Ремигиюс Сабулис. Памяти актёра

 На Московский Международный фестиваль 1987 года приехало много зарубежных гостей в нашу столицу. Всем хотелось посмотреть на перестроечную Москву, "Вдохнуть воздух свободы", как тогда говорили. Приехало, также, много актёров из Прибалтики, которая ещё входила в состав СССР, На творческие вечера в дом кино к нам приглашали многих известных мастеров, за две недели фестиваля мы встретились с Донатасом Банионисом, Регимантасом Адамайтисом, Юозасом Будрайтисом и многими другими, а вот Ремигиюс Сабулис пришёл к нам прямо в нашу киношколу вместе с переводчиком, так было положено, но на русском языке он говорил прекрасно, лишь с небольшим акцентом.
 Помню его молодым, весёлым и красивым парнем, очень общительным с нами, ребятами, учениками и будущими киношниками. Рассказывал про своё весёлое, озорное детство, приходил к нам и после этой встречи не один раз, вплоть до конца фестиваля. Ему очень было интересно у нас на юношеском объединении. Мы его стали называть ласково наш Реми, так как полное имя выговаривали с трудом. В его родном Каунасе, где он родился и вырос, тоже были театральные и кино кружки. А наша студия ему чем-то напоминала один из его кружков с творческими наставниками.

 В Литве молодого актёра Сабулиса знали хорошо по работам в Каунасском драматическом театре. Сложные разноплановые роли сыгранные им там в спектаклях "Рядовые" А.Дударева, "Кинг" Ю.Глинскаса, "Калигула" А.Камю. Уже в первом его экранном появлении - в литовской картине "Полёт через Атлантический океан" о длительном беспосадочном перелёте - было заметно стремление артиста создать живой характер, так как драматургия была там неглубокой, он старался всячески своей игрой эти штампы преодолеть. Да и вообще, он никогда из роли в роль не повторялся.
  Настоящий успех пришёл к Сабулису после телефильма по роману И.Шоу "Богач, бедняк...". Томас - младший из семейства Джордах - в исполнении начинающего актёра, был личностью сильной с твёрдым характером. В прошлом хулиган и повеса, Томас предстаёт перед нами как человек порядочный и благородный, сумевший в жизненных испытаниях не потерять достоинства и независимости.
Позже зрители встречали актёра в неожиданных, совершенно контрастных ролях: командира отряда разведчиков капитана Долгинцева в фильме "В двух шагах от рая", совершающего ряд преступлений священника Олшаускаса "Девять кругов падения", американского летчика-шпиона Пауэрса "Мы обвиняем", этот фильм вышел также под названием "Государственный обвинитель".
  Наибольшее удовлетворение по слова самого Р.Сабулиса, ему принесла роль немного угрюмого и замкнутого мужчины Эрика в телефильме "Чужой случай". В этой истории о девочке, разыскивающей в большом городе своего отца, его положительный "добрый дяденька" был очень достоверен, обаятелен и по-настоящему добр. Этот образ наполнял ленту человечностью, теплом.
Снимался Сабулис на момент нашей встречи в 1987 году, не часто, хотя предложений получал много. Мы спрашивали, почему? "Постоянная работа в театре, кино, на телевидении, как это ни парадоксально, - считал он, - может притупить актёрский слух, есть опасность заштамповаться. Поэтому необходимы паузы, во время которых можно переосмыслить созданное, получить новые впечатления. Необходима постоянная духовная работа, внутреннее обновление. Если этого не будет, никакая режиссура, драматургия не сделает тебя интересным и неожиданным для зрителя..." Так рассуждают настоящие профессионалы своего дела, сейчас такого не встретишь среди новых актёрских поколений.
  После одной из таких пауз мы увидели Р.Сабулиса в фильме режиссёра Р.Нахапетова "На исходе ночи". Фильм этот пришёлся на летний показ, поэтому прошёл не заметно для зрителя и критики. На тот момент его масштабность и фабула были необычны для Советского кино, такие темы до Нахапетова, так не снимали. Может многие и растерялись тогда в оценке. Персонажу Сабулиса, советскому матросу Николаю Борщу, попавшему в гитлеровский плен, - приходится пройти через непростые испытания. Одно из них - потеря памяти. Николай не помнит - кто он, откуда, и даже почти смиряется с тем, как его убеждают, что он немец (а немецкий язык матрос знал с юности очень хорошо). Но душой он не может принять вражеской психологии, мучается от того, что вынужден молчать, видя несправедливость. и внутренние переживания героя переданы исполнителем очень убедительно. Можно сказать, что и вся лента держится именно на этих психологических мотивах.

  Много говорить о творчестве Ремигиюс не любил, он предпочитал просто трудиться. Он стремился открывать новое в самом себе и это ему удавалось.
В 1989 году артист принял решение об уходе из драмтеатра, переехал из Каунаса в Вильнюс и начал посещать курсы режиссуры. Считал, что жизнь его изменилась к худшему, но работа в кино продолжалась уже в новом качестве, как режиссёра и сценариста. Как режиссёр он снял три фильма, признавался в том, что режиссёр - это его образ жизни и, что быть им интереснее, чем актёром. Приведу слова из его небольшого интервью про ценности:
"К сожалению, ценности теряются. Когда появилась так называемая свобода, демократия, люди стали забывать, что такое честь, совесть и самые простые вещи. Мне просто страшно подумать о будущем в Литве. Власть это не волнует, они живут в мире "бабла" и им не интересно, что происходит вокруг. Они смотрят только на себя. Самое худшее, что все сводится только в материальные вещи".
Таким он был, чистым, цельным, настоящим... И вот теперь, его не стало. Он ушёл от нас 29 декабря 2019 года в возрасте 65 лет. Тихо и незаметно. Шли праздники и за ними никто не обратил внимание на его уход. Никогда не думала, что мне придётся писать такую статью о нём в прошедшем времени, ведь для меня и для моих однокурсников по учёбе, он всегда останется в памяти живым и весёлым молодым парнем, очень талантливым и многогранным в творчестве.

(Фото для обложки "Советского экрана" Николая Гнисюка).


Рецензии