О сборнике прозы В. А. Владыкина Растерянный Потер

Вот и дочитана мной сборник прозы под изумительным названием «Растерянный». На этом повествование последних записок оборвалось. Но надо сказать, по всем правилам стойкого патриотизма, герой как герой, не состоялся. Нет ничего более неблагодарного намерения чем то, как писать о прочитанной книге пояснения, сюжет которой  строится вокруг «растерянного человека», которого автор назвал героем своего времени. Это простой человек, увлекающийся, которого не приняли в семье жены за его неуживчивость и неудержимость. Но являлся ли он таковым, судить строгому критику. Я же всего лишь анонимный читатель. Меня просили дать отклик и открыть своё имя, но я отказался по присловью: как бы чего не вышло. Да, я это заявлю вполне серьёзно, пусть не покажется, что я перед собой иронизирую. В современной литературе не встретишь самоотверженных женщин, коей является Вера. Она настолько точно выписана, поражает её заботливое внимание к Лежнёву, её любовь. И она ею вовсе не ослеплена. Она трезво оценивает реальность и не погружается в домостроевские понятия своего отца о том, как девушка должна неукоснительно соблюдать и беречь свою честь. Но Вера протестует, глубже отца понимает, что для неё дороже: И остаётся честной и перед собой и перед Лежнёвым. Она не присваивает его, не толкает в суд за разводом. А наоборот уберегает его от возможно ошибки, и напоминает, что у него сын, но и сознаёт, что сын для неё как бы враг, из-за которого он отворачивается от неё. Она живёт своим внутренним миром. Но и не скрывает того, о чём думает, и готова поступать вопреки предостережениям отца. Здесь сталкиваются два сознания: Это одно то, что Вера не хочет быть монашкой. У неё женское начало берёт над ней верх перед закосневшим созданием отца. Но не увлёкся ли я?.. Кстати, следует особо подчеркнуть: эта повесть не могла быть издана в своё время потому, что не показывает исключительно советский образ жизни, потому и попала, по словам автора, под «особый контроль», так как несёт в себе подход инакомыслия. И, наверно, недаром, ей был навешан ярлык «антисоветчины». Хотя ничего этого по своей структуре она не содержит. Но в то время и этого было вполне достаточно, чтобы ей приписать натуралистическое направление…
Смею заверить, книга будет полезна, прежде всего, слабому полу. Женщины должны знать, с кем связывают свою судьбу. Хотя главного героя Лежнёва нельзя назвать совсем отрицательным, но женщины о таких, однако, с виду положительных, часто спотыкаются. Но разве Вера спотыкается? Она поступает продуманно, взвешенно. Полный разбор книги надо бы делать отдельно, но мне это не с руки. По сути, автор проводит анализ поведения в обеих семьях, впрочем, и не только. Этические вопросы отчасти присутствуют в действиях всех персонажей, даётся как бы срез общественных прослоек. Центром притяжения автор избрал Лежнёва, вокруг которого и строится сюжет. Глава семейства Алёшиных придерживается патриархально-домостроевских традиций, иное отношение в воспитании детей исповедовал глава семьи Мигалёвых. Он с купеческо-мещанскими замашками, проповедовал стиль круговой поруки, придерживаясь современных деловых связей. Он не избегает и силового давления на зятя. Но не понимает, почему тот упорно не подчиняется ему. А ведь и собственные дети не очень следовали его установок и во многом поступали по-своему. И непременно, чтобы получали высшее или  среднетехническое образование.
Я только выразил своё суждение. Все персонажи и герои того заслуживают. Они яркие, живые, все говорят на своём языке. Книга структурно очень содержательна и написана выразительно, эмоционально, хорошим русским языком. Образы женщин выписаны цельно и психологически достоверно. И особо глубоко даны люди из народа. В повести немало удачных образов. Рассматриваются среда, обычаи, уклад двух противоположных семей. Колоритен образ грузчика Петровича, вторым планом дана директор мебельного магазина Мария Степановна. Но самым прекрасным образом я бы выделил квартирную хозяйку Марию Львовну. Удивляет её внучка Татьяна, и загадочная подруга Нина.
Особо замечу, что последнюю часть записок, которую автор дал в заключение сборника, надо было бы поставить предварением данного повествования об одном и том же герое, так как он выступает и в записках, и в письмах. Но автору видней. Далеко не всем понятен этот Валерий Лежнёв, причём редкого социального типа. От рождения и воспитания ли происходит он, как социальное явление, судить, пожалуй, профессиональному критику. Лежнёв не неудачник на страницах данной книги, которая писалась несколько десятилетий назад. Но смеем заметить, что и в новое бессовестное время такие типы ещё встречаются.
Когда приходится слышать, что портрет Лежнёва –– это портрет самого автора, на это должен сказать, что в какой-то мере он собирательный. Но со слов автора, он пользовался и своим опытом. Это неполный слепок с самого себя, Лежнёв продукт, и смею заявить, жертва своего времени. Лежнёв аморфный только с виду. Он даёт отпор родственникам жены, которые толкают его по своему усмотрению, не считаясь с его увлечениями, на чём необязательно заострять внимание. Ему претит деловой мир, он рабочий из простой семьи. Кстати, в повести, в одной из предпоследних глав, рассказывается и о том, как он рос, формировал с помощью матери мировоззрение. Это во всём положительная семья. И не только уклад семьи подсказывает, о происхождении его неподкупной честности. Но его психологию пыталась перестроить на свой лад семья жены и она сама. Кстати, такие женщины сегодня становятся бизнес-леди. но не самостоятельно, а с помощью, скажем, протеже-любовника. Сослужила ли службу ему семья его родителей, сделав его «белой вороной»? Это вопрос риторический. Если не белой вороной, то каким должен быть настоящий человек? Сегодня совесть воспринимается, чуть ли никак порок, но и никак добродетель. Каждый легко согласится, что более странного человека, чем Лежнёв на белом свете вряд ли удастся сыскать. А сегодня тем более даже и близко на него похожего ни за что не встретим. Более удачно, чем герой в повести выведены женщины –- это Вера и Лариса. Но что они так за него цеплялись не совсем непонятно. Они по взглядам разные. Но это мы видим с точки зрения сегодняшней действительности. Пересказывать сюжет не буду. Сцены жизни далёких лет даны убедительно, психологически достоверно по тому времени, а потому не выдуманы…. О самой повести «Растерянный» надо сказать в нескольких словах важное пожелание автору. Повесть заканчивается скомканным объяснением о том, как в дальнейшем складывается жизнь Лежнёва. Ни с одной из заявленных женщин, то есть ни с Верой, ни с Ларисой он не остаётся. Значит, семья жены до конца так и не скроила его по своему подобию. А значит, перед нами стойкий характер! Если продолжить рассказ, как он выходил из той ситуации, то получился бы цельный образ. А пока он неясный, и как герой, в развитии событий не совсем глубоко раскрыт. Напрашивается вторая часть. Но по признанию, автор не собирается её создавать. А жаль!
Во второй части сборника повествование героя в виде записок оборвалось. И не потому, что они остались недописанными, просто напрашивается наивный вопрос, имеет ли он право на существование, хотя бы в литературе как тип, ни на кого не похожий?
А коли он обретался в неидеальном обществе только в единственном числе, тогда он просто, искусно выведенный продукт, господствовавшей в те времена идеологии, которая неожиданным образом почила вместе со страной. На этом эксперимент в отдельно взятой стране по переделке человека и общества закончился драмой для нашего героя, который затерялся где-то в своём далёком городе. Но я, как читатель, его запомнил…
Зато огромная страна разделилась на пятнадцать самостоятельных государств…

Аноним


Рецензии