Явление Богородицы в Казани в 1579 году. Часть 2

23 июня 1579 года по ст. стилю в Казани произошел большой пожар: внутри Кремля сгорел двор великого князя, сгорел также Спасо-Преображенский монастырь и вся северо-восточная часть посада или детинца (территории перед Кремлем, где жили ремесленники и проводились ярмарки). Огнем были уничтожена и часть городских построек за посадом. Митрополит Казанский и Астраханский (с 1589 года), митрополит Казанский и Свияжский (с 1602 года), Патриарх Московский и всея Руси (1606-1612 гг.) Гермоген (Ермоген) примерно в 1594 году описал и этот страшный пожар, и чудесное событие, случившееся после него, в сказании
"Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани".

Автор "Сказания" служил в то время в церкви святого Николая Гостиного,
по-видимому расположенной близ торговых рядов, был свидетелем пожара, также он присутствовал если не при самом изъятии из земли иконы Божией Матери, то уж точно прибыл на место, когда ее нашли и установили на деревце, воткнутое в этом месте. Как оказалось, пожар имел не только негативное, но и положительное следствие: из текста Гермогена явствует, что Божественная Мать общалась при помощи снов с невинным ребенком и протянула руку помощи в виде чудотворной иконы всей России не просто так, а после покаяния, зародившегося в сердцах верующих казанцев, переживших страшный пожар. "Людие же христолюбивии верою не отпадше, но познаша своя согрешения, на покаяние обратишася…".

В том же году и месяце, то есть практически через несколько дней после пожара, десятилетней Матроне приснился первый из нескольких (возможно, трех) снов, в котором она увидела икону Богородицы с Младенцем. Мать Мария обращалась к ней прямо с иконы и просила найти эту икону, зарытую во дворе ее сгоревшего дома. Матрону часто по ошибке называют "Онучиной", но это не так, она не была дочерью Даниила Онучина. [1] Гермоген упоминает двор царского воина Даниила Онучина только как место, с которого начался пожар. "Загорелось в полдень около церкви Святителя Николая, называемого "Тульский", - пишет Гермоген, - во дворе одного Царского воина, Даниила Онучина". В другом разделе "Сказания" он пишет о Матроне как о «...дочери некоего мужа из простых, имуща мудрость на войне стрелебную». То есть Матрона была дочерью простого стрельца и проживала до пожара недалеко от двора Онучина. Сейчас это место находится на территории Казанского Богородицкого мужского монастыря по адресу Большая Красная,  5б; прямо на нем стоит заново отстроенный собор Казанской Божией Матери.

Мать Мария указывала на это место в снах девочки очень конкретно: "...внезапно оказалась она посреди двора своего, в котором жила... и тотчас явилась ей... икона Богородицы"; благодаря Ей девочка понимает, что копать нужно "... на месте, где была печь...".  Причем, по словам Гермогена, Господь дал Матроне во сне и мистический опыт ощущения чувства Благодати: "..оттуда же, близ того места, на расстоянии броска камня показал светящий благодатью луч...".

Несмотря на все призывы Богородицы, дело не двигалось, но все же 8 июля 1579 года (21 июля по н.ст.) чудотворная икона была найдена в земле на глубине двух аршин (что соответствует полутора метрам), на том месте, где была печь сгоревшего дома. Высшие силы умеют добиваться своего. Вот как автор "Сказания" описывает последний провидческий сон Матроны: "Однажды случилось девице той спать в полдень, и внезапно оказалась она посреди двора своего, в котором жила, и тотчас явилась ей чудная и пресветлая икона Богородицы страшным огненным образом, испуская поразительные и огненно- пресветлые лучи, так что ей казалось, будто эти сияющие от иконы пресветлые лучи сожгут ее. И был устрашающий голос от образа, сказавший девице: «Если не поведаешь о словах Моих и не пойдешь взять от земных недр Мой образ... ты... будешь болеть тяжко до конца дней жизни твоей".

Гермоген свидетельствует: "...явилась чудотворная икона Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Одигитрии вместе с Предвечным Младенцем Господом и Богом и Спасом нашим Иисусом Христом". (Когда икона относится к типу "Одигитрия", фигура Богородицы представлена лицом к зрителю, иногда с небольшим наклоном головы; на одной Ее руке восседает Младенец Христос, а другая рука указывает на Него.) Икона была завернута в ветхий «рукав однорядки вишневого сукна», образ не был ничем поврежден и "...чудно сиял светлостью, как будто был написан новыми красками. Земная грязь не коснулась чудного образа...". Мы не знаем, сколько лет икона пролежала в земле, может и немало. Сохранность образа при этом вполне объяснима, ведь вырыли его из под печи, то есть он находился в сухой земле, в тепле. Лишь в течение десяти дней, прошедших после пожара, он мог подвергнуться воздействию осадков, но этого, к счастью, не произошло.

Здесь хочется отвлечься от основного повествования  и сказать несколько слов о том, что же за одежда такая это была - однорядка. Так называли вид верхней одежды, которую носили как мужчины, так и женщины. Однорядка появилась в конце XV века и у нее были необычные рукава. Возле подмышечной впадины в них оставляли отверстия, которые позволяли носить однорядку, как вдев в рукава руки, так и не вдевая. Во втором случае, для того, чтобы рукава не мешались, их завязывали на спине, с этой целью они делались очень длинными. Икона, как известно, была завернута в рукав однорядки, но как именно она была завернута, Гермоген не уточняет. Ученые склоняются к тому, что она была в рукав вдета, из этого делают вывод, что размер иконы был весьма небольшой, сообразный средней ширине рукава.  Однако есть и второй вариант - икона могла быть не вдета в рукав, а просто обернута им, благо, длина позволяет. Если учесть и этот вариант, то вопрос с размером доски иконы (а он принципиален) может быть решен в сторону ее увеличения.
 
По приказу архиепископа Казанского Иеремии Гермоген отнес икону в расположенную неподалеку церковь Николы Тульского. Возле церкви случилось первое чудо исцеления - двое нищих слепцов, просивших подаяние на паперти, прозрели. (Впоследствии икона совершила много чудес исцелений, шестнадцать из которых описаны в "Сказании" Гермогена.) В том же 1579 году, по государеву указу Иоанна IV Грозного, на месте обретения был основан девичий Богородицкий монастырь, вскоре и Матрона стала одной из его монахинь. Первый храм, построенный точно на месте обретения, был деревянный, через шестнадцать лет по указу царя Феодора Иоанновича, он был заменен каменным; в 1808 году царем Павлом I и его преемником царем Александром I был выстроен огромный пятиглавый храм, взорванный большевиками в 1932 году; и, наконец, в 2021 году отстроен новый храм, практически полностью воссоздавший "павловский". Вплоть до начала двадцатого века само место обретения иконы оставалось лишь особо отмеченным пространством в подвале собора. Силами Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой на этом месте в 1913 году был сооружен красивый Пещерный храм, который также воссоздан современными строителями.

День явления Казанской иконы - 21 июля - теперь ежегодно отмечается как общецерковный праздник Русской Православной Церкви. Есть еще один праздник - день иконы Казанской Божией Матери - празднуется 4 ноября, так как в этот день 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободили Москву от польских интервентов. В поход на Москву они шли со списком Казанской иконы, который после победы был помещен князем Дмитрием Пожарским в приходскую Введенскую церковь на улице Сретенка (сейчас эта улица называется Большая Лубянка, церковь не сохранилась). Специалисты говорят о исторических свидетельствах, из которых следует, что Московская Казанская икона Божией Матери была принесена под Москву, занятую поляками, еще в 1611 году, по благословению самого Патриарха Ермогена. Еще до освобождения Москвы этот список тоже стал почитаться как чудотворный, так как в том году ополчением городов нижней Волги и казаками в тяжелом бою с гетманом А. Ходкевичем был взят московский Новодевичий монастырь.

21 июля 2005 года икона Божией Матери была "явлена" в Казани во второй раз, вернувшись уже в виде чудотворного и чрезвычайно искуссно написанного, так называемого "Ватиканского списка".  Эта икона оказалась за границей после произошедшей в царской России революции, при этом специалисты-иконоведы и историки, сколько ни искали, но так и не выяснили, из какой российской обители этот образ был вывезен.

В 2004 году Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II принял в дар от представителей Ватикана чудотворную икону Казанской Божией Матери, специально привезенную ими для этой цели в Москву.  20 июля 2005 года он привез икону в Казань, приехав на празднование Дней православия, посвященных 450-летию Казанской епархии. Праздник решено было перенести с ноября (фактическая дата основания) на 21 июля. В этот день, 21 июля 2005 года, по окончании Божественной Литургии в Благовещенском соборе Казанского Кремля Святейший Патриарх передал икону верующим. Верующие пронесли икону крестным ходом к Богородицкому монастырю и воздвигли ее на приготовленное ей место в Крестовоздвиженской церкви монастыря, где она находилась до 21 июля 2021 года, когда была перенесена в новый Собор, построенный в ее честь.

Примечания:
1. Хафизов Д.И. Книга «Святое Знамение России». Глава "Матрона - боговидица из Казани".


Рецензии