как у Господа Иисуса) или приобретён в богопознании.
Кроткий и смиренный дух безмолвствует, устремлён в глубину духа и к поклонению духом Творцу, вместе с умом и сознанием. Ведь это один ум, одно сознание и дух.

1. Безмолвие приходит вследствие навыка концентрировать внимание на Боге и предметах непреходящих, помышления духовные. В идеале, страстная природа замолкает.
Правда, здесь не всем дано без трудов телесных победить плоть. И душевное, тоже, необходим труд, или от природы предрасположенность, плюс, сопутствующие жизненные условия.

2. Пребывание в духе. Может не быть духовных переживаний и откровений, но дух бодрствует, духовная чуткость и бесстрастие. Приходит с опытом Богообщения. Молитва и животворящее действие Духа Святого даётся легко, стоит лишь перекреститься или обратиться к Богу, итог – стандартное благоговейное состояние в Святом Духе, переживание Божьей Святости и животворного действия.

3. Достижение предыдущего духовного состояния позволяет находиться в безмолвном поклонении Богу, которое возможно в переживании (пусть, небольшого) Присутствия Его.
Переживание святости Бога пропорционально поклонению духа Ему. По сути, можно сказать, что безмолвная молитва – это поклонение духа Богу. Конечно, это происходит в окормлении Святого Духа.
На фоне созерцания совершенства и святости Бога обличается несовершенная человеческая природа. Но не грехи, которые уже в прошлом исповеданы, разве что, не умышленные, но не пороки.
И вот такое обличение «нищеты, наготы и слепоты» в исповедующем духе, тоже - что углубление в покаянном духе. В этом же – кротость и смирение.
Кротость и смирение Христа – Его природа, Дух Агнца, который исполняет волю Отца и уповает на Него.
Однако, на таком уровне духовности безмолвное поклонение Богу быстро переходит в общение Святого Духа (духовные знания, наставления, откровения).

4. Осознание несовершенства многословия и часто, самих слов, также, приводит к безмолвному предстоянию пред Богом – чистота предстояния. Когда внутренняя чистота тела и духа достигнет состояния храма Святого Духа по усмотрению Бога (часто это годы безмолвия), тогда происходит преображение в силу преподобного Христу Духа. Здесь и созерцание Фаворского Света.
 
Когда мы не громко или мысленно произносим краткую молитву Богу (Господи Иисусе, помилуй или, крестясь во имя Отца и Сына, и Святого Духа, Аминь) то в нашем сознании предстаёт формальный абстрактный образ Спасителя или Творца, или крестное сораспятие - а главным является пережитое знание о Божестве и переживание Божьей святости. «Благослови душа моя Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его» (Пс 102).
Так происходит сосредоточение ума лишь на Боге и расположение его в сердце своём, в котором переживание святости Бога и глубина поклонения Ему в духе.

Хорошая иллюстрация:
8 И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.
9 И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков,
10 тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря:
11 достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено (Откр 4).

И животные и старцы, кто бы они не были конкретно, представляют собою творение, просвещённое,  преображённое и совершенное «в венцах».
Они день и ночь творят непрестанную молитву в переживании святости Господа Бога Вседержителя. Конечно же, это самодвижущаяся молитва Святого Духа.
И того факта, что Бог всё сотворил и по Его воле всё существует и сотворено, достаточно, чтобы осознавать святость Его.

Интересно, почему этот стих 8, гл. 4 не толкуют, как самодвижущую молитву в Святом Духе? Здесь день и ночь взывают: свят, свят, свят.
И поклоняются именно Творцу. И кстати, в данном эпизоде поклоняется сам Святой Дух, данный Творцом тварному для ведения и силы добродетели: сила жизни в лице льва, страх Господень и труд терпения, смирения – лицо тельца, воспарение к Богу – лицо орла, и мудрость – лицо человека.
Этот аспект работы Святого Духа – Дух Поклонения Богу-Творцу.
А ведь Святые знают на опыте эту работу Духа, когда «тело спит, а сердце бодрствует».
«Вскоре он освоил Иисусову молитву по четкам. Прошло немного времени, всего около трех недель, и однажды, вечером, при молении пред образом Богородицы, молитва вошла в сердце его и стала совершаться там день и ночь» - из книги архимандрита Софрония Сахарова "Старец Силуан Афонский".

Далее, откуда в нас познание святости Бога?
Уже по вере Бог свят за дар жизни, который имеем.
Также, святость Бога нам открывается через Священное Писание. А какой великий Свет явился во Христе Спасителе – какая святость!.. какая высота Духа!.. Какая добродетель исцеления и воскрешения!.. Какое богоявление!.. Какое благословление!..
Какая любовь и сила!.. Какая Благая Весть!..
Всё это мы можем найти в Евангелиях. И какое свидетельство Христа и благодать в Книге Деяния и Посланий Апостолов!..
Слово Божье нас просвещает и очищает. Ин15:3 - «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам».
«Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф65:26,27).
«Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем» (Рим 10: 8).

Через Священное Писание мы просвещаемся духовно, познаём святое, укрепляемся в вере. Вера же позволяет входить в реальность Божью и духовной жизни, и тем самым стремительно растёт в богопознании. Итак, Священное Писание (Евангелие!) и вера нам позволяют обрести поклонение «в духе и истине».
И далее, в поклонении Отцу и Сыну происходит встреча с Богом через откровение Святого Духа. И теперь, молитва обретает соответствующую форму:
«Потщись войти во внутреннюю свою клеть и узришь клеть небесную; потому что та и другая — одно и то же, и, входя в одну, видишь обе. Лествица оного царствия внутри тебя, сокровенна в душе твоей.»

Через Святой Дух преображается, очищается и освящается ум и сердце.
И если до рождения свыше дух был лишь светильником Господним, то теперь молитва поклонения Богу совершается через саму жизнь Святого Духа в нашем духе.

Восхищению в Святом Духе в созерцание Божественного предшествует концентрация ума (сознания) в духе. Дух буквально притягивает внутрь и во всём теле некая собранность. Наверное, поэтому Святые, говорили о нахождении Ума во всём теле и отдавали этому Уму функцию восхищения в Духе Святом с последующим созерцанием божественного мира.
Но Ум ли это или просто дух, неизвестно. Ибо ясного и удовлетворительного описания этого нет, и удовлетворительного свидетельства откровения тоже нет.
«Святитель Григорий Нисский если говорит об уме, то его локализация в какой-либо части тела отрицается: «Ум не привязан к какой-либо части тела, но равно прикосновенен ко всему телу, сообразно с природою произведя движение в подлежащем его действию члене» [3, с. 35]. Эту мысль активно поддерживал святитель Лука (Войно-Ясенецкий)» [7, с. 110–126].

Поскольку человек имеет разум, способствующий выживанию, развитию и осмыслению мира, и в разуме, творчестве, созидании, усматривается богоподобие человека, то разум человеку дал Бог.
В инстинктах нет разума, но в инстинктах, даже, насекомых можно наблюдать сложнейшие алгоритмы поведения и системы, для внедрения которых нужен разум, превосходящий человеческий.
Инстинкты – это кибернетические программы, в которых возможно формирование условных рефлексов и интеллектуальных навыков, но ограниченно.
Разум – это познавательная способность, позволяющая абстрагироваться, осознавать и исследовать, и сами инстинкты, и весь окружающий вокруг мир. Однако, человеческий разум, тоже, ограничен. Например, бесконечность пространства не укладывается в рациональное представление о мире.

Но для разума доступно понимание, что столь премудро и сложно устроенный мир не может появиться и развиваться случайным образом. Для этого необходимо разумное и созидающее действие. Поэтому здесь приемлема идея Бога Творца. Мысли о тайне и причине бытия, о вечности, о Боге – это проявление высшего инстинкта Бога. Здесь начинается «умное» делание, оно имеет даже чувство "умного делания".
Также, не случайно человеческая любовь выходит за пределы социального инстинкта и распространяется на всё творение. Любовь – это высшая сознательность и форма жизни. По замыслу Творца, человек призван жить в любви, размышлять о Творце и вечности.
«Истинные философы, – говорит великий Дионисий, – обязательно должны были через познание сущего подняться к Виновнику сущего».

Святые могли утверждать о присутствии ума в духе, как об органе созерцания потому, что трезвость и бодрость духа – это явное качество ума (пробуждённого сознания). Как размышления о Вечном, о тайне бытия, так и молитвенное поклонение Богу сопровождается «умным» чувством.
Разве что, раньше представление об этом было, как «орган». А сегодня мы имеем аналогию беспроводного интернета и программного обеспечения. Ум, как модуль (или модальность) духа. Однако, сам дух "включает в себя не только созерцание, но и понятие о духовной силе и едином духовном чувстве".


Рецензии
Полезная статья!
Содержит очень интересные общие сведения об умной (Иисусовой) молитве, без которой в принципе невозможно различать собственные помыслы - откуда они? от падшей ли природы (мiра) или из мира Благодати Духа Святого?
Тем более, не получится отразить пришлый помысел от собственной души, без Иисусова имени.

Борис Силуанов   01.11.2021 14:35     Заявить о нарушении
Спасибо большое! Но Евангелие и Священное Писание – неисчерпаемый источник пробуждения духа и вдохновения. Если со вниманием читать, молитвенный дух и самодвижимая молитва могут придти автоматически. Вот к примеру, один из сотен, обычных для Евангелия эпизодов:
48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
49 Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Вот – что возможно для простого смертного, внимающему и верующему Христу Иисусу.

Михаил Пушкарский   02.11.2021 01:39   Заявить о нарушении
Согласен с вами, ув. Михаил, что при чтении Св. Писания дух питается Истинной пищей, Жизнью свыше. Может быть, ничем не заменимой. Но у вас в статье сказано, по-моему, больше - как подготовить свой ум, натренировать внимание. Всё-таки читать можно не всегда, а призывать Имя Иисус можно всегда. В вашей статье прекрасно показано совмещение чтения и молитвенной практики, вплоть до созерцания.

Борис Силуанов   02.11.2021 13:36   Заявить о нарушении
С искренним уважением!

Михаил, очень трудно понимается суть вашего произведения. Постоянно создаётся впечатление, что какие-то цитаты вставлены случайно. Мысль автора выскакивает за пределы темы, что мешает сосредоточиться на главном. У меня вообще сложилось мнение, что вы профессиональный психолог и психолога в вас больше, чем верующего. Но верующий, в вас, толкает психолога на поиск истины, что само по себе хорошо и интересно. Думаю, что в настоящих поисках истины, человек непременно придёт к Богу, потому что Бог есть Иситина. Но Бог есть и Любовь. И что я читаю? "Любовь, это высшая сознательность и форма жизни". Так и хочется добавить Богу Богово, а кесарю кесарево.

А "мысли о тайне и причине бытия, о вечности, о Боге _- это проявление инстинкта Бога", это о чём, простите? Когда человек пытается человеческими категориями описать Божественные, это ни о чём. Вы описываете профессиональными категориями, которые придумал человек для одной из наук. Я понимаю, это ваш инструмент, которым вы хорошо владеете, но ему до богословия далеко.\

Вот такое сложилось у меня впечатление. Охотно соглашусь с собственной неправотой. Мои впечатления, это только впечатления. Но если они вам что-то подскажут, буду рад. Подкупает ваше стремление к поиску Истины. Но всё же, вы из какой конфессии?

С уважением!

Юрий Лазин   08.11.2021 21:56   Заявить о нарушении
Юрий, у Вас обычная реакция религиозного верующего, не имеющего опыта переживаний Святого Духа, иначе бы в Вас хоть в чём-нибудь нашёлся бы отклик. Как следствие, Вам чуждо наблюдать свободных в Духе Господнем христиан - от того Ваш вопрос о конфессии. Сразу отвечу. Крестили меня в 3-и года в 1967 году, но к Богу пришёл ближе к 30-ти годам, читая Добротолюбие.
В церковь ходил не часто, но не считаю что это есть хорошо. Но были, и причины в связи с работой, и необходимомтью переосмысления всего - что с этим связано. Даю Вам ещё повод для суждения, мягко говоря.
Были случаи, когда мне Господь открывал знание духовной жизни через Добротолюбие, но в основном через Свщ. Писание.
В 2005 году я первый раз зарегистрировался на старом форуме А.Кураева и поделился своим толкованием молитвы "Отче наш". Мне сразу ответила одна сугубо православная сестра, что в православии не принято иметь радость в Святом Духе, а принято сокрушаться о грехах. Правда, другие поддержали. Но потом я нашёл чуть ли один в один подобное токование молитвы Господней у свт. Феофана Затворника. Но у него лучше написано. И многое из своего понимания Свщ. Писания и знания духовной жизни, я встретил у Святых. Так что, то, что Вы говорите по этому поводу в мой адрес, мягко говоря, не соответствует действительности.
И в этой статье, я толкую не только свщ. Писание, а даже Святых, которых, к сожалению, не всегда легко понять. Святых великих было много, но дар истолкования, был не у многих, и не из числа великих. Например, свт. Иоанн Крондштадтский, и великий, и доступно объясняет.
Насчёт психологического истолкования слов Духа - это не моё введение. В этом видели необходимость сами Святые. Психология переводится с древности, как наука о душе. И каких-то либо специфических и заумных определений, думаю, у меня здесь нет.
Ответы на вопросы:
1. Суть моего произведения сформулирована вначале. Углубить и расширить знание о молитве, которую определяют, как умную, созерцательную и самодвижимую.
Всё это передать не в абстрактном виде (типа "поместить ум в сердце") и в голых констатациях, что существуют высокие подвиги и состояния Духа, показать конкретику в знании процесса совместно со знанием святых духовных переживаний, дать ясное представление о понятиях "дух", "Святой Дух", что значит на самом деле "умная", "самодвижимая" и многое другое. Вы мне можете предоставить более ясный и подробный материал?
Для примера проблематики, я процитировал формулировки святых, требующие пояснения, и постарался процитировать Святых, которые уже способны доступно и душеполезно прояснить этот вопрос. Какие такие цитаты здесь не по теме? Для таких, как Вы, наверное, у меня, даже есть пояснения кого и почему я цитирую.
Однако, очевидное Вам почему-то невидно. Потому что, религиозность бывает разная: а) не имея ведения следовать учению Церкви и Учителей, б) редкий дар благодати религиозной жизни - это две положительных. И есть фанатизм и сектантский дух. Так вот, часто цепляясь за "нашу" сугубо православную традицию, "во всём у нас истина" и "только у нас можно спастись, делая вот так и так"... И самое печальное, что культивируется как раз не то, что лучшее и достойное в православии. И как раз именно такие тёмные христиане бьют себя в грудь, что именно они православные. Это и есть сектантский дух, Святогорцакоторый легко прячется за историческое "своё" происхождение и официальный статус.
И сколько разделений в самом православии по этой же причине. Сектанты не способны развиваться и созидаться!
Пример из того, что тут навысказывал? Приведу один: статья "Сегодня мы столкнулись с новой ересью" Архимандрита Саввы Святогорца. Он там утверждает, что если иконы почитать не целованием, то не спасёшься.
Поднимал я вопросы и о молитве Кресту. Молитва - это же не поэтическое олицетворение?! Смволика креста или сам крест - это ещё не мученический подвиг, и не Сам Спаситель, который претерпел и совершил через страдания. Вот Ему по этому подвигу поклоняться должно.
Гипер- обростание лишней атрибутикой и обрядностью - это уже недуг сектанства, а не обогащение религиозными традициями.
2. "Любовь, это высшая сознательность и форма жизни".
Уверен, что это высосанный из пальца компромат, в "качестве" примера, на своё выше изложенное голословие.
Эта публикация о молитве, и так сложилось, что в том ракурсе, в каком она рассматривается о любви достаточно было сказать, как о качестве богоподобия в духе человеческом, чтобы благородством чувств приблизится к Божественному. Высшая сознательность и форма жизни - прообраз Царствия божественной любви. Ищущему истину надо дать понять, что любовь - это не только чувство, но и соответсвующее понимание и образ жизни - царство жизни. Также и "инстинкт Бога" - это заложенный в разум человека высший разумный инстинкт. Пусть ищущий истину осознает: что поиск смысла жизни, истины и философия от Бога, чтобы Его найти. Об этом и Соломон писал, и Сам Христос, указывая путь, истину, и жизнь. И Апостолы, и Святые.
Если у меня здесь не говорится о любви, то предостаточно говорится о святости Божьей. Я прямо скажу, что в моих публикациях много новой информации, как в знании Бога и Свщ. Писания, так и по психологии. Даже сенсационные знания. Я думаю, что всё Вы понимаете... Даже здесь - неужели здесь нет нового истолкования, например, о безмолвии?
По этой статье, всё же, можно понять, что человек знает, о чём пишет. Бог Вам судья.

Михаил Пушкарский   10.11.2021 01:52   Заявить о нарушении
Ой, ой, ой, обидов то скока.

Я честно перечитал написанное мною замечание на предмет желания нанести вам какие либо необоснованные обвинения и не нашёл. Описаны мои впечатления. Описаны честно, но даже при всех своих возможных недостатках, не тянут они на попытку опровергнуть вас. Я попросту не понял, чего вы добиваетесь в своей работе. Можно было бы пропустить, но вы написали такое пространное замечание перед этим, что я решил ознакомиться с вашим творчеством более подробно. И в этом тоже ничего плохого нет. Ну да ладно. Если моё замечание вызвало столько эмоций, то я охотно приношу вам свои извинения.

Опыт общения со Святым Духом.
Вы написали, что у вас он больше. Нисколько не спорю. Больше скажу. Я думаю, что я ещё не сподобился. Недостоин. Это моё искреннее мнение. Я даже боюсь думать о том. Не хочу даже писать на эту тему. Поэтому простите великодушно. Если только когда-нибудь Господь сподобит меня, простив мне прегрешения мои. Если я когда-нибудь чувствовал присутствие Святаго Духа, то не сберёг таинства такого чувства. Я очень сильно грешен.

О вашей принадлежности к православной церкви я спросил потому, что пришла в голову мысль о том, что вы протестант. Несколько раз приходилось беседовать с кем-то из них. Дело в том, что обычно они избегают прямого диспута, но некоторые пытаются преподносить своё видение Святого Писания. А своего богословия то у них нет. У них православное богословие, правда несколько изуродованное. поэтому они это тщательно скрывают. Вот я, грешным делом, и подумал так про вас, но,не скрою, приятно удивлён. Помоги вам Господи.
О своей профессиональной принадлежности вы промолчали. Ну и не надо. Психолог, так психолог.

Теперь о сложности восприятия ваших работ. Я не хочу сказать, что сложно написанная работа не имеет права на существование. Но почему, читая Лествицу, очень сложно написанную, понимаешь, кажется всё. Вот "О счатье праведной жизни" надо почитать. Авву Дорофея читаешь, всё понимаешь и всё чувствуешь. Ну, если не всё, то столько... Ну извините, что захотелось от вас столько же. Грешен.

С самыми наилучшими пожеланиями.
Простите ради Христа.

Юрий Лазин   10.11.2021 21:11   Заявить о нарушении
Все мы - рабы Божьи, ничего не стоящие, исполненные страстей, недостатков и грехов. И сатана воюет против нас. С одной стороны, свт. Николай Сербский сказал: никогда не говори о Боге, если не возлюбил Его всем сердцем. А с другой стороны, некий святой говорил, что ничто так не раздражает беса и не радует Господа, как если братия говорят о Божественном (особенно о молитве), стараются постичь Св. Троицу. Понятно, что нельзя мне, грешному, говорить, но разве только если со слезами. Даже один знакомый протестант, живущий рядом, при каждой встрече говорит, что он спасён и свят, а я для него - еретик погибши... но когда пишет стихи, то в них - покаяние и лишь слабая надежда на милость Божию. Мне кажется, что протестантство у него в голове и страстной природе его души, а сердце его говорит правду. Поэтому все подвержены страстям и грехам, ни одного нет чистого, никто не соблюл всех заповедей Христовых.

Борис Силуанов   10.11.2021 22:06   Заявить о нарушении
Я извиняюсь.

Борис Силуанов   10.11.2021 22:44   Заявить о нарушении
Борис, полностью с вами согласен.Мы действительно должны оплакивать наши грехи, поскольку они говорят о нашем несовершенстве. Но если человек обращается к Богу за помощью, чтобы бороться с ними и борется, то это Его радует.Мы без Бога не можем ничего.

Протестанты не любят, когда их называют сектатнами, но при этом они все следуют главному сектантскому правилу. Обособить членов своей секты от остального общества. Для того, чтобы сектанты не узнали больше, чем им положено знать. Так же действуют политики, которые не дают людям знать историю своей страны в полной мере. Только они это делают в отношении всех граждан без исключения. Было время, когда запрещалась религия. Сегодня запрещают тех, кто не вакцинируется. Вот перекроют кислород и тогда сразу поймём кто есть "ку".

Вообще у нас часто встречается в жизни передёргивание понятий. Вот вроде правильно звучит слово молитва. Это слово происходит от старославянского слова "молим", что в переводе с сербского значит "пожалуйста". То есть молитва, это просьба. ( Кстати, "спасибо" в переводе с сербского звучит - "хвала". То есть похвальба, это благодарность самому себе? А Хвала Всевышнему, это благодарность Господу. Но это к слову.) Итак, Иисусова молитва. Этим казалось бы всё сказано. Куда больше? А подиж ты, есть оказывается "умная (Иисусова) молитва". Она умная, потому что Иисусова, или потому что молитва?Какие ещё эпитеты мы можем добавить? Лично мне хватает просто Иисусовой молитвы. Может быть потому, что я не вдумывался глубже? Может. Потому что лентяй? Безусловно. Ещё какой. Но не хочется ничего менять в том, что дано уже. И не потому что лень, а потому что не хочу. Не был бы я лентяем старался бы читать святых отцов. Многое понял бы. А так, простое упрямство. Но буду стараться.

Кстати, в августе Господь сподобил меня побывать на Афоне. 3 дня был в Свято Пантелеймоновском монастыре. Очень понравилось. Жарко было стоять на службе, но 6 служб выстоял. Пот ручьями по всему телу. Благодатное место. Может ещё туда попаду.

С уважением!

Юрий Лазин   11.11.2021 20:43   Заявить о нарушении
Юрий, добрый вечер (поздний)!
Вот, насчёт баптистов, скажу, что я их знаю не меньше Вас. И именно они тоже читают Святых Отцов и считают православных братьями. И сами свободнее и терпимее к православным, чем православные к ним. Просто они считают лишним иконы и много другого, если можно поклоняться Господу в простоте духа.
У Соломона есть слова: "Что может человек сделать больше того, чем сделал царь"?
Вот и нужно показывать спасаемым дела Спасителя Христа, и только Христом все спасаются.
Мне как-то сын скидывал диспут баптистов и православных, чтобы я не защищал баптистов. Так в том диспуте, скажу, что они правильно делают, и обосновывают, что основанием имеют себе именно оригинальное пророческое слово откровения. Это в основном Апостольское учение. А зачем им всё Предание. История показывает, что соборы с их количеством не превосходят качеством одного человека, но Божьего. Соборы отменялись к тому же. Давайте смотреть правде в глаза.
Сегодня прочёл объявление, что готовят закон о qr-кодах в магазинах и транспорте. Вот и явилось начертание зверя. Я например, не хожу по общественным местам и на работу, вышел на пенсию. И уже в магазин даже не зайти как положено в маске. Хотят, чтобы все обязательно укололись. Для чего спрашивается?

Михаил Пушкарский   12.11.2021 01:26   Заявить о нарушении
Ну, с кр кодом всё понятно. Думаю народ поднимется и всё это похерит. Если нет, умрём с вами от голода и напишут, что умерли от ковида. Всё это лицемерие лишь следствие нашего всегдашнего лицемерия.Во всём. В политике, в образовании, в общественной жизни вообще. Мы что-то промолчим о недостатках наших сограждан из той, или иной группы лиц, а они воспринимают это как победу над обществом в целом. Вот и ковидники из таких. Понятно, что другие цели преследуют, но пока им не укажешь, не угомонятся.

Так же и баптисты. Да только ли они? все откусывают от православия то, что они решили изменить в вере, чтобы отличаться от православия вообще и говорят лицемерно, что вот именно они всё и понимают правильно. А понимать могут только усечённо.Доказательством того служит постоянное деление протестантских церквей на новые, отличающиеся от тех, от кого они отделились. И у баптистов так. У нихъ нет единой церкви. Я не понимаю, почему наши иерархи их привечают. Прямо восхищаются баптистами. Да они такие же сектанты, как и пятидесятники и все остальные.Они никогда не станут близки православным, потому что суть организации их церкви (секты) в отделении своих прихожан от остального общества. Они к тому же не православные протестанты. Католические. У православных не было тех причин для протеста, на которых поднялись первые протестанты. Но они пришли и пользуются малыми недостатками нашей церкви, чтобы отвратить формальных верующих от церкви православной в свою пользу.

Пришлите мне пожалуйста, упомянутую вами ссылку о диспуте с баптистами.

Юрий Лазин   12.11.2021 07:16   Заявить о нарушении
Приветствую Вас, уважаемый Юрий!
Поздравляю Вас, что сподобились побывать и помолиться в храмах Св. Горы Афонской! Дай Вам Бог и ещё туда наезжать. Ваши разъяснения по сербским параллелям значений известных слов очень интересны, приму к сведению, спасибо.
По поводу Умной Иисусовой молитвы дам справку, может будет уместно. Вы и сами наверное знаете, что Умной она называется потому, что совершается в молящемся уме, который собрался из рассеяния, спустился в сердце и там сосредоточился в самом себе, и тогда слова исходят не от гортани, а из самого ума, вращаются там. Сердце, как и в любой молитве, глубоко сочувствует уму, но ещё не открыто, не слито с умом в единство. Мозги, я думаю, в такой молитве не участвуют, только управляют телом и больше молчат. Ещё иногда делают ударение на втором слоге - умнАя. Ни малейшего шевеления гортани не происходит. Внимание в самой середине груди, по центру, в самом верху. Может совершаться в миру. Если в Устной ИМ (вслух или про себя) благодатно происходит затухание греховной активности, то в Умной молитве уже начинают отсекаться сами страсти. Может я не точно выразился, тогда извините, всё равно надо читать, благодарение Богу, всё опубликовано в инт-те. Устная Иисусова молитва не менее благодатна, чем Умная, и может плавно переходить в Умную. Обе совершаются по действию Св. Духа усилиями человека. Да поможет нам Бог...

Борис Силуанов   12.11.2021 19:17   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Борис.
Спасибо за разъяснения. Приму к сведению.возможно, я действительно чего-то недопонял и просто придираюсь к словам. Но вы же понимаете, что игра слов может сводить на нет суть описываемых понятий.
Спасибо за пожелания. С удовольствием бы там ещё побывал, но я понял одну вещь. Приехать на Афон и войти в Афон вещи разные. Для себя я так и не понял, что я сумел. Я был только в одном монастыре. В другие не пошёл, потому что перед этим был в греческих храмах на службах и мне там не понравилось. Всё у них по другому. Верую и Отче наш, хором не поют. Батюшка читает в алтаре сам. Сидят все. Даже постоять толком негде. Вот и не рвался я в греческие монастыри. Хотя, честно говоря, и денег особенно не было.

Начал слушать встре, у баптистов с православными. Очень похоже на то, что это подтасовка. На месте православных миряне, а православные ли они, или нет, не скажешь. Но если это инсценировка, то её цель показать все различия в вере так, как их видят баптисты. Это интересно. Это то, на чем баптисты зацикливаются. Это и ограничивает их веру, а вера с ограничениями уже не вера.

Ну, дослушаю.

Юрий Лазин   12.11.2021 22:06   Заявить о нарушении
Я тоже хотел послушать, но нарастающие события сокращают драгоценное время. Может быть, потом...

Борис Силуанов   12.11.2021 22:33   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Борис.
Спасибо за разъяснения. Приму к сведению.возможно, я действительно чего-то недопонял и просто придираюсь к словам. Но вы же понимаете, что игра слов может сводить на нет суть описываемых понятий.
Спасибо за пожелания. С удовольствием бы там ещё побывал, но я понял одну вещь. Приехать на Афон и войти в Афон вещи разные. Для себя я так и не понял, что я сумел. Я был только в одном монастыре. В другие не пошёл, потому что перед этим был в греческих храмах на службах и мне там не понравилось. Всё у них по другому. Верую и Отче наш, хором не поют. Батюшка читает в алтаре сам. Сидят все. Даже постоять толком негде. Вот и не рвался я в греческие монастыри. Хотя, честно говоря, и денег особенно не было.

Начал слушать встре, у баптистов с православными. Очень похоже на то, что это подтасовка. На месте православных миряне, а православные ли они, или нет, не скажешь. Но если это инсценировка, то её цель показать все различия в вере так, как их видят баптисты. Это интересно. Это то, на чем баптисты зацикливаются. Это и ограничивает их веру, а вера с ограничениями уже не вера.

Ну, дослушаю.

Юрий Лазин   13.11.2021 00:10   Заявить о нарушении
Михаил, доброго дня.

Внимательно просмотрел обе ссылки. Нашёл для себя кое что новое и в православии и у баптистов. В целом, диспут подтвердил мои предположения относительно баптистов, но наши православные братья всячески обходили острые углы, а баптисты напротив. Много вопросов я бы задал на этом диспут, начиная с того, что протестанты ограничивают общение своих адептов и стремятся не служить в армии. Но баптисты на диспут приняли интересную позицию. Они заявили, что они секта, но в этом нет ничего зазорного. Типа, это не заподло. То есть, они тем самым избавил себя от обличительных вопросов, которые я бы им задал. Мол, сектанты мы, сектанты, но малэнько малэнько и тильки для сэбэ. И всё это с хорошей миной. Да, есть у них плюсы. Пока РПЦ занимается богослужение, они занимаются миссионерством. Раньше их было настолько мало, что на них не обращали внимания, а теперь с ними приходится считаться.

На таком диспуте люди подготовленные к адекватно у диалогу выступают, а в прессе и на людях они не стесняются позорит РПЦ. Я сам читал у них, что суть их протеста против православия в том, что православные слишком поздно перевели Библию со старославянского на русский язык. Мол люди не понимали Слово Божие. Надо же. Оказывается это им мы обязаны синодальному переводу. На самом деле, такой языковой конфликт был в Европе у протестантов с католиками. Католики до сих пор ведут богослужение на латыни.

В общем, лицемерие это плохо, но лицемерие воспитанного, верующего человека, хуже в несколько раз. Прав ваш сын. Им просто нужно сохранить власть над адептами. Это секта. Вера в Бога на втором плане. Иначе, уйдя от католиков к православным, они нашли бы себе в нашем лице союзников и стали православными. У православных не было индульгенции, Библии на латыни итд. Но такого не случилось.

Как то так.

Юрий Лазин   13.11.2021 08:35   Заявить о нарушении
И все-таки, Михаил, какой Вы конфессии?

Раиса Лебедева   16.12.2023 13:54   Заявить о нарушении
Письма, которые епископ Феофан получал в затворе, содержали немало вопросов о различных искусственных приемах её совершения. В ответах святителя неоднократно повторяется его наставление избегать человеческих измышлений на этот счёт, которые он мягко именовал «причудами»[28]. Своим адресатам он неизменно советовал при совершении молитвы держаться простоты детской веры во Христа Спасителя[29], а «о дыхании, положении головы и прочем лучше не думать совсем»[30].

По мнению святителя, причиной надуманных молитвенных приемов является недостаток веры. В результате человек вместо самой молитвы — предстояния Господу, сосредотачивается на том, как ему совершать молитву, думает о второстепенных или посторонних вещах: «про язык, и про губы, и про дыхание, и про голову с бородою, и про сидение»[31].

Духовная молитва «творится умным путём»[32]. Она не требует натиска внимания к сердцу, стеснённого дыхания и подобных телесных напряжений. Всё, что требуется от подвижника, — это возносить ум и сердце к Богу, иначе молитвы не будет, «какие слова ни будь, какое положение ни возьми»[33].

Михаил Пушкарский   16.12.2023 23:57   Заявить о нарушении
,"Всё, что требуется от подвижника, — это возносить ум и сердце к Богу, иначе молитвы не будет".
Совсем запутали. Внимание держать на сердечной области нельзя. Где же должен ум молиться Богу? И сердце должно вознестись все с умом к Богу, это как?
Простите неудобоучимую.
С уважением.

Раиса Лебедева   17.12.2023 08:02   Заявить о нарушении
Это я скопировал из наставлений свт. Феофана Затворника. Именно те практики, которые распространены в исихазме, но к молитве не имеют никакого отношения. Если почитать священников, монахов, богословов, их оправдывающих, они так стараются открестится от йоги, но у них это плохо получается. И понятно почему. А спроси священника, можно ли йогой или медитацией заниматься для здоровья отдельно, не смешивая с верой и молитвой, он скажет нет, это практики иного верования. Вот так, из одной крайности в другую. Почему? Потому, что просто отстаиваем своё, неважно какое, за неспособностью понимать и различать, и признавать истину.

Сама статья о Феофане Затворнике не маленькая, и есть там то, что Вы хотели бы услышать. Хотел сейчас дать Вам ссылку на всю статью, и именно этой не нашёл. Вчера она была в "Дзен", сегодня там другая. Мне показалось, что статья с полным собранием писем святителя. Но во всяком случае, в сети много публикаций о его учении о молитве и молитве Иисусовой.

Михаил Пушкарский   17.12.2023 10:45   Заявить о нарушении
Это было "Учение об умном делании в письмах святителя Феофана Затворника к монашествующим" из Богослов.ру.

Михаил Пушкарский   17.12.2023 10:52   Заявить о нарушении
Я занимался йогой. Некоторые упражнения для борьбы с вегетососудистой дистонией. Исповедовался и батюшка мне разрешил. Вы Михаил кого-то из священства конкретизируете, или за всё православное священство отвечаете? Йога есть двух типов. Духовная и физическая. Если вы медитируете, то выбираете себе их веру. Если упражняетесь, то это не мешает вам сохранять свою веру.

Юрий Лазин   17.12.2023 12:17   Заявить о нарушении
Михаил, добавлю скопированное здесь Силуанова:
"Приветствую Вас, уважаемый Юрий!
Поздравляю Вас, что сподобились побывать и помолиться в храмах Св. Горы Афонской! Дай Вам Бог и ещё туда наезжать. Ваши разъяснения по сербским параллелям значений известных слов очень интересны, приму к сведению, спасибо.
По поводу Умной Иисусовой молитвы дам справку, может будет уместно. Вы и сами наверное знаете, что Умной она называется потому, что совершается в молящемся уме, который собрался из рассеяния, спустился в сердце и там сосредоточился в самом себе, и тогда слова исходят не от гортани, а из самого ума, вращаются там. Сердце, как и в любой молитве, глубоко сочувствует уму, но ещё не открыто, не слито с умом в единство. Мозги, я думаю, в такой молитве не участвуют, только управляют телом и больше молчат. Ещё иногда делают ударение на втором слоге - умнАя. Ни малейшего шевеления гортани не происходит. Внимание в самой середине груди, по центру, в самом верху. Может совершаться в миру. Если в Устной ИМ (вслух или про себя) благодатно происходит затухание греховной активности, то в Умной молитве уже начинают отсекаться сами страсти. Может я не точно выразился, тогда извините, всё равно надо читать, благодарение Богу, всё опубликовано в инт-те. Устная Иисусова молитва не менее благодатна, чем Умная, и может плавно переходить в Умную. Обе совершаются по действию Св. Духа усилиями человека".
Два молитвенника (имею ввиду себя и Бориса) говорят о внимании ума на сердечной области. Выдержку Феофана Затворника поищу, не верю, чтобы он написал такое. Он сделал перевод Добротолюбия на русский язык, и сам он исихаст.

Раиса Лебедева   17.12.2023 15:30   Заявить о нарушении
Нашла это письмо. Я увидела все иначе. Приведу несколько выдержек. Письмо очень объемное. Выложу его у себя на странице. Замечательный разбор ошибок в Иисусовой молитве.
Выдержки:
" Тут ничего нет
духовного, а одно чувственное какое-то возбуждение, или кровя-
ное. Происходит оно вначале от ненадлежащего делания молитвы
Иисусовой, именно:

воткнет человек все внимание в сердце, — это
телесное, и трубит: Г. I. Х. С. Б. помилуй мя!

По времени от этого по-
казывается теплота, и не благодатная, а животная. Но делателю сему
она показывается благодатною.

Это заставляет его больше налегать
на сердце и выжимать теплоту. Чем дальше, тем больше. От тепло-
ты — раздражение нервов, а от этого сотрясения и всхлипывания.
И то, и другое нравится. И по сей причине делается желательным,
и ищется. От частого повторения это обращается в привычку и об-
наруживаться начинает неудержимо. Вот и все.
Это нервное раздражение, кровяное разгорячение…
то же, что бывает с кликушами.
Как кликушество, так и это, может быть, заразительно. И есть опас-
ность, что со временем все монахи Ваши превратятся в кликуш".

***
— Какими словами молиться? Ведь уж определено у старцев:
когда всею молитвою Г. I. Х. С. Б. П. М., когда половинкою… Г. I. Х. П.
М. или I. С. Б. П. М. Как находите лучше, так и молитесь. В этом
ничего нет существенного, и занимать внимание этим нечего.

Не слова — молитва, а мысль и чувство.

Стать пред Господа

в сердце

и взывать: «Господи, помилуй!»

И все тут… со страхом и верою.

Не в словах сила. Египтяне говорили: «Боже, в помощь мою вонми!».
Иоаникий Вел.: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров
мой Дух Святый…». Еще некто: «Аз, яко человек согреших, Ты же,
яко Бог щедр, помилуй мя». И еще: «Боже, милостив буди мне греш-
ному». Мытарев глас. У Св. Златоуста положено 24 молитовки… и,
вероятно, он их проговаривал, хотя знал и молитву Иисусову".

***
— У Вас помянуто об искусственной молитве. Искусственная мо-
литва — отдельная молитва. Ею иные хотят заменить настоящую
молитву, состоящую, по ихнему, в известных словах, известным об-
разом произносимых, с известным положением корпуса и головы, и
с указанным способом дыхания.

Тут большое заблуждение и боль-
шой себя обман.

Молитва всегда есть и должна быть — ума и серд-
ца возношение к Богу с славословием, благодарением и прошением
душеполезных благ во славу Божию.

Когда это есть, какие слова ни
будь, какое положение ни возьми, - молитва есть,

а когда этого нет,
молитвы нет, хотя бы ты всю Псалтирь прочитал, поклонам счет по-
терял и весь взмок от пота".
-------
Здесь возношение ума и сердца указано не в отношении к умной молитве, а указывает на то, что молитва должна проходить с деланием:
"возношение к Богу с славословием, благодарением и прошением
душеполезных благ".
То есть не только слова молитвы проговориваются,но и перемежается просьбой о избавлении от страстей, обретении добродетелей и возносить славословие.

Очень своевременное письмо и для наших молитвенников.
Господи, милостив буди нам грешным.
С уважением.

Раиса Лебедева   17.12.2023 17:09   Заявить о нарушении
Юрий, конкретно я слышал ответ телезрителю, как мне казалось, у о. Алексея Батаногова на Спасе. Сейчас погуглил, нашёлся один ролик, где другие вопросы. Засомневался, возможно был другой священник. Так или иначе, он представлял мнение православной церкви. В запросе на мнение церкви, тот же самый отрицательный ответ.
Вообще, считается, что могут быть упражнения и позы, уводящие от христианского расположения духа. Моё мнение, если христианин знает, какого он духа, то в состоянии сам разобраться в этих вопросах. Если он не ориентируется в этом, то и в своё учение ему лучше не углубляться и никого не учить, вести скромную религиозную жизнь.

Михаил Пушкарский   17.12.2023 17:37   Заявить о нарушении
Раиса, обратите внимание, что свт. Феофан Затворник категорически не приветствует любое отвлечение и мудрствование по поводу молитвы, ибо всё это отвлекает (даже, противоречит) от молитвы веры как таковой, от внимания на Боге, от искренности сердца. Сердце - это благоговение, а не "внимание на каких-то местах". Что вы там находите, и как находите, внятно объяснить не можете. Что такое ум - пустое эфемерное определение. При любом отвлечении внимания от Бога, от упования на Его милость и осознания своей греховности и немощи, нарушается заповедь "не упоминай всуе имя Бога твоего".
На этот счёт мне понравилось, как ответил прп. Паисий Святогорец монахам, ищущим секреты Иисусовой молитвы. "Я милости прошу, больше ничего".
Все вышеуказанные замечания и всё, о чём говорит Свт. Феофан Затворник, обретается совсем иной "практикой". Которую, конечно, никто не будет оспаривать. Но все эти умничания об уровнях молитвы и прочие доп. практики показывают, что ну не получается у людей при обычном обращении к Богу снискать благоговение, не хватает им наставления Апостольского учения в этом, нет чуткости и слышания духовных слов. У них уже и язык далеко не библейский. Даже, безобидное определение "ума, который собрался из рассеяния, спустился в сердце и там сосредоточился" и другие схемы "ума пребывающего в сердце", достигшего высшего молитвенного состояния, есть нечто иное, как "пребывание в духе". Не стоит мудрствовать. Как это достичь, читайте Новый Завет. И вышеизложенная статья изложена в духе Нового Завета, раскрывает духовную жизнь и где-то истолковывает слова Святых.

"Затухания греховной активности" и "отсекание страстей" - это не уровни молитвы, а уровни духовного состояния. Долгий путь хождения пред Богом, посвящения себя Богу... Многое зависит от трудолюбия, от "талантов" (природный дар), от судьбы, от призвания Божьего... Когда достигается жизнь по водительству Святого Духа, то в будущем Бог откроет тебе твоё призвание непосредственно в откровении Святого Духа. Уже, например, если ты живёшь стабильно в откровении Святого Духа, то всё благословение, касающееся Филадельфийской церкви в Откровении Иоанна, ты свободно будешь принимать на свой счёт. О многом, о призвании, благословении, Господь прямо даёт знать в откровении Святого Духа.

Михаил Пушкарский   17.12.2023 20:56   Заявить о нарушении
Каждому христианину святитель говорит: «Что хочешь делай, только добейся до того, чтобы быть всегда в памяти Божией»[6]. !!!!!

Михаил Пушкарский   17.12.2023 21:03   Заявить о нарушении
Признавая, что корнем доброго внутреннего строя всегда является «страх Божий»[25], епископ-аскет наставлял, что Господу нужно благоговейное сердце. Сущность непрестанной молитвы, по его словам, «в сем и состоит, чтобы всегда благоговейно стоять пред Богом»[26]. Это основное правило необходимо соблюдать при любом способе совершения молитвы. Её можно читать порой вслух, порой беззвучно, но всегда прилагать всё старание, чтобы она «исходила из сердца»[27].
!!!!!

Михаил Пушкарский   17.12.2023 21:09   Заявить о нарушении
"Сущность непрестанной молитвы, по его словам, «в сем и состоит, чтобы всегда благоговейно стоять пред Богом»[26]. Это основное правило необходимо соблюдать при любом способе совершения молитвы. Её можно читать порой вслух, порой беззвучно, но всегда прилагать всё старание, чтобы она «исходила из сердца»[27].

Раиса Лебедева   18.12.2023 04:21   Заявить о нарушении
Прервалась запись нечаянно, а правки нет сейчас в Прозе.
Потому добавлю дополнительно.
На Ваши слова ещё хочется ответить.
Вы:
"Сердце - это благоговение, а не "внимание на каких-то местах". Что вы там находите, и как находите, внятно объяснить не можете. Что такое ум - пустое эфемерное определение".
Возможно, мы говорим об одном и том же. Я даю определение - "область сердечная, духовное сердце", не имея в виду физического сердца. И все это знают, потому не объясняю. У святых легко увидеть, что это область в центре грудной клетки, и зачем же кто-то полезет вниманием в физическое сердце.
Ум, возможно, можно и эфемерным назвать, не знаю. Для меня это внутренний человек, который в единении с душой начинают свое очищение от страстей, но все же не во вне скитаясь, а держа внимание на сердечной области. Вы и сами упомянули, что из сердца сердечного происходит выход к Богу через сердечную внутреннюю дверь в дверь потайную божественную, как у святых упоминается " оружейная кладовая", где и обретаются духовные доспехи.
Это очень долгий путь, не одного года времени. Только удержать внимание внутри себя, чтобы ум не выскакивал на разные помыслы, "не носился как метеор" по просторам житейским, и то усилие нужно приложить немалое. И с молитвы, вслух произносимой, до молитвы в уме произносимой тоже немалое время пройдет. Что до сердечной молитвы, когда ум соединяется с сердцем и начинает из сердца возносить молитвы, когда ощущение тела растворяется в божественном благодатном состоянии и ум течет к Богу - Вы тоже упоминали, и сказали, что не многим даётся, но показано бывает всем, кто переходит к этой молитве. Потому и говорят такие о молитве сердечной, потому что имели удостоверение. И знают, что сами ничего не обрели, а что Богу было угодно, то и явлено, и лишиться можно легко, потому и Страх Божий высший ( контроль за собой) особенно строгий и внимательный. Зачем азы описывать, если они описаны у святых. Но и согласна с Вами в том, что если Вы что-то добавляете свое в тот путь, который указали святые, пройдя им опытно, то это уже будет не их путь, но свой. Возможно и назначение окажется не тем, как указали святые. Я же иду строго по проложенному пути, ни вправо, ни влево, как по болоту ил минному полю, боясь увязнуть в трясине. Как предупреждает Иоанн - "ни прибавить, ни убавить". Так и уповаю пройти сей путь указанный, который называется Царским Путем, срединным.

Мир Вам и божьей благодати.
С уважением.

Раиса Лебедева   18.12.2023 04:54   Заявить о нарушении
И церковь Православная идёт Царским Путем, срединным, указанным Апостолами, которые научены Господом. Потому Церковь Православная отсекает все, что отходит от этого учения, исполняя указанный путь, Церковь Православную и называют всегда консервативной.

Мир Вам и божьей благодати.
С уважением.

Раиса Лебедева   18.12.2023 05:03   Заявить о нарушении
Раиса, Вы снова говорите о каких-то уровнях молитвы, устной, умственной, сердечной. Эта классификация возникла из общего правила, что у живущего по духу уже существует навык вхождения в благоговейное состояние при одной мысли о Боге. А не имеющему такой навык, необходимо проговаривать молитву чтобы сосредоточиться на Боге и смысле молитвы. И для классификации, по сути, духовных уровней хождения пред Богом, поскольку это были монахи молитвенники, определили это, в уровнях молитвы.
На самом деле, на молитву полезней смотреть, как на молитву - общение с Богом. И по благодати, также, иногда хочется и словами к Богу сказать.
Корректнее спросить молитвенника, как часто он находится в духе (благодати, Святом Духе) или сколько ему приходится молится, чтобы оказаться в духе?
Вот здесь, кстати. из-за этой классификации уровней, появилось расхождение в понятиях "умной молитвы" и "непрестанной молитвы". Например, переживание Святого Духа я всегда, также, считал непрестанной молитвой. Находишься в страхе Господнем, твоё сердце бодрствует, трезвится, ум собран, и дух взывает к милости Божьей. Находишься в любви, Духе жизни - благодаришь Бога. А в целом, это благоговение. Также, например, считает свт. Феофан Затворник и прп. Паисий Святогорец. Но мне Борис Силуанов дал другую трактовку - что именно сама Иисусова молитва становиться непрестанной.
Также, понятие "умной молитвы" или "умного делания" у меня и по свт. Феофану Затворника исходит из бодрого собранного ума и духа. То есть, находясь в духе (страхе Господнем) ты это явно чувствуешь и понимаешь, что перешёл на умное делание. Это настоящее умное делание.
Те же, кто изобрели рациональную классификацию, "умным" называют действие, производимое умом.

Теперь о "практиках". Прочтите ещё раз свт. Феофана Затворника, о чём он говорит.
О памятовании Божьем, о Страхе Господнем, чтобы ум имел пищу в Свщ.Писании, Евангелии, о благоговении, о молитве веры, о искренности и т.д. И практически, он имеет ввиду, что этого достаточно, чтобы состоялась молитва. А вслух или беззвучно, не имеет значения. А иные механические и доп. методы, он вообще считает не обязательными. В том числе, внимание на вашем "духовном сердце".
"Не физическое сердце" или "духовное" без мудрования - это понимание своего духовного состояния. Требуется лишь благоговение, и святитель указывает, откуда оно в основном берётся.
Сегодня решил просмотреть архимандрита Софрония, что он пишет о Нетварном Свете. Мне понравилось его богомыслие, рассуждение о бытие, о Творце, о Христе - вот это пища духовная. Даже чувствуется, что он поёт Богу. А в третьей главе, он и сам сказал об этом своём состоянии духа.

Вот ещё некоторые рекомендации.
- Эх, никогда не достигну молитвы, ибо ленива и страсти мешают
- Лучшее средство - это помнить, что каждый день в этой жизни может быть последним, это способствует пробуждению, более ясному осознанию спасения, покаянности - прямой путь к пробуждению духа.
Какой эту жизнь человек представляет в случае ухода из неё, такую пусть её и созерцает, пока есть время. Конечно, верующий будет осознавать жизнь как таковую - которую дал Бог, и потому полезно чаще смотреть на небо. Через небо лучше всего созерцается бесконечность и грандиозность творения, где ум не ограничен, не рассеян, не раздроблён, а вниманием прикован к Богу.
И далее, необходимо “ходить пред Богом” - жизнь, как таинство хождения пред Богом. Не только в храме участвуешь в Таинстве, но по пути в храм, тоже, таинство - “таинство хождения пред Богом”.
И вечером, в пробуждённом духе, ты искренне и непринуждённо скажешь: “спасибо Господь тебе за этот день, за эту жизнь, за то, что Ты есть”!
Насчёт страстей. Как только, в хождении пред Богом, почувствуешь какое-либо Его присутствие в духе (трезвенность пробуждения, вдохновение, покой, любовь или радость) здесь будешь знать, что это Он, Господь, тогда сразу сравни в этом чувстве всё остальное "мироощущение", которое не в Боге, и запомни всё это вязкое болото низменных земных страстей, пленяющих нашего истинного - духовного человека.
Также, хорошо отслеживать свои привычки и переформировывать их на соответствующие смирению, адекватности и т.п. Великолепная поговорка: посеешь поступок - пожнёшь привычку, посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер - пожнёшь судьбу.

== ибо ленива ==

Это может быть плохо тем, что даже при мыслях, что "каждый день может быть последним", человек будет продолжать спать.
Хотя лень может быть другого характера. На определённое не интересное для тебя занятия. Тогда надо найти себя, как у Ап.Павла: "каждый служи тем даром, который имеешь". Если нет, никакого, занимайся любимым ремеслом, и в радости об этом благодари Бога и пробуждайся держать Его в памяти, и помнить, что жизнь коротка.
В храм ходить - тоже, дар, и два-три часика молитвы на службе - хороший уже труд. Чтобы этот труд не пропадал, просто не надо забываться.

Насчёт ума, что он скачет, тоже самое - чем больше будешь пыжиться, чтобы он не скакал, тем больше он будет скакать. Это раз.
Ум обычно скачет не у нормального человека, а у рассеянного. Плюс, который пришёл к молитвенному деланию. как к волшебному рецепту, который пока не для него. От того, что не пришёл к этому через осознанную необходимость в личном опыте, а по человеческой предприимчивости. Он не понимает в духовном свете "куда говорит", он знает душевным умом, что необходимо говорить, и что есть несколько причин, из которых две правильных. И те он не осознаёт, как надо.
Поэтому ему не очень-то интересно само делание. Это два - почему ум скачет. Он просто верит, что надо делать.
Это долгий и трудный путь. Пока дисциплина и приобретённое смирение не покроют внутреннее невежество.

Михаил Пушкарский   18.12.2023 22:35   Заявить о нарушении
Об архимандрите Софроние.
У него там есть случаи, когда он не чувствовал себя в теле. Такое мне не знакомо и комментировать трудно.
Свет, который мне известен, он был или проницал обычный свет. И как правило, приходил, когда размышлял о духовных добродетелях, о духовной жизни. Но может и так, когда просто в духе или в молитве в духе.

Михаил Пушкарский   18.12.2023 23:28   Заявить о нарушении
Свет обычно был не насыщенный, и рассеивался в пространстве. Но не всегда по всему пространству, бывало, на расстоянии.

А вот ещё о внутреннем. обычном благодатном свете.

Это важнейший вопрос, который не ограничивается светлыми помышлениями, добрыми делами, или знанием Божьего промысла и вообще, знанием.
От Луки 11:36, Христос говорит о свете, от которого тело так сияет, словно освещается светильником. Конечно же, это свет духа, даже, свет Божьей благодати. Это состояние зависит от чистоты ока - око должно быть чистым. То есть, смотреть на мир необходимо беспристрастно, без страстей и вожделений. Можно сказать, надо на всё смотреть, как на творение Божье.
Другой аспект тех же слов Спасителя касается “света, который в тебе - не есть ли это тьма”. То есть, часто нам кажется, что мы находимся во свете, особенно если уповаем на дела закона, на внешнее религиозное служение, на свои добрые дела, а внутренность чаши остаётся не очищенной. Мы остаёмся в своём “хорошем” ветхом человеке. В том человеке, у которого высокое может быть “мерзостью пред Богом”.
“Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца” (Притчи 20: 22).

Михаил Пушкарский   18.12.2023 23:38   Заявить о нарушении
Вот и славно. Чего зря воду толочь в ступе. Каждый говорит о том, что открыл Господь. Искание Бога - уже спасение. Находясь на одной ступени восхождения (Лествицы), не можешь знать о том, что выше на следующей. О чем мне рассуждать? Я как червь земляной, не вижу неба, простите. Но уже благо то, что много нами приговорено из учений святых. Кому дано познать, тот познает лучше нас.
С признательностью.
Божьих благословений и помощи Божьей Вам.

Раиса Лебедева   19.12.2023 04:50   Заявить о нарушении
Не знаю, кто толчёт воду в ступе. Если вам нечего сказать, кроме, как повторять слова Святых, то в моих публикациях и переписке продолжают появляться новые мысли, толкующие Святых и раскрывающие духовную жизнь - опыт Святого Духа. Найдётся искренний читатель, который с удовольствием будет читать.

Михаил Пушкарский   19.12.2023 14:31   Заявить о нарушении