Животная любовь - рецензия на фильм

Животная любовь (Tierische Liebe)
Австрия, 1995
Сценарист и режиссёр – Ульрих Зайдль
Псевдодокументалистическая драма, артхаус
______________________
Это фильм не о плотской страсти, как можно было бы подумать из названия. И не об отношениях полов в дикой природе. И даже не о любви людей к братьям нашим меньшим, хотя домашних животных в этом фильме с избытком – их тискают, целуют, доверяют им свои секреты, попрошайничают вместе с ними, ревнуют, бросают на дороге, устраивают дорогие похороны, которых не каждый человек удостоится.

Это отрезвляющий и довольно-таки мизантропичный фильм не о наших отношениях с питомцами, а о нас самих – через то, как мы их используем. Именно используем – собаки, кролики, хорёк - герои этого фильма (и почему-то ни одной кошки), выглядят скорей как жертвы, чем как любимцы. Жертвы, вынужденные терпеть любую прихоть и глупость хозяев. Звери здесь исключительно для мебели – только чтобы показать через них людей, зачастую социально ущербных, одиноких, плохо приспособленных к жизни в среде себе подобных. Они несостоятельны в обществе (хотя не все из них бедны), а общение им нужно, вот и находят себе замену в виде живых игрушек, с которыми можно творить что хочешь, вымещать на них свои боль, обиду, беду. Поругаются, разведутся, зверям рассказывают, какие бывшие плохие. Обнимашки – потому что своих обнимашек не хватает. Ну, а звери просто всё это бедные терпят. Что им ещё делать остаётся?

Очень необычный фильм, снятый в жанре псевдодокументалистики, когда создаётся впечатление, что показывается чисто документальное кино (хотя ни в каком документальном кино не может быть столько откровенного). Актёры, вероятно, играют самих себя в естественных условиях, и в большинстве своём это люди, живущие в бедности – наиболее яркий, запоминающийся и повторяющийся образ – это вообще молодой бомж с кроликом; есть два бедных старика, взявших в приюте собаку; есть какая-то странная молодая пара с ещё более странными отношениями; есть женщина с хорьком, муж которой – алкоголик; есть двое разбежавшихся супругов, забирающих друг у друга пса; есть выживающие из ума бабушки в приюте, которым раздали каждой по кролику, так они с этими кроликами и сидят весь фильм.

Как это в самом деле снималось, мне совершенно непонятно, ибо Зайдлю удалость стереть грань между документальным и игровым кино. Ещё более непонятно – как люди позволили себя в таком виде снимать. Но, похоже, это всё реальные люди. Это слова самого Зайдля: "Снимая фильм «Животная любовь», я видел столько всего, можете себе представить… в каких только квартирах я ни побывал. Иногда это было просто невыносимо. Однако изначально было бы тупиковым вариантом приступать к работе над фильмом, испытывая чувство жалости по отношению к героям. Жалость — не самая удачная предпосылка для режиссера».

Если честно, у меня на людей совсем другой взгляд. Но меня буквально потрясло, что нас можно видеть вот такими. И теперь, когда утром кот Смурфик лезет ко мне целоваться, я с ужасом думаю, что, наверное, во мне тоже очень много от этих персонажей.

Сделано мастерски и вызывает сильный эмоциональный отклик. Да и задуматься заставляет. 9 из 11


Рецензии