Неистовый гетман, роковой Мазепа Мазепа, опера Чай
"Мазепа", опера Чайковского, новая сцена Мариинского театра, 1 ноября 2021 года
Вчера был удивительный спектакль! Какой-то магический! У меня сложилось полное ощущение, что я побывала в Малороссии, на Украйне начала XVII века и словно оказалась в гуще происходящих событий в опере "Мазепа". Подобно герою романа Дафны Дюморье "Дом на берегу", который под действием элексира переносился в XIV век и незримо там присутствовал, я волшебной силой музыки и театра, будто перенеслась в эту давнюю эпоху и эмоционально стала свидетелем разыгравшейся там трагедии. Такое "погружение" я испытала на "Мазепе" впервые. Трагизм нарастал от сцены к сцене, пока не достиг высшей точки в финале - одинокая, безумная, обреченная на гибель, Мария (Ирина Чурилова), убегающий от погони Мазепа (Владислав Сулимский), который не может ей помочь, Орлик (Олег Сычев), готовый зарубить Марию саблей как досадную помеху, умирающий Андрей (Евгений Акимов) и колыбельная! Слушаю оперу уже, наверное, в двадцатый раз, а этот душераздирающий финал каждый раз долго не идет из головы и не дает успокоиться душе.
Удивительную музыку написал Чайковский! В ней сказано все! И про любовь, и про доблесть, и про победу, и про жажду власти, и про гордыню, и про предательство, и про угрызения совести, и про мучения, и про поражение, и про безумие, и про смерть. В ней скачут кони, бьются ратники, плачут женщины и взывают к отмщению, пишут доносы мужчины, скорбят воины и хоронят погибших, мечтают и поверяют свои тайны девушки, размышляет о любви, разрывается между чувствами и политикой седовласый гетман, упорствует в гордом мученическом презрении оскорбленный отец, взывают к Богу в покаянной молитве приговоренные к казни.
Вчера оркестр под управлением Валерия Гергиева исполнял музыку оперы так, что возникала иллюзия, что она "говорит" почти что словами, излагая волнующую историю о людях, которые, стремясь к счастью, к власти, к отмщению, сделали неверный выбор и поплатились за него. Я окончательно и бесповоротно влюбилась в "Мазепу". В этой музыке я теперь люблю каждый звук! И переживаю за судьбу каждого из героев и всем им сочувствую, хотя все они сами стали творцами своих несчастий. Но кто безгрешен?
Владислав Сулимский, которого я уже множество раз видела и слышала в роли властолюбивого гетмана, давно поет эту партию, роль у него прекрасно отработана, но иногда, как вчера, происходит чудо и Мазепа перестает быть просто оперным персонажем, он становится живым человеком, а вслед за ним оживают и другие герои. Ведь исполняли их прекрасные артисты - Екатерина Семенчук(Любовь), Станислав Трофимов (Кочубей), Ирина Чурилова (Мария), Олег Сычев (Орлик), Леонид Захожаев (Искра). И все действо начинает восприниматься реально происходящими событиями. Здесь и сейчас. И кажется, что и сам ты находишься где-то там, внутри всего этого.
В этот раз Владислав Сулимский явил нам совершенно особенного Мазепу - собранного, сильного, целеустремленного, властного, сдержанного, но в то же время способного на сильные чувства и угрызения совести. Все это так органично переплетено у Владислава Сулимского вокально и драматически, так естественно выглядит, так совершенно звучит голос, переходя от властных к лирическим интонациям, от задумчивости к решительности, что этого не замечаешь, забываешь, что ты в театре и просто с волнением следишь за происходящим. Хотя и знаешь наизусть все реплики и повороты сюжета, они трогают и увлекают из раза в раз. А вчера так вообще создали эффект присутствия внутри истории.
У Владислава Сулимского Мазепа - не традиционный злодей с шаблонным набором проявлений, это противоречивый человек, которому не чуждо ничто человеческое. Он привлекателен своей силой и уверенностью, мудростью и цельностью. В нем есть все, о чем поет Мария в ариозо "Какой-то властью непонятной", признаваясь в "безвозвратной" любви: гордый лик, блестящий взор, чудные очи, тихие речи, лукавый разговор. МудренО не влюбиться! Раз Мария это заметила и так высоко оценила, то ей мало было уготованной тогда любой женщине участи покорной мужниной жены. Вот она и не заметила Андрея как объект любви, ведь, с ее точки зрения, он не обладал нужными ей качествами. Интеллект женщины и тогда требовал пищи.
Вчера я удивилась тому, что всю историю воспринимала словно глазами гетмана Мазепы. Раньше я всегда мысленно ставила себя на место Марии и лишь чуть-чуть смотрела на происходящее с позиций гетмана. Теперь же мне стало понятно, что опера Чайковского - это история Мазепы не только по названию, но и по духу, это его взлеты и падения, его любовь и жажда власти, его грехи и муки совести. Остальное тоже работает эту главную историю. И нежная любящая, немного неуверенная в себе Мария. И мстительные Кочубеи, и кровожадный Орлик, и преданный Искра. И с оперой все просто: есть достойный исполнитель Мазепы - есть спектакль! Без этого опера превращается в набор вокальных и музыкальных номеров и потрясающих хоров! Но нам повезло: Владислав Сулимский - феноменальный Мазепа! У него это психологически сложная, противоречивая натура. Сколько ни называют его злодеем Кочубей, его жена и соратники, до поры это ничем кроме их оскорбленной гордости в либретто не подтверждается. Он сильная личность, интересный человек, умеющий увлекательно говорить и склонный пошутить. Именно об этом нам рассказывает Мария, признаваясь в неизбывной любви к гетману в арии в первом действии. Он мудр и склонен к компромиссам, что совсем не свойственно той эпохе, для которой характерен скорее "парад гордынь" и самолюбий. А гордыня без мудрости - это глупость, что мы и видим в поступках четы Кочубеев (Станислав Трофимов и Екатерина Семенчук), на какие бы устоявшиеся исторические традиции они ни опирались.
Всю вторую картину второго акта Мазепа сокрушается о том, какой удар он вынужден нанести Марии, которую так любит, его терзают муки совести: "Боже, боже, что будет с ней, когда она услышит слово роковое?" Его ария, где звучат эти слова, полна лиризма, ее музыка пронизана нежностью. Тут не сомневаешься, это любовь. Но гетман решительно подписывает приговор на казнь Кочубея: "Доносчик и его приспешник должны быть казнены". А разве был выбор? Вообще-то в те времена подобная жестокость у власть предержаших была в порядке вещей. И тот же Кочубей на месте Мазепы поступил бы так же. Хотя музыковеды приписывают Кочубею особое благородство, отличающее его от Мазепы, из того, что он поет, никакого благородства не просматривается. Стремясь отомстить бывшему другу и могущественному правителю за оскорбление, за "поруганную голубку", за дочь, хотя та ушла с гетманом добровольно и с большой охотой, Кочубей пишет донос царю Петру Первому, что Мазепа задумал ему изменить и захватить власть на Украйне, но точно он этого не знал. Разве это благородно? Он мечтает, чтобы палачи замучили гетмана в пытках, чтобы он проклял "день и час, когда он дочь крестил у нас", обещает впредь "жить ради мести лютой". Если бы эта месть удалась, разве Кочубей испытывал что-то кроме удовлетворения и радости? А его восклицание в тюрьме: "И вот награда за донос!" - и вовсе удивляет. А какой она еще может быть? Доносительство никогда не считалось благородным делом! Хотя трагедия Кочубея и его жены заставляет содрогаться. Его сокрушенные слова "Заутро казнь!", подкрепленные мощным набатным ударом в музыке, не оставляют надежд. Тревоги добавляют и мольбы Любови к дочери, спасти отца от казни, упросить Мазепу помиловать его. Но на это уже нет ни времени, ни возможности. Разве может гетман простить лютого врага, мечтающего о его смерти в мучениях? Плач Любови (Екатерина Семенчук) во втором действии и вторящий ей плач женского хора добавляет терзаний зрителям, ведь в итоге он перерастает в развернутый план жестокой мести.
Эта опера всегда рождает размышления. И о правомерности поступков героев, и об их суждениях, и о движущих мотивах их действий. Дочь ушла с Мазепой сама, никто ее не неволил, и счастлива каждый миг, приведенный с ним, а Кочубеи поют о старом коршуне, который голубку заклевал, похитил и надругался. Андрей (Евгений Акимов) страдает об украденном у него гетманом счастье, хотя Мария с сожалением дала ему ясно понять, что у него нет никаких шансов получить ее любовь. Со словами об украденном счастье и "поруганной голубке" Андрей пытается в финале убить Мазепу, но погибает сам от пули гетмана, который всячески хотел избежать такого исхода. Эта сцена мастерски сыграна Владиславом Сулимским.
В итоге умерли почти все главные герои, кроме Марии и Мазепы. Но гетман повержен и бежит в изгнание. А лишившаяся рассудка Мария - это тот случай, когда правомерно сказать, что живые должны завидовать мертвым.
История, рассказанная Чайковским в опере "Мазепа", существенно отличается от пушкинской "Полтавы" и от подлинных событий жизни малоросского германа.
Но здесь не важно, что было в реальной истории Мазепы, мы воспринимаем оперу, созданную по законам музыкальной драматургии. Нам же не приходит в голову вспоминать, как выглядит алмаз, когда мы любуемся бриллиантом.
Опера "Мазепа" - это история харизматичной неординарной личности, человека, пытавшегося узурпировать власть в Малороссии и создать "самостийную" Украйну, но потерпевшего крах. И его судьба - это настоящая трагедия, я ни секунды в этом не сомневаюсь!
Свидетельство о публикации №221110201361